Внутренняя политика Александра III.

Рассматривая правительственный курс Александра III (1881-1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период «контрреформ». Потрясенный убийством отца и под давлением окружения, новый царь в апреле 1881 г. подписал манифест «О незыблемости самодержавия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку. Ведущие идеологи новой политики – обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А.Толстой, публицист М.К.Катков – видели причины политического кризиса во вредных для России идеях, заимствованных у Запада; рассматривали политические реформы, как начало разрушения целостной системы самодержавия. Новый курс предполагал борьбу с революционным движением, искоренение «крамолы», пересмотр законов и учреждений, появившихся в «эпоху реформ». Усилился административный контроль над прессой, был закрыт ряд изданий, отменена автономия университетов и повышена в 5 раз плата за обучение. Знаменитый циркуляр 1887 г. «о кухаркиных детях» запрещал принимать в гимназии детей «простолюдинов». Царь, узнав, что одна из арестованных революционерок, по паспорту крестьянка, хотела дать своему сыну образование, написал: «Это-то и ужасно: мужик, а тоже лезет в гимназию!». Был упразднен мировой суд в деревне и введен в сельской местности институт земских начальников из дворян. С 1890 г. выборы в земства стали сословными, что обеспечило дворянам почти 90 % мест в губернских земских собраниях. Крестьянские депутаты стали назначаться губернатором. Городская контрреформа за счет повышения имущественного ценза резко сократила количество избирателей. Тайная политическая полиция в 1880 г. была передана в ведение Департамента полиции МВД. На местах с начала 1880-х гг. появилась «охранка» со своей секретной агентурой и сыщиками-«филерами». Была усилена зарубежная политическая агентура для борьбы с антиправительственными движениями.

Надо отметить, что при всей противоречивости и незавершенности Великие реформы 60-70-х гг. шли в общем русле развития ведущих государств мира. Вслед за отменой рабства и гражданской войной в США (1861-1865 гг.), революцией Мэйдзи в Японии (1867-1868 гг.), завершением объединения Италии (1870 г.) и Германии (1871 г.) были приняты конституции в Германии и Японии; расширяются избирательные права и вводится тайное голосование в Великобритании; совершенствуется рабочее законодательство (законы о профсоюзах в Великобритании, Франции, Японии, страхование рабочих в Германии и т.д.). Все эти меры обеспечивали переход к индустриальному обществу и опирались на идеологию политического либерализма. Особенностью России было сохранение самодержавной монархии, огромная роль государства в экономике, отталкивание монархией слоев, могущих стать социальной базой модернизации страны, нерешенность аграрного вопроса и обострение национального вопроса.

Экономическое развитие. Следует отметить высокие темпы развития промышленности, что явилось следствием создания в стране рынка рабочей силы, капиталов и товаров. В исторически короткий срок (50-60 лет вместо 200-300-от в Западной Европе) появились крупные предприятия, была построена сеть железных дорог, созданы новые экономические районы (Донбасс) и отрасли (добыча и переработка нефти, тяжелое машиностроение, химическая, электротехническая). С 1864 г. стали появляться коммерческие банки и общества взаимного кредита, были образованы сотни акционерных обществ и компаний. Этот рост был неравномерным. Перестройка крепостнической экономики в рыночную заняла примерно 25 лет. Развитию одних отраслей и районов сопутствовал упадок других (уральской металлургии). Акционерная горячка сопровождалась крахом компаний и суливших быстрое обогащение банков. Но к концу 80-х гг. в большинстве отраслей завершился промышленный переворот. Следующие 10-12 лет стали временем стремительного экономического подъема, в результате которого выпуск промышленной продукции удвоился. Всего же за 60-90-е гг. объем промышленной продукции в России увеличился более чем в 7 раз (в Германии в 5 раз, во Франции – в 2,5 раза, в Англии – в 2 раза).

Роль локомотива индустриализации в России сыграло железнодорожное строительство. Железнодорожный «бум» вначале охватил центральные районы. Затем железные дороги устремились на Север, в Сибирь и Среднюю Азию, через Кавказский хребет. В 1880-1898 гг. была построена Среднеазиатская железная дорога длиной 2,5 тыс. км. В начале 90-х гг. разворачивается строительство Транссибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) протяженностью более 5 тыс. км. К началу ХХ в. Россия по общей протяженности железнодорожной сети (58 тыс. км.) уступала только Северной Америке, однако плотность отечественных дорог на единицу территории оставалась недостаточной. Железнодорожное строительство стало полем первоначального накопления капиталов. За короткий срок (иногда 2-3 года) складывались колоссальные состояния железнодорожных магнатов (фон Мекка, фон Дервиза, Поляковых, Мамонтовых и др.).

