Майкл Хардт, Антонио Негри 4 страница
Сегодня Российская Федерация идет по пути реформ. Но мы хотим отметить, что интеграция в мировую экономику -посредством ли вступления в ВТО или иными методами - не обязательно должна означать согласие со всеми существующими правилами игры. Необходимо изнутри, то есть будучи составной частью глобального хозяйства, противостоять экономическому и политическому диктату. Старый коммунистический лозунг «борьбы изнутри» теперь вновь актуален. И мы даже рискнули бы утверждать, что возможности бороться с глобальной несправедливостью, которыми располагают россияне, растут по мере интеграции России в мировую экономику. Однако мы хотим особо отметить, что таким образом расширяются не возможности России как государства, или российского народа как отдельной нации, а увеличивается потенциал взаимодействия россиян с представителями дру-
XLV1IПредисловие к русскому изданию
гих стран и народов, растут возможности их интеграции в то множество, которое в наши дни оказывается главным субъектом борьбы против господства имперского глобального капитала.
В этой связи мы хотели бы со всей решительностью подчеркнуть, что укрепление национального суверенитета, представляющее собой альтернативу включенности в глобальную экономическую систему, не кажется нам шагом на пути к обретению действенных инструментов сопротивления глобальным тенденциям. Сегодня - и это тоже подтверждается опытом России - столь узкое и замкнутое поле политической борьбы, как национальное государство, совершенно неадекватно ни целям противостояния курсу на формирование неолиберальной капиталистической системы, ни целям создания жизнеспособной демократической альтернативы этой системе.
Поэтому сейчас, в первые годы нового тысячеления, мы хотели бы пожелать всему российскому народу, и, в особенности, нашим читателям, удачи в деле возрождения освободительного духа великой народной борьбы, начатой против царизма почти сто лет тому назад и превращающейся ныне в борьбу против любых форм национального или государствен-нического подавления. Хотелось бы, чтоб вы не забывали, как в былые времена ваши предки не только добивались успеха в борьбе против собственных угнетателей, но и оказывались лидерами всемирного революционного движения. Мы хотим пожелать нашим российским читателям помнить об этом великом наследии, переосмыслить его и использовать с целью преобразования нашего несовершенного мира.
Майкл ХАРДТ и Антонио ПЕТРИ, Венеция (Италия) - Дурхзм (Северная Каролина, США),
декабрь 2005 года
Слова благодарности
Выразить благодарность всем, кто помогал нам в процессе написания этой книги, не представляется возможным. Поэтому мы хотели бы просто назвать тех, кто прочел рукопись от начала до конца и высказал нам свои замечания: это Наоми Кляйн, Скотт Мойерс, Джудит Ревел и Кати Уикс.
XL VIIIЖить сообща
Сегодня впервые становится реально осуществимой демократия в глобальном масштабе. Наша книга посвящена такой возможности, а именно - тому, что мы называем проектом множества. Он не только выражает устремление людей к миру равенства и свободы, к открытому и всеохватывающему обществу глобальной демократии, но и обеспечивает средства достижения подобного состояния. На этом наша книга закончится, но она не может с этого начинаться.
Сегодня эта перспектива не просматривается из-за конфликтных ситуаций во всем мире, которые кажутся перманентными и угрожают демократии. Поэтому нашу книгу следует начать именно с рассмотрения состояния войны. Действительно, на протяжении всей современной эпохи демократия при всем разнообразии ее национальных и местных форм оставалась незавершенным проектом, а в последние десятилетия процессы глобализации создали новые проблемы. Тем не менее, главным препятствием для утверждения демократических норм является глобальное состояние войны. В наши времена вооруженной глобализации мечта эпохи модернити о демократии может показаться безнадежно утраченной. Война всегда была несовместима с демократией. Демократические процедуры обычно приостанавливались на период войны, а вся власть временно возлагалась на сильное центральное правительство, призванное справиться с кризисом. Нынешнее состояние войны является глобальным по охвату и долговременным, поскольку его завершение не предвидится; поэтому отказ от демократии лишается временных рамок и дажеПредисловие
лен в предыдущей работе, и нет необходимости вновь возвращаться к нему здесь.
