По курсу «Международное право»
По курсу «Международное право»
Понятие и особенности международного права.
Мп-это СИСТЕМА договорных и обычных норм регулирующих отношения между государствами и иными субъектами мп.
Мп является нормативной под системой, в которую в качестве элементов наряду с нормами мп входят м моральные политические и иные нормы.
Тенденцией современности являются возрастание роли и числа м политических норм содержащихся в актах принимаемых организациями и международными конференциями. М акты организации называются декларациями, резолюциями, рекомендациями принципами правилами кодексами. Акты м конференции как правило называются итоговыми документами или заключительными актами. Обобщено указанные акты называются резолюциями, рекомендациями. Нормы содержащихся в данных актах называются нормами м мягкого права. В целом в отечественной и зарубежной доктрине мп получает все большее развитие и признание концепция м мягкого права.
Система мп включает в себя отрасли подотрасли и институты (н-р межотраслевой институт мп ответственности)
Ядром системы мп являются основные принципы мп. На сегодняшний день в мп 10 основных принципов были закреплены в уставе ООН. Существенный вклад в становлении и развитии современного мп внес СССР.
Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:
1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;
2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;
3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;
4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.
По характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).
Обязывающие нормы устанавливают обязательство государства совершить указанные в норме действия, например, оповестить другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте;
Запрещающие нормы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие, не создавать в открытом море опасности столкновения судов при маневрировании вблизи военного корабля, осуществляющего подъем в воздух летательных аппаратов);
Управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства в мирных целях, на осуществление свобод открытого моря).
Наука международного права.
Основоположник науки международного права является голландский юрист Гуго Гроций.
1625 год - был издан первый в истории классический фундаментальный трехтомный труд по международному праву "о праве войны и мира". Из числа российских дореволюционных ученых наиболее весомый вклад в развитие доктрины МП внес представитель СПб школы МП Мартенс, являющийся основоположником международного гуманитарного права. Он является автором системного труда "современное МП цивилизованных народов". 1923 год - в Гааге была создана международная академия международного права. В 1957 году по инициативе Трункина в СССР была создана советская ассоциация МП, правопреемницей которой является РАМП.
Предметом науки международного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы международного права. В ее задачу входит выявление причин принятия тех или иных норм международного права, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.), с внутригосударственным правом.
Она исследует также сущность конкретных международно-правовых институтов, взаимосвязи между ними, тенденции их развития. При этом нормы международного права изучаются в процессе их реализации, в связи с конкретными общественными отношениями, на которые они воздействуют, поэтому в предмет международно-правовой науки входят также международные правоотношения.
Большое внимание уделяется истории развития конкретных международных норм и институтов
И, наконец, российская наука международного права занимается исследованием зарубежной международно-правовой науки
Таким образом, предмет российской науки международного права образуют следующие компоненты.
нормы и институты международного права,
отношения, регулируемые этими нормами и институтами,
тенденции развития международно-правовой системы и вопросы ее взаимодействия с внутригосударственным правом,
зарубежная наука международного права.
Российская международно-правовая наука является неотъемлемой частью мировой международно-правовой науки Вклад отечественных ученых в ее развитие трудно переоценить
В конце XIX—начале XIX вв. В. Ф. Малиновский выдвинул ряд важных положений о международно-правовых мерах охраны международного мира и безопасности, послуживших одними из оснований для разработки права международной безопасности Примерно в это же время Л. А. Комаровский разработал теоретические основы деятельности международных судов
В начале нашего столетия В. Э. Грабарь подробно исследовал историю развития международного права, а Ф. Ф. Мартенс опубликовал первый в России курс международного права, ставший на многие десятилетия общепризнанным учебником не только у нас в стране, но и за рубежом.
Советская международно-правая наука продолжила традиции русских авторов Сформировались научные школы в Екатеринбурге,
Казани, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, ряде других городов Мировое признание получили труды Г И Тункина, Ф И Кожевникова, Д Б. Левина, Д И Фельдмана, других ученых Был издан 6-томный «Курс международного права» (1967—1970 гг).
Советские ученые принимали активное участие в разработке проектов многих международных договоров, являлись членами международных органов.
