Лабораторные занятия - не предусмотрены
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)
Б1.Б.2 ИСТОРИЯ
(код и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)
Направление подготовки/специальность
06. 03.01 Биология
(код и наименование направления подготовки/специальности)
Направленность (профиль) / специализация
биохимия, биоэкология, генетика, зоология, микробиология
(наименование направленности (профиля) специализации)
Программа подготовки
академическая
(академическая /прикладная)
Форма обучения
очная
(очная, очно-заочная, заочная)
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
(бакалавр, магистр, специалист)
Краснодар 2017
Рабочая программа дисциплины История составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 06.03.01 биохимия, биоэкология, генетика, зоология, микробиология
Программу составил(и):
Ю.А. Узлов, доцент, к.и.н., доцент ________________
И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание подпись
И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание подпись
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры (разработчика) История России
протокол № 11 «23» 05 2017г.
Заведующий кафедрой (разработчика) Касьянов В.В. ________________
фамилия, инициалы подпись
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (выпускающей)
протокол № _________ «____»_______________2017г.
Заведующий кафедрой (выпускающей)________________ _________
фамилия, инициалы подпись
Утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета
ФИСМО
протокол № 7 « 20 » 062017г.
Председатель УМК ФИСМО д.и.н. профессор Вартаньян Э.Г. ________
фамилия, инициалы подпись
Рецензенты:
Рыжков Александр Юрьевич, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии КубГУ
Семик Анна Анатольевна, профессор кафедры истории
Кубанского социально-экономического института
1 Цели и задачи изучения дисциплины (модуля).
1.1 Цель освоения дисциплины.
Выработать у студентов способность самостоятельно анализировать особенности развития мирового исторического процесса и сформировать представления роли и месте России в этом процессе.
1.2 Задачи дисциплины.
Изучить социально-экономическое и политическое развитие зарубежных стран, начиная с эпохи становления и развития феодальных отношений и заканчивая современным экономическим и политическим развитием.
1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
Дисциплина «История» относится к части Блока 1 "Дисциплины (модули)" учебного плана.
1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся компетенций
№ п.п. | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-2 | Уважать и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия; знает основные этапы и тенденции мирового культурного и исторического развития | Важнейшие методологические концепции мирового исторического процесса, научную и мировоззренческую основу. Методы исторического анализа. Взаимосвязь и особенности истории мира, национальной и региональной, конфессиональной, истории. | Проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа, различать в исторической информации факты и мнения, суждения и интерпретации. Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе представлений об общих принципах и логике всемирно-исторического процесса. давать характеристику отдельным периодам истории России. Определять собственную позицию по отношениям к явлениям современного исторического процесса. | Навыками анализа социально-политических, экономических и культурных явлений развития мировой истории, оценки потенциала России в современной геополитике. |
2. Структура и содержание дисциплины.
2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице
(для студентов ОФО).
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры (часы) | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Занятия лекционного типа | |||||
Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия) | |||||
Лабораторные занятия | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовая работа | |||||
Проработка учебного (теоретического) материала | 7.25 | ||||
Выполнение индивидуальных заданий (подготовка сообщений, презентаций) | 7.25 | ||||
Реферат | 7.25 | ||||
Подготовка к текущему контролю | 7.25 | ||||
КСР | |||||
Промежуточная аттестации (экзамен) | |||||
Общая трудоемкость час зач. ед. | |||||
2.2 Структура дисциплины:
Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины.
Разделы (темы) дисциплины, изучаемые в 1 семестре (очная форма)
№ | Наименование разделов (тем) | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Внеаудиторная работа | ||||
Л | ПЗ | ЛР | СРС | |||
1. | Древнейшие цивилизации в истории человечества | |||||
2. | Зрелое традиционное общество и его разновидности. Средневековая европейская цивилизация | |||||
3. | Эпоха модернизации XVII – XVIII вв. | |||||
4. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XIX в. | |||||
5. | Раннее индустриальное общество | |||||
6. | Зрелое индустриальное общество | |||||
7. | Переход к постиндустриальному обществу | |||||
Итого по дисциплине: | ||||||
Примечание: Л – лекции, ПЗ – практические занятия / семинары, ЛР – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента
2.3 Содержание разделов (тем) дисциплины:
Занятия лекционного типа.
