Туризм между мировыми войнами: водный транспорт, автомобильный транспорт и развитие гостиничного хозяйства
Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии меж-дународных туристских связей.
«Только после войны началось искушение мира национализмом, и явным проявлени-ем этой духовной эпидемии нашего столетия явилась ненависть к иностранцам или, по меньшей мере, страх перед чужеродным. Повсюду отгораживались от иностранца, повсюду его игнорировали. Все те унижения, придуманные раньше исключительно для преступни-ков, теперь распространялись до и во время поездки на каждого путешественника. Надо бы-ло фотографироваться справа и слева, в профиль и en face, волосы стричь коротко, чтобы было открыто ухо, нужно было оставлять отпечатки пальцев, сначала только большого, а за-тем всех десяти, сверх того надо было предъявлять свидетельства, справки о состоянии здо-ровья, справки о прививках, свидетельство полиции о благонадежности, рекомендации, надо было предъявлять приглашения и адреса родственников, нужны были моральные и финансовые гарантии, нужно было заполнять и подписывать анкеты в трех, четырех экзем-плярах, и, если хоть одной бумаги в этой кипе недоставало, дело шло насмарку». (Цвейг, Вчерашний мир)
Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта. Но наиболее революционными были изменения на воздушном транспорте.
Водный транспорт.
Перед войной, гонка за размер и скорость привела к гигантским судам. Первая миро-вая война приостановила развитие океанских лайнеров. Когда закончилась Первая Мировая война, у всех стран мира не хватало средств на восстановление своего коммерческого флота. Германия, согласно Версальскому соглашению, передала практически весь свой коммерче-ский флот странам-победителям Первой мировой войны. И если последние могли восстано-вить свой флот немецкими репарациями, то Германии предстояло начать воссоздавать флот с пустого места. После того, как трио класса «Император» было передано США и Велико-британии , от немецкого торгового флота остался только старый «Дойчланд», построенный ещё в 1900 году. Но двадцатые годы принесли экономическое благосостояние, и вскоре ве-дущие пароходства решили возродить гонку.
Один из лидеров рынка трансатлантических перевозок после войны была француз-ская компания Compagnie Générale Transatlantique (более известная как Френч Лайн). Рос-кошные внутренние помещения, превосходное обслуживание и беспрецедентная кухня бы-ли отличительными чертами Френч Лайн. В 1927 году появилось судно, которое всегда бу-дет вспоминаться как шедевр компании – «Иль де Франс». Если предыдущие суда были украшены в стиле Эдвардианской эпохи, то «Иль де Франс» был сделан в стиле Арт Деко. Появление «Иль де Франс» ошеломило мир, и впервые в истории, гостиницы начали под-ражать судну, а не наоборот. Наряду с другими новшествами Френч Лайн, это сделало но-вый лайнер королём Северной Атлантики.
«Иль де Франс» был известен благодаря своим интерьерам, но он не был ни самым большим, ни самым быстрым лайнером. Германия решила бороться за Голубую Ленту Ат-лантики. Было принято решение о постройке двух больших лайнеров компанией «Северо-германский Ллойд». Суда должны были быть достаточно быстрыми, чтобы побить рекорд «Мавритании», а также достаточно роскошными, безопасными и большими.
В 1929 году Северогерманский Ллойд ввел в эксплуатацию лайнер «Бремен», а в 1930 и его сестру «Европу». Тоннажем в 50 000 тонн, эти два судна не могли превзойти в размере «Маджестик», но они отобрали у Кунард Лайн Голубую ленту Атлантики.
В гонку сразу включились другие компании. И Кунард Лайн и Уайт Стар Лайн за-планировали построить суда более 300 метров в длину, и способных развивать скорость, до-статочную для отвоевания Голубой ленты Атлантики. Френч Лайн также запланировала строительство супер лайнера. Но крах 1929 года и начало Великой депрессии несколько за-тормозили работу над новыми суперлайнерами. Кроме того, конгресс США ввел ограниче-ния на иммиграцию в страну, на чем до конца 1920-х зарабатывали трансатлантические лайнеры.
Детище итальянского пост-военного кораблестроения, Rex и его «брат», Conte de Savoia, были ответом на успехи германского флота. SS Rex удерживал пальму первенства как самый быстрый коммерческий корабль, пересекающий Атлантику, на протяжении не-скольких лет, начиная с 1933.
Френч Лайн начали в 1931 постройку «Нормандии», это было революционное судно, оригинальный профиль корпуса которого, имевший своеобразные «бульбообразные» обво-ды разработал русский инженер эмигрант Юркевич (особая конструкция носа корабля полу-чила в дальнейшем название Бульб Юркевича). Первоначально, планировалось ввести «Нормандию» в обслуживание в 1934 году, но из-за Депрессии достройку задержали до вес-ны 1935 года.
