Понятие и элементы формы государства. Понятие формы государства моногоаспектно и включает особенности внутренней организации государства, распределения компетенции между высшими органами власти
Понятие формы государства моногоаспектно и включает особенности внутренней организации государства, распределения компетенции между высшими органами власти, взаимоотношения государства и его территориальных единиц, систему методов осуществления государственной власти.
В древности форму государства ассоциировали лишь с формой правления. Платон в зависимости от преобладающего состояния общественного сознания различал, кроме идеального государства, тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Распространено было деление форм государства в зависимости от числа правящих лиц (власть одного, власть немногих, власть большинства), также развитие правильных и неправильных форм. Выдвигались проекты смешанной государственной формы, объединявшей достоинства «простых» форм (Цицерон)
Ш. Монтескье в работе «о духе закона» указал, что каждая форма государства основывается на определенном принципе, тем самым наполнив понятие формы государства смыслом и политического режима.
В современной науке форма государства рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного (территориального) устройства, государственного (политического) режима.
Форма правления – это элемент формы государства, который характеризует порядок организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношения с населением. По форме правления государства делятся на монархии и республики.
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который отображает взаимоотношения государства в целом и его составных частей, центральных и местных органов власти. По форме государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.
Государственный режим – это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти. Государственные режимы делятся на две основные группы: демократические и недемократические.
25. Монархия: понятие и виды.
По форме правления государства делятся на монархии и республики. Форма правления – это элемент формы государства, который характеризует порядок организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношения с населением.
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.
Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.
Монархия - это форма правления, при которой глава гocyдарства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследования.
Для монархии характерны следующие признаки:
1. Единоличный характер власти главы государства.
2. Пожизненное осуществление главой государства (монархом) властных полномочий.
3. Передача верховной власти в порядке наследования.
4. Юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.
Монархия является преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монapx обычно являлся крупнейшим феодалом.
Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные. Ограниченные в свою очередь делятся на дуалистические и парламентские.
В абсолютной монархии отсутствуют органы или законы, которые ограничивали бы власть монарха. Он контролирует все ветви власти, а иногда является и руководителем церкви в данном государстве (теократическая монархия). Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. В современном мире примерами абсолютных монархий служат Саудовская Аравия, Бруней и др.
В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента достаточно узки, правительство формируется монархом и ответственно перед ним. Монарх имеет право роспуска парламента или его нижней палаты, может налагать на законы парламента абсолютное вето. Акты монарха по юридической силе равны или даже выше законов парламента. Примерами современных дуалистических монархий служат Иордания и Марокко.
В парламентской монархии монарх «царствует, но не правит», его роль номинальна. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т. е. подписания премьер-министром либо соответствующим министром. В настоящее время парламентскими монархиями являются Великобритания, Япония и ряд других государств.
26. Республика: отличительные признаки и виды.
Форма правления—это элемент формы государства, который характеризует порядок организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношения с населением.
По форме правления государства делятся на монархии и республики.
Слово «республика происходит от лат. res publica (общественное дело).
При республиканской форме правления верховная власть делегируется единоличному или коллегиальному органу, избираемому на определенный срок.
К признакам республики можно отнести следующие:
1. Глава государства может бытькак единоличным, так и коллегиальным. В то же время в большинстве республик верховную власть осуществляет единоличный президент.
2. Глава государства осуществляет свои полномочия в течение определенного срока.
3. Власть главы государства не передается по наследству, а носит выборный характер.
4. Глава государства несет ответственность за принимаемые решения.
Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух своих разновидностях - демократической (Афины) и аристократической (Спарта). В Феодальных государствах республики носили городской характер, например, Новгородская республика.
Республика стала преобладающей формой правления в современном мире.
В литературе различаются следующие разновидности республик:
1. Монократические (монистические). Здесь власть главы государства фактически не ограничена, выборы носят скорее ритуальный, нежели реальный характер. Поэтому глава государства в таких республиках сменяется либо в результате смерти предыдущего, либо в результате государственного переворота. Данный вид республики характерен для ряда стран Тропической Африки.
2. Президентские республики. Их особенностями являются:
а) внепарламентское избрание президента;
б) формирование правительства президентом;
в) отсутствие у президента права роспуска парламента или его нижней палаты.
Примерами президентских республик в современном мире являются США, Сирия и др. Недостатком президентских республик считается тенденция к усилению президентской власти и превращению республики в суперпрезидентскую, где президент опирается в первую очередь на армию, а роль парламента номинальна.
3. Парламентские республики. В них:
а) глава государства избирается парламентом или специальным парламентским органом;
б) правительство формируется парламентом из числа лидеров партий парламентского большинства и ответственно перед парламентом;
в) президент может распускать парламент или его нижнюю палату.
Парламентскими республиками являются Италия, Германия, Индия и т.д. Недостатками парламентских республик считаются нестабильность государственной политики и ее зависимость от расстановки сил в парламентe, частая смена правительства вследствие вотумов недоверия.
4. Смешанная республика.. В данном типе смешаны признаки пpeзидентской и парламентской республик, как это имеет место, например, в России и Франции. Глава государства в таких республиках обычно не относится ни к одной ветви власти.
5. Советские республики. В данном типе республик, значительно поредевшем в последние годы, не признается принцип разделения властей. Ему противопоставляется принцип сосредоточения властных полномочий у Советов или представительных органов под другими наименованиями. Советы построены по иерархическому принципу, контролируя все ветви власти. Примерами советских республик являлись многие социалистические страны.