№ | Наименование раздела (темы) | Содержание раздела (темы) | Форма текущего контроля |
1. | Древнейшие цивилизации в истории человечества | Понятие цивилизации как основной типологической единицы в истории человечества, типы цивилизаций. Древневосточные цивилизации: Египет, Междуречье, Китай, Индия. Социально-экономические отношения и государственное устройство древневосточных цивилизаций. Восточная деспотия. Зарождение и этапы развития древнегреческой цивилизации. Греческий полис. Афины. Спарта. Особенности развития эллинистической Греции. Этапы развития древнеримской цивилизации. Римская республика. Расцвет и кризис Римской империи. Возникновение христианства. Историческая мысль античной эпохи: от Геродота до Тацита. | Р |
2. | Зрелое традиционное общество и его разновидности. Средневековая европейская цивилизация | Средневековый мир как итог синтеза двух культур: варварской и римской. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Условия и предпосылки генезиса феодализма в Западной Европе. Франкское королевство от эпохи Меровингов до империи Карла Великого. Походы и государства норманнов (викингов). Особенности развития Византийской империи и византийское наследие. Возникновение и распад Арабского халифата. Феодальная система к концу XI в.: вассально-ленные отношения. Королевская власть и сословия. Возникновение и развитие городов в средневековой Европе (цехи, гильдии, городское самоуправление). Итальянские города и их роль в международной торговле. Ганзейский Союз северо-германских городов. Особенности средневекового мировоззрения. Социально-политическая роль католической церкви в средневековом обществе. Эпоха крестовых походов и их последствия. Средневековый Восток. Исторические труды средневековых хронистов. Экономические, социальные и политические предпосылки объединения Англии и Франции. Великая хартия вольностей, возникновение парламента и формирование сословной монархии в Англии. Образование сословной монархии во Франции. Столетняя война. Завершение политического объединения Англии и Франции. Реконкиста и образование сословных монархий на Пиренейском полуострове. Сохранение политической раздробленности Германии и Италии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова и падение Византии. | Т |
3. | Эпоха модернизации XVII – XVIII вв. | Великие географические открытия и начало формирования колониальных империй Испании и Португалии. Общество и государство европейских стран в эпоху Возрождения. Реформация и Контрреформация в Европе. Период первоначального накопления капитала: технический прогресс и предпринимательство. Англия при Тюдорах. Религиозные войны во Франции. Основные тенденции в развитии экономических, политических и международных отношений западноевропейских стран в XVII в. Развитие мануфактуры, торговли, финансов, банковской системы, усиление роли и влияния третьего сословия в обществе. Возникновение абсолютизма в странах Западной Европы, его особенности в Англии и Франции. Падение могущества Испании. Англо-испанское соперничество в заморских колониях. Нидерландская революция и образование Республики Соединенных провинций. Английская буржуазная революция: причины, особенности, итоги. Формирование конституционной монархии в Англии. Тридцатилетняя война. Создание, особенности и падение Вестфальской системы международных отношений. Основные идеи европейских просветителей. Кризис абсолютизма. Начало промышленного переворота в странах Европы. Монархия и парламент в Англии. Франция при последних Людовиках: особенности французского абсолютизма. Просвещенный абсолютизм и его представители в европейских странах. Война за независимость и образование США. Предпосылки, этапы и итоги французской буржуазной революции XVIII в. | Р |
4. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XIX в. | Основные направления и особенности социально-экономического развития европейских стран во второй половине XIX в. Лидирующее положение Англии в экономическом развитии Европы. Формирование английской колониальной империи. Особенности процесса политического объединения Германии и Италии. Франко-Прусская война и образование Германской империи. Война Севера и Юга и предпосылки ускоренного развития США после гражданской войны. Эпоха локальных войн: международные отношения в 50-70-е гг. XIX в. Восточный вопрос во внешней политике России и европейских стран в XIX в. Национально-освободительное движение против османского владычества и создание независимых государств на Балканах. Проблемы колониальной экспансии европейских стран и США в XIX в. Национально-освободительное движение против османского владычества и создание независимых государств на Балканах. Проблемы колониальной экспансии европейских стран и США в XIX. | Т |
5. | Раннее индустриальное общество | Общие тенденции развития мирового капитализма в конце XIX- начале XX в. – вступление капитализма в монополистическую стадию развития. Основные направления и особенности социально-экономического развития европейских стран и США на рубеже XIX – XX вв. Эволюция либеральной и консервативной идеологии в период монополистического капитализма. Рабочее движение в последней трети XIX в. Формирование военно-политических блоков (Тройственный союз, Антанта) и начало борьбы за передел мира. Причины, характер и итоги Первой мировой войны. Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение воюющих стран. | Р |
6. | Зрелое индустриальное общество | Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования (1918-1922гг.). Формирование Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Варианты выхода из мирового кризиса 1929-1933 гг.: «новый курс» Ф. Рузвельта в США, установление фашистской диктатуры в Германии, Народный фронт во Франции. Международные отношения в 30-е гг. ХХ в. Мир на пороге войны. Международный кризис 1939г. Причины и характер войны. Агрессия Германии в Европе (1939-1941 гг.) и последствия «странной войны». Расширение масштабов мирового конфликта: нападение фашистской Германии на СССР (июнь 1941г.) и милитаристской Японии на США (декабрь 1941г.). Оформление антигитлеровской коалиции. Коренной перелом в ходе войны (1942-1943 гг.). Тегеранская конференция и проблемы открытия втор0го фронта в Европе. Завершающий этап войны: разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Вопросы послевоенного устройства мира на конференциях в Ялте и Потсдаме. Создание и принципы деятельности ООН. Причины и последствия ядерных бомбардировок США японских городов Хиросима и Нагасаки (август 1945г.). Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками Итоги и уроки Второй мировой войны. | Т |
7. | Переход к постиндустриальному обществу | Послевоенное мирное урегулирование, формирование двухполюсного мира. Становление мировой системы социализма. Причины и начало холодной войны, появление военно-политических блоков. Восстановление и модернизация экономики стран Запада. Основные тенденции развития стран Европы и США в послевоенном мире: государственное регулирование экономики и социальных отношений, начало интеграции Западной Европы. Влияние НТР на экономику и политику стран Европы и США: формирование основ информационного общества. | Р |
Занятия семинарского типа.
№ | Наименование раздела (темы) | Тематика практических занятий (семинаров) | Форма текущего контроля |
1. | Древнейшие цивилизации в истории человечества | Египет, Междуречье, Китай, Индия. Социально-экономические отношения и государственное устройство древневосточных цивилизаций. | Р |
2. | Зрелое традиционное общество и его разновидности. Средневековая европейская цивилизация | Страны исламского мира. Сословно-представительные монархии европейских стран | Т |
3. | Эпоха модернизации XVII – XVIII вв. | Формирование абсолютизма в Европе. Европейский гуманизм и Реформация. Страны Европы и Северной Америки. | Р |
4. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XIX в. | Социально-экономическое развития колониальных и зависимых стран | Т |
5. | Раннее индустриальное общество | Эпоха империализма. Мировые войны как глобальный конфликт цивилизации | Р |
6. | Зрелое индустриальное общество | .Европа и США после Второй мировой войны. Страны социалистического блока. | Т |
7. | Переход к постиндустриальному обществу | Новые индустриальные страны. Общество всеобщего благоденствия. | Р |
Лабораторные занятия.
Образовательные технологии.
