Источники международного уголовного права
Вэтой отрасли международного права, в отличие от ряда других его отраслей, пока не осуществлена кодификация, сохраняется множественность договорных актов.
Прежде всего это общие для большинства государств конвенции, регламентирующие сотрудничество в борьбе с преступностью, межгосударственные взаимоотношения в целях предотвращения и наказания опасных для международного сообщества либо для нескольких государств деяний.
Перечень таких актов обширен, назовем наиболее значимые в наше время:
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1985 г.;
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.;
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников
1979 г.;
Конвенция о физической защите ядерного материала
1980 г.;
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и дополняющий ее Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию 1988 г.;
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства и дополняющий ее Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г.;
Глава 17. Международное уголовное право
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с Протоколом о поправках 1972 г.);
Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;
Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;
Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.
К этому списку следует добавить Конвенцию об открытом море 1958 г. и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., в которых (соответственно ст. 14—21 и ст. 100—107) определены меры по борьбе с пиратством на море.
Российская Федерация участвует в этих конвенциях в порядке правопреемства. К договорам новейшего времени относятся принятые под эгидой ООН Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (открыта для подписания 12 января 1998 г.) и Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (открыта для подписания 10 января 2000 г.). Российская Федерация ратифицировала эти конвенции соответственно 13 февраля 2001 г. и 10 июля 2002 г. Особо следует отметить принятую на стыке веков Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, которая была окончательно одобрена и открыта для подписания всеми государствами в Палермо (Италия) в декабре 2000 г. Российская Федерация стала одной из первых стран, подписавших эту Конвенцию. Одновременно приняты и открыты для подписания дополняющие Конвенцию Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Существуют также многочисленные акты регионального характера, в том числе европейские конвенции (о пресечении терроризма 1997 г., об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., Уголовно-правовая конвенция о коррупции 1999 г.).
Особую группу источников международного уголовного права составляют акты, регламентирующие сотрудничество в борьбе с преступлениями против мира и безопасности человечества, с военными преступлениями. Это:
Соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников в Европе от 8 августа 1945 г. и приложенный к нему Устав Международного военного трибунала,
§ 2. Источники международного уголовного права
ставшего известным затем под названием Нюрнбергского трибунала, осудившего группу руководителей фашистской Германии;
Устав Токийского международного военного трибунала для Дальнего Востока от 19 января 1946 г.;
Устав Международного трибунала, созданного согласно резолюции Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии;
Устав Международного трибунала по Руанде, созданного в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 995 от 8 ноября 1994 г.;
Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и дополнительные Протоколы к ним 1977 г.;
Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.
Новейшим актом, ориентированным на осуществление юрисдикции «в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества», является Статут Международного уголовного суда, вступивший в силу 1 июля 2002 г.
В научной литературе и в материалах Ассоциации международного права — неправительственной международной организации — разработаны предложения относительно подготовки и заключения единой Конвенции «О международных преступлениях» (имеются в виду и те деяния, которые многими учеными квалифицируются как преступления международного характера). Рекомендация о принятии «комплексного договора» выдвинута на VIII конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в 1990 г. (там же предложены «типовые договоры» о выдаче, о взаимной помощи в области уголовного правосудия).
Получают распространение двусторонние соглашения — как по общим вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью (с Королевством Швеции от 19 апреля 1955 г., с Республикой Узбекистан от 27 июля 1995 г., с Королевством Испания от 17 мая 1999 г.), так и по вопросам координации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (с Великобританией, КНР, Бразилией и др.).
Глава 17. Международное уголовное право
Нормы международного уголовного права взаимодействуют с внутригосударственными уголовно-правовыми нормами. Соответствующий подход выражен в УК РФ: «Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права» (ч. 2 ст. 1).
Проявлением такого взаимодействия служат те положения российского уголовного законодательства, установление и содержание которых обусловлены международными договорами. К их числу в действующем УК РФ можно отнести ст. 11 — 13 Общей части, содержащие формулировки, прямо связанные с международными договорами РФ, нормами международного права, а также ст. 205, 2051, 206, 211, 227, 252, 253 Особенной части. Особо значимой стала гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» (ст. 353—360) Кодекса, где определены составы таких преступных деяний, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсичного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, геноцид и др. В УК пока не введена квалификация международного терроризма, что необходимо сделать в контексте международных обязательств. Шагом в этом направлении стало включение в Кодекс Федеральным законом от 24 июля 2002 г. такого состава, как финансирование акта терроризма либо террористической организации (ст. 2051).
Необходимо иметь в виду и специальные законы, определяющие механизм и структуры противодействия наиболее опасным действиям, несовместимым с международным правом и конституционным правопорядком. Таковы федеральные законы от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом», от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. Закона от 30 октября 2002 г.).
§ 3. Международные преступления