В настоящее время, несмотря на переживаемые нашим государством трудности, российская наука международного права продолжает оставаться частью мировой международно-правовой науки.
За последнее время опубликовано около десятка учебников и учебных пособий, некоторые из которых выдержали несколько изданий; завершено начатое в 1989 г. издание нового 7-томного «Курса международного права». В монографиях исследуются теоретические вопросы международного права, его применение во внутригосударственных отношениях. Выходит большое количество периодических изданий («Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Российский юридический журнал» и др), публикующих материалы по международно-правовой тематике
На проводимых ежегодно заседаниях Российской Ассоциации международного права обсуждаются проблемы прогрессивного развития международного права, реализации международно-правовых норм.
Российские ученые представлены в Международном СудеООН,Комиссии международного права, комитетах по правам человека, других международных органах, оказывают существенное влияние на мировую политику, играют важную роль в формировании международной позиции РФ
Стр 65
Раннее превалирующим источником МП являлся международный обычай. Доминирующим источником современного МП является международный договор. Договор-понятие родовое им обозначается любое соглашение, заключаемое между государствами, государствами и международными организациями, либо между международными организациями. Договоры могут называться соглашениями, конвенциями, пактами, хартиями, уставами, статутами (договоры Ватикана называются конкордат).
Наименование договора зависит от усмотрения сторон и не влияет на его юридическую силу. Договором номер 1 является устав, вступивший в силу 24 10 45. День ООН.
Конвенция ОНН по морскому праву 1982 года. Договоры и содержащиеся в них нормы делятся на универсальные региональные партикулярные локальные.
Универсальные договорные и обычные нормы мп образуют общее (для всех мп). В ряду норм общего мп особо выделяются общепризнанные принципы и нормы мп. Общепризнанные нормы мп содержатся в уставе ООН , всеобщей декларации вч от 10.12.48. День пч , М пакте о гражданских и политических правах 1966 года женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 года конвенции против пыток 19. Конвенции о правах ребенка 89 года. И др.
Основной акт универсального уровня регулирующих вопросы заключения и действия договоров венская конвенция о праве мд от 23.06.1969.
!!!в соответствие с конвенцией государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве обоснования невыполнения договора. Кроме того государство выразившее предварительное согласие на участие в договоре не должно совершать действий направленных на подрыв его объекта и целей.
Основной акт определяющий статус договоров в России фз о мд рф от 15.07.95.
Закон выделяет три вида мд рф:
1)межгосударственные
2)межправительственные
3)межведомственного характера
1) джентльменское соглашение-устный договор
2) депозитарий-хранитель договора и всех относящихся в нему документов. На универсальном уровне депозитария могут выступать отдельное государство международная организация, ее высшее должностное лицо.
3) Полномочия-документ удостоверяющий право наведение переговоров и заключения договоров от имени рф. Действия по заключением межгосударственных договоров могут совершать: глава государства,правительства,министр иностранных дел.
4 )пролонгация-продление срока действия договора
5) денонсация-односторонний правомерный отказ от участия в договоре.
6) Промульгация - официальное провозглашение (обнародование) закона.
Наряду с договорами основным источником мп является м обычай. Статья 38 статута м суда оон определяет м обычай как доказательство всеобщей практики признанной в качестве правовой норме. Обязательными признаками м обычая универсального уровня являются всеобщность признания и единообразия практики. Длительность применения не является отдельным требованием пред являемым к тому или иному правилу в качестве обычно правового. М обычай может иметь как устную так и письменную форму закрепления(н-р письменную форму имеет обычно правовые нормы всеобщей декларации пч )наибольшее применение м обычая имеет в морское право дипломатическое и международное право пч. В связи с тем длительность применения не является обязательным признаком м обычая,в доктрине мп получила развитие концепция моментального международного права.
Главные субъекты публичного государство а субъекты мп физические и юридические лица.
Мчп это отношения отягощенные каким то иностранным элементом и касается цивилистики.
Мп это право между народами но на самом деле на сегодняшний день субъектами являются государства,они создают нормы и обеспечивают соблюдение данных норм.
