Нормы МП : понятие, особенности, порядок создания, виды
Нормы МП - обязательные правила поведения, регулирующие взаимоотношение и поведение государств.
Особенности МП:
- предмет регулирования норм;
- порядок создания норм МП, что связано с отсутствием сверхсубъекта. Они создаются путем согласования воль.
- форма их закрепления (обычай, письмен.)
- способы обеспечения реализации
Процесс создания норм (2 этапа):
Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего государствами. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.
Формирование позиции государства начинается с осознания своих интересов и потребностей, а также понимания возможности защитить (удовлетворить) их с помощью других государств или совместно с ними.
Термин "позиция" может иметь два значения: во-первых, это общий подход, перспективная цель (например, запрещение всех испытательных взрывов ядерного оружия); во-вторых, интересы (требования) государств при подготовке данного соглашения (например, запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах).
В процессе создания норм международного права согласовываются позиции — требования, разумеется, с учетом возможности продвижения к достижению конечной цели.
Позиции государств могут совпадать полностью или в главном. Они могут не совпадать в деталях или в своей основе*.
Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их согласовании — уступках, компромиссах — нет необходимости. Позиции государств формулируются в виде правил поведения и фиксируются в договоре или ином акте. При несовпадении позиций государств для достижения приемлемого баланса уступки и компромиссы неизбежны.
Объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и прогнозирование развития отношений между государствами — залог успеха формирования потенциально согласуемых позиций государств. Диаметрально противоположные позиции вряд ли могут быть согласованы или даже представлены для согласования.
Каждое государство стремится к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме права. Однако если оно будет настаивать на своей и только своей позиции, соглашение не будет достигнуто. Отказ государства от какой-то части своих требований вообще (уступка) или в связи с соответствующим отказом других .государств (компромисс) означает лишь отказ от защиты (удовлетворения) части своих интересов посредством данного конкретного соглашения. Это — отказ ради достижения соглашения. Общий же подход к решению проблемы может оставаться неизменным.
В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляется в виде совпадающих прав и обязанностей государств— участников соглашения, баланс — в виде сочетания их прав и обязанностей, В последнем случае происходит своеобразное распределение поручений: одно государство (одна группа государств) наделяется одними правами и обязанностями, другое государство (другая группа) — другими. Коллективными усилиями достигается желаемый результат.
Запрет на испытательные взрывы ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, предусмотренный Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., распространяется однозначно на все государства, участвующие в Договоре.
Договором же о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. обязательства государств, обладающих ядерным оружием, имеют иное содержание, чем обязательства государств, не обладающих таким оружием, однако добросовестное исполнение каждым государством своих обязательств обеспечивает достижение общей цели договора — предотвращение распространения ядерного оружия.
Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание — это одновременно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксированных в нем, и признание этих правил в качестве обязательных, т. е. правовых норм. То же можно сказать в отношении договоров, заключенных в виде обмена документами (нотами, письмами), актов международных организаций и конференций, принимаемых путем голосования или консенсуса (если государства выразили намерение считать их юридически обязательными).
В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения согласия государства на обязательность правил поведения (ратификация, утверждение-принятие), разрыв во времени между первой и второй стадиями может быть значительным, достигая порой нескольких лет*.
Специфика создания обычных норм международного права заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устойчивой практики. Таким же образом правила поведения признаются в качестве обязательных (opinio juris).
Факт рождения договорной нормы (или иной документально закрепленной нормы) четко фиксируется. Для установления наличия и выявления содержания обычной нормы необходимо изучение деятельности государств. Обычай обязан своим происхождением сложившейся практике, но вместе с тем он обращен в будущее, в котором может быть реализовано его регулирующее предназначение.
Виды норм:
По форме:
-документально-закрепленные (договоры, конфер.акты)
-документально-незакрепленные (международный обычай)
II. По субъектно-территориальной сфере действий:
-универсальные - распространяется на всех или большую часть международных субъектов права вне зависимости от их местонахождения, размеров (напр., о нераспространении ядерного оружия)
- локальные – на определенной территории или определенную группу субъектов
- принципы международного права, их комплексный характер
III. по функции:
- регулятивные – регулируют отношения сторон (напр., установление линии границы)
- охранительные (напр., установление ответственности о незаконном пересечении границы)
IV. по характеру субъектных прав и обязанностей сторон:
- обязывающие (напр., обязанность государства уведомить о проводимых вблизи границ других государств военных учений)
-запрещающие
-управомачивающие (напр., дипломатические привилегии)
V.
-императивные – это нормы-принципы международного права плюс о нераспространении ядерного оружия
-диспозитивные – имеют право выбора поведения, их большинство
VI. по отношению к сути:
-материальные –регулируют права и обязанности сторон, их большинство (напр., закрепление за дипломатом иммунитета)
-процессуальные – закрепляют требования к процессу реализации (напр., каким образом закрепляют иммунитет дипломата).
Имеют ли нормы международного права взаимосвязь и иерархична ли связь? Указание на иерархию нет т.к. отсутствует сверхсубъект. Поэтому принято, что классической иерархии нет.