Международное право: понятие и предмет регулирования
Международное право: понятие и предмет регулирования
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО – сложный комплекс юр. норм, создаваемый совместно государствами и другими
общепризнанными субъектами международного права путём заключения международных соглашений и
представляющий собой самостоятельную правовую систему с целью регулирования отношений между ними в
самых различных сферах и областях, а также в сфере их взаимных отношений.
Черты современного международного права:
1) универсальность – государства вправе вступать в любые отношения по любым вопросам
2) поддержание международного мира и безопасности
3) утверждение и сохранение социального прогресса и принципов соц. Справедливости
4) декларация запрета агрессивных захватнических войн и любых насильственных способов разрешения международных споров
5) выработало действенный механизм международных споров – споры должны разрешаться только мирными средствами (см. устав ООН, где перечислены эти средства)
6) имеет сложную нормативную структуру – состоит из множества универсальных и локальных (региональных, двухсторонних) норм
7) является общим для всех государств, в том смысле, что общепризнанные и принципы международного права характеризуют его социальную и общечеловеческую ценность («создано для людей, а не для государств»), но в то же время оно имеет привязку к каждому конкретному государству
Предмет регулирования
Группы отношений по мере значимости
I. Межгосударственные (т.е. между всеми общепризнанными субъектами международного права – например, между Россией и Ватиканом)
II. Смешанного характера (отношения государственно-негосударственного характера) – между общепризнанными субъектами и не общепризнанными [например, между государством и человеком в рамках ЕСПЧ; международных уголовных судов]
III. Немежгосударственного характера (между физ. и юр. лицами различных государств) – например, конвенции о помощи по гражданским делам
IV*. Внутригосударственные отношения *по идее, не входит в предмет регулирования, но иногда такие отношения регулируются международным правом
Применение международного права в сфере внутригосударственных отношений
Теории соотношения международного и национального права:
1. монистическая – международное и национальное право является единой правовой системой
2. дуалистическая – международное и национальное право самостоятельные правовые системы, которые не пересекаются между собой
3. диалектического дуализма – международное и национальное право самостоятельные правовые системы, взаимодействующие между собой в совмещённом предмете регулирования (такой подход зафиксирован в ч. 4 ст. 15 Конституции)
Международное право отличается от национальной правовой системы по следующим критериям:
Международное право | Национальное право |
1. Предмет регулирования | |
Регулирует международные отношения | Регулирует внутренние отношения |
2. Метод регулирования | |
Преобладает диспозитивный метод, обеспечиваемый суверенитетом государств как равных участников | Преобладает императивный метод |
3. Субъектный состав | |
Основной участник отношений - государства и международные организации | Основной участник – физ. и юр. лица |
4. Порядок нормообразования | |
Отсутствует специальный нормотворческий орган, нормы создают сами субъекты права | Есть специальный орган (органы) |
5. Механизм реализации норм | |
Нет специальных нормореализующих, нормообеспечивающих органов, нормы обеспечиваются самими субъектами | Реализацию норм обеспечивают специальные органы (органы исполнительной власти) |
6. Источники | |
Международный договор и международный обычай как основные источники | Законы и подзаконные акты как основные источники |
Международное и национальное право как взаимодействующие правовые системы
Вопросы:
1. МП и национальное право как взаимосогласованные правовые систем
2. взаимодействие международных договоров и национального законодательства в правоприменительном процессе
3. юридические условия применения норм международного права
4. непосредственное применение норм международного права судами, ФОИВами и другими государственными органами, их должностными лицами, хозяйствующими субъектами и гражданами (индивидами)
Источники МП: понятие, виды
Источником международного права принято считать форму выражения международно-правовой нормы.
В то же время, источники международного прав отличаются от источников национального права.
Источники международного права отличаются от источников национального права по следующим параметрам.
Во-первых, нормы международного права устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласованную общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм. Таким образом, правотворчество в международном праве осуществляется по «горизонтали», т.е. между равноправными субъектами, в то время как в национальном праве принят «вертикальный» - сверху вниз - порядок правотворчества.
Во-вторых, субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят юридические обязательства других субъектов международного права, в то время как в национальном праве подобная ситуация встречается не так часто.
В связи с этим об источниках международного права вполне закономерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках юридических обязательств субъектов международных правоотношений. В большинстве случаев предпочтительнее вести речь об обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юридические последствия в виде международно-правовых санкций. Субъективным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, кроме случаев наличия императивной нормы.