Огромную роль в экономической жизни играло государство. Это выражалось, в частности, в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции. Государство контролировало 2/3 железных дорог, почту, телеграф, владело 500 млн. десятин земли. Министр финансов С.Ю. Витте провел две реформы: установил твердый курс золотого рубля (1895-1897 гг.) и восстановил государственную монополию на продажу водки (1894 г.), ставшую важнейшим источником пополнения бюджета (22 % в 1913 г.).

Витте энергично способствовал привлечению в Россию иностранного капитала - еще одного фактора быстрого развития российской экономики. Иностранных предпринимателей привлекало в России обилие дешевых рабочих рук и отсутствие социального законодательства, что порождало «сверхприбыль» - в среднем двукратное по сравнению с Западной Европой увеличение доходов на вложенный капитал. Российская экономика была многоукладной (рядом соседствовали крупная фабрика, небольшие предприятия и кустарное производство) и ее особенностью был высокий уровень концентрации производства: к концу века половина рабочих была сосредоточена на крупнейших предприятиях с числом работающих более 500.

И все же, несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 80 % населения было занято в этой отрасли. Начавшийся в 90-е гг. ХIХ в. рост цен на хлеб на мировом рынке стимулировал экспорт зерна: с 1861 по 1900 гг. он увеличился в 5,5 раза. На долю России приходилось 25 % мирового экспорта пшеницы. Но не следует повторять заблуждений, что, дескать, дореволюционная Россия чуть не весь мир кормила. В среднем в год наша страна экспортировала 20 % своего хлеба (главный конкурент США – 8 %), следуя принципу: «сами недоедим, но вывезем». В начале ХХ в. Россия уступила мировое первенство в производстве зерна США.

Таким образом, на рубеже веков Россия стала аграрно-индустриальной державой с огромными потенциальными возможностями. Но доля России в мировом промышленном производстве в 1860 г. составляла всего 1,7 %, а к 1913 г. достигла 3,1 %. Преобладали экстенсивные методы развития: добыча угля увеличилась за это время в 100 раз, а производительность труда – не более чем в 1,5 раза; по всей промышленности она была в 3,5 раза меньше, чем в США. Поэтому С.Ю. Витте в 1900 г. писал в докладной записке Николаю II, что «в промышленном и в торговом отношении Россия очень отстала от главнейших иностранных государств».

Наряду с традиционными классами – дворянством и крестьянством, в новых условиях шел процесс формирования промышленной буржуазии и пролетариата. По переписи 1897 г. крупная буржуазия насчитывала 1,5 млн. человек. Однако по современным подсчетам, в начале века 25 тыс. человек (с семьями –150 тыс.), т.е. всего 0,1 % населения получали годовой доход более 10 тыс. рублей. Эта верхушка была тесно связана с правительством системой заказов, субсидий и льгот, а сильный средний слой предпринимателей еще не сложился. Основными источниками пополнения промышленной буржуазии были выходцы из купечества, дворян, отчасти крестьян и мещан, иностранцев.

Пролетариат включал разнообразные слои: сезонников, надомников, отходников, сельских батраков и индустриальных рабочих. Последние насчитывали около 1,5 млн. человек или 15 % общей численности рабочих. Сразу бросаются в глаза две особенности российского пролетариата: тесная связь с деревней, где многие имели наделы и семьи, и низкая прослойка «!рабочей аристократии». В условиях первоначального накопления капиталов, отсутствия рабочего законодательства положение пролетариев было крайне тяжелым. Всякие организации рабочих, в том числе по защите их экономических интересов, были запрещены. Роль арбитра в отношениях фабрикантов и рабочих брало на себя государство. После первых массовых стачек в конце 70-х – начале 80-х гг. правительство в 1882 г. учредило фабричную инспекцию и запретило труд малолетних. Закон 1886 г. устанавливал правила найма и увольнения, условия оплаты труда и штрафов, а с 1897 г. продолжительность рабочего дня ограничивалась 11,5 часами. Но законы и жизненные реалии далеко не всегда совпадали.

Наши рекомендации