Политико-правовые идеи Реформации в Германии (М. Лютер, Т. Мюнцер).
Реформация – это утверждение протестантизма в Европе. Протестантизм – это направление в христианской религии, для которого характерны: 1. упрощение богослужения (сокращение числа таинств с семи до двух – крещения и причащения); 2. замена латыни в богослужении родным языком; 3. выборность духовенства; 4. отмена монашества; 5. отмена целибата; 6. отрицание папской власти; 7. отрицание икон. Реформация началась в Европе 31 октября 1517 года, когда монах Мартин Лютер выступил против католичества, прибив 95 тезисов против продажи индульгенций к дверям церкви Виттенберга. В реформации, отменившей все таинства церкви кроме двух – крещения и причащенпия, было два направления: бюргерское – Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли; плебейское – Томас Мюнцер и анабаптисты. В Англии реформация произошла по воле короля Генриха VIII в 1534 году. В англиканской церкви нет выборности духовенства, но есть ещё таинство брака, а вместо папы её возглавляет британский монарх.
Бюргерское направление.
Мартин Лютер жил (1483 – 1546 гг.) Он перевёл Библию на немецкий язык. Лютер провозгласил превосходство светской власти над духовной. Идеальная форма правления по Лютеру – монархия, а её социальной базой должны быть только богатые горожане – бюргерство и землевладельцы. Лютер выступал за подавление возмущений и бунтов против власти со стороны низов. Согласно Лютеру душа человека в целом подчинена высшей духовной силе – божественному промыслу, а внутренняя свобода человека – это рабство воли. Реальная свобода возможна лишь в практических делах, но и там она, в конечном счете, совпадает с Божьим промыслом. Стало быть, Лютер был фаталистом. Далее он утверждал, что разумное стремление к имущественному благополучию – есть знак божественного промысла, как и верность божественному призванию, то есть верность выбранной специальности, трудолюбие и бережливость.
Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) Придерживался тех же теорий, что и Мартин Лютер, только считал лучшей формой правления не монархию, а теократическую республику, хуже которой считал аристократию, ещё хуже – монархию, ещё хуже тиранию, которая даже заслуживает кроме небесной так же и земную кару. Кальвин допускал возможность противодействия монарху со стороны церкви и представительных органов, но лишь мирными способами, а восстания – только против тирана и только тогда, когда все мирные способы борьбы с ним уже исчерпаны.
Кальвин выступал за сближение государства и церкви, чтобы создать теократию и за религиозный отбор при выборах в коммунальный совет, или магистрат.
Кальвинизм учит об абсолютном предопределении человека к спасению Богом. Воля же самого человека ничего изменить в этом предопределении не может. Исходя из этой доктрины, все люди, согласно кальвинизму являются или избранными Богом, или нет. Сам человек не может знать о своей избранности, а только догадываться, судя по материальному успеху и преуспеванию в своих делах, во имя чего Кальвин оправдывал любые методы. Кальвинисты называются реформатами, во Франции – гугенотами, в Англии – пуританами, где возглавили борьбу против монархии.
Плебейское направление.
Томас Мюнцер (1490 по 1525 гг.). Выступал за фактическое равенство всех людей, чтобы любой правитель сравнялся с последним христианином, за революционную борьбу, против драгоценных металлов, денег за отмену частной собственности. Мюнцер возродил республиканские идеи гуситов – таборитов. Его аргументы: 1. обнищание простонародья; 2. беззакония и произвол местных властей; 3. грабителская политика католической церкви. Цель движения Мюнцера – это новый общественно – политический строй, в том числе справедливое и демократическое общество, объединение общин в гражданское единство. В ходе крестьянской войны в Германии 1524 – 1526 гг. Мюнцер был пленён и казнён.
Мюнстерская коммуна анабаптистов 1534 – 1535 гг. в осаждённом войсками феодалов Мюнстере конфисковала церковное имущество, отменила долги и всякие деньги и ввела уравнительное распределение предметов потребления – пала, все участники казнены.