Основная проблема источников международного права заключается в неясности их перечня. Международно-правовые нормативные документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Некоторые учённые считают, что перечень источников современного международного права содержится в ст. 38 Статута Международного суда ООН, принятого 26 июня 1945 года, которая гласит:
«Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».
Этот Статут, который является неотъемлемой частью Устава ООН, выступает в качестве международного договора, в котором участвуют почти все государства.
Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.
Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.
Повторение действий предполагает продолжительность их совершения. Международное право не устанавливает, однако, какой именно временной отрезок необходимо иметь в виду для формирования обычая.
Квалификация правила поведения в качестве обычая является сложным процессом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используются вспомогательные средства, также перечисленные в ст. 38 Статута Международного суда ООН: судебные решения и доктрины наиболее признанных специалистов в области международного права различных стран, а также в теории в качестве дополнительных источников выделяют решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный суд ООН или другие международные судебные органы, государства нередко просят их установить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон.
В настоящее время, как это отмечается в литературе, в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.
Международной договор (МД) и международный обычай(МО)-источники международного права.
Международный договоропределяется Венской конвенцией о праве международных договоров как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (имеется в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав» и т. д., при этом учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах)
Венская конвенция о праве международных договоров презюмирует возможность заключения договоров между государствами и другими субъектами международного права или только между другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Конвенции, не затрагивает их юридической силы.
Международный обычай
Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай— «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».
Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например, становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами свободы использования космического пространства, позднее получившей договорное закрепление).
Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о «призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.
Международное право не дает оснований для предположения о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются.
Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств, типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника — и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к «своей» группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.
При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что «нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции».
При сопоставлении договора и обычая как источников международного права следует иметь в виду, что договор концентрирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются.
(http://www.aup.ru/books/m232/3_2.htm ) -ДОП. ИНФОРМАЦИЯ, ДЛЯ ОСОБО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ!
Признание государств.
Как только появляется новое государство на повестку дня всегда встают два вопроса:
1. о признании этого государства как субъекта международного права
2. о правопреемстве
Способы образования государств:
1. смена исторического типа (формации) [Российская империя -> РСФСР]
2. в результате освобождения от колониальной зависимости
3. в результате территориальных изменений:
1) отделение части
2) распад
3) объединение
Понятие и теории признания
ПРИЗНАНИЕ – государства (государство) признают новые государства как юридическое лицо (субъект международного права) со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права
Институт регламентирован, в основном, международными обычаями, сложившимися в практике применения.
Теории признания:
1. декларативная – новые государства становятся субъектами международного права с момента своего возникновения (его никто не наделяет международной правосубъектностью) [её придерживаются отечественные учёные]
2. конститутивная – новое государство становится субъектом международного права только после признания его со стороны других государств
Признание, согласно декларативной теории, не влияет на правосубъектность, оно влияет только на характер и объём отношений, возникающими между вновь образованным государством и уже существующими. Без признания такому субъекту трудно реализовать свою международную правосубъектность.
Виды признания
Характер и объём правосубъектности определяется формой признания, которых существует две:
1. юридическое признание:
1) де-юре (полное признание с установлением дипломатических отношений)
2) де-факто (просто сказали – признаём, но без установления дипломатических отношений)
2. фактическое признание
Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
Полномочия. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы — полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством.
В Российской Федерации решение вопроса о наделении соответствующими полномочиями оформляется специальным актом — указом или распоряжением Президента, постановлением или распоряжением Правительства.
Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по заключению договора без специальных полномочий.
В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц: а) главы государств; б) главы правительств; в) министры иностранных дел; г) главы дипломатических представительств; -д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях.
Если заключается международный договор с участием международной организации, то специальные полномочия для этой цели не требуются лицу, которое в соответствии с правилами организации рассматривается как представляющее эту организацию.
В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г. предусматривается, что без специальных полномочий ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации: Президент Российской Федерации; Председатель Правительства Российской Федерации, министр иностранных дел, федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти. Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ в международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста договора — соответственно с государством пребывания или в рамках данной международной организации (ст. 12,13).
При заключении двусторонних международных договоров представители государств обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних договоров полномочия сдаются в специально созданные органы для проверки их подлинности. Любые действия по заключению договора, совершенные не уполномоченным лицом или в нарушение полномочий, не имеют юридического значения.
Подготовка текста договора. Текст договора разрабатывается на переговорах (непосредственных или по дипломатическим каналам), на конференциях или в рамках международных организаций.