В этой книге мы сосредоточимся на рассмотрении множества как живой альтернативы Империи, вырастающей в ее недрах. Серьезное упрощая картину происходящего, можно сказать, что у глобализации два лица. С одной стороны, Империя раскинула по всему миру свою сеть иерархий и раздоров, которая служит поддержанию порядка, используя новые механизмы контроля и перманентного конфликта. С другой стороны, сама глобализация порождена новым кругооборотом кооперации и сотрудничества, которое простирается через границы и континенты и создает почву для бесконечного числа контактов. Этот второй аспект глобализации не сводится к тому, что каждый в мире становится точно таким же, как и все остальные. Скорее, он дает нам шанс на то, что, сохраняя различия, мы одновременно обнаружим нечто общее, что позволит контактировать и совместно действовать. Таким образом, множество можно также представить в виде сети: это открытая и расширяющаяся система, в которой свободно и на равноправной основе могут быть выражены все разногласия. Такая сеть выступает механизмом контактов, позволяющих нам работать и жить сообща.
В качестве первого приближения к теме следует провести различие между концептуальным видением множества и представлениями о других общественных субъектах, таких как народ, массы и рабочий класс. По традиции под народом понимается нечто цельное. Конечно, население имеет всякого рода различия, но понятие народ сводит их на нет, благодаря чему население наделяется определенной идентичностью: народ един. Множество же, напротив, многолико. Оно характеризуется несчетным числом внутренних несходств, которые невозможно свести воедино или к одному облику, поскольку оно составлено из отдельных культур, рас, этносов, тендеров, сексуальных ориентации, разных форм труда, образов жизни, мировоззрений и устремлений. Множество состоит из многочисленных своеобразий подобного рода. Массы тоже определяются как противоположность народа, поскольку и их нельзя
Жить сообща
свести к единству или всего одной идентичности. Нет сомнения, что массы включают в себя разные виды и роды, но в действительности нельзя сказать, что массы состоят из разных социальных субъектов. Сущность массы в неразличимости: все черты своеобразия погружены в массу и скрыты в ее толще. Все цвета населения перемешаны до серой однородности. Массы способны двигаться в унисон лишь потому, что составляют расплывчатый, единообразный конгломерат. Во множестве же социальные различия сохраняются. Оно многоцветно как накидка библейского героя Иосифа. Отсюда следует вызов, непосредственно исходящий от концепта множества. Он состоит в том, чтобы несмотря на социальное многообразие обеспечить контакты и совместную жизнь людей при сохранении их внутренних различий.
Наконец, важно также отличать множество от рабочего класса. Так сложилось, что определение рабочего класса имеет ограничительный характер - не только для того, чтобы отличать рабочих от собственников, которым не нужно трудиться, чтобы заработать на жизнь, но и чтобы отделить рабочий класс от остальных трудящихся. В самом узком своем употреблении этот концепт применяется только по отношению к промышленным рабочим, чтобы отличать их от работников в сельском хозяйстве, сфере услуг и других секторах хозяйства. В наиболее широком смысле под рабочим классом подразумеваются все работники, получающие заработную плату, - в противоположность беднякам и тем, кто занят неоплачиваемым домашним трудом или не получает его регулярной оплаты. Множество же, напротив, представляет собой открытое и всеохватывающее понятие. Оно претендует на то, чтобы уловить важность новейших сдвигов в глобальной экономике: с одной стороны, промышленный рабочий класс более не играет в ней роли гегемона, хотя его общемировая численность не сократилась; с другой стороны, сегодня производство нужно воспринимать не только в экономических категориях, но и в более широком плане - как социальный процесс, то есть не только как изготовление материальных благ, но и как созидание связей, отношений и жизненных форм. Таким образом, потенциально множество состоит из всех разнообразных фи-Преди
гур, задействованных в общественном производстве. Опять-1 таки, такая распределенная сеть как интернет дает неплохой I приблизительный образ или модель множества, так как, во- 1 первых, ее отдельные узлы сохраняют различия, будучи завязаны во «всемирную паутину», а во-вторых, ее внешние границы открыты, что всегда обеспечивает постоянную возможность для добавления новых точек пересечения и взаимосвязей.
Для уяснения возможного вклада множества в современ- 1 ную демократию крайне важно упомянуть две присущие ему особенности. Первую можно назвать «хозяйственным аспектом», хотя отделение экономики от прочих социальных сфер в данном случае весьма условно. В той мере, в какой множество нельзя считать ни идентичностью (подобно народу), ни однородностью (подобно массам), его внутренние различия должмыоткрывать нечто общее, что давало бы возможности для коммуникации и совместных действий. Общее принадлежит всем нам и фактически не столько обнаруживается, сколько производится. (Нам не хотелось бы использовать слово община, поскольку оно относится к докапиталистическим совместным пространствам, которые подверглись разрушению с появлением частной собственности. Будучи не столь складным, понятие «общее» высвечивает философский смысл того, что именно мы подразумеваем, и подчеркивает, что речь идет не о возврате к прошлому, а о новом явлении.) Обмен информацией, сотрудничество и кооперация не только основаны на таком общем, но и, в свою очередь, производят его, обеспечивая развитие социальных взаимоотношений по спирали. Производству общего принадлежит сегодня центральное место во всех формах социального бытия независимо от их локальных особенностей. Фактически именно в этом состоит главная характеристика преобладающих сегодня новых видов труда. Иными словами, налицо тенденция, когда через трансформацию экономики сам труд порождает кооперативные и коммуникативные сети, а затем укореняется в них. Так, всякий, кто работает с информацией или знанием - начиная с агрономов, культивирующих специфические качества семян, и заканчивая программистами, - полагается на совместное знание, ко-
Житъ сообща
торое поступает от других и, в свою очередь, творит новое знание для всеобщего употребления. Это особенно верно в отношении такого труда, в результате которого созидаются нематериальные ценности, в том числе идеи, образы, эффекты и взаимоотношения. Мы будем называть новую доминирующую модель «биополитическим производством», чтобы подчеркнуть, что она предполагает не только создание материальных благ в узко экономическом смысле, но и касается всех граней жизни социума - экономических, культурных и политических, - обеспечивая их последующее воспроизводство. Биополитическое производство и распространение в его ходе общечеловеческих ценностей - одна из мощных основ, на которые опирается сегодня перспектива всемирной демократии. Второй отличительной чертой множества, которая особенно важна для демократии, является «политическая организация» (хотя не будем забывать, что политическое быстро смешивается с экономическим, социальным и культурным). Мы получаем первичное представление об этой демократической тенденции, рассматривая происхождение современных движений сопротивления, бунтов и революций. Оно демонстрирует тренд к нарастанию демократичности в организации, движение от централизованных форм революционной диктатуры и командования к сетевым организациям, в которых власть вытесняется отношениями сотрудничества. Подобная генеалогия показывает, что сопротивлению и революционным объединениям свойственно не только служить инструментарием достижения демократического устройства общества, но и порождать демократичные взаимоотношения внутри самих себя, в недрах своей организационной структуры. Кроме того, глобальность демократии становится требованием, которое получает все более широкое распространение и звучит иногда явно, но чаще подразумевается в бессчетных выражениях недовольства нынешним глобальным порядком и сопротивления ему. Сегодня стремление к демократии является общим Для очень многих освободительных битв и движений по всему миру - на местном, региональном и глобальном уровнях. Само собой разумеется, что порыв к глобальной демократии и соответствующие лозунги еще не гарантируют ее достижения,Предисловие
но не следует недооценивать и то влияние, которое они могут иметь.
Просим иметь в виду, что это книга философского плана. Мы приведем многочисленные примеры того, что люди делают сегодня, чтобы положить конец войне и сделать мир более демократичным. Однако не ждите, что здесь мы ответим на вопрос «Что делать?» или предложим конкретную программу действий. Мы полагаем, что в свете угроз и возможностей, порождаемых тем миром, в котором мы все живем, необходимо переосмыслить главные базовые политические понятия, такие как власть, оппозиция, множество и демократия. Прежде чем обратиться к практической разработке политического проекта по созданию новых демократических институтов и общественных структур, нужно задаться вопросом, действительно ли мы понимаем, что в настоящее время означает (или могла бы означать) демократия. Наша главная цель состоит в выработке концептуального фундамента, на который мог бы опереться новый демократический проект.'Мы сделали все возможное, чтобы написать об этом на языке, доступном каждому, давая определение техническим терминам и объясняя философские понятия. Это не означает, что чтение будет все время легким. Не сомневаемся, что в некоторых местах смысл отдельных предложений или даже параграфов удастся уловить не сразу. Просим вас проявить терпение. Продолжайте чтение. Порой философские идеи усваиваются не сразу. Воспринимайте эту книгу как некую мозаику, при складывании которой будет постепенно вырисовываться полная картина.
Мы замыслили переход от одной книги к другой, от «Империи» к «Множеству», как некую противоположность переходу Томаса Гоббса от труда «Начальные философические основания о гражданине» (опубликованного в 1642 году) к «Левиафану» (1651 год). Обратное движение свидетельствует о принципиальном несходстве между двумя историческими моментами. На заре модернити в первой из названных книг Гоббс определял природу общественного организма и формы гражданства, адекватные состоянию зарождения буржуазии. Новый класс не мог сам обеспечить социальный порядок; ему
Жить сообща
требовалась возвышающаяся над ним политическая власть как абсолютный авторитет, как бог на земле. «Левиафан» Гоббса описывает ту форму суверенитета, которая впоследствии получила развитие в Европе в виде национального государства. Сегодня на дворе эра постмодернити, и в книге «Империя» мы попытались сначала обрисовать новую глобальную форму суверенитета; теперь же в настоящей книге мы стараемся уяснить сущность возникающего феномена всемирного характера - множества. Если Гоббс шел от нарождавшегося общественного класса к новой форме суверенитета, то мы совершаем движение в обратную сторону - а именно, от новой формы суверенитета к новому всемирному классу. Если суверенная власть требовалась нарождающейся буржуазии, чтобы гарантировать свои интересы, то множество возникает внутри нового имперского суверенитета и указывает путь к отходу от него. Множество продирается сквозь Империю, чтобы породить иное всемирное общество. Буржуазии времен модернити приходилось полагаться на суверенитет ради укрепления своего порядка, а революция эпохи постмодернити выводит нас за пределы имперского суверенитета. В противоположность буржуазии и всем прочим привилегированным, ограниченным классовым образованиям, множество способно формировать общество самостоятельно; как мы убедимся, это -главное с точки зрения возможностей прогресса демократии. Мы не можем сразу приступить к изложению проекта множества и перспектив демократии. Эти вопросы станут центральными во второй и третьей частях книги. А начать нам придется с нынешнего состояния войны и глобального конфликта, в котором нетрудно усмотреть непреодолимое препятствие к демократии и свободе. Эта книга в основном написана в период, когда сгустились тучи войны, а именно - между 11 сентября 2001 года и началом операции в Ираке в 2003 году. Мы Должны выяснить, как в наше время изменилась роль вооруженных конфликтов с точки зрения политики и суверенитета. Нам нужно также дать четкую формулировку тем противоречиям, которые пронизывают нынешнее состояние войны. Надеемся, всем ясно, что миру нужна демократия, даже если сейчас она кажется очень далекой. Только она дает единствен-г
ПреЪисловие
но возможный ответ на мучительные вопросы наших дней и открывает единственно реальный выход из состояния бесконечных конфликтов и войн. На последующих страницах мы постараемся убедить читателей в том, что демократия множества не только необходима, но и осуществима.
Часть 1. Война
1.1. Симплициссимус
При сложившихся обстоятельствах война вынуждает все страны, даже кажущиеся наиболее демократическими, становиться авторитарными и тоталитарными.
Джон Дьюи
Республика потеряна. Цицерон
Исключения
Мир вновь воюет, но на этот раз дела обстоят особенным образом. Традиционно война рассматривалась как вооруженный конфликт между суверенными политическими образованиями, то есть, если говорить о периоде модернити, между национальными государствами. В той мере, в какой суверенная власть национальных государств, даже наиболее влиятельных из них, сокращается, а взамен возникает новая, наднациональная форма суверенитета - всемирная Империя, условия и сущность войны и политического насилия неизбежно меняются. Война становится всеобщим феноменом, глобальным по масштабу и бесконечным.
Сегодня по всему миру вспыхивают бесчисленные вооруженные конфликты, иногда краткие и ограниченные определенным местом действия, а порой - длительные и захватывающие все более обширные пространства1. Такие конфликты, вероятно, точнее всего воспринимать как случаи не войны вообще, а войны гражданской. Если в традиционном международном праве войной считается вооруженное столкновение между суверенными политическими единицами, то гражданская война - это вооруженный конфликт между суверенной властью и/или не обладающими суверенными правами повстанцами в пределах территории некоего суверенного государства. Следует понять, что сейчас такая гражданская война происходит не внутри национальных государств (поскольку они ме являются больше реальными носителями суверенитета), а в глобальном масштабе. Международно-правовые рамки войн
13Часть 1. Война
разрушены. С такой точки зрения все нынешние вооруженные конфликты в мире, как «горячие», так и «холодные» - в Колумбии, Сьерра-Леоне, Ачехе, Афганистане, Ираке, палестино-израильский и индо-пакистанский, - следует считать гражданскими войнами, даже когда в них вовлечены разные страны. Это не означает, что все эти баталии затрагивают всю Империю - фактически каждая из них имеет локальный и специфический характер. Точнее было бы сказать, что они разворачиваются внутри глобальной системы, ею обусловлены и, в свою очередь, на нее воздействуют. Следовательно, ни одну локальную войну нельзя рассматривать изолированно, нужно видеть в ней часть грандиозного сочетания обстоятельств, в той или иной степени связанную и с другими зонами боевых действий, и с районами, где в данное время они не ведутся. Претензии на суверенитет со стороны участников этой войны по меньшей мере сомнительны. Скорее, они ведут борьбу за относительное преобладание в рамках иерархий на самом высоком и самом низком уровнях глобальной системы. Чтобы противодействовать всемирной гражданской войне, требуются новые механизмы, выходящие за рамки международного права2.
Нападения 11 сентября 2001 года на Пентагон и на Всемирный торговый центр не создали и принципиально не изменили такого положения дел в мире, однако они, судя по всему, заставили нас признать его всеобщий характер. Внутри Империи невозможно избежать состояния войны, и конца ей не видно. Ясно, что к этому моменту ситуация уже созрела. Точно так же, как «Пражская оконная акция» 23 мая 1618 года, во время которой два посланца Священной Римской империи были выброшены в окно крепости в Градчанах, зажгла пламя Тридцатилетней войны, события И сентября открыли новую военную эру. Тогда католики и протестанты зверски убивали друг друга (впрочем, вскоре противостоящие стороны перемешались), а теперь христиан стравливают с мусульманами (хотя ряды противников уже перепутаны). Атмосфера религиозной войны лишь маскирует глубокую историческую трансформацию, начало новой эпохи. В XVIIвеке речь шла о переходе Европы от Средних веков к модернити, а сегодня
1.1. Симплициссимус
новую эпоху составляет всемирный переход от модернити к постмодернити. В этом смысле война приобрела всеобщий характер: порой она может где-то прекращаться, однако вооруженное насилие постоянно возможно, оно готово разразиться в любой момент и где угодно. «Иначе говоря, сущность войны, - объяснял Томас Гоббс, - состоит не в сражении как таковом, а в известной предрасположенности к нему; противоположное утверждение так и не нашло подтверждений»'. То есть речь идет не об изолированных конфликтах, а об общем всемирном состоянии войны, которое размывает различие между войной и не-войной до такой степени, что мы уже не можем вообразить себе подлинного мира и даже рассчитывать на него.
