Юридический анализ состава преступления, посягающих на внутреннюю безопасность Российской Федерации (статьи 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ).
А.Е. Беляев предложил варианты классификации, касающиеся определения непосредственного объекта преступлений экстремистской направленности, скорректированные с учетом внесения изменений в УК РФ. В одной работе он полагает, что непосредственный объект преступлений, предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК -конституционные основы политической системы РФ, - в другой же считает, что ст. 282 УК РФ устанавливает ответственность за посягательство на конституционные основы национальных, расовых и религиозных отношений в РФ, а статьи 280, 282.1, 282.2 УК - на основы антиэкстремистской политики РФ, в связи с чем его позиция нуждается в уточнении.
Преступления против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, направленные в ущерб:
1. Внешней безопасности РФ (статьи 275, 276 УК РФ).
2. Политическим основам конституционного строя либо территориальной целостности РФ (статьи 277, 278, 279 УК РФ).
3. Экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 УК РФ).
4. Противодействию экстремизма в РФ (статьи 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ).
5. Сохранности государственной тайны РФ (статьи 283, 284 УК РФ).
В юридической литературе детально разъяснено значение почти всех непосредственных объектов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, трактовки таких объектов принципиальных разногласий не вызывают, в связи с чем мы считаем необходимым остановиться на подробном рассмотрении лишь такого нового объекта как противодействие экстремизму.
В науке уголовного права данный объект определяется по-разному: Так, В.В. Коряковцев и К.В. Питулько полагают, что преступления экстремистской направленности имеют следующие непосредственные объекты:
1. Конституционные основы политической системы государства, обеспечение его целостности и безопасности, права и свободы граждан (ст. 280 УК РФ).
2. Основы конституционного строя,. безопасность государства, конституционные права и свободы граждан (равенство перед законом и судом, свобода вероисповедания и др.) (ст. 282 УК РФ).
3. Основы конституционного строя и безопасности государства (ст. 282.1 УК РФ).
4. Основы конституционного строя, безопасность государства и установленный порядок деятельности общественных и религиозных объединений (ст. 282.2 УК РФ).
В свою очередь, А.И. Рарог определяет данные объекты следующим образом:
1. Общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).
2. Конституционный принцип недопущения экстремизма в форме действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды по этническим, демографическим или социальным признакам (ст. 282 УК РФ).
3. Совокупность общественных отношений по реализации конституционного запрета осуществления экстремистской деятельности (статьи 282.1,282.2 УК РФ).
Поскольку законодатель с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» вводит термин «противодействие» (действие, препятствующее другому действию), что выражается в принятии профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц (статья 3 Закона), то усматривается активная позиция законодателя по искоренению этого опасного явления. Появляются юридически закрепленные отношения органов государства и экстремистов.
Термин «запрещение», применяемый А.И. Рарогом, обозначает лишь признание вредным, что, по нашему мнению, не отражает всех особенностей государственной политики борьбы с экстремизмом, в отличие от термина «противодействие», включающего как активную позитивную работу по недопущению совершения данных преступлений, так и служащий одним из оснований подобной работы запрет.
Использование этим же ученым термина «недопущение» (не разрешение), на наш взгляд, также не способно по указанным причинам учесть всех элементов борьбы государства с экстремизмом.
Мнение А.Е. Беляева о том, что статьи 280, 282.1, 282.2 УК РФ посягают на основы антиэкстремистской политики РФ, как мы находим, правильно, но ведь данная политика и находит свое выражение именно в таком немногословном и емком обозначении как противодействие экстремизму.
Поскольку правовые нормы (ст. 282.1 УК РФ, ст. 9 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности») прямо обозначают статьи 280 и 282 УК преступлениями экстремистской направленности, то, по нашему мнению, определение их непосредственного объекта, например А.С. Гореликом, как основы конституционного строя и внутренней безопасности после вступления в силу соответствующего антиэкстремистского законодательства, представляется не точным.
Таким образом, мы считаем, что с учетом действующей законодательной базы у преступлений, предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, один непосредственный объект - противодействие экстремизму в РФ. Каждое из этих посягательств, прямо направлено в ущерб именно этому социально значимому интересу, который всегда и во всех случаях при совершении данных преступлений подвергается негативным изменениям, но конкретные формы и способы посягательства могут различаться, оказывая известное влияние на квалификацию.
Необходимо проводить грань между преступлениями экстремистской направленности, предусмотренными УК РФ, и понятием «экстремистская деятельность (экстремизм)», применяемым ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Статья 282.1 УК РФ признает преступлениями экстремистской направленности деяния, предусмотренные статьями 148 (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий), 149 (воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них), частями 1 и 2 ст. 213 (хулиганство), статьями 214 (вандализм), 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры), 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения), 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) УК РФ.
