Статья IV: принимать необходимые изменения в своё законодательство.
Статья V: консультироваться друг с другом с целью разрешать все вопросы, