Лабораторные работы / практические занятия
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью учебной дисциплины (модуля) «История» является изучение основных этапов и закономерностей исторического процесса, с акцентом на формирование систематизированных знаний о причинах и последствиях главных социально-экономических, политических событий и процессов в истории России.
Задачи изучения учебной дисциплины:
- раскрытие движущих сил, причинно-следственной обусловленности процесса исторического развития;
- развитие критического мышления и формирование творческого подхода, необходимых для экспертной оценки и прогнозирования различных исторических феноменов;
- формирование навыков работы с разноплановыми историческими источниками;
- воспитание гражданственности, патриотизма как преданности своему Отечеству;
- формирование принципов этнической толерантности, веротерпимости, социокультурной лояльности, высокой нравственности.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате изучения дисциплины «История» студенты должны приобрести определённые исторические компетенции, выражающиеся в способности самостоятельно проблемно мыслить и разрешать многообразные профессиональные и жизненные вопросы, применяя при этом средства, полученные в ходе усвоения учебного курса.
Для достижения подобного результата следует выделить основные составляющие – компетенции, - выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с профессиональным и жизненным опытом.
Код компе- тенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты |
ОК-2 | Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | Знать: · основные закономерности, этапы и ключевые события истории России в контексте мировой истории; · общественно-политические процессы и движения, деятельность различных классов и социальных групп, политических партий и правительств в отечественной истории; · выдающихся исторических деятелей. Уметь: · комплексно осмысливать исторические процессы и события в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; · коррелировать события российской истории с событиями истории мировой, проводить исторические параллели; · интегрировать свои теоретические знания и умения в практическую плоскость для решения профессиональных задач и формирования собственной гражданской позиции. Владеть: · навыками выявления глубинных основ и существенных черт исторических процессов, событий; · навыками исторической аналитики источников; · представлениями о гражданском обществе и правовом государстве. |
2.1. Формируемые компетенции по разделам дисциплины
Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | Формируемые компетенции | Результаты освоения (знать, уметь, владеть) |
Раздел 1. Начало истории человечества. От восточных славян до образования централизованного Российского государства (6 в. – II половина 16 в.). Раздел 2. От централизованного государства к империи (Россия в 17 в . - I четверти 18 в.). Раздел 3. Российская империя во II четверти и II половине 18 в. Раздел 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в 19 в. Раздел 5. Россия на рубеже двух эпох (конец 19 века – октябрь 1917 г.). Раздел 6. Становление новой власти: Советская Россия в 1917 – 1920-ом гг. 20 века. Раздел 7. Поиск путей социалистического строительства. Формирование и развитие тоталитарного государства (1921 - 1939 гг.). Раздел 8. Советская страна в начале Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа. Восстановительный период после войны. Раздел 9. Сохранение тоталитарной системы в СССР. Тоталитаризм перед распадом. Раздел 10. От перестройки к созданию новой социально-экономической и политической системы. | Тема 1. Начало истории человечества. Восточные славяне. Тема 2. Образование древнерусского государства - Киевская Русь. Тема 3. Феодальная раздробленность на Руси. Образование феодальных центров. Русь в период монголо-татарского ига. Тема 4. Образование и укрепление единого централизованного государства (к. 13 – вторая половина 16 вв.). Тема 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития России в 17 в. Тема 2. Россия в период преобразований Петра I - первая четверть 18 в. Тема 1. Внешняя политика России в 18 в. Тема 2. «Эпоха дворцовых переворотов». «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Тема 1. Становление и развитие индустриального общества в мировом историческом процессе. Россия в первой половине 19 в. Тема 2. Россия во второй половине 19 в.: время реформ и контрреформ. Тема 1. Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19 - 20 вв. Тема 2. Первая русская буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг. и «третьеиюньская монархия». Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Тема 3. «Революция снизу»: переход от Февраля к Октябрю 1917 г. Тема 1. Внутренняя политика Советской России в 1917 – 1920-ом гг. Тема 2. Внешняя политика Советской России в 1917 – 1920-ом гг. Гражданская война и иностранная интервенция (1918 – 1920/1922 гг.) Тема 1. Советская Россия в первой половине 20-х годов 20 в. Тема 2. СССР во второй половине 20-х – 30-е годы 20 в. Тема 1. СССР накануне второй мировой войны: внешняя политика в 30–е годы 20 в. Тема 2. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и в послевоенный период. Тема 1. Внутренняя политика СССР в 1953 - 1985 гг. Тема 2. Внешняя политика СССР в 1953 - 1985 гг. Тема 1. Последние годы существования СССР (1985 - 1991). Тема 2. Россия в условиях нового государственного строя – в 90-е гг. 20 в. и в первые годы 21 в. | ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; | Знать: · основные закономерности, этапы и ключевые события истории России в контексте мировой истории; · общественно-политические процессы и движения, деятельность различных классов и социальных групп, политических партий и правительств в отечественной истории; · выдающихся исторических деятелей. Уметь: · комплексно осмысливать исторические процессы и события в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; · коррелировать события российской истории с событиями истории мировой, проводить исторические параллели; · интегрировать свои теоретические знания и умения в практическую плоскость для решения профессиональных задач и формирования собственной гражданской позиции. Владеть: · навыками выявления глубинных основ и существенных черт исторических процессов, событий; · навыками исторической аналитики источников; · представлениями о гражданском обществе и правовом государстве. Знать: • полиэтничную и поликонфессиональную специфику российской государственности, её многовариантную этнокультурную среду; • многообразные социальные, этнические, религиозные и культурные процессы, протекающие в обществе; • основные вехи многовариантного исторического процесса; важнейшие достижения мировой культуры; конфессиональное, этнокультурное и культурно-историческое своеобразие России, ее место в мировой цивилизации; • принцип толерантности в построении конструктивного мировоззренческого диалога различных этнических, социальных, конфессиональных и культурных сообществ, конкретных людей. Уметь: • толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; • эффективно выполнять свои функции в многовариантной социальной, этнической, конфессиональной и культурной среде; • формировать в процессе диалога толерантное, конструктивное коммуникационное пространство среди противоречий многообразного современного мира; • оптимизировать содержание и формы своей профессиональной деятельности при работе в коллективе. Владеть: • •принципами этнической толерантности, веротерпимости, социокультурной лояльности, высокой нравственности; • способами достижения в процессе диалога консенсуса в качестве идеала, способного привести к осознанию и разрешению противоречий; • навыками толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, основанными на знании многовариантности исторического процесса. |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Освоение дисциплины участвует в формировании избранного вида деятельности по направлению и направленности ПООП
Учебная дисциплина «История» относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули)» базовой части (Б1.Б.1). «История» как самостоятельная наука имеет тесную связь с другими науками. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими щкольными дисциплинами: историей, культурологией, обществознанием, русским языком и литературой. Учебный курс «История» находится в тесной логической и содержательной взаимосвязи с параллельными и последующими учебными дисциплинами: «Культурология», «История мировых цивилизаций», «Политология», «Геополитика», «Философия», «История предпринимательства», «Правоведение», «Социология», «Экономическая теория», «Демография», «Логика», «Психология», «Русский язык и культура речи», «Основы научных исследований».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Количество часов | ||