Статья 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает, что экстремистская деятельность (экстремизм) - это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Аналогично экстремизмом признается пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий, финансирование всей обозначенной выше деятельности либо иное содействие ее осуществлению.
Ученые правильно обращают внимание, что понятие «экстремизм», данное в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», комплексное, включающее в себя как проявления общественно опасных деяний, предусмотренных УК РФ, так и иных нарушений законов (в частности, административных). Например, такая составляющая экстремистской деятельности, как подрыв безопасности РФ, не указана в отдельной норме Особенной части УК РФ. Речь в данном случае может идти о действиях, представляющих угрозу состоянию защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Совершение хулиганских действий и актов вандализма по соответствующим мотивам ненависти либо вражды являются уголовно-наказуемыми деяниями, предусмотренными статьями 213, 214 УК РФ. В отличие от этого, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, как одна из составляющих экстремизма, ведет к ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ. Возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды (в Законе - розни), являющееся оконченным составом преступления в случае публичного совершения или использования средств массовой информации, в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» признается экстремизмом лишь при условии, что это связано с насилием или призывами к насилию.
Практические работники, ранее активно настаивавшие на скорейшем принятии правовых основ противодействия экстремизму, проводящие научно-правовой анализ ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», спустя всего несколько месяцев после вступления Закона в силу отмечают возникшие «существенные трудности для правового регулирования противодействия экстремизму», вызванные принятием данного акта, подчеркивая его несогласованность с другим федеральным законодательством. Так, по мнению В.В. Устинова, выделение в качестве одной из форм экстремистской деятельности создания незаконных вооруженных формирований явно излишне, поскольку такие формирования, с одной стороны, являются лишь средством реализации политических целей экстремистов, а с другой, могут использоваться и обычными преступниками для достижения, например, корыстных целей, с чем мы, безусловно, согласны. Кроме того, обозначение причастности к террористической деятельности экстремистских организаций может создать проблемы в применении положений ФЗ «О борьбе с терроризмом» в части ответственности организации за террористическую деятельность, а также квалификации соответствующих преступных действий, в том числе с учетом положений ст. 282.2 УК РФ, максимальное наказание по которой - лишение свободы на срок до трех лет, в то время как целями такой организации могут быть осуществление террористической деятельности и создание незаконных вооруженных формирований, что является самостоятельными составами преступлений (ч. 1 ст. 210 и ч. 1 ст. 208 УК РФ) и влечет наказание от семи до пятнадцати и от двух до семи лет лишения свободы соответственно.
Помимо этого, принятие Закона привело к необходимости проведения экспертизы по уголовным делам для подтверждения наличия признаков экстремизма в соответствующих деяниях (по аналогии с уголовными делами, возбуждаемыми, например, по признакам разглашения сведений, составляющих государственную тайну, когда в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» требуется проведение экспертизы разглашенных сведений), однако «действующих специализированных экспертных учреждений нет ни в центре, ни на местах в результате - уголовные дела лишаются судебной перспективы».
Трудности, связанные с процессом увязывания многих положений ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с остальной действующей нормативно-правовой базой, обусловили предложения о внесении «уточнений и дополнений в принятый Закон - во избежание путаницы и сложностей в квалификации соответствующих преступных действий».
Мы считаем сохраняющим актуальность мнение, что «до настоящего времени в российском законодательстве должной правовой оценки феномен экстремизма не получил», на что есть свои причины. Во-первых, проблеме экстремизма в научно-исследовательской уголовно-правовой литературе уделяется значительно меньше внимания, чем, например, преступлениям террористического характера. Во-вторых, к настоящему времени достоверно не изучена сама проблема экстремизма, не проведено достаточного количества серьезных криминологических оценок уровня (состояния), структуры и динамики экстремистских проявлений в рамках норм Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за совершение того или иного преступления по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Мы полагаем, что внесение в соответствующие главы кодекса дополнений в виде норм антиэкстремистской направленности устранило бы пробелы, касающиеся уголовно-правовой борьбы с экстремизмом.
Призывы к совершению преступлений против основ государственной власти являются составной частью преступной антироссийской деятельности сторонников расчленения нашего государства, ведущих борьбу за упразднение демократических ценностей на территории целых субъектов России, ратующих за насаждение варварских норм и правил бытия, отрицающих сколь-нибудь малое значение жизни конкретных людей и целых народов, называемых враждебными.