Экономическое и социальное развитие СССР в 20—30-е гг.
• Политика индустриализации
• Коллективизация сельского хозяйства
• Закрепление результатов социалистической реконструкции. Конституция 1936 г.
Внешняя политика советского государства (1921—1941 гг.)
Борьба Советского государства за международное признание
Участие СССР в политических блоках 30-х гг. и его результаты. Международное положение СССР накануне Второй мировой войны.
Советско-германский пакт и его последствия
Становление советской государственности началось со II Всероссийского съезда Советов, на котором был решен вопрос о формировании новых органов власти.
Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были большевиками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л. Б. Каменев, которого 8 ноября заменил Я. М. Свердлов. Впоследствии ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения его состава.
Съезд Советов образовал временное (т. е. до созыва Учредительного собрания) рабочее и крестьянское правительство — Совет народных комиссаров (Совнарком), который получил право законодательной инициативы, оставаясь подотчетным и ответственным перед съездом Советов и ВЦИК. Основным звеном среди центральных органов государстве н но го управления стал Народный комиссариат, призванный возглавить ту или иную сторону государственной деятельности. Совет народных комиссаров составлял правительство Российской республики. Соединение законодательных и исполнительных функций было характерной отличительной чертой новой власти.
По поводу принципов формирования правительства (многопартийное или однопартийное) на съезде произошла острая дискуссия. Левые эсеры, стремившиеся к созданию широкой правительственной коалиции, отказа-лись'войти в правительство. Большевики сформировали правительство в следующем составе: председатель —В. И. Ленин (Ульянов), народные комиссары: по внутренним делам — А. И. Рыков, земледелия — В. Л. Милютин, труда — А. Г. Шляпников, торговли и промышленности — В. П. Ногин, по иностранным делам — Л. Д. Троцкий (Бронштейн), финансов — И. И. Скворцов (Степанов), просвещения — А. В. Луначарский, юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов), продовольствия — И. А. Теодорович, почт и телеграфа — Н. П. Авилов (Глебов), по делам национальностей — И. В, Сталин (Джугашвили), комитет по военным и морским делам — В. А. Антонов (Овсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко.
Таким образом, на II Всероссийском съезде Советов были заложены основы государственного устройства — Советской республики, призванной выражать и защищать интересы трудящихся.
Говоря о решениях II съезда, нельзя не отметить важность принятых первых государственных актов новой власти — Декрета о мире и Декрета о земле
В докладе о мире, с которым выступил В. И. Ленин, была обоснована необходимость в кратчайший срок начать мирные переговоры. В Декрете о мире советское правительство обращалось ко всем правительствам воюющих стран и их народам начать немедленные переговоры о заключении справедливого, демократического мира без аннексий и контрибуций.
Существование советской власти было невозможно без коренной ломки старых аграрных отношений. Декрет о земле стал основой преобразования деревни. Он утвердил главные принципы аграрной политики советской власти: конфискацию помещичьих земель, передачу помещичьих имений, «равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем их живым и мертвым инвентарем» в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.
Декрет декларировал отмену частной собственности на землю (ст. 1), превращение высококультурных хозяйств (питомников, садов, племенных хозяйств и т. д.) в показательные государственные или общественные имения (ст. 3,4), остальные земли подлежали разделу; раздел конфискованной земли должен был производиться по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами (ст. 7, 8). Таким образом, в частную собственность крестьяне землю не получили.
Положения Декрета развил принятый ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 г. Закон о социализации земли, определивший порядок раздела конфискованных земель и потребительско-трудовую норму, которая должна была рассчитываться так, чтобы обеспечить «возможность безбедного существования семьи землевладельца», но «не превышала бы трудоспособность наличных сил каждого отдельного хозяйства».
Большевистское правительство занимало неустойчивое положение. Воспрепятствовать государственному перевороту должен был созданный 24 октября 1917 г. Комитет общественной безопасности.
Большевики приступили к формированию правительства и обратились к руководству партии левых эсеров с предложением заключить соглашение о вхождении представителей партии левых эсеров в его состав. Левые эсеры возглавили наркоматы почт и телеграфа, земледелия, юстиции, а также вновь созданные наркоматы государственных имуществ и местного самоуправления. В остальных наркоматах представители партии левых эсеров заняли посты заместителей наркомов и членов коллегии. Представители партии левых эсеров были введены также в состав других центральных учреждений Советского государства.
