Укрепление международных позиций.

На протяжении 20х гг. главным политическим и торговым партнером советского государства в Европе была Германия. Подписанный в Рапалло договор открывал широкие возможности для всестороннего взаимодействия. Более 2 тыс. немецких инженеров и техников прибыли в Советский Союз и активно содействовали восстановлению народного хозяйства. Крепло военное сотрудничество. «Крупп» строил артиллерийские заводы в Средней Азии, «Юнкере» создавал самолеты в Филях, под Москвой; немецкие военные заказы выполнял химзавод по производству отравляющих веществ близ Самары. На территории СССР создавались военные центры рейхсвера — летная школа под Липецком, танковая — под Казанью, аэрохимическая — под Саратовом. В условиях политической изоляции, в которую попали обе страны после Первой мировой войны, эти контакты были взаимовыгодными — они позволяли Германии в обход Версальского договора проводить научные исследования в перспективных областях военного строительства, а СССР при посредстве немецкой стороны знакомиться с достижениями в военном деле за границей. Такое сотрудничество продолжалось До 1933 г. Вместе с тем Советский Союз очень внимательно следил за действиями западной дипломатии в Германии, практически всегда усматривая в них антисоветскую направленность. Глубокое беспокойство советского правительства вызвали принятие Германией в августе 1924 г. плана Дауэса, появившиеся на Западе идеи создания системы европейской безопасности с участием Германии и Франции, стремление Германии вступить в Лигу Наций. Все это порождало у Советского Союза очень большие опасения относительно воссоздания единого фронта капиталистических держав.
В феврале 1925 г. министерство иностранных дел Великобритании подготовило документ «Английская политика в связи с положением в Европе». В нем говорилось, что в послевоенной Европе сложились три группы государств — победители в войне, побежденные и Россия. Между первыми двумя группами решение проблемы безопасности возможно, с Россией решить ее нельзя, ибо она является дестабилизирующим фактором в Европе.

В документе предусматривалось вступление Германии в Лигу Наций и заключение с ее участием многостороннего пакта, который бы гарантировал территориальный статускво на Рейне. Немецкое правительство одобрительно отнеслось к этим целям. Одновременно оно решило проинформировать правительство СССР о своих намерениях вступить в Лигу Наций, стремясь показать, что членство в ней не повредит германосоветским отношениям.
Рейнский гарантийный пакт был парафирован на конференции в Локарно (56 октября 1925 г.). В ней приняли участие Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Польша, Франция и Чехословакия. Пакт был призван обеспечить неприкосновенность границ между Францией и Германией, Германией и Бельгией.
Важное место на Локарнской конференции занимал вопрос об условиях вступления Германии в Лигу Наций. Англия и Франция настаивали на том, чтобы Германия как член Лиги Наций выполняла в полном объеме требования ее Устава в отношении участия в санкциях, предусмотренных статьей 16, если встанет вопрос об их применении против СССР. Однако немецкое правительство проявило известную осторожность в этом вопросе. Его представители заявили на конференции о готовности Германии оказывать моральную поддержку Лиге Наций при проведении санкций, участвовать в экономической блокаде против агрессора. Вместе с тем они подчеркнули опасность нарушения советскогерманских экономических связей в случае участия в санкциях против СССР.
После принятия Германии в Лигу Наций в сентябре 1926 г. министр иностранных дел страны Г. Штреземан заявил, что
Германия осудит любую агрессию против Советского Союза. В случае же, если против СССР будут применены «санкции», которые Германия признает необоснованными, она обязуется не допустить продвижения через свою территорию войск, направляемых для осуществления этих санкций. А несколько раньше, 24 апреля 1926 г., между Советским Союзом и Германией был подписан договор, подтверждающий обязательства Рапалльского договора от 1922 г. как основы двусторонних отношений. Стороны обязались соблюдать нейтралитет в случае нападения третьей державы или группы держав, не участвовать в финансовых или экономических бойкотах друг против друга. Еще во время локарнских переговоров, 12 октября 1925 г., СССР и Германия заключили новый торговый договор. А в апреле 1926 г. было подписано соглашение о предоставлении немецким правительством долгосрочного кредита Советскому Союзу на сумму 300 млн марок. Это был самый большой кредит из всех прежде предоставлявшихся советской стране иностранным государством. Достигнутые договоренности содействовали укреплению двусторонних экономических связей. В конце 20х гг. Германия занимала главное место во внешней торговле Советского Союза: на нее приходилось 30 % внешнеторгового оборота СССР.
