ООН: история, устав, цели, принципы, членство

Создание ООН. Организация Объединенных Наций — это универсальная международная организация, созданная в момент завершения второй мировой войны, в условиях разгрома фашизма, благодаря совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза. При создании ООН был учтен отрицательный опыт Лиги Наций, существовавшей в период между двумя мировыми войнами, были отброшены те антидемократические черты, которые характеризовали структуру и деятельность Лиги Наций.

Инициаторами Организации Объединенных Наций явились Советский Союз, Соединенные Штаты Америки и Великобритания, причем особое значение имели усилия советской дипломатии. По словам С. Б. Крылова, участника всех подготовительных совещаний по выработке Устава ООН, "местом рождения Организации Объединенных Наций явилась Москва", так как именно здесь, на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, в октябре 1943 г. была принята Декларация по вопросу о всеобщей безопасности, предусматривавшая тесное сотрудничество Объединенных Наций как в ведении войны против фашизма, так и в обеспечении послевоенной безопасности. Декларация содержала тезис о необходимости учреждения всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств. Существенное значение в процессе создания ООН имели решения Тегеранской (ноябрь—декабрь 1943 г.) и Крымской (февраль 1945 г.) конференций глав правительств СССР, США и Великобритании.

Устав ООН. Основные положения Устава были выработаны на конференции представителей СССР, США, Великобритании, а также Китая, состоявшейся в августе—октябре 1944 г. в Вашингтоне, в старинной городской усадьбе ДумбартонОкс. Здесь были определены название Организации, структура ее Устава, цели и принципы, вопросы правового положения органов и т. д. Но некоторые важные вопросы (о первоначальных членах Организации, о процедуре голосования в Совете Безопасности) были урегулированы позднее на Крымской конференции руководителей трех держав. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (апрель—июнь 1945 г.) с участием представителей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.

Торжественная церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 г. Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты сдавались на хранение Правительству США, выполнявшему функцию депозитария. Предусматривалось, что Устав вступит в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией, Китаем и Францией, т. е. государствами, получившими статус постоянных членов Совета Безопасности, и большинством других государств, подписавших Устав. Таким днем явилось 24 октября 1945 г. Дата вступления в силу Устава ООН считается днем учреждения Организации Объединенных Наций и отмечается ежегодно как День Объединенных Наций.

10 января 1946 г. в Лондоне, в Вестминстерском дворце, открылась первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а спустя неделю там же собрался на первое заседание Совет Безопасности ООН. 1 февраля был избран первый Генеральный секретарь ООН. В последующем деятельность главных органов Организации (кроме Международного Суда) проводилась преимущественно в ее штаб-квартире в Нью-Йорке.

Устав Организации Объединенных Наций состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл. IV—VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл. XV — о Секретариате ООН). В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

Стабильность Устава как основополагающего документа ООН ни в коей мере не означает неизменности правового положения и функций Организации. Напротив, по мере прогрессивного развития международных отношений и международного права, усиления универсального характера ООН и демократических тенденций в ее деятельности происходит постоянное обогащение ее структуры, компетенции и форм функционирования ее органов. Но такое обогащение базируется на нормах Устава, на неукоснительном соблюдении его целей и принципов.

Цели и принципы ООН. В соответствии со ст. 1 Устава Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; 2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира; 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Согласно ст. 2 Устава для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами: 1) суверенное равенство всех членов Организации; 2) добросовестное выполнение принятых на себя обязательств; 3) разрешение международных споров мирными средства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность; 4) воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; 5) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответствии с Уставом действиях; 6) обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава; 7) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Важнейшее значение для оценки юридической природы ООН как организации межгосударственного сотрудничества и как субъекта международного права имеет принцип суверенного равенства ее членов.

Организация Объединенных Наций, выполняя свои функции, вступает через соответствующие органы в определенные правоотношения с государствами-членами, а при известных обстоятельствах и с другими государствами, не являющимися членами ООН, а также международными организациями.

Членство в Организации. Членами Организации Объединенных Наций являются суверенные государства. По процедуре оформления членства в Организации различаются первоначальные и вновь принятые члены.