Темы обсуждения
1. Ранние цивилизации
2. Локальные цивилизации
3. Цивилизация в определении И. Канта и Тойнби
4. Теория стадиального развития цивилизации
5. Структура цивилизации
6. Основные виды общественных отношений
7. Первичный тип цивилизаций и протоцивилизация
8. Научные познания Шумерских мыслителей
9. Межклассовые отношения в Вавилонии
10. Межгосударственные отношения первых цивилизаций Востока
11. Универсальные цивилизации Запада и Востока
12. Мировые цивилизации
13. Человек – существо биосоциальное
14. Пирамиды общества
15. Витки спирали исторического прогресса
16. Механизм смены и критерии цивилизации
17. Содержание и историческое значение неолитической революции
18. Основные ступени становления общественного разделения труда
19. Содержание и историческое значение политической революции
20. Возникновение частной собственности, рынка, прогрессивные его особенности
21. Основные достижения раннеклассовой цивилизации
22. Предпосылки изменения функции семьи на протяжении первых трех цивилизаций
23. Основные этапы развития технологического способа производства в древних обществах
24. Предпосылки возникновения социальных различий и классов
25. Причины возникновения государства
26. Функции государства в древних обществах
27. Возникновение и развитие права в древних обществах
28. Главные достижения античной цивилизации, составляющие фундамент истории человечества
29. Боспорское царство и его место в предыстории Российской локальной цивилизации
30. Факторы развития человека в первых цивилизациях
31. Древние цивилизации на территории России
32. Воспроизводственная и отраслевая структуры экономики и их назначение
33. Человек и природа в древнем мире
34. Этапы технологического способа производства в древних обществах
35. Предпосылки возникновения религии
36. Предпосылки возникновения государства
37. Древняя Греция
38. Возникновение и развитие права в древних обществах
39. Образовательная сфера как прогресс человечества
40. «Осевое время» и его значение для формирования духовного мира человека
41. Влияние религии на развитие этики
42. Вавилония
43. Культура и религия Вавилонии
44. Шумерская цивилизация
45. Ассирия
46. Искусство первых цивилизаций
47. Историческое развитие Египта
48. Историческое развитие Индии
49. Человек и природа в Древней Индии
50. Возникновение государства в Древнем Китае
51. Влияние эпохи Шан и Джоу на историю Древнего Китая
52. Труды Сима Синжу
53. Империи Цинь и Хань
54. Рабство в Древнем Китае
55. Аристократическая мораль конфуцианства
56. Искусство Древнего Китая
57. Проблемы государства и общества в учении Конфуция
58. Естественные и гуманитарные знания в Китае
59. Материализм Ван Чуна
60. Греческие историки об Афинах и Спарте
61. Афинский государственный строй
62. Гражданское общество в греческих полисах
63. Становление личности в Афинском государстве
64. Роль древнегреческой философии в развитии научного мировоззрения
65. Кризис полиса или кризис цивилизации?
66. Взаимоотношение плебеев и патрициев
67. Что такое республика?
68. Сенатская Республика
69. Идеалы римских граждан
70. Портрет Юлия Цезаря
71. Причины трансформации двух цивилизаций: Греция – Рим
72. Отличие римской демократии от афинской
73. Особенности становления христианства
74. Отношения церкви и власти в Византии
75. Византийское наследие
76. Африка и Средневековье
77. Доколумбовская Америка
78. Роль государства в средневековом индустриальном обществе
79. Причина раскрепощения европейских крестьян
80. Характерные признаки развития Европы в средневековый период
81. Тема власти в русской средневековой политической мысли
82. Европеизм и русская история
83. Пространство цивилизации в российском средневековье
84. Становление исламской общности
85. Государство и право в исламской цивилизации
86. Основные положения конфуцианства
87. Восток и Запад в истории Японии
88. Значение города на Востоке
89. Бытовая этика ислама
90. Восточная модель перехода к раннефеодальной цивилизации
91. Общая характеристика восточного Средневековья
92. Европейский феодализм и его особенности
93. Европейская власть и общество в Средние века
Темы докладов
1.Государство и общество в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония, Ассирия, Индия, Китай)
2.Афинская демократия.
3.Греко-персидские войны.
4.Императорский Рим: государство и общество.
5.Карл Великий и образование Франкской империи.
6.Византийская империя в мировой истории.
7.Эпоха викингов в истории средневековой Европы.
8.Нормандское завоевание Англии. Политика Вильгельма Завоевателя и его приемников в XI-XIIв.
9.Арабский халифат: возникновение, завоевательные походы, распад.
10.Социально-политическая роль средневекового города.
11.Средневековое рыцарство: возникновение, права и обязанности, роль в политической жизни.
12.Крестовые походы и их последствия.
13.Духовно-рыцарские ордена.
14.Возникновение и этапы развития монгольской империи.
15.Правление династии Плантагенетов в Англии и возникновение парламента.
16.Формирование сословной монархии во Франции.
17.Столетняя война.
18.Французские монархи XVII в.
19.Война Алой и Белой розы в Англии и приход к власти династии Тюдоров.
20.Реконкиста и образование сословной монархии в Испании.