К началу 1918 г. наркоматы в основном были сформированы. Одновременно прекращалась деятельность министерств Временного правительства. Декретами советской власти распущены: Экономический совет, Государственный комитет по народному образованию, Адмиралтейство, Государственный совет и его канцелярия, канцелярия Государственной думы и ее Временного комитета и другие учреждения. 2 декабря 1917 г. при СНК образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), на который возлагалось руководство хозяйственно-экономической жизнью Российской республики.
Ближайшей задачей ВСНХ стала организация рабочего управления на национализированных предприятиях и налаживание там социалистического производства. ВСНХ координировал деятельность всех хозяйственных наркоматов; в его состав входили представители профсоюзов и фабрично-заводских комитетов.
Составным элементом любой государственной структуры являются органы охраны общественного порядка. Первоначально охрану революционного порядка выполнял Петроградский ВРК (упразднен в декабре 1917 г.), а затем — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), По его постановлению от 28 октября 1917 г. стала создаваться рабоче-крестьянская милиция. Она находилась в ведении местных Советов и в то же время подчинялась НКВД, который в начале декабря 1917 г. распустил Главное управление милиции, существовавшее при Временном правительстве. При СНК образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Ее возглавил Ф. Э. Дзержинский (1877—1926). В состав ВЧК вошли представители партий левых эсеров.
Упразднены все прежние органы юстиции: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов. Приостановлена деятельность мировых судов. Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. учреждены выборные народные суды, состоявшие из председателя и народных заседателей. Для рассмотрения особо опасных для советской власти преступлений создавались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали под контролем Народного комиссариата юстиции (Наркомюста).
Одной из неотложных задач, вставших с первых дней революции перед Советским государством, была организация обороны. В существовавшей армии отменялись все воинские звания, введен новый принцип выборности командиров и институт солдатских комитетов, контролировавший штабы и другие военные учреждения. Одновременно началась демобилизация старой армии и реорганизация структур Военного министерства, чем занимался Комитет по военным и морским делам (в ноябре 1917 г. преобразованный в Народный комиссариат по военным делам). В январе — марте 1918 г. из военного аппарата было уволено более тысячи служащих, а также расформирован ряд управлений, советов и совещаний. А 15 января 1918 г.З. И. Ленин подписал Декрет «О Рабоче-крестьянской Красной Армии». Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. В феврале 1918. г. был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьянского Красного флота и создан Комиссариат по морским делам.
Для Временного революционного правительства особенно важной задачей стало создание конституционной базы новой власти. Но высший законодательный орган — Учредительное собрание — не мог этого обеспечить. Выборы в него были назначены еще буржуазным Временным правительством (ноябрь 1917 г.). Большинство голосов было подано за кандидатов партии социалистов-революционеров. Из 715 депутатов Учредительного собрания 412 представляли партию эсеров. Партия большевиков имела в нем 183 мандата. На долю остальных партий — от монархистов и кадетов до меньшевиков и анархистов — приходилось 120 мест. Лозунгу «Вся власть Советам!» был противопоставлен лозунг «Вся власть Учредительному собранию!». Во исполнение решения ЦК СДРП(б) председатель ВЦИК Я. М. Свердлов, открывший Учредительное собрание 5 января 1918 г., огласил утвержденную накануне ВЦИК «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой формулировались главные политические, социальные и экономические цели партии: диктатура пролетариата, национализация земли и др.
Большинство Учредительного собрания отказалось обсуждать документы, и большевистская фракция покинула заседание. Я. М. Свердлов закрыл заседание. В ночь на 7 января 1918 г. ВЦИК принял постановление о роспуске Учредительного собрания, а правительственные войска разогнали в Петрограде демонстрацию, организованную в его поддержку.
После роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Параллельно с этими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов, находившихся под сильным политическим влиянием партии эсеров. В ноябре 1917 г. состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов.
Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г. на III съезде Советов. В работе Объединенного III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов приняли участие 1647 депутатов с решающим голосом и 219 — с совещательным. Более 860 делегатов представляли партию большевиков. Съезд заслушал доклады председателя ВЦИК Я. М. Свердлова и председателя СНК В. И. Ленина, содержавшие отчеты о работе высших органов Советского государства, и одобрил их. Съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа — первый конституционный акт Советской республики. Съезд определил форму государственного строя России в пункте первом принятой Декларации: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».