Первоначальными членами считаются те государства, которые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Порядок приема новых членов о Организацию определен в ст. 4 Устава ООН, а также правилами процедуры Генеральной Ассамблеи и правилами процедуры Совета Безопасности.

Согласно ст. 4 Устава, прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

В соответствии с правилами процедуры государство, желающее стать членом ООН, подает заявление Генеральному секретарю ООН.

Прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально заявление рассматривается учрежденным при Совете Безопасности комитетом по приему новых членов, который представляет Совету доклад со своими выводами. Рекомендация Совета Безопасности о приеме считается действительной, если за нее проголосовали не менее девяти членов Совета, включая всех постоянных членов. На сессии Генеральной Ассамблеи решение о приеме выносится большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

По данным на 1 декабря 1997 г. членами ООН являются 185 государств.

Вопрос о членстве новых государств, являвшихся союзными республиками в составе СССР, был решен следующим образом. При создании СНГ была достигнута общая договоренность о поддержке России в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности. На этом основании 24 декабря 1991 г. Президент России направил Генеральному секретарю ООН послание с информацией о том, что членство Союза ССР в ООН продолжается Российской Федерацией, и с просьбой вместо названия "Союз Советских Социалистических Республик" использовать наименование "Российская Федерация", признав полномочия соответствующих представителей. Как было заявлено, РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН.

Остальные государства — бывшие республики в составе СССР — оформляли свое членство в ООН путем подачи заявлений о приеме согласно ст. 4 Устава. Такой порядок не распространялся на Украину и Республику Беларусь, являвшихся первоначальными членами ООН.

Государства — члены ООН имеют при Организации свои постоянные представительства.

Исключение государства из ООН, согласно Уставу, может быть произведено за систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе. Решение об этом принимается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Возможность выхода государства из Организации не предусмотрена, но как бы презюмируется, поскольку ООН — это добровольное объединение суверенных государств.

Наряду с членством в ООН сложился статус постоянных наблюдателей ряда государств, не являющихся членами ООН.

46.Государственные границы.понятие,виды,порядок установления.

Государственная граница-это линия и проходящая по ней вертикальня поверхность ,определяющая пределы государственной территории(суши,недр,вод,воздушного пространства)Границы между сопредельными государствами обычно определяются договорами между ними.В России закон от 1 апреля 1993 г «о госудаоственной границе рф»

Существует три типа сухопутных границ:

1. орографические - проводятся с учетом рельефа местности;

2. геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;

3. астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.

Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.

Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.

Воздушные границы - боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

1. осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые;

2. обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств в целях наиболее благоприятного расположения границы;

3. обмен небольшими участками в случае демаркации границы.

Государственная граница устанавливается путем:

· демаркации - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов. Редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;

· делимитации - установления границы между государствами впервые.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

· порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе;

· ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.

47.Режим государственной границы.

Режим государственной границы включает следующие вопросы:


1) содержание государственной границы – это порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров.


Все государства обязаны содержать свои границы в таком состоянии, при котором прохождение через них является ясным и видимым, а пограничные знаки и просеки должны соответствовать требованиям демаркационных документов;


2) пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами.

Переход государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами могут осуществляться только в пунктах перехода границы, открытых для международного и двустороннего движения;(договор между правительством РФ и правительством Польши о поггранпереходах от 22.05.1992)


3) пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости – таможенного, иммиграционного, са-нитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитар-ного и других видов контроля;(фз от 15 августа 1996 о порядке выезда из рф и въезда в рф)


4) ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Данная деятельность не должна причинять ущерб территории сопредельного государства;


5) разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением правил.