21.Эпоха великих географических открытий.
22.Европейская Реформация и ее идеологи: (Мартин Лютер, Жан Кальвин, гуситское движение в Чехии).
23.Создание и деятельность ордена иезуитов.
24.Религиозные войны во Франции и утверждение династии Бурбонов.
25.Политико-экономическая деятельность кардинала Ришелье.
26.Герцог Альба и Вильгельм Оранский в нидерландской революции.
27.Англия в период правления Елизаветы I Тюдор.
28.Франция в период правления Людовика XIV.
29.Оливер Кромвель и английская революция.
30.Джордж Вашингтон и становление американской демократии.
31.Социально-политические идеи европейского просвещения
(Дж. Локк, Т. Гоббс, Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо).
32.«Просвещенный абсолютизм» в Европе: Фридрих II Прусский, Мария-Терезия, Людовик XV.
33.Деятели французской буржуазной революции.
34.Наполеон Бонапарт – создатель современной Европы.
35.Викторианская Англия.
36.Объединение Германии и политика Отто фон Бисмарка.
37.Джузеппе Гарибальди и объединение Италии.
38.Гражданская война в США и становление американской нации.
39.Складывание мировых колониальных империй в XIX в.
40.Международные отношения на рубеже XIX – XX вв. Образование военных блоков.
41.Первая мировая война: этапы, итоги, уроки.
42.Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
43.Европейский фашизм.
44.Движение Сопротивления в Европе.
45.Внутренняя и внешняя политика фашистской Германии.
46.Ф. Рузвельт и политика «нового курса».
47.Создание и деятельность ООН.
48.У. Черчилль – этапы политической биографии.
49.Шарль де Голль – человек и политик.
50.«Карибский кризис»: итоги и уроки.
51.Нюрнбергский процесс.
52.Локальные войны второй половины ХХ в.(война в Корее, Вьетнаме, Афганистане).
53.Современный этап европейской интеграции: от Общего рынка к Европейскому союзу.
54.Великие политические деятели ХХ в. (Ленин, Сталин, Мао Цзе Дун, Махатма Ганди, Иосиф Броз Тито, Ден Сяо Пин).
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена организация консультаций с использованием электронной почты.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)
Б1.Б.2 ИСТОРИЯ
(код и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)
Направление подготовки/специальность
06. 03.01 Биология
(код и наименование направления подготовки/специальности)
Направленность (профиль) / специализация
биохимия, биоэкология, генетика, зоология, микробиология
(наименование направленности (профиля) специализации)
Программа подготовки
академическая
(академическая /прикладная)
Форма обучения
очная
(очная, очно-заочная, заочная)
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
(бакалавр, магистр, специалист)
Краснодар 2017
Рабочая программа дисциплины История составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 06.03.01 биохимия, биоэкология, генетика, зоология, микробиология
Программу составил(и):
Ю.А. Узлов, доцент, к.и.н., доцент ________________
И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание подпись
И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание подпись
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры (разработчика) История России
протокол № 11 «23» 05 2017г.
Заведующий кафедрой (разработчика) Касьянов В.В. ________________
фамилия, инициалы подпись
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (выпускающей)
протокол № _________ «____»_______________2017г.
Заведующий кафедрой (выпускающей)________________ _________
фамилия, инициалы подпись
Утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета
ФИСМО
протокол № 7 « 20 » 062017г.
Председатель УМК ФИСМО д.и.н. профессор Вартаньян Э.Г. ________
фамилия, инициалы подпись
Рецензенты:
Рыжков Александр Юрьевич, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии КубГУ
Семик Анна Анатольевна, профессор кафедры истории
Кубанского социально-экономического института
1 Цели и задачи изучения дисциплины (модуля).
1.1 Цель освоения дисциплины.
Выработать у студентов способность самостоятельно анализировать особенности развития мирового исторического процесса и сформировать представления роли и месте России в этом процессе.
1.2 Задачи дисциплины.
Изучить социально-экономическое и политическое развитие зарубежных стран, начиная с эпохи становления и развития феодальных отношений и заканчивая современным экономическим и политическим развитием.
1.3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
Дисциплина «История» относится к части Блока 1 "Дисциплины (модули)" учебного плана.