У лайнера, имевшего одиннадцать палуб, была особенная по архитектуре кормовая оконечность, придававшая ему элегантный вид, а также застеклённая прогулочная палуба длиной 290 метров, несколько выступавшая за борт судна. Лайнер, по сложившейся в то время традиции, имел роскошный внутренний интерьер общей стоимостью 55 млн долла-ров. На корабле имелось 11 пассажирских лифтов, 22 подъемника для грузов и автомашин. На верхней палубе находились теннисные корты, сад с птицами, магазин и даже католиче-ская часовня размером 5,24 м на 8,23 м и высотой 6,40 м. Главный обеденный салон на 1000 посадочных мест имел высоту в три межпалубных пространства. На судне также распола-гался театральный зал на 380 мест, двадцатичетырёхметровый плавательный бассейн разме-ром 24,99 м на 5,79 м, оранжерея зимнего сада, гараж на 100 автомобилей. Общий камбуз для всех ресторанов был длиной 50 м, шириной 35 м с электрической плитой размерами 17 на 2 метра. Из рекламных проспектов следовало, что на «Нормандии» было 847 кают, 320 чугунных эмалированных ванн, 480 душей, 1490 умывальников и прочих сантехнических приборов, необходимых для нужд пассажиров.
4 июня 1935 года «Нормандия» отобрала Голубую ленту Атлантики у тогдашнего ре-кордсмена, итальянского лайнера «Рекс», пройдя Атлантику за 4 дня, 3 часа и 2 минуты, со средней скоростью в 29.98 узлов. Путешествие на "Нормандии" в 1935 г. из Франции в США описали советские писатели Илья Ильф и Евгений Петров в своих путеводных замет-ках "Одноэтажная Америка" (1937).
Пока «Нормандия» трудилась в северной Атлантике, Кунард-Уайт Стар Лайн закан-чивали свое «изделие № 534». В 1934 году Уайт Стар Лайн и Кунард Лайн несли серьёзные убытки от Великой Депрессии, поэтому два прежних конкурента должны были слиться в мае того же года.
С 1936 года начала совершать регулярные рейсы “Куин Мери”, водоизмещение кото-рой равнялось 80 тыс. т. Хотя «Куин Мэри» водоизмещением оказалась меньше французской «Нормандии», её пассажировместимость была выше: 2139 пассажиров против 1972. Гордо-стью компании стал главный обеденный салон, по размерам равный дворцовому залу. На отделку салона и других помещений пошли лучшие породы дерева, шелк, бархат, стены и потолок украсили картины и гобелены, также скульптурная лепка. Интерьер дополняли огромные зеркала и изящная мебель из орехового и красного дерева. Роскошные интерьеры «Нормандии» были действительно красивы, но они подавляли людей пафосом и помпезно-стью. Она была судном для звезд – киноактеров и других знаменитостей. Поэтому «Норман-дия» никогда больше не ходила полностью загруженная пассажирами. «Куин Мэри» была украшена в более скромном стиле. Она была роскошна, но не такая пафосная, как её фран-цузский конкурент.
В августе 1936 года «Куин Мэри» побила рекорд «Нормандии». Развив скорость в 30.14 узлов в западном направлении «Куин Мэри» стала первым судном, которое пересекло Атлантику менее чем за 4 дня. В следующем сезоне, в июле 1937 года, двигатели «Норман-дии» были улучшены, что позволило ей побить рекорд «Куин Мэри». Она была самым быстрым пассажирским судном в мире. Но Кунард-Уайт Стар Лайн не сдавались. В августе 1938 года, «Куин Мэри» разогналась до 30.99 узлов, идя на запад, и 31.69 узлов на восток, таким образом, опять выиграв у «Нормандии»и удержав титул до 1952 года.
С началом Второй Мировой, осенью 1939 г. оба лайнера остались в Нью-Йорке. В марте 1940 года, новый большой лайнер присоединился к «Нормандии» и «Куин Мэри». Это была новая 83 673-тонная сестра «Куин Мэри» «Куин Элизабет», которая только совер-шила свое секретное первое плавание через Атлантику. В течение короткого периода, един-ственные три лайнера, чей тоннаж превысил 80 000 тонн были пришвартованы друг около друга. В 1942 Нормандия сгорела во время ее переоборудования в транспортный корабль и сдана на металл.
Автомобильный транспорт
В 1913 году Генри Форд внедрил на своём предприятии конвейерный метод сборки автомобилей, поднявший производительность труда в 1,5 раза и позволивший значительно поднять зарплату персонала и снизить стоимость автомобилей, сделав их доступными для среднего класса и даже квалифицированных рабочих. Ford Model T («Форд Модэл Ти», также известная, как «Жестянка Лиззи», англ. Tin Lizzie), выпускавшийся с 1908-го по 1927-й годы рассматривается в качестве первого доступного автомобиля, выпускавшийся милли-онами экземпляров. Модель «Ти» была ещё и первым «всемирным» автомобилем, то есть, выпускавшимся параллельно во многих странах мира. В частности, филиалы «Форда» име-лись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии и других странах. Всего было вы-пущено свыше 15 млн.
С окончания войны в США начинается бурная автомобилизация и строительство до-рог. В конце 20-х – 30-х годах началось строительство высокоскоростных автодорог, кото-рые проходили не через населенные пункты, а в обход них, соединяя крупные города по кратчайшему пути. Вместо перекрестков на них стали строиться многоуровневые развязки. Пионерами в строительстве автомагистралей стали Италия, Германия и США.