Всего по учебному плану | Семестры | ||
№ 1 | |||
Контактная работа (всего) | |||
В том числе: | |||
лекции (Л) | |||
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия | |||
Контроль самостоятельно работы (КСР): | |||
Самостоятельная работа (СРС): | |||
Виды промежуточной аттестации, контроль | экзамен | ||
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: | Часы: | ||
Зач. ед. |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Количество часов | ||
Всего по учебному плану | Курсы | ||
№ 1 | |||
Контактная работа (всего) | |||
В том числе: | |||
лекции (Л) | |||
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия | |||
Контроль самостоятельно работы (КСР): | |||
Самостоятельная работа (СРС): | |||
Виды промежуточной аттестации, контроль | |||
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: | Часы: | экзамен | |
Зач. ед. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (для очного и заочного отделений)
Тема (раздел) учебной дисциплины | Виды учебной деятельности в часах очная форма обучения заочная форма обучения | Формы контроля | |||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | СР | Всего | ||
Раздел 1. Начало истории человечества. От восточных славян до образования централизованного Российского государства (6 в. – II половина 16 в.). Тема 1. Начало истории человечества. Восточные славяне. Тема 2. Образование древнерусского государства - Киевская Русь. Тема 3. Феодальная раздробленность на Руси. Образование феодальных центров. Русь в период монголо-татарского ига. Тема 4. Образование и укрепление единого централизованного государства (к. 13 – вторая половина 16 вв.). | ТК-1 Тестирование | ||||||
Раздел 2. От централизованного государства к империи (Россия в 17 в . - I четверти 18 в.). Тема 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития России в 17 в. Тема 2. Россия в период преобразований Петра I - первая четверть 18 в. | ТК-2 Тестирование, эссе, доклады | ||||||
Раздел 3. Российская империя во II четверти и II половине 18 в. Тема 1. Внешняя политика России в 18 в. Тема 2. «Эпоха дворцовых переворотов». «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. | ТК-2 Тестирование, эссе, доклады | ||||||
Раздел 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в 19 в. Тема 1. Становление и развитие индустриального общества в мировом историческом процессе. Россия в первой половине 19 в. Тема 2. Россия во второй половине 19 в.: время реформ и контрреформ. | ТК-2 Эссе, доклады | ||||||
Раздел 5. Россия на рубеже двух эпох (конец 19 века – октябрь 1917 г.). Тема 1. Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19 - 20 вв. Тема 2. Первая русская буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг. и «третьеиюньская монархия». Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Тема 3. «Революция снизу»: переход от Февраля к Октябрю 1917 г. | ТК-1 Тестирование, эссе, доклады | ||||||
Раздел 6. Становление новой власти: Советская Россия в 1917 – 1920-ом гг. 20 века. Тема 1. Внутренняя политика Советской России в 1917 – 1920-ом гг. Тема 2. Внешняя политика Советской России в 1917 – 1920-ом гг. Гражданская война и иностранная интервенция (1918 – 1920/1922 гг.) | ТК-1 Эссе, доклады | ||||||
Раздел 7. Поиск путей социалистического строительства. Формирование и развитие тоталитарного государства (1921 - 1939 гг.). Тема 1. Советская Россия в первой половине 20-х годов 20 в. Тема 2. СССР во второй половине 20-х – 30-е годы 20 в. | ТК-1 Эссе, доклады | ||||||
Раздел 8. Советская страна в начале Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа. Восстановительный период после войны. Тема 1. СССР накануне второй мировой войны: внешняя политика в 30–е годы 20 в. Тема 2. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и в послевоенный период. | ТК-2 Тестирование, эссе, доклады | ||||||
Раздел 9. Сохранение тоталитарной системы в СССР. Тоталитаризм перед распадом. Тема 1. Внутренняя политика СССР в 1953 - 1985 гг. Тема 2. Внешняя политика СССР в 1953 - 1985 гг. | ТК-2 Эссе | ||||||
Раздел 10. От перестройки к созданию новой социально-экономической и политической системы. Тема 1. Последние годы существования СССР (1985 - 1991). Тема 2. Россия в условиях нового государственного строя – в 90-е гг. 20 в. и в первые годы 21 в. | ТК-2 Эссе | ||||||
Контроль | Экзамен | ||||||
Всего: Очное отделение: Заочное отделение |
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовых проектов (работ) по дисциплине учебным планом не предусмотрено.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Тема (раздел) учебной дисциплины | Вид самостоятельной работы студента. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы | Всего часов Очная форма Заочная форма |
Раздел 1. Начало истории человечества. От восточных славян до образования централизованного Российского государства (6 в. – II половина 16 в.). | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.: Книга по требованию, 2011. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru | |
Раздел 2. От централизованного государства к империи (Россия в 17 в. - I четверти 18 в.). | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие. – М.: Весь мир, 2010. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru | |
Раздел 3. Российская империя во II четверти и II половине 18 в. | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие. – М.: Весь мир, 2010. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru | |
Раздел 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в 19 в. | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Витте С.Ю. Воспоминания. — М., 1991. http://biblioclub.ru 3. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие. – М.: Весь мир, 2010. http://biblioclub.ru 4. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 5. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru | |
Раздел 5. Россия на рубеже двух эпох (конец 19 века – октябрь 1917 г.). | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие. – М.: Весь мир, 2010. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Милюков П.Н. Воспоминания. — М.: Директ-Медиа, 2014. http://biblioclub.ru 5. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru 8. Троцкий Л.Д. Моя жизнь – Киев: Мультимедийное Издательство Стрельбицкого, 2015. http://biblioclub.ru | |
Раздел 6. Становление новой власти: Советская Россия в 1917 – 1920-ом гг. 20 века. | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 3. Милюков П.Н. Воспоминания. — М.: Директ-Медиа, 2014. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru 7. Троцкий Л.Д. Моя жизнь – Киев: Мультимедийное Издательство Стрельбицкого, 2015. http://biblioclub.ru | |
Раздел 7. Поиск путей социалистического строительства. Формирование и развитие тоталитарного государства (1921 - 1939 гг.). | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 3. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru 5. Троцкий Л.Д. Моя жизнь – Киев: Мультимедийное Издательство Стрельбицкого, 2015. http://biblioclub.ru | |
Раздел 8. Советская страна в начале Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа. Восстановительный период после войны. | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах: справочник. – М.: Проспект, 2014. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Мир в XX веке / Под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001. 5. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru | |
Раздел 9.Сохранение тоталитарной системы в СССР. Тоталитаризм перед распадом. | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка эссе. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах: справочник. – М.: Проспект, 2014. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru | |
Раздел 10.От перестройки к созданию новой социально-экономической и политической системы. | Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка эссе. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах: справочник. – М.: Проспект, 2014. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия - Запад – Восток. - М., 2008. 5. Мир в XX веке / Под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001. 6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. - М.: Норма, 2008. 7. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 8. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru 10. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. - М.: ИВИ РАН, 2007. 11. Фортунатов В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов. – СПб: Питер, 2007. 12. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведёт политическая близорукость. – М.: ИИК «Российская газета», 2009 | |
Всего Очная форма: Заочная форма: |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Оценивание и контроль сформированности компетенций по дисциплине осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с «Положением об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» в Академии.