Объявлялось о роспуске Учредительного собрания, и утверждалось постановление «О новом обозначении существующей верховной государственной власти». Слово «временное» из наименования советского правительства было исключено. Принятием декларации и резолюции о федеральных органах завершилось оформление Российской Федерации. ВЦИКу было поручено разработать и внести на очередной съезд Советов Конституцию РСФСР.
Конституция 1918 г. Победа советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата».
По мнению А. Н. Марковой, рассматривая процесс подготовки Конституции, следует учитывать следующие обстоятельства:
— углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с мировой войной и усугублявшегося стихийными процессами после Октября 1917 г. (развертывание национализации промышленности и транспорта, начало «черного передела» земли и связанные с этим проблемы со снабжением городов довольствием);
— острую политическую ситуацию. Первоочередной задачей этого периода была реализация лозунга «Мир — народам», т. е. выход из Первой мировой войны (Брест-Литовский кризис);
— партийные методологические установки, которые подразумевали, что республика, для которой составлялась Конституция, есть переходный этап на пути к мировой социалистической революции или федерации республик;
— организационные проблемы, связанные с переводом правительства из Петрограда в Москву.
1 апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению проекта Конституции. Председателем ее стал Я. М. Свердлов — председатель ВЦИК. Проект был опубликован 3 июля 1918 г. и в тот же день он был представлен на утверждение Центральному комитету партии, до обсуждения на V Всероссийском съезде Советов.
Конституция начиналась с изложения общих принципов. Первые четыре главы повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Всероссийском съезде Советов. В пятой главе излагался ряд «общих положений»: федеративный характер республики; отделение церкви от государства и школы от церкви; свобода слова, мнений и собраний для рабочих, гарантируемая предоставлением в их распоряжение технических средств для издания газет, брошюр и книг, а также помещений для собраний; обязанность всех граждан работать в соответствии с принципом «Не трудящийся да не ест»; обязанность всех военнослужащих защищать республику; право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории России, и право убежищ для иностранцев, преследуемых по политическим или религиозным мотивам; уничтожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам.
Главы с 6-й по 8-ю касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссийский съезд Советов избирал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в промежутках между съездами. ВЦИК назначал Совет народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», а также издание «декретов, распоряжений, инструкций».
В главе 9 были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, а главы с 10-й по 12-ю были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Советов и образованию городских и сельских Советов.
В 13-й главе определялись избирательные права. Могли избирать и быть избранными «все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом», солдаты и нетрудоспособные. Однако исключение составляли лица, использующие наемный труд, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, монахи и священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.
Конституция РСФСР была принята на V Всероссийском съезде Советов (4—10 июля 1918 г.). В ней закреплялась система государственного управления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов как форма диктатуры пролетариата. Провозглашались и законодательно закреплялись основы национальной политики, принципы Советской Федерации.
Хотя и провозглашалось, что Конституция является самой демократической в мире, она носила ярко выраженный классовый характер. Это определялось, во-первых: порядком предоставления избирательного права. Во-вторых, Конституция предоставляла рабочему классу преимущества при выборах высших органов власти. Так, губернские (т. е. сельские) съезды Советов выбирали делегатов на всероссийские съезды от количества избирателей в четыре раза большего, нежели городские Советы,
Советам предоставлялись самые широкие права. На территории соответствующих административных единиц они признавались высшими органами государственной власти и подчинялись лишь вышестоящим Советам. При этом в основу функционирования всех органов советской власти неуклонно внедрялся принцип демократического централизма, который, как считалось, создавал наиболее благоприятные условия как для развертывания местной инициативы, так и для защиты общегосударственных интересов. (На деле Советы со временем превратились в формальные бюрократические органы, а все вопросы политической, экономической и культурной жизни страны решались партийными органами.)
Таким образом, отвергнув парламентскую форму государственности, новая власть закрепила систему Советов. Разгон Учредительного собрания был поворотным событием в этом выборе. Быстро распространявшаяся по стране сеть Советов не встретила сопротивления на местах (в сложных случаях вопрос захвата власти решался в ходе гражданской войны). Система Советов, как и система новых судебных, репрессивных и других органов, была законодательно закреплена в Конституции РСФСР 1918 г. Там же утвердились новые политические, социальные и экономические принципы сложившейся в стране системы.