Этот воюющий мир чем-то напоминает тот, что предстал перед крестьянином Симплициссимусом (Простаком) - главным действующим лицом великого романа XVII века, написанного Гансом Гриммельсгаузеном4. Симплициссимус родился в разгар Тридцатилетней войны в Германии, где погибла треть немцев; в соответствии со своим именем он смотрит на этот мир самым неискушенным, наивным взглядом. Как еще можно было бы воспринимать подобное состояние постоянного конфликта, страдания и разорения? Различные армии - французские, испанские, шведские и датские - проходят одна за другой, и каждая последующая требует еще большей добродетельности и незыблемости религиозных устоев, нежели прежняя. Но для Симплициссимуса все они одинаковы. Они убивают, насилуют и грабят. Ничем не замутненным распахнутым глазам Симплициссимуса удается зафиксировать этот ужас, не ослепнув от увиденного. Они прозревают сквозь все мистификации, затмевающие жестокую реальность. Несколькими годами ранее по другую сторону Атлантики, в Перу, американский индеец Хуаман Пома де Айала записал схожую хронику еще более опустошительного разрушения'. Его текст, составленный из смеси испанского, языка кечуа и рисунков, свидетельствует о завоевании, геноциде, порабощении и искоренении цивилизации инков. Хуаман Пома мог лишь смиренно адресовать королю Филиппу III Испанскому свои наблюдения, обвинения и призывы к «достойному правлению».
15Часть 1. Война
Но сегодня ввиду нескончаемых битв, напоминающих о тех давних временах, должны ли мы придерживаться подхода, что напоминал бы бесхитростный взгляд Симплициссимуса или робкие просьбы Хуамана Помы к сильным мира сего? Неужели у нас нет иных альтернатив?
Первый ключ к осознанию всемирного состояния жестокой войны, в котором мы оказались, лежит в концепции исключительности или, выражаясь точнее, двух исключений -одного германского и второго американского по своему происхождению. Нам следует ненадолго обратиться к истории, чтобы проследить генезис современных исключений. Нынешнее положение дел вовсе не случайно побуждает нас вспомнить о самом раннем периоде модернити в Европе, поскольку в каком-то смысле модернити стала там ответом на ситуацию борьбы всех против всех, таких как Тридцатилетняя война в Германии и гражданские войны в Англии. Одним из центральных компонентов политического проекта теорий суверенитета эпохи модернити - как либеральных, так и нелиберальных - было намерение положить конец гражданской войне и покончить с состоянием постоянного конфликта, вытолкнув вооруженные столкновения на обочину общественной жизни и ограничив их отдельными временными периодами. Только суверенная власть - монарх или государство - могли вести войны, причем лишь против другой суверенной власти. Иными словами, война была изгнана из внутренней общественной сферы и сохранена только для внешнего употребления - конфликтов между странами. Тем самым война стала исключительным событием, а мир - нормой. Конфликты внутри государств следовало мирно разрешать путем политического взаимодействия.