Переговоры по выработке текста договора ведутся либо непосредственно, либо с использованием дипломатических средств. Государства через уполномоченных лиц доводят до сведения друг друга свои позиции по обсуждаемой проблеме (или представляют конкретные проекты договора). Затем на основе их тщательного изучения и оценки они предлагают для согласования возможные изменения, уточнения позиций и соответственно проекта договора. Путем взаимных уступок и компромиссов проект подвергается изменениям до тех пор, пока он не станет приемлемым для всех участников. Иногда для подготовки договора по сложной проблеме используются и дипломатические каналы, и переговоры на уровне делегаций, и встречи министров иностранных дел, и встречи на высшем уровне.
Международные конференции и международные организации используются государствами для выработки текстов многосторонних договоров. В целях более глубокого и всестороннего изучения сложная проблема разбивается на отдельные вопросы, которые рассматриваются специальными комитетами и комиссиями, входящими в структуру конференций или организаций. Согласованный проект обсуждается на пленарных заседаниях.
Принятие текста договора. Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (т. е. изменению не подлежит) и подлинным документам, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности). Оно может быть предварительным и окончательным.
Предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.
Путем голосования, как правило, принимается текст договора, подготовленный на международной конференции или в международной организации. Это решение оформляется актом — резолюцией международной конференции или соответствующего органа международной организации, которая принимается большинством голосов (простым или двумя третями в зависимости от правил, одобренных на конференции или в организации). В последние годы голосование нередко не проводится; для решения применяется метод консенсуса — общего согласия (при отсутствии возражений со стороны какого-либо государства).
Парафирование — это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. Такая форма предварительного принятия текста договора применяется в отношении двусторонних договоров или договоров с небольшим числом участников (например, были парафированы Договор между СССР и ФРГ о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, о некоторых переходных мерах, связанных с временным пребыванием советских войск на территории Германии 1990 г., некоторые соглашения стран СНГ и др.). Парафированный договор подлежит окончательному принятию.
Подписание ad referendum — условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства.
Форма окончательного принятия текста договора — подписание. Оно порождает определенные юридические последствия: а) дает право подписавшему государству выразить согласие на обязательность договора; б) обязывает подписавшее государство не лишать договор его объекта и цели до вступления в силу.
Двусторонние договоры составляются на языках государств-участников, многосторонние — на языках по выбору участников (иногда на одном приемлемом для всех языке).
При подписании договора государства соблюдают правила альтерната — чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства, подписи уполномоченных помещаются на почетном месте — под текстом договора с левой стороны, а наименование государства-контрагента, его подписи — справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке (в соответствии с выбранным языком). Возможны сложные процедуры при принятии некоторых договоров.
Двусторонние договоры также могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно — на другом.
СБСЕ – ОБСЕ
ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ).
За двадцать лет существования Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как международно-правовой институт от международной конференции — механизма многосторонних межгосударственных переговоров и консультаций, проводимых в форме регулярных встреч, — эволюционировало к международной организации — Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Как международная конференция СБСЕ проводилось в соответствии с традиционно сложившимися в практике подобных встреч правилами, а также собственными правилами процедуры. Важными элементами этой процедуры стали следующие положения: Совещание проводится "вне военных союзов"; государства участвуют в Совещании "в условиях полного равенства"; решения Совещания принимаются на основе консенсуса, который определяется "как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу".
На Совещании первоначально были представлены 35 государств, в том числе 33 европейских, а также США и Канада.
В итоге встречи на высшем уровне в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. главы государств и правительств подписали Заключительный акт, включающий преамбулу и пять разделов: "Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе", "Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды", "Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье", "Сотрудничество в гуманитарных и других областях", "Дальнейшие шаги после Совещания".
Важнейшей частью первого раздела стала "Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях", в которой воспроизведены и конкретизированы известные принципы Устава ООН; вместе с тем в ранг принципов возведены нормы о нерушимости границ, о территориальной целостности государств, об уважении прав человека и основных свобод, сформулированы положения, определяющие их содержание.
Это характеризует Заключительный акт как источник международного права.
Кроме того, в нем зафиксированы новые для международного права нормы о мерах укрепления доверия, к которым отнесены предварительные уведомления о военных учениях и передвижениях войск, о приглашении наблюдателей, об обмене военным персоналом, включая визиты военных делегаций.
В других разделах даны рекомендации относительно согласованных действий в различных сферах сотрудничества, в том числе юридически значимые положения, регламентирующие контакты между людьми, включая воссоединение семей и браки между гражданами различных государств, порядок распространения и обмена информацией, сотрудничество и обмены в области культуры, образования.