Социальная и экономическая политика. Военный коммунизм.В социальной сфере проведены некоторые демократические мероприятия. Советская власть уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины, титулы и награды. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Принят закон о 8-часовом рабочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашена свобода совести. Церковь отделена от государства и от системы образования.
Экономическая политика. Политику периода осени 1917—лета 1918 гг., основанную на принуждении и насилии, Ленин называл «красногвардейской» атакой на капитал. В число основных мероприятий данного периода входили: национализация банков, национализация промышленности, введение монополии внешней торговли и др.
Первый этап национализации (осень 1917—весна 1918 гг.). Национализированы предприятия, имеющие особое значение для Республики, а также те, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей. В декабре был принят декрет о национализации частных банков, а в апреле 1918 г. — внешней торговли.
Весной 1918 г. начался второй этап национализации — уже не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности: горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, табачной и др.
Управление всеми национализированными предприятиями осуществлял Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который был учрежден 2 декабря 1917 г. при правительстве. Основная функция — организация планового народного хозяйства и координация работы хозяйственных наркоматов. В его состав входил Всероссийский совет рабочего контроля.
Таким образом, было положено начало созданию государственного сектора в экономике. Переход предприятий под контроль государства закладывал основы «государственного социализма». Лозунг «Фабрики — рабочим» оказался социальной демагогией.
В феврале ВЦИК принял «Основной закон о социализации земли», по которому весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Этот документ предусматривал установление порядка уравнительного землепользования, который при распределении земли учитывал как число «едоков» в семье, так и наличие в ней рабочих рук, способных обрабатывать землю. Крестьяне освобождались от арендных платежей, аннулировались их долги банкам. В период кризиса экономики и нестабильности товарно-денежных отношений предполагалось, что излишки сельскохозяйственных продуктов будут обмениваться на промышленные товары без использования денег. Однако это не было реализовано. В условиях нехватки промышленных товаров зажиточные крестьяне отказывались сдавать хлеб государству.
В апреле 1918 г. В. И. Ленин, воспользовавшись заключением мира с Германией, предложил план постепенного построения основ социализма при сохранении многоукладной экономики и использовании опыта предпринимателей, дореволюционной технической интеллигенции («Очередные задачи Советской власти»). Однако план политики «государственного капитализма» не был реализован. Наоборот, руководство партии, переименованной в Российскую коммунистическую партию большевиков, РКП(б), в марте 1918 г. осуществило попытку перехода к социализму с помощью чрезвычайных политических мер.
Внутренняя политика советского правительства (лето 1918—начало 1921 tij) получила название «военный коммунизм». Она была порождена предшествующим развитием советской власти: установлением однопартийной большевист» ской диктатуры, созданием мощного государственного аппарата, опытом «кавалерийской атаки» на капитал и военно-политического нажима на деревню весной-летом 1918 г.
Сущность «военного коммунизма» виделась большевикам в военно-политическом союзе рабочих и беднейших крестьян. Целью союза являлся разгром сил контрреволюции, создание благоприятных условий для скорейшего перехода к социализму. В то же время это была вынужденная политика, обусловленная разрухой в стране и необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне. Впоследствии многие большевики признали ошибочность политики «военного коммунизма», пытались оправдать ее тяжелым внутренним и внешним положением молодого Советского государства.
Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу:
1) национализация промышленности, охватившая все сферы производстве (с ноября 1920 г. началась национализация мелкой промышленности);
2) сверхцентрализация экономики. Возникает целая система учреждений, в задачи которых входило подчинение всей экономики нуждам фронта. Поначалу они создавались в традициях военного времени — на основах коллегиальности и широкого представительства различных органов и организаций. Постепенно в них усиливается тенденция к личной ответственности, централизации. Постепенно и сам коммунизм начинают отождествлять с централизмом;
3) запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих, бесплатные коммунальные услуги. После декрета 21 ноября 1918 г. о переходе всей системы распределения в руки государства отпуск товаров производится через потребительские коммуны и кооперативы. Во второй половине 1920 г. введен бесплатный проезд на транспорте, отменена плата за почтово-телеграфные операции с учреждений, стали бесплатными пользование телефоном, водопроводом, газом, электричеством, жильем. Были приняты декреты об отмене платы за лекарства и даже за предметы широкого потребления;
4) уравнительная оплата труда рабочих и служащих;
5) всеобщая трудовая повинность. Все трудоспособные граждане России от 16 до 50 лет обязаны были заниматься общественно полезным трудом, в противном случае они привлекались к нему принудительно. Мобилизация по трудовой повинности приравнивалась к мобилизации в армию;
6) продразверстка — обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков (кроме необходимого на личные и хозяйственным нужды) хлеба и других продуктов; введена с 11 февраля 1919 г.
