Лабораторные работы / практические занятия

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины (модуля) «История» является изучение основных этапов и закономерностей исторического процесса, с акцентом на формирование систематизированных знаний о причинах и последствиях главных социально-экономических, политических событий и процессов в истории России.

Задачи изучения учебной дисциплины:

- раскрытие движущих сил, причинно-следственной обусловленности процесса исторического развития;

- развитие критического мышления и формирование творческого подхода, необходимых для экспертной оценки и прогнозирования различных исторических феноменов;

- формирование навыков работы с разноплановыми историческими источниками;

- воспитание гражданственности, патриотизма как преданности своему Отечеству;

- формирование принципов этнической толерантности, веротерпимости, социокультурной лояльности, высокой нравственности.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате изучения дисциплины «История» студенты должны приобрести определённые исторические компетенции, выражающиеся в способности самостоятельно проблемно мыслить и разрешать многообразные профессиональные и жизненные вопросы, применяя при этом средства, полученные в ходе усвоения учебного курса.

Для достижения подобного результата следует выделить основные составляющие – компетенции, - выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с профессиональным и жизненным опытом.

Код компе- тенции Содержание компетенции Планируемые результаты
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Знать: · основные закономерности, этапы и ключевые события истории России в контексте мировой истории; · общественно-политические процессы и движения, деятельность различных классов и социальных групп, политических партий и правительств в отечественной истории; · выдающихся исторических деятелей. Уметь: · комплексно осмысливать исторические процессы и события в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; · коррелировать события российской истории с событиями истории мировой, проводить исторические параллели; · интегрировать свои теоретические знания и умения в практическую плоскость для решения профессиональных задач и формирования собственной гражданской позиции. Владеть: · навыками выявления глубинных основ и существенных черт исторических процессов, событий; · навыками исторической аналитики источников; · представлениями о гражданском обществе и правовом государстве.

2.1. Формируемые компетенции по разделам дисциплины



Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
Раздел 1. Начало истории человечества. От восточных славян до образования централизованного Российского государства (6 в. – II половина 16 в.).     Раздел 2. От централизованного государства к империи (Россия в 17 в . - I четверти 18 в.).   Раздел 3. Российская империя во II четверти и II половине 18 в.     Раздел 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в 19 в.     Раздел 5. Россия на рубеже двух эпох (конец 19 века – октябрь 1917 г.).     Раздел 6. Становление новой власти: Советская Россия в 1917 – 1920-ом гг. 20 века.     Раздел 7. Поиск путей социалистического строительства. Формирование и развитие тоталитарного государства (1921 - 1939 гг.). Раздел 8. Советская страна в начале Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа. Восстановительный период после войны.   Раздел 9. Сохранение тоталитарной системы в СССР. Тоталитаризм перед распадом.   Раздел 10. От перестройки к созданию новой социально-экономической и политической системы.     Тема 1. Начало истории человечества. Восточные славяне. Тема 2. Образование древнерусского государства - Киевская Русь. Тема 3. Феодальная раздробленность на Руси. Образование феодальных центров. Русь в период монголо-татарского ига. Тема 4. Образование и укрепление единого централизованного государства (к. 13 – вторая половина 16 вв.). Тема 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития России в 17 в. Тема 2. Россия в период преобразований Петра I - первая четверть 18 в. Тема 1. Внешняя политика России в 18 в. Тема 2. «Эпоха дворцовых переворотов». «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Тема 1. Становление и развитие индустриального общества в мировом историческом процессе. Россия в первой половине 19 в. Тема 2. Россия во второй половине 19 в.: время реформ и контрреформ. Тема 1. Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19 - 20 вв. Тема 2. Первая русская буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг. и «третьеиюньская монархия». Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Тема 3. «Революция снизу»: переход от Февраля к Октябрю 1917 г. Тема 1. Внутренняя политика Советской России в 1917 – 1920-ом гг. Тема 2. Внешняя политика Советской России в 1917 – 1920-ом гг. Гражданская война и иностранная интервенция (1918 – 1920/1922 гг.) Тема 1. Советская Россия в первой половине 20-х годов 20 в. Тема 2. СССР во второй половине 20-х – 30-е годы 20 в.   Тема 1. СССР накануне второй мировой войны: внешняя политика в 30–е годы 20 в. Тема 2. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и в послевоенный период. Тема 1. Внутренняя политика СССР в 1953 - 1985 гг. Тема 2. Внешняя политика СССР в 1953 - 1985 гг.   Тема 1. Последние годы существования СССР (1985 - 1991). Тема 2. Россия в условиях нового государственного строя – в 90-е гг. 20 в. и в первые годы 21 в.   ОК-2 - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;   Знать: · основные закономерности, этапы и ключевые события истории России в контексте мировой истории; · общественно-политические процессы и движения, деятельность различных классов и социальных групп, политических партий и правительств в отечественной истории; · выдающихся исторических деятелей. Уметь: · комплексно осмысливать исторические процессы и события в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; · коррелировать события российской истории с событиями истории мировой, проводить исторические параллели; · интегрировать свои теоретические знания и умения в практическую плоскость для решения профессиональных задач и формирования собственной гражданской позиции.   Владеть: · навыками выявления глубинных основ и существенных черт исторических процессов, событий; · навыками исторической аналитики источников; · представлениями о гражданском обществе и правовом государстве.   Знать: • полиэтничную и поликонфессиональную специфику российской государственности, её многовариантную этнокультурную среду; • многообразные социальные, этнические, религиозные и культурные процессы, протекающие в обществе; • основные вехи многовариантного исторического процесса; важнейшие достижения мировой культуры; конфессиональное, этнокультурное и культурно-историческое своеобразие России, ее место в мировой цивилизации; • принцип толерантности в построении конструктивного мировоззренческого диалога различных этнических, социальных, конфессиональных и культурных сообществ, конкретных людей.   Уметь:   • толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; • эффективно выполнять свои функции в многовариантной социальной, этнической, конфессиональной и культурной среде; • формировать в процессе диалога толерантное, конструктивное коммуникационное пространство среди противоречий многообразного современного мира; • оптимизировать содержание и формы своей профессиональной деятельности при работе в коллективе.   Владеть:   • •принципами этнической толерантности, веротерпимости, социокультурной лояльности, высокой нравственности; • способами достижения в процессе диалога консенсуса в качестве идеала, способного привести к осознанию и разрешению противоречий; • навыками толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, основанными на знании многовариантности исторического процесса.  

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Освоение дисциплины участвует в формировании избранного вида деятельности по направлению и направленности ПООП

Учебная дисциплина «История» относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули)» базовой части (Б1.Б.1). «История» как самостоятельная наука имеет тесную связь с другими науками. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими щкольными дисциплинами: историей, культурологией, обществознанием, русским языком и литературой. Учебный курс «История» находится в тесной логической и содержательной взаимосвязи с параллельными и последующими учебными дисциплинами: «Культурология», «История мировых цивилизаций», «Политология», «Геополитика», «Философия», «История предпринимательства», «Правоведение», «Социология», «Экономическая теория», «Демография», «Логика», «Психология», «Русский язык и культура речи», «Основы научных исследований».

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Очная форма обучения

Вид учебной работы Количество часов
Всего по учебному плану Семестры
№ 1
Контактная работа (всего)  
В том числе:    
лекции (Л)
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия
Контроль самостоятельно работы (КСР):
Самостоятельная работа (СРС):
Виды промежуточной аттестации, контроль экзамен
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: Часы:  
Зач. ед.  

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Количество часов
Всего по учебному плану Курсы
№ 1
Контактная работа (всего)  
В том числе:    
лекции (Л)
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия
Контроль самостоятельно работы (КСР):
Самостоятельная работа (СРС):
Виды промежуточной аттестации, контроль  
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: Часы: экзамен
Зач. ед.  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (для очного и заочного отделений)

Тема (раздел) учебной дисциплины Виды учебной деятельности в часах очная форма обучения заочная форма обучения Формы контроля
Л ЛР ПЗ КСР СР Всего
Раздел 1. Начало истории человечества. От восточных славян до образования централизованного Российского государства (6 в. – II половина 16 в.). Тема 1. Начало истории человечества. Восточные славяне. Тема 2. Образование древнерусского государства - Киевская Русь. Тема 3. Феодальная раздробленность на Руси. Образование феодальных центров. Русь в период монголо-татарского ига. Тема 4. Образование и укрепление единого централизованного государства (к. 13 – вторая половина 16 вв.).             ТК-1 Тестирование
Раздел 2. От централизованного государства к империи (Россия в 17 в . - I четверти 18 в.). Тема 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития России в 17 в. Тема 2. Россия в период преобразований Петра I - первая четверть 18 в.             ТК-2 Тестирование, эссе, доклады
Раздел 3. Российская империя во II четверти и II половине 18 в. Тема 1. Внешняя политика России в 18 в. Тема 2. «Эпоха дворцовых переворотов». «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II.             ТК-2 Тестирование, эссе, доклады
Раздел 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в 19 в. Тема 1. Становление и развитие индустриального общества в мировом историческом процессе. Россия в первой половине 19 в. Тема 2. Россия во второй половине 19 в.: время реформ и контрреформ.             ТК-2 Эссе, доклады
Раздел 5. Россия на рубеже двух эпох (конец 19 века – октябрь 1917 г.). Тема 1. Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19 - 20 вв. Тема 2. Первая русская буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг. и «третьеиюньская монархия». Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Тема 3. «Революция снизу»: переход от Февраля к Октябрю 1917 г.             ТК-1 Тестирование, эссе, доклады
Раздел 6. Становление новой власти: Советская Россия в 1917 – 1920-ом гг. 20 века. Тема 1. Внутренняя политика Советской России в 1917 – 1920-ом гг. Тема 2. Внешняя политика Советской России в 1917 – 1920-ом гг. Гражданская война и иностранная интервенция (1918 – 1920/1922 гг.)             ТК-1 Эссе, доклады
Раздел 7. Поиск путей социалистического строительства. Формирование и развитие тоталитарного государства (1921 - 1939 гг.). Тема 1. Советская Россия в первой половине 20-х годов 20 в. Тема 2. СССР во второй половине 20-х – 30-е годы 20 в.             ТК-1 Эссе, доклады
Раздел 8. Советская страна в начале Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа. Восстановительный период после войны. Тема 1. СССР накануне второй мировой войны: внешняя политика в 30–е годы 20 в. Тема 2. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и в послевоенный период.             ТК-2 Тестирование, эссе, доклады
Раздел 9. Сохранение тоталитарной системы в СССР. Тоталитаризм перед распадом. Тема 1. Внутренняя политика СССР в 1953 - 1985 гг. Тема 2. Внешняя политика СССР в 1953 - 1985 гг.               ТК-2 Эссе
Раздел 10. От перестройки к созданию новой социально-экономической и политической системы. Тема 1. Последние годы существования СССР (1985 - 1991). Тема 2. Россия в условиях нового государственного строя – в 90-е гг. 20 в. и в первые годы 21 в.                 ТК-2 Эссе
Контроль           Экзамен
Всего: Очное отделение:   Заочное отделение                  

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовых проектов (работ) по дисциплине учебным планом не предусмотрено.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема (раздел) учебной дисциплины Вид самостоятельной работы студента. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы Всего часов Очная форма Заочная форма
Раздел 1. Начало истории человечества. От восточных славян до образования централизованного Российского государства (6 в. – II половина 16 в.). Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.: Книга по требованию, 2011. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru  
Раздел 2. От централизованного государства к империи (Россия в 17 в. - I четверти 18 в.). Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие. – М.: Весь мир, 2010. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru  
Раздел 3. Российская империя во II четверти и II половине 18 в. Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие. – М.: Весь мир, 2010. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru  
Раздел 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в 19 в. Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Витте С.Ю. Воспоминания. — М., 1991. http://biblioclub.ru 3. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие. – М.: Весь мир, 2010. http://biblioclub.ru 4. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 5. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru  
Раздел 5. Россия на рубеже двух эпох (конец 19 века – октябрь 1917 г.). Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: учебное пособие. – М.: Весь мир, 2010. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Милюков П.Н. Воспоминания. — М.: Директ-Медиа, 2014. http://biblioclub.ru 5. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru 8. Троцкий Л.Д. Моя жизнь – Киев: Мультимедийное Издательство Стрельбицкого, 2015. http://biblioclub.ru  
Раздел 6. Становление новой власти: Советская Россия в 1917 – 1920-ом гг. 20 века. Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 3. Милюков П.Н. Воспоминания. — М.: Директ-Медиа, 2014. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru 7. Троцкий Л.Д. Моя жизнь – Киев: Мультимедийное Издательство Стрельбицкого, 2015. http://biblioclub.ru  
Раздел 7. Поиск путей социалистического строительства. Формирование и развитие тоталитарного государства (1921 - 1939 гг.). Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 3. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru 5. Троцкий Л.Д. Моя жизнь – Киев: Мультимедийное Издательство Стрельбицкого, 2015. http://biblioclub.ru  
Раздел 8. Советская страна в начале Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа. Восстановительный период после войны. Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка докладов, эссе к практическим занятиям; подготовка к тестированию. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах: справочник. – М.: Проспект, 2014. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Мир в XX веке / Под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001. 5. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru  
Раздел 9.Сохранение тоталитарной системы в СССР. Тоталитаризм перед распадом. Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка эссе. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах: справочник. – М.: Проспект, 2014. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru  
Раздел 10.От перестройки к созданию новой социально-экономической и политической системы. Проработка учебного материала по конспекту лекции, учебной и научной литературе. Подготовка эссе. Литература: 1. Бесов А.Г. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. http://biblioclub.ru 2. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах: справочник. – М.: Проспект, 2014. http://biblioclub.ru 3. Крамаренко Р.А. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. http://biblioclub.ru 4. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия - Запад – Восток. - М., 2008. 5. Мир в XX веке / Под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001. 6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. - М.: Норма, 2008. 7. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учеб. пособие. – М.: Логос, 2012 г. http://biblioclub.ru 8. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. — М.: Проспект, 2015. 9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. http://biblioclub.ru 10. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. - М.: ИВИ РАН, 2007. 11. Фортунатов В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов. – СПб: Питер, 2007. 12. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведёт политическая близорукость. – М.: ИИК «Российская газета», 2009  
  Всего Очная форма: Заочная форма:

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Оценивание и контроль сформированности компетенций по дисциплине осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с «Положением об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» в Академии.