Международной право так же состоит из общей и особенной части. В учебнике пишут раздел или части.
Международные договоры и обычаи в системе источников права федерального уровня, действующие в РФ:
ПЕРВИЧНЫЕ:
1) Конституция РФ
2) Общепризнанные принципы МП
3) Общепризнанные нормы МП
4) Международные договоры (межгосударственного, межправительственного, межведомственного характера, соглашение на обязательность которых было выражено в форме ФЗ, содержащие нормы, не являющиеся общепризнанными).
5) Постановления КС РФ о признании актов или их отдельных положений не соответствующими конституции РФ.
6) ФКЗ
7) ФЗ
8) Законы иных государств, в случаях прямо предусмотренных законами РФ или МД РФ.
ВТОРИЧНЫЕ:
1) Межгосударственные Договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме ФЗ.
2) НПА Президента РФ.
3) Межправительственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме ФЗ.
4) НПА Правительства РФ.
5) Договоры РФ межведомственного характера, согласие на обязательность которых было выражено не в форме ФЗ.
6) НПА федеральных министерств и ведомств.
7) Правовые обычаи, не являющиеся формой выражения общепризнанных принципов и норм МП
8) Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ.
9) Постановления Европейского суда по правам человека, вынесенные по жалобам против России.
Даже при прямой имплементации нормы права, установленной ч.4 ст.15 существует проблема с само исполнимых и не само исполнимых норм МП.
Статья 15
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 46
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Виды субъектов
Основные субъекты:
государства — основные субъекты
Субъекты, являющиеся таковыми в силу своего происхождения:
Святой Престол
Мальтийский орден
Международный комитет Красного Креста
Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца
Производные субъекты:
международные межправительственные организации, например ООН
Также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:
Государство подобные образования
национально-освободительные движения
правительства в изгнании
организации, признанные как законные представители какого-либо народа
На протяжении многовековой истории международного права государства были единственными субъектами международных правоотношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государствами, а также взаимоотношения государств с международными организациями и другими международными институциями. Государства — основные субъекты международного права и основные реальные участники международных правоотношений, поскольку им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом, с международными организациями и иными субъектами международного права.
Помимо государств и международных организаций субъектами международного права являются также другие международные институции, именуемые международными органами. Это, в частности, международные суды и международные арбитражи, следственные, примирительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международно-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего международного права.
Некоторые такие международные органы, например Международный Суд ООН, представляют собой органы универсального характера, поскольку они созданы международным сообществом государств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многостороннего).
Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответствии с одним из основных принципов современного международного права — принципом равноправия и самоопределения народов — за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следовательно, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами. Подробнее о термине-понятии «народ» и об условиях реализации народами права на самоопределение будет сказано в главе об основных принципах современного международного права.
Признание государств.
Международно-правовое признание —односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.
Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств
Правопреемство государств.
Правопреемство государств —это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Концепции правопреемства
Концепция универсального правопреемства — в соответствии с ней правопреемство в международном праве похоже на правопреемство в частном праве и предполагает переход суверенитета от предшественника к преемнику в полном объёме, по всем правоотношениям. Суверенитет и приобретенные на его основании права и обязанности рассматриваются как атрибут территории государства.
Противоположная позиция предполагает полное исчезновение предшествующего государства и его суверенитета и возникновение совершенно нового субъекта международного права, не связанного обязательствами государства-предшественника. За исключением соблюдения государственных границ и договоров, их устанавливающих (
Случаи правопреемства
Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:
· разделение — государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые (например, распад СССР в декабре 1991 г.)
· выделение — из государства выделилась часть, но само государство осталось (например, выход Республики Ангилья из Федерации Сент-Китс и Невис в 1980 г.)
· объединение — два и более государства становятся одним (например, объединение Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики в единое государство — Йеменскую Республику в 1990 г.)
· присоединение — одно государство присоединяется к другому (например, к ФРГ присоединилась ГДР в октябре 1990 г.).
Разделение и объединение не предполагают сохранение государства-предшественника.
По кругу участников
· двусторонние (то есть договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько);
· многосторонние
· с неограниченным числом участников (универсальные, общие).