Каковы были причины введения продразверстки? Осенью 1918 г., испробовав все возможные методы заготовки продуктов (частные закупки, натуральный продуктообмен, госзакупки по твердым ценам), правительство обнаружило, что наибольшую эффективность дала разверстка. В январе 1919 г.
по требованию Наркомпрода разверстка была введена во всех губерниях. У крестьян забиралось почти все продовольствие. Деревенская беднота помогала изымать зерно у крестьян, так как ей перепадала значительная часть замоленных продуктов. Введение разверстки подтолкнуло советские органы к расширению социалистического сектора в деревне. В постановлении ВЦИК 4 февраля 1919 г. была выдвинута задача перехода «от единоличных форм «использования к товарищеским». 16 марта 1919 г. был принят декрет «О потребительских коммунах», вводивший всеобщее обязательное членство в кооперации.
В марте 1919 г. состоялся VIII съезд РКП(б), принявший новую программу партии. В программе были определены основные задачи партии в предстоящий период: завершение экспроприации буржуазии; переход от торговли к продуктообмену, от денежного хозяйства к безденежному, от единоличного крестьянского хозяйства к коллективному, от рыночного хозяйства к плановому. На основе политики «военного коммунизма», строившейся на принципах монополизации производства, централизации распределения произведения иного продукта, натурализации обмена, директивного управления, принуждения к труду, разрабатывались пути перехода к социализму.
12 апреля 1919 г. на станции Сортировочная Московско-Казанской железной дороги прошел первый субботник.Этот опыт бесплатного труда начал m пользоваться повсеместно. Субботники получили название коммунистических. В. И. Ленин расценил эту вынужденную меру как свидетельство коммунистического отношения к труду.
В политической сфереустановилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определит политическую, идеологическую, экономическую и культурную жизнь и стране (даже личные отношения были под контролем):
1) деятельность других политических партий, боровшихся против диктатуры большевиков, их экономической и социальной политики, — кадетов,
меньшевиков, эсеров (сначала правых, а потом и левых) — была запрещена;
2) часть интеллигенции эмигрировала, другая была репрессирована;
3) все попытки возродить политическую оппозицию насильственно пре-t г кались;
4) в Советах всех уровней большевики добивались полного единовластия путем их перевыборов или разгрома. Деятельность Советов приобретала формальный характер, так как они лишь исполняли предписания большевистских партийных органов;
5) потеряли независимость профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль;
6) запрещалось стачечное движение под предлогом, что пролетариат не должен выступать против своего государства;
7) не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати. Почти все большевистские печатные органы были закрыты. Издательская деятельность жестко регламентировалась.
В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Противников боль шевистского режима, организовавших вооруженные выступления, заключали в тюрьмы и концлагеря. Покушения на В. И. Ленина и убийство М. С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, вызвали декрет о «красном терроре» (сентябрь 1918 г.). Развернулся произвол ВЧК и местных властей, что в своим очередь провоцировало антисоветские выступления. Разгул террора был по-рожден многими факторами:
— обострением противостояния различных социальных групп;
— низким интеллектуальным уровнем основной массы населения, слабо подготовленного к политической жизни;
— бескомпромиссной позицией большевиков, считавших необходимым и возможным удержать власть любой ценой.
Последствия политики военного коммунизма:
— в экономической сфере: нарушение рыночных отношений, развал финансов, сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве, возрождение кустарничества, голод;
— в политической сфере: усиление роли партии («диктатура пролетариата» начала превращаться в «диктатуру партии»), развитие однопартийной системы, жесткая централизация управления;
— в правовой сфере: рост спекуляций и массовых хищений, появление большого количества специальных комиссий, наделенных специальными полномочиями, начало массовых репрессий;
— в социальной сфере: ликвидация сословий, массовый уход рабочих в деревни.
Таким образом, первые экономические преобразования советской власти основывались на нерыночной, централизованной экономике, с преобладающим влиянием роли государства. Политика военного коммунизма не только не вывела Россию из экономической разрухи, но и усугубила ее. Однако централизация управления страной позволила мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе гражданской войны.