1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся компетенций
№ п.п. | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-2 | Уважать и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия; знает основные этапы и тенденции мирового культурного и исторического развития | Важнейшие методологические концепции мирового исторического процесса, научную и мировоззренческую основу. Методы исторического анализа. Взаимосвязь и особенности истории мира, национальной и региональной, конфессиональной, истории. | Проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа, различать в исторической информации факты и мнения, суждения и интерпретации. Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе представлений об общих принципах и логике всемирно-исторического процесса. давать характеристику отдельным периодам истории России. Определять собственную позицию по отношениям к явлениям современного исторического процесса. | Навыками анализа социально-политических, экономических и культурных явлений развития мировой истории, оценки потенциала России в современной геополитике. |
2. Структура и содержание дисциплины.
2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице
(для студентов ОФО).
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры (часы) | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Занятия лекционного типа | |||||
Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия) | |||||
Лабораторные занятия | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовая работа | |||||
Проработка учебного (теоретического) материала | 7.25 | ||||
Выполнение индивидуальных заданий (подготовка сообщений, презентаций) | 7.25 | ||||
Реферат | 7.25 | ||||
Подготовка к текущему контролю | 7.25 | ||||
КСР | |||||
Промежуточная аттестации (экзамен) | |||||
Общая трудоемкость час зач. ед. | |||||
2.2 Структура дисциплины:
Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины.
Разделы (темы) дисциплины, изучаемые в 1 семестре (очная форма)
№ | Наименование разделов (тем) | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Внеаудиторная работа | ||||
Л | ПЗ | ЛР | СРС | |||
1. | Древнейшие цивилизации в истории человечества | |||||
2. | Зрелое традиционное общество и его разновидности. Средневековая европейская цивилизация | |||||
3. | Эпоха модернизации XVII – XVIII вв. | |||||
4. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XIX в. | |||||
5. | Раннее индустриальное общество | |||||
6. | Зрелое индустриальное общество | |||||
7. | Переход к постиндустриальному обществу | |||||
Итого по дисциплине: | ||||||
Примечание: Л – лекции, ПЗ – практические занятия / семинары, ЛР – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента
2.3 Содержание разделов (тем) дисциплины:
Занятия лекционного типа.
№ | Наименование раздела (темы) | Содержание раздела (темы) | Форма текущего контроля |
1. | Древнейшие цивилизации в истории человечества | Понятие цивилизации как основной типологической единицы в истории человечества, типы цивилизаций. Древневосточные цивилизации: Египет, Междуречье, Китай, Индия. Социально-экономические отношения и государственное устройство древневосточных цивилизаций. Восточная деспотия. Зарождение и этапы развития древнегреческой цивилизации. Греческий полис. Афины. Спарта. Особенности развития эллинистической Греции. Этапы развития древнеримской цивилизации. Римская республика. Расцвет и кризис Римской империи. Возникновение христианства. Историческая мысль античной эпохи: от Геродота до Тацита. | Р |
2. | Зрелое традиционное общество и его разновидности. Средневековая европейская цивилизация | Средневековый мир как итог синтеза двух культур: варварской и римской. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Условия и предпосылки генезиса феодализма в Западной Европе. Франкское королевство от эпохи Меровингов до империи Карла Великого. Походы и государства норманнов (викингов). Особенности развития Византийской империи и византийское наследие. Возникновение и распад Арабского халифата. Феодальная система к концу XI в.: вассально-ленные отношения. Королевская власть и сословия. Возникновение и развитие городов в средневековой Европе (цехи, гильдии, городское самоуправление). Итальянские города и их роль в международной торговле. Ганзейский Союз северо-германских городов. Особенности средневекового мировоззрения. Социально-политическая роль католической церкви в средневековом обществе. Эпоха крестовых походов и их последствия. Средневековый Восток. Исторические труды средневековых хронистов. Экономические, социальные и политические предпосылки объединения Англии и Франции. Великая хартия вольностей, возникновение парламента и формирование сословной монархии в Англии. Образование сословной монархии во Франции. Столетняя война. Завершение политического объединения Англии и Франции. Реконкиста и образование сословных монархий на Пиренейском полуострове. Сохранение политической раздробленности Германии и Италии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова и падение Византии. | Т |
3. | Эпоха модерниза |