Заключение договоров о ненападении и нейтралитете было важным направлением советской внешней политики с середины 20х гг. Первым из таких документов было соглашение между СССР и Турцией (11 декабря 1925 г.). Наибольшее значение имел договор о нейтралитете с Германией от 24 апреля 1926 г. К 1933 г. подобные документы были подписаны с Афганистаном, Ираном, Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей, Финляндией, Францией и Италией, то есть создана целая система соглашений, основанных на практическом применении в международных отношениях принципов мирного сосуществования стран с различным общественным строем.
Советскоанглийские отношения на протяжении 20х гг. оставались крайне напряженными, несмотря на признание Советского Союза в начале 1924 г. лейбористским правительством Р. Макдональда. В конце 1924 г. к власти в стране снова пришли консерваторы. В их успехе на выборах значительную роль сыграла антисоветская направленность проводимой этой партией предвыборной кампании. Широко было использовано так называемое «Письмо Зиновьева», якобы направленное 15 сентября 1924 г. Коминтерном английским коммунистам с призывом готовить восстание в армии. Лишь гораздо позднее стало известно, что это была фальшивка, сфабрикованная русскими эмигрантами в Берлине. Победившие на выборах консерваторы отказались ратифицировать новое торговое соглашение с СССР, подписанное 8 августа 1924 г.
Оказание советскими профсоюзами финансовой поддержки участникам всеобщей забастовки 1926 г. в Англии привело к новым осложнениям двусторонних отношений. В дополнение ко всему Коминтерн предпринял попытку использовать забастовку для начала революции в Англии. Он обратился с призывом к бастующим свергнуть консервативное правительство и создать «подлинно рабочее правительство». В результате в феврале 1927 г. британский кабинет обвинил советскую сторону во вмешательстве во внутренние дела Соединенного Королевства.

12 мая 1927 г. полиция произвела обыск в помещении советского торгового представительства в Лондоне и англосоветского акционерного общества «Аркос», заподозренного в шпионаже в пользу СССР. Изъятые при обыске документы не содержали никаких компрометирующих сведений, но, несмотря на это, были использованы британским правительством в качестве основания для обвинения Советского Союза в «подрывной» деятельности в Великобритании, разрыва дипломатических отношений и расторжения всех торговых соглашений. Советскоанглийские дипломатические отношения были восстановлены только в октябре 1929 г. Разорвав дипломатические отношения с СССР, Англия стремилась обеспечить поддержку этой акции со стороны других стран.
В обстановке осложнения англосоветских отношений 7 июня 1927 г. в Варшаве произошло убийство советского полпреда П.Л. Войкова. На страницах французских газет появились требования об отзыве из Парижа советского посла Х.Г. Раковского. Министр иностранных дел Великобритании Н. Чемберлен предпринял попытки склонить Германию к поддержке действий своего правительства в отношении Советского Союза.
Но правительства Франции, Германии и некоторых других стран, по ряду соображений, отказались от обострения отношений с СССР. Переговоры, проведенные Г.В. Чичериным в Париже в мае 1927 г., показали, что Франция не поддерживает антисоветскую акцию Великобритании. Германский министр иностранных дел Г. Штреземан в беседах с Г.В. Чичериным в БаденБадене в июне заявил, что если встанет вопрос о пропуске иностранных войск через территорию Германии, она окажет пассивное сопротивление. Германия выразила готовность расширить экономические контакты с СССР в связи с прекращением англосоветской торговли. 1415 июня 1927 г. в Женеве состоялась конференция министров иностранных дел Великобритании, Франции, Германии, Италии, Бельгии и Японии. На первом же заседании Н. Чемберлен предложил опубликовать совместную декларацию «против пропаганды Коминтерна и ее связи с советским правительством». Инициатива Н. Чемберлена натолкнулась на ряд препятствий. Г. Штреземан, исходя из проводимой им политики лавирования между западными державами и СССР, отказался присоединиться к проектируемой декларации. Англофранцузские противоречия по вопросу об отношении к Германии привели к тому, что министр иностранных дел Франции А. Бриан также отказался поддержать предложение Н. Чемберлена. Сдержанную позицию занял представитель Японии.