Отделение войны от политики составляло основополагающую задачу политической мысли и практики эпохи модернити, в том числе для так называемых теоретиков-реалистов, придававших войне особое значение в международных отношениях. Так, знаменитое утверждение Карла фон Клаузевица о том, что война есть продолжение политики другими средствами, можно интерпретировать так, что политика и война неразделимы. Однако, во-первых, на самом деле в его работе данное представление основано на идее, согласно которой
/./. Симплициссимус
война и политика в принципе обособлены друг от друга и разнятся между собой6. Клаузевиц стремился понять, как эти раздельные сферы могут порою вступать во взаимосвязь. Во-вто-оых, еще важнее то, что «политика» дая него никак не связана с политическими отношениями внутри общества, а касается скорее только столкновений между национальными государствами7. По мнению Клаузевица, война - это инструмент в арсенале государства, используемый в сфере международной политики. Иначе говоря, она есть нечто вполне внешнее относительно политических битв и конфликтов, возникающих внутри общества. То же самое верно и применительно к более широкому утверждению, также разделяемому политическими мыслителями реалистической школы, в частности Карлом Шмиттом, согласно которому все политические действия и мотивы базируются прежде всего на различении друзей и врагов8. На первый взгляд тут тоже может показаться, что политика и война неразделимы. Но опять-таки речь идет не о той политике, которая имеет место внутри отдельных стран. Подразумеваются только политические отношения между суверенными общностями. С такой точки зрения единственным врагом фактически является враг публичный, то есть государственный, в большинстве случаев - другая страна. Таким образом, суверенитет эпохи модернити должен был устранить войну с внутренней, гражданской территории. Всем главным направлениям мысли того периода, как либеральной, так и нелиберальной, была присуща следующая идея: если ограничить войну конфликтами между суверенными общностями, то политика внутри каждой страны, по крайней мере - при нормальных обстоятельствах, будет свободна от войны. Война считалась особым, исключительным, состоянием.
Сегодня стратегия эпохи модернити, призванная ограничить войны сферой межгосударственных отношений, становится все менее жизнеспособной, так как возникают бесчисленные войны общемирового значения в форме вооруженных конфликтов на пространстве от Центральной Африки до Латинской Америки, от Индонезии до Ирака и Афганистана. В еЩе более широком смысле эта стратегия рушится постольку, поскольку урезается суверенитет национальных государств, а
17Часть 1. Война
взамен ему на наднациональном уровне формируется новая суверенная сила - глобальная Империя. Нам следует в этом новом свете переосмыслить взаимосвязь между войной и политикой. Может показаться, что в данной ситуации осуществляется либеральная мечта эпохи модернити о том, что прекращение битв между суверенными странами положит предел и возможности развязывания войны как таковой, сделав господство политики универсальным. Сообщество или общество наций расширило бы тем самым пространство внутреннего социального мира до глобальных масштабов, а международное право обеспечивало бы порядок. Такая мысль звучала многократно, начиная с идеи Канта о вечном мире и заканчивая практическими проектами, которые привели к учреждению Лиги Наций и Организации Объединенных Наций. Однако сейчас вместо того, чтобы продвигаться к миру, реализуя эту мечту, мы, судя по всему, оказались отброшены назад во времени, в кошмар беспрерывного и нескончаемого состояния войны, когда приостанавливается действие международного права, а между поддержанием мира и военными акциями нет четкого различия. Поскольку сходит на нет локальный и временный характер боевых действий, который был присущ ограниченным конфликтам между суверенными государствами, война, как видно, просочилась обратно и затопила всю общественную сферу. Экстраординарная ситуация стала перманентной и всеобщей. Исключение обернулось правилом, пронизав и международные, и внутринациональные отношения9. «Экстраординарная ситуация» - понятие германского права, подразумевающее временную приостановку действия конституции и верховенства права. Оно напоминает идею осадного положения и понятие чрезвычайных полномочий во французской и английской традициях10. Конституционная теория издавна гласит, что во времена серьезных кризисов и опасностей (как в период войны) действие конституции должно быть временно приостановлено, а сильной исполнительной власти или даже диктатору следует дать чрезвычайные полномочия, чтобы защитить республику. Основополагающим мифом для такого хода мыслей служит легенда о благородном Цинциннате, немолодом земледельце в Древнем Риме. Под-