Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии.
Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Пробелы в законодательстве возникают в основном вследствие 2 причин:
Ø в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;
Ø из-за упущений при разработке закона.
Сфера правового регулирования определяется законодателем по отраслям права посредством специализированных норм. Вместе с тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характер рассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые последствия. Эту информацию он может получить из конкретных норм, в диспозициях которых сформулированы в общем виде права и обязанности сторон. Если таких норм нет, то налицо пробел в законодательстве.
В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона - это применение к не урегулированному конкретной нормой спорному отношению нормы права, регулирующей сходные отношения.
Сходство правоотношений должно быть существенным. Именно их существенная однородность позволяет эффективно применять к ним действующую норму по аналогии. Поэтому, прежде всего, сходную норму следует искать в том же правовом институте, подотрасли, отрасли права. Если в данной отрасли подобные нормы отсутствуют, следует обратиться к смежным, а затем - к иным отраслям права.
Аналогия права - это применение к не урегулированному конкретной нормой спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.
Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда кет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении первостепенную важность приобретают принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т. п.), большинство из которых устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.
Применение аналогии права обосновано при наличии 2 условий:
· при обнаружении пробела в законодательстве
· при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.
В уголовном и административном праве аналогия исключается.
81. Толкование норм права: понятие, признаки, значение в правовом регулировании.
Толкование права– это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.
Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Признаки толкования.
1) это деятельность субъектов права.
2) интеллектуально-волевая, организационная деятельность, включает в себя:
а) Уяснение - процесс понимания, осознания содержания правовых актов «для себя».
б) Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания «для других».
3) это интерпретация правовых актов, т. е. выяснение, как соотносится объем толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста Интерпретатор (субъект, толкующий правовой акт) не реализует норму права, а лишь уясняет ее содержание.
4) объектом толкования выступают правовые акты (правоприменительные акты, договоры), а не только нормативные, содержащие нормы права.
5) это юридически значимая деятельность, т.к. цель - реализация или совершенствование толкуемых актов.
6) результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.
Причины толкования:
1. сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;
2. несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;
3. несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;
4. специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;
5. законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить "дух" и "букву" закона;
6. отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.
7. нередко остающийся неизменным (в силу формального, текстуального закрепления) закон реализуется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях, что требует его осмысления.
Толкование норм права имеет универсальное значение, т.к. осуществляется во всех видах правовой деятельности:
1) без толкования невозможна разработка новых юридических предписаний, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими законодательными положениями.
2) толкования необходимо для создания сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета нормативных актов.
3) процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.
4) особое значение оно имеет в правоприменительной деятельности, поскольку применение норм права порождает, изменяет либо прекращает права и обязанности участников правоотношений, определяет правовой статус и тем самым существенно влияет на фактическое положение конкретных лиц.
Цель толкования - правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку, Оно призвано противодействовать любым попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить букву и дух закона, выяснять смысл того, что законодатель сформулировал.
Функции толкования
1. Познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.
2. Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств (особенно ярко эта Функция проявляется в процессе функционального толкования).
3. Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.
4. Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. Таковы, например разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.
5. Сигнализаторская функция. Толкование НА позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является "сигналом" для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.