В связи с убийством П.Л. Войкова Советское правительство заявило Польше решительный протест, потребовало наказать убийцу и запретить антисоветскую деятельность белогвардейских организаций на своей территории. Польша выразила сожаление по поводу убийства и приняла меры к разрешению конфликта.
Нарушение экономических связей с Англией было компенсировано расширением торговли с Германией, Францией и другими странами. С 1927 г. начал возрастать удельный вес США во внешней торговле СССР; уже в 1928 г. он превысил 22%. В целом вторая половина 20х гг. — период интенсивных деловых связей СССР с государствами мира. Внешнеторговый оборот Советского Союза в 1929 г. составил 6,3 млрд рублей, что в 3 раза превосходило уровень 1924 г.
В практике международных отношений конца 20х гг. по различным соображениям государств появились и пацифистские тенденции. С ними тесно связано появление пакта Бриана — Келлога.
6 апреля 1927 г. в день 10й годовщины вступления США в Первую мировую войну министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к американскому правительству с предложением заключить двусторонний договор «о вечной дружбе, запрещающей обращение к войне как к средству национальной политики».
28 декабря 1927 г. государственный секретарь США Ф. Келл°г одобрил инициативу Франции, но видоизменяя французский проект, предложил заключить не двусторонний, а многосторонний договор. 13 апреля 1928 г. Ф. Келлог разослал проект договора министрам иностранных дел Великобритании, Германии, Италии и Японии, пригласив их обсудить вопрос о договоре, отвергавшем войну. В ответных нотах указанные страны согласились участвовать в пакте, но сделали ряд оговорок, исходя из своих «особых интересов». Ф. Келлог учел некоторые их замечания в преамбуле договора, но сам текст договора остался неизменным.
Подписание документа состоялось в Париже 27 августа 1928 г. Подписавшие пакт страны торжественно заявили об отказе от войны как орудия национальной политики. Они обязывались при урегулировании споров и конфликтов использовать только мирные средства. Договор был открыт для подписания другими странами.
В этот же день — 27 августа — государственный департамент США направил приглашение присоединиться к пакту правительствам 48 стран. В день подписания пакта французский посол в Москве Ж. Эрбетт от имени своего правительства передал приглашение Советскому Союзу.
31 августа советское правительство сделало ряд замечаний по тексту пакта. Оно выразило сожаление по поводу отсутствия в нем обязательств в области разоружения, запрещения всякой международной войны, интервенции, блокады, оккупации чужих территорий. Однако пакт накладывал определенные обязательства на его участников, и СССР изъявил согласие на его подписание. 6 сентября была подписана Декларация о присоединении СССР к пакту Бриана — Келлога. Затем правительство СССР предложило соседним странам подписать специальный протокол о досрочном введении в силу между участниками протокола обязательств пакта, не дожидаясь его общей ратификации. Соответствующий протокол был подписан в Москве 9 февраля 1929 г. представителями СССР, Польши, Латвии, Эстонии и Румынии. В течение 1929 г. к нему присоединились Турция, Иран и Литва.
Основным объектом советских внешнеполитических усилий на Востоке был Китай. В 20х гг. он представлял собой узел противоречий. Здесь переплетались, часто сталкиваясь, интересы всех крупнейших государств мира. При этом в стране шла ожесточенная гражданская война. Фактически действовало два враждебных друг другу правительства: на Севере — официальное правительство в Пекине; на Юге, в Гуанчжоу (Кантоне) — правительство национальной партии Китая (Гоминьдан), возглавляемой Сунь Ятсеном. В различных провинциях активно действовали крупные и мелкие милитаристы, часто воевавшие друг с другом и опиравшиеся при этом на поддержку той или иной иностранной державы.
Ориентировавшееся на Японию правительство в Пекине в марте 1918 г. отозвало своего посланника из РСФСР. В 1920 г. советское правительство активизировало поиски путей нормализации отношений с Китаем.