Первая суперстрада (автострада) в мире Милан— Варезе (85 км) была пущена в 1924 году, она была платной. К 1939 году в Италии было построено примерно 500 км автомагистралей.
Строительство немецких скоростных автомагистралей - автобанов (нем. autobahn по аналогии с железной дорогой Eisenbahn) ошибочно принято связывать с эпохой правле-ния Гитлера. На самом деле еще в 1926 году в Германии образовалось общество по проклад-ке скоростной дороги Гамбург—Франкфурт-на-Майне—Базель (HaFraBa), которое начало масштабное планирование новых автотрасс. Первая трасса, которая получила название «ав-тобан» - Кёльн—Бонн, была открыта в 1932 году, за год до прихода к власти нацистов. Все-го же планировалось за 30 лет построить 22 тыс. км таких дорог. Гитлер в сентябре 1933 го-да сделал прокладку автобанов государственной идеей, но при нем (к 1942) было построено лишь 2100 км.
В 1925 году в США был принят закон о федеральной помощи в строительстве дорог, по которому создавалась новая система скоростных магистралей, подчиняющаяся штатам, а не частным компаниям. Route 66, построенная в 1926 году стала первой магистралью, свя-зывавшей Восток и Запад, от Чикаго до Лос-Анджелеса. Route 66 была выведена из системы хайвеев в 1985, как не соответствующая современным требованиям, но большинство ее участков получило статус исторической достопримечательности "Historic Route 66".
В конце 1930-х годов администрация США разработала план создания общефеде-ральной системы скоростных дорог хайвеев (highway). Строительство хайвеев было начато в разгар «Великой Депрессии», беспрецедентного экономического кризиса, и Рузвельт наде-ялся, что дорожное строительство позволит снизить уровень безработицы.
Гостиничное хозяйство
С 1926 по 1938 г. число личных автомобилей в Англии возросло с 638 тыс. почти до 2 млн. Когда туристы стали осваивать автомобильный транспорт, гостиничный бизнес начал подстраиваться под эти нужды. На автомобильных дорогах также стали возникать гостиницы для автомобилистов - мотели. Первый мотель был построен в Калифорнии архи-тектором Артуром Хайнеманом в 1925 г. в небольшом городке Сан-Луис-Обиспо, располо-женном примерно в 200 милях от Лос-Анджелеса. Мотель был спроектирован таким обра-зом, что гости могли подруливать прямо к дверям своих одноэтажных бунгало или гаражу, примыкающему к бунгало. Весь ансамбль из сорока домиков был стилизован под испанскую католическую миссию. Средневековый вид ему придавали башенки, белая колоннада и де-ревья во внутреннем дворике. Мотель Хайнемана положил начало бурному строительству мотелей по всем дорогам мира.
В условиях усиления конкуренции владельцы гостиниц обращают все большее вни-мание на удовлетворение потребностей клиентов. Появляются многочисленные новшества, которые делают пребывание в гостиницах более комфортабельным. Немаловажную роль в этом сыграл Эллсворт Статлер (1863-1928), которому принадлежат идеи создания недорогих гостиниц нового типа. Это были первые гостиницы, где в каждом номере были не только отдельная ванна, но и телефон. Удобства в номерах сочетались с высоким сервисом в об-служивании. Среди старейших гостиничных цепей можно упомянуть «Hilton», который был основан в 1927 г. Конрадом Хилтоном.
Развитие автомобильного транспорта привело к появлению системы придорожных пунктов питания. В 1927 г. Дж. Уиллард Марриотт (1900-1985) открыл свою первую придо-рожную закусочную, в которой проезжающие обслуживались, не выходя из своей машины. Эти заведения получили название «драйв-ин); (drive in - заезжай внутрь). Эта система пита-ния со временем станет неотъемлемой частью американского образа жизни и одним из из-любленных мест для общения.
Продолжается развитие фешенебельных ресторанов, хотя строительство новых ресто-ранов в США сдерживалось Великой депрессией 30-х годов. Уокер отмечает, что «После краха биржи в 1929 г. и Великой депрессии Америка начала приходить в себя лишь к сере-дине 30-х годов, находя утешение в элегантной роскоши обедов «а ля Фред Астер» рестора-на The Rainbow Room, открывшегося в 1934~г. Этот шикарный ресторан боролся за возвра-щение нью-Иорку репутации столицы богатства и роскоши. В 1937 г. открылся ресторан Trader Vic's, привлекая элитную публику своим полинезийским колоритом. Владелец ре-сторана Вик даже изобрел популярный экзотический коктейль, который назвал «май-тай».Среди посетителей Всемирной ярмарки 1939 г. ресторан Le Pavillion de France пользо-вался такой известностью, что позднее ресторан с таким же названием открылся в Нью-Иорке.
К 1930 г. в Англии была создана первая Ассоциация хостелей, а с 1932 г. существует международная ассоциация хостелей - The International Youth Hostal Federation (IYHF) - со штаб-квартирой в Англии.