· с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).
По объекту
· договоры по политическим вопросам
· договоры по правовым вопросам
· договоры по экономическим вопросам
· договоры по гуманитарным вопросам
· договоры в области безопасности и т. д.
По форме договора
· письменные
· устные
По времени действия
· бессрочные
· срочные
· краткосрочные
По пространству действия
· региональные
· универсальные
Основной акт определяющий статус договоров в России ФЗ О МД РФ от 15.07.95.
Закон выделяет три вида МД РФ:
1)межгосударственные
2)межправительственные
3)межведомственного характера
Заключение международных договоров.
Заключение международных договоров
Генеральная Ассамблея ООН.
Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 455 членов[2] Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.
У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.
Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.
Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов, Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий:
· Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
· Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
· Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)
· Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
· Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
· Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет)
· Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)
· Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет)
В состав Генерального комитета входят: Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, избираемые с учётом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.
Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН или большинства членов ООН. На начало 2013 года было созвано 28 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.
Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:
· рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
· обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
· организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;
· рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;
· получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;
· рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
· избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.
Совет Безопасности ООН.
Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.
Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «непостоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (пункт 2 статьи 23).
Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
· пять — от государств Африки и Азии;
· один — от государств Восточной Европы;
· два — от государств Латинской Америки;
· два — от государств Западной Европы и других государств[1] .
Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.
Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения.[4]
На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Президиум ЭКОСОС
В начале каждой ежегодной сессии ЭКОСОС избирается Президиум Экономического и Социального Совета. Основные функции Президиума заключаются в подготовке повестки дня, составлении программы работы и организации сессии при поддержке Секретариата ООН.
Состав ЭКОСОС
ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ЭКОСОС.
Международный суд ООН.
Международный суд ООН — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.
Международный Суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.
Международный Суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.
Суд обслуживают Секретариат, его административный орган. Официальными языками являются английский и французский.
Суд является единственным из шести главных органов ООН, расположенным вне Нью-Йорка. Местоположение Нидерланды Гаага.
Помимо судебной, Международный Суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.
Секретариат ООН.
Секретариат ООН — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь (Пан Ги Мун), который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.
Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается Организация Объединённых Наций, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.
Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, однако Организация поддерживает значительное присутствие в Женеве, Вене и Найроби. Отделение Организации Объединённых Наций в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение Организации Объединённых Наций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за злоупотреблением наркотиками, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.
По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 44 000 сотрудников
30. Специализированные учреждения ООН.
Специализированные учреждения ООН —самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.
Специальные учреждения ООН. Статус специального учреждения имеют те международные организации универсального уровня, которые связаны специальными договорами с экономическим и социальным советом ООН, данные договоры утверждаются генеральной ассамблеей ООН.
Специальными учреждениями являются:
Наименование | Дата Основания | Местонахождение | Сайт |
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, FAO) | Рим | [17] | |
Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, UNIDO) | Вена | [16] | |
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, UNESCO) | Париж | [15] | |
Международный фонд сельскохозяйственного развития(ИФАД, IFAD) | Рим | [14] | |
Международный союз электросвязи (МСЭ, ITU) | Женева | [13] | |
Международный валютный фонд (МВФ, IMF) | Вашингтон | [12] | |
Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD) | Вашингтон | [11] | |
Международная финансовая корпорация (МФК, IFC) | Вашингтон | [10] | |
Международная организация труда (МОТ, ILO) | Женева | [9] | |
Международная организация гражданской авиации (ИКАО, ICAO) | Монреаль | [8] | |
Международная морская организация (ИМО, IMO) | Лондон | [7] | |
Международная ассоциация развития (МАР, IDA) | Вашингтон | [6] | |
Всемирный почтовый союз (ВПС, UPU) | Берн | [5] | |
Всемирная туристская организация (ЮНВТО, WTO) | Мадрид | [4] | |
Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС, WIPO) | Женева | [3] | |
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO) | Женева | [2] | |
Всемирная метеорологическая организация (ВМО, WMO) | Женева | [1] |
31. Финансовые специализированные учреждения ООН.
Всемирный банк—международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.
В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.
Фи