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
ОК-2
Этапы формирования компетенций
Название и содержание этапа Коды компетенций
Этап 1: Знать: • основные закономерности, этапы и ключевые события истории России в контексте мировой истории; • общественно-политические процессы и движения, деятельность различных классов и социальных групп, политических партий и правительств в отечественной истории; • выдающихся исторических деятелей; • полиэтничную и поликонфессиональную специфику российской государственности, её многовариантную этнокультурную среду; • многообразные социальные, этнические, религиозные и культурные процессы, протекающие в обществе; • основные вехи многовариантного исторического процесса; важнейшие достижения мировой культуры; конфессиональное, этнокультурное и культурно-историческое своеобразие России, ее место в мировой цивилизации; • принцип толерантности в построении конструктивного мировоззренческого диалога различных этнических, социальных, конфессиональных и культурных сообществ, конкретных людей. ОК-2,
Этап 2: Уметь: · комплексно осмысливать исторические процессы и события в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; • коррелировать события российской истории с событиями истории мировой, проводить исторические параллели; • интегрировать свои теоретические знания и умения в практическую плоскость для решения профессиональных задач и формирования собственной гражданской позиции; • толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; • эффективно выполнять свои функции в многовариантной социальной, этнической, конфессиональной и культурной среде; • формировать в процессе диалога толерантное, конструктивное коммуникационное пространство среди противоречий многообразного современного мира; • оптимизировать содержание и формы своей профессиональной деятельности при работе в коллективе. ОК-2,
Этап 3: Владеть: • навыками выявления глубинных основ и существенных черт исторических процессов, событий; • навыками исторической аналитики источников; • представлениями о гражданском обществе и правовом государстве; • принципами этнической толерантности, веротерпимости, социокультурной лояльности, высокой нравственности; • способами достижения в процессе диалога консенсуса в качестве идеала, способного привести к осознанию и разрешению противоречий; • навыками толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий, основанными на знании многовариантности исторического процесса. ОК-2,

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ

Методические рекомендации по проведению учебных занятий

Семинарские и практические занятия являются одними из основных видов учебных занятий и предназначены для углубления знаний, полученных при изучении лекционного материала, формирования умений и навыков.

Лекционные занятия составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее проблемных вопросах темы, стимулируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют развитию их творческого мышления.

Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами основополагающего учебного материала, принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний, умений и навыков.

Основные функции лекций:

· познавательно-обучающая;

· развивающая;

· ориентирующе-направляющая;

· активизирующая;

· воспитательная;

· организующая;

· информационная.

Выполнение практических заданий служит важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих специалистов.

Проведение практических занятий не сводится только к органическому дополнению лекционных курсов и самостоятельной работы обучающихся. Их вместе с тем следует рассматривать как важное средство проверки усвоения обучающимися тех или иных положений, даваемых на лекции, а также рекомендуемой для изучения литературы; как форма текущего контроля за отношением обучающихся к учебе, за уровнем их знаний, а следовательно, и как один из важных каналов для своевременного подтягивания отстающих обучающихся.

При подготовке магистра важны не только серьезная теоретическая подготовка, знание основ изучаемой дисциплины, но и умение ориентироваться в разнообразных практических ситуациях, ежедневно возникающих в его деятельности. Этому способствует форма обучения в виде практических занятий. Задачи практических занятий: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и приобретенных в процессе самостоятельной работы с учебной литературой, формирование у обучающихся умений и навыков работы с исходными данными, научной литературой и специальными документами. Практическому занятию должно предшествовать ознакомление с лекцией на соответствующую тему и литературой, указанной в плане этих занятий.

Формы проведения практических занятий:

- Заслушивание и обсуждение докладов, предварительно подготовленных обучающимися (как индивидуально, так и коллективно) в ходе самостоятельной работы. В качестве темы доклада может быть выбран вопрос к соответствующей теме практического занятия.

Во вводной части занятия необходимо проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию, объявить тему, цели и учебные вопросы занятия.

Далее следует предоставить слово соответствующему докладчику. Продолжительность доклада – 10-15 минут. После доклада рекомендуется предоставить возможность обучающимся задать вопросы докладчику, а при необходимости – внести свои добавления и уточнения, ответить на возникшие у аудитории вопросы. После этого следует провести разбор доклада и дать оценку докладчику (докладчикам), исходя из следующих критериев:

I. Оценка структуры доклада:

- наличие поставленной проблемы;

- логичность изложения;

- наличие необходимых структурных частей (вступление, основная часть, заключение) и их полнота;

- наличие анализа использованной литературы.

II. Оценка содержания доклада:

- соответствие содержания заявленной теме;

- полнота раскрытия поставленной проблемы;

- наличие примеров, многообразия концепций (отечественных и зарубежных);

- полнота аргументации и обоснованность выводов;

- наличие у докладчика собстве<

Наши рекомендации