Структура ОБСЕ находится в стадии становления.
Совет министров (ранее — Совет) характеризуется как центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Он собирается на уровне министров иностранных дел и назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. В рамках Совета предусмотрено своеобразное формирование, именуемое Тройкой: оно включает действующего председателя, министра, исполнявшего эту функцию в предшествующем году, и министра, который станет действующим председателем в следующем году. .
Руководящий совет заменил существовавший в течение нескольких лет Комитет старших должностных лиц, который выполнял такие обязанности, как подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомогательных органов. В его компетенцию входило также рассмотрение вопросов в случае возникновения критических ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в случае необходимости — принятие решений о проведении операций СБСЕ по поддержанию мира. Очевидно, Руководящему совету предстоит выполнение аналогичных функций. Как сказано в решении будапештской встречи, он "будет обсуждать и формулировать руководящие принципы политического и общего бюджетного характера", а также будет созываться в качестве Экономического форума. Заседание этого Совета на уровне ответственных сотрудников министерств иностранных дел проводятся в Праге как минимум два раза в год.
Постоянный совет (ранее -— Постоянный комитет) определяется как основной орган для ведения политических консультаций и принятия текущих решений, а также для рассмотрения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные представители государств-участников. Заседания проводятся в Вене.
Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний указанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь, должность которого учреждена в 1992 г., участвует в координации деятельности различных органов, оказывает помощь действующему председателю, принимает участие во встречах Тройки на уровне министров.
В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократическим институтам и правам человека, аппарат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея.
Континентальный шельф
Понятие, установление границ. Правовое понятие континентального шельфа не совпадает с его геоморфологической характеристикой. По своему строению (рельефу) морское дно имеет такие части, как подводная окраина материка и ложе океана. Подводная окраина материка, в свою очередь, включает материковую отмель (шельф), материковый склон и материковое подножие. Таким образом, шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, то. е. до склона. Глубины внешней границы шельфа обычно составляют 100—200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше — до 1500—2000 м.
Правовое определение континентального шельфа и характеристика его правового режима содержатся в Конвенции о континентальном шельфе 1958-г. и в ч. VI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Конвенции 1958 г. внешняя граница континентального шельфа была не четко установлена. Ее пределы ставились в зависимость от технических возможностей каждого государства. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной окраины материка.
Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Согласно ст. 76 Конвенции, "континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка...".
Согласно второму варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).
Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на основе соглашения между ними. При отсутствии соглашения и особых обстоятельств (конфигурации морского побережья, исторических традиций и т. д.), оправдывающих иную линию, граница проходит по срединной линии, когда шельф примыкает к территориям государств, берега которых расположены один против другого, или по линии равного отстояния, когда шельф примыкает к территориям смежных государств. Срединная линия и линия равного отстояния находятся на одинаковом расстоянии от ближайших точек тех исходных линий, которые приняты для отсчета ширины территориального моря. Соглашения являются основным способом определения границы континентального шельфа Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.Постановлением Правительства РФ "О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации" от 16 июня 1997 г. предусматривается необходимость проведения работ для обоснования географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа РФ. Утвержденные Правительством перечни координат публикуются в Извещениях мореплавателям. На их основе издаются карты с указанием внешних границ континентального шельфа РФ. Копии перечней координат и копий карт направляются в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву на хранение Генеральному секретарю ООН.
Проблема разграничения континентального шельфа нередко вызывает споры между государствами. Они должны решаться путем переговоров или с применением иных мирных средств, в том числе путем обращения в Международный Суд ООН, который принимает к рассмотрению и решает такого рода споры.
Правовой режим. Он определяется Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией по морскому праву 1982 г.: "Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств" (соответственно ст. 2 и ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатывает богатств континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия. для прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер — разведка и разработка естественных богатств; 2) исключительность, т. е. бесспорная принадлежность данному прибрежному государству.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Согласно Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;
2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
4) юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).
Компетентные органы РФ в установленном законом порядке выдают разрешение на использование ресурсов континентального шельфа юридическим и физическим лицам.
Охрана биологических ресурсов континентального шельфа возложена на Федеральную пограничную службу РФ.
Открытое море
Понятие. Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г., "открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства". Это определение не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86 положения ч. VII Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.
Эту формулу можно использовать при определении открытого моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море — это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.
Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в территорию, на которую распространяется национальная юрисдикция