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень компетенций, формируемых дисциплиной | |
ОК-2 | |
Этапы формирования компетенций | |
Название и содержание этапа | Коды компетенций |
Этап 1: Знать: • основные закономерности, этапы и ключевые события истории России в контексте мировой истории; • общественно-политические процессы и движения, деятельность различных классов и социальных групп, политических партий и правительств в отечественной истории; • выдающихся исторических деятелей; • полиэтничную и поликонфессиональную специфику российской государственности, её многовариантную этнокультурную среду; • многообразные социальные, этнические, религиозные и культурные процессы, протекающие в обществе; • основные вехи многовариантного исторического процесса; важнейшие достижения мировой культуры; конфессиональное, этнокультурное и культурно-историческое своеобразие России, ее место в мировой цивилизации; • принцип толерантности в построении конструктивного мировоззренческого диалога различных этнических, социальных, конфессиональных и культурных сообществ, конкретных людей. | ОК-2, |
Этап 2: Уметь: · комплексно осмысливать исторические процессы и события в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; • коррелировать события российской истории с событиями истории мировой, проводить исторические параллели; • интегрировать свои теоретические знания и умения в практическую плоскость для решения профессиональных задач и формирования собственной гражданской позиции; • толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; • эффективно выполнять свои функции в многовариантной социальной, этнической, конфессиональной и культурной среде; • формировать в процессе диалога толерантное, конструктивное коммуникационное пространство среди противоречий многообразного современного мира; • оптимизировать содержание и формы своей профессиональной деятельности при работе в коллективе. | ОК-2, |
Этап 3: Владеть: • навыками выявления глубинных основ и существенных черт исторических процессов, событий; • навыками исторической аналитики источников; • представлениями о гражданском обществе и правовом государстве; • принципами этнической толерантности, веротерпимости, социокультурной лояльности, высокой нравственности; • способами достижения в процессе диалога консенсуса в качестве идеала, способного привести к осознанию и разрешению противоречий; • навыками толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, основанными на знании многовариантности исторического процесса. | ОК-2, |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ
Методические рекомендации по проведению учебных занятий
Семинарские и практические занятия являются одними из основных видов учебных занятий и предназначены для углубления знаний, полученных при изучении лекционного материала, формирования умений и навыков.
Лекционные занятия составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее проблемных вопросах темы, стимулируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют развитию их творческого мышления.
Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами основополагающего учебного материала, принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний, умений и навыков.
Основные функции лекций:
· познавательно-обучающая;
· развивающая;
· ориентирующе-направляющая;
· активизирующая;
· воспитательная;
· организующая;
· информационная.
Выполнение практических заданий служит важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих специалистов.
Проведение практических занятий не сводится только к органическому дополнению лекционных курсов и самостоятельной работы обучающихся. Их вместе с тем следует рассматривать как важное средство проверки усвоения обучающимися тех или иных положений, даваемых на лекции, а также рекомендуемой для изучения литературы; как форма текущего контроля за отношением обучающихся к учебе, за уровнем их знаний, а следовательно, и как один из важных каналов для своевременного подтягивания отстающих обучающихся.
При подготовке магистра важны не только серьезная теоретическая подготовка, знание основ изучаемой дисциплины, но и умение ориентироваться в разнообразных практических ситуациях, ежедневно возникающих в его деятельности. Этому способствует форма обучения в виде практических занятий. Задачи практических занятий: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и приобретенных в процессе самостоятельной работы с учебной литературой, формирование у обучающихся умений и навыков работы с исходными данными, научной литературой и специальными документами. Практическому занятию должно предшествовать ознакомление с лекцией на соответствующую тему и литературой, указанной в плане этих занятий.
Формы проведения практических занятий:
- Заслушивание и обсуждение докладов, предварительно подготовленных обучающимися (как индивидуально, так и коллективно) в ходе самостоятельной работы. В качестве темы доклада может быть выбран вопрос к соответствующей теме практического занятия.
Во вводной части занятия необходимо проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию, объявить тему, цели и учебные вопросы занятия.
Далее следует предоставить слово соответствующему докладчику. Продолжительность доклада – 10-15 минут. После доклада рекомендуется предоставить возможность обучающимся задать вопросы докладчику, а при необходимости – внести свои добавления и уточнения, ответить на возникшие у аудитории вопросы. После этого следует провести разбор доклада и дать оценку докладчику (докладчикам), исходя из следующих критериев:
I. Оценка структуры доклада:
- наличие поставленной проблемы;
- логичность изложения;
- наличие необходимых структурных частей (вступление, основная часть, заключение) и их полнота;
- наличие анализа использованной литературы.
II. Оценка содержания доклада:
- соответствие содержания заявленной теме;
- полнота раскрытия поставленной проблемы;
- наличие примеров, многообразия концепций (отечественных и зарубежных);
- полнота аргументации и обоснованность выводов;
- наличие у докладчика собстве<