В результате четырехлетних межгосударственных переговоров 31 мая 1924 г. было подписано «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой». Это был первый равноправный договор, заключенный Китаем в XX в. Стороны восстанавливали дипломатические отношения. Советское правительство аннулировало все документы и договоры, заключенные царской Россией с Китаем, или третьими странами в ущерб последнему; отказалось от специальных прав и привилегий, приобретенных царской Россией в Китае. КитайскоВосточная железная дорога (КВЖД) объявлялась чисто коммерческим предприятием и должна была управляться двумя странами на паритетных началах. СССР обязывался отозвать части Красной Армии с территории Монголии (10тысячный корпус), куда они вступили в июне 1921 г. для ликвидации белогвардейских отрядов генерала Р.Ф. Унгерна.
Советская политика осуществлялась как по традиционным дипломатическим каналам, так и через Коминтерн. В планах Коминтерна Китаю отводилось одно из первых мест. В начале 1920 г. Коминтерн направил в Китай группу коммунистов, которым было поручено помочь китайским марксистам наладить подготовку революционеровпрофессионалов, разработать конкретную программу расширения фронта антиимпериалистической борьбы. С их помощью в 1921 г. была создана Коммунистическая партия Китая. А в 1923 г. по рекомендации Коминтерна Гоминьдан и компартия договорились о единстве действий при сохранении политической и организационной самостоятельности каждой из партий. Поощряя вступление малочисленной компартии Китая в Гоминьдан, руководство Коминтерна стремилось превратить последнюю из реформистской мелкобуржуазной в радикальную партию рабочих и крестьян. В этот период Коминтерн преследовал цель развязывания национальноосвободительных революций в колониях и полуколониях. В Китае его советники и военные инструкторы появились в советском посольстве в Пекине, в кантонской, калганской, тяньцзинской и кайфынс
кой провинциях. При активном содействии советских инструкторов при гоминьдановской армии был создан Военный совет и Генштаб, а в армейских частях насаждаются коммунистические ячейки; из Владивостока регулярно прибывает оружие. Большое участие в китайских событиях 20х гг. принимали глава военных советников В.К. Блюхер, постоянный представитель Коминтерна в Китае Г. Войтинский, главный политический советник ЦИК Гоминьдана М.М. Бородин.
Стремясь ограничить растущее влияние коммунистов и укрепить свои собственные позиции, новый лидер Гоминьдана генерал Чан Кайши в апреле 1927 г. прекратил сотрудничество с компартией.
Проводимая Советским Союзом и Коминтерном политика в отношении Китая, которая была направлена на разжигание гражданской войны в этой стране, привела к падению авторитета СССР. 6 апреля 1927 г. полиция маньчжурского диктатора Чжан Цзолина с ведома послов США, Англии, Франции, Японии и других стран совершила налет на советское посольство. Было захвачено более 3 тыс. секретных документов, свидетельствующих о роли Советского государства и Коминтерна в «советизации Китая», использовании средств КВЖД в целях пропаганды.
11 декабря китайские коммунисты подняли восстание в Кантоне, которое через два дня было подавлено гоминьдановскими войсками. Во время этих событий китайские власти арестовали советского вицеконсула и его помощника, обвиненных в подстрекательстве. Вновь захваченные секретные документы подтвердили связь Коминтерна с этими событиями. 14 декабря 1927 г. нанкинское правительство Китая закрыло советское посольство, все консульства, торговые представительства и агентства, выслав из страны (из Южного и Центрального Китая) весь их обслуживающий персонал.
В мае 1929 г. милитаристы СевероВосточного Китая предприняли нападение на Генеральное консульство СССР в Харбине. Полиция искала участников совещания представителей III Интернационала. Была конфискована часть консульской переписки. 10 июля отряды маньчжурских войск и русских белогвардейцев захватили КВЖД, арестовали советскую администрацию дороги. А 18 августа регулярные части китайской армии проникли на советскую территорию.
Урегулировать конфликт с Китаем путем переговоров не удалось. 20 августа 1929 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О прекращении отношений Союза ССР с Китаем». В ноябре 1929 г. части Особой дальневосточной армии под командованием В.К. Блюхера изгнали китайские войска и белогвардейские отряды с советской территории. 22 декабря 1929 г. в Хабаровске был подписан советскокитайский протокол о ликвидации конфликта. На КВЖД восстанавливалось положение, существовавшее до конфликта, все спорные вопросы предполагалось рассмотреть на специальной конференции.

Наши рекомендации