Пограничный режим – это правовой статус прилегающих к государственной границе территорий государства.законвого пребывания граждан. рф о госуд границе рф.Пограничная зона рф устанавливается в пределах территории послений межселенных территорий,прилегающих к границе на суше,морскому побережью рф,российским берегам пограничных рек,озер,водоемов.в пограничную зону не включаются отдельные территории населенных пунктов поселений и иные места традиционного массо

48.Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды пред­ставляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. Госу­дарство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвен­ции ООН по морскому праву и других норм международного права. В Российской Федерации они определены прежде всего ст. 5 Закона о Государственной границе РФ. К внутренним морским водам относятся:

1. Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдаю­щиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

2. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых при­надлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пере­секающая вход в это углубление.

3. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, ис­торически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т. д.; проливы — Гудзонов, Карские ворота; моря — Белое, Карское и др.). К внутренним морским водам определенного го­сударства они относятся в связи с тем, что традиционно в силу географических особенностей, а также экономической и обо­ронной значимости принадлежали данному государству, что можно квалифицировать как признанную другими государст­вами обычную норму.

Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государст­вами.

4. Воды, расположенные в сторону берега от прямых ис­ходных линий, принятых для отсчета ширины территориаль­ного моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

Правовой режим.Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внут­ренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.

Правовой режим внутренних морских вод России опреде­ляется Законом о Государственной границе РФ, Правилами плавания и пребывания в территориальных водах (территори­альном море) СССР, внутренних водах и портах СССР иностран­ных военных кораблей от 28 апреля 1983 г., Таможенным ко­дексом РФ от 18 июня 1993 г., Водным кодексом РФ от 16 нояб­ря 1995 г. и ведомственными актами.

Правила, которые применяются во внутренних водах, при­брежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Изве­щениях мореплавателям. По российскому законодательству иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рей­ды) Российской Федерации, открытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны информировать о времени своего прибытия. Открытыми портами в России объявлены Санкт-Пе­тербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туап­се, Находка, Корсаков и др.

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежно­го государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов. Не требуется разрешения на заход во внутренние воды и порты иностранных военных ко­раблей, если на их борту находятся главы государств или пра­вительств.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход ино­странных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоя­тельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, достав­ка спасенных людей и др. В целях обеспечения безопасности или во избежание воз­можного загрязнения окружающей среды прибрежные государ­ства предусматривают особый порядок, ограничение или за­прещение входа судов с ядерными установками, а также кораб­лей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру.

Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществ­ляется под наблюдением органов таможенного контроля. Гру­зы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошли­нами.

В соответствии с Конвенцией по облегчению международ­ного морского судоходства 1965 г. существенно упрощены и со­кращены формальности, требования к документам и различ­ным процедурам в отношении судов, находящихся в порту.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ре­монтные работы), пользование сооружениями (причалами, мая­ками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деятельность, ры­боловство или иной промысел могут осуществляться иностран­ными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибреж­ного государства.

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутрен­них водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежно­го государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе прово­дить расследование и рассматривать дела о преступлениях, со­вершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдик­ция осуществляется, если правонарушение посягает на обще­ственный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; еслипреследование необходимо в целях борьбы с не­законным оборотом наркотических средств.

В этих случаях власти прибрежного государства вправе провести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул страны флага судна. Гражданская юрисдикция предпо­лагает право судебных органов прибрежного государства рас­сматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и чле­ны экипажа могут быть также привлечены к ответственности. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства .поль­зуются государственные некоммерческие и военные суда.Военные корабли во внутренних водах и портах пользуют­ся правом неприкосновенности. К иностранному военному ко­раблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Однако это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного госу­дарства; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранения грузов предусматри­ваются определенные требования к судам, покидающим внут­ренние воды и порты. Каждое судно подлежит освидетельство­ванию со стороны должностных лиц прибрежного государства. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоя­нии, гарантирующем пригодность для выхода в море без опас­ности для судна и людей, находящихся на борту. Если судно и его оборудование не отвечают предъявленным требованиям, ему может быть запрещен выход в море.

49.Территориальное море.

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства. В Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отра­жена специфика территориального моря. В соответствии с тре­бованиями норм международного права каждое прибрежное государство национальным законодательством определяет пра­вовой режим своего территориального моря, поскольку оно вхо­дит в состав государственной территории, а его внешняя грани­ца является государственной границей прибрежного государст­ва на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса тер­риториального моря Российской Федерации относится к веде­нию РФ. Закон "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норве­гия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов). Географиче­ские координаты точек, через которые проходят прямые ис­ходные линии для отсчета территориального моря России, ут­верждаются Правительством РФ и объявляются в Извеще­ниях мореплавателям (ст. 5 Закона о Государственной границе РФ). Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграни­чительной линии их территориального моря используется сре­динная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу раз­граничения при заключении специальных соглашений. Государ­ства с учетом различных обстоятельств (исторических, геогра­фических, экономических и др.) вправе избрать и иной способ разграничения. Такие соглашения были подписаны СССР с Поль­шей о разграничении советских и польских территориальных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турцией об определении линии морской границы между советскими и ту­рецкими территориальными водами на Черном море (1973т.).

Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Территориальное море имеет большое значение для меж­дународного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств пользуются правом мир­ного прохода через территориальное море (ст. 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., ст. 17 Кон­венции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного раз­решения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориаль­ное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутрен­ние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на по­верхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доб­рого порядка или безопасности прибрежного государства: угро­за силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или про­паганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государ­ства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, ис­следовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание по­мех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и пра­вила, относящиеся к безопасности судоходства и регулирова­нию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах сво­его территориального моря осуществление права мирного про­хода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

В Законе о Государственной границе РФ говорится, что иностранные невоенные суда и военные корабли в территори­альном море Российской Федерации пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных догово­ров и законодательства России. Иностранные военные корабли, невоенные подводные лодки и другие подводные транспортные средства осуществляют мирный проход через территориальное море в порядке, устанавливаемом Правительством России.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установлен­ный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения на­рушения либо для привлечения нарушителя к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

Согласно ст. 19 Конвенции о территориальном море и при­лежащей зоне и ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уго­ловная юрисдикция прибрежного государства не должна осу­ществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или про­изводства расследования в связи с любым преступлением, со­вершенным на борту судна во время его прохода, за исключе­нием случаев: а) если последствия преступления распростра­няются на прибрежное государство; б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территори­альном море; с) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; d) .если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли нарко­тическими средствами или психотропными веществами.

50. Исключительная экономическая зона представ­ляет морской район, находящийся за пределами территори­ального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского про­странства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морско­му праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В не­обходимых случаях международными договорами определяют­ся методы разграничения исключительных экономических зон.

В РФ до принятия Закона об исключительной экономиче­ской зоне применяются Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" 1984 г., Положение, об охране экономической зоны 1985 г., Указ Президента РФ "Об охране природных ресурсов территориальных вод континен­тального шельфа и экономической зоны Российской Федера­ции" 1992 г.

Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государ­ства. Прибрежное государство в исключительной экономиче­ской зоне осуществляет, во-первых, суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (жи­вых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на мор­ском дне и в его недрах и управления этими природными ре­сурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и со­оружений, морских научных исследований, защиты и сохране­ния морской среды.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой террито­рией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресур­сов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безо­пасности вокруг них не должны создавать помехи международ­ному морскому судоходству (на признанных международными морских путях).

Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна пре­вышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной эко­номической зоне не подвергалось опасности в результате чрез­мерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. "Если прибрежное государ­ство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предоставля­ет другим государствам доступ к остатку допустимого улова" (ст. 62 Конвенции).

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных*) могут посредством заключения соглашений или через международные организации принимать необходимые меры по регулированию промыс­ла этих видов в водах, находящихся за пределами их исключи­тельных экономических зон. Характерна в этом плане Конвен­ция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Япо­нией. Районом применения Конвенции являются воды северной части Тихого океана за пределами экономических зон. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. ут­верждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Фе­дерации, а также запасов анадромных видов рыб, образующих­ся в реках России, за пределами ее исключительной экономи­ческой зоны, до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств.

Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной эконо­мической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, про­кладки кабелей и трубопроводов. Использование исключитель­ной экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирую­щими такую деятельность (судоходство в открытом море, про­кладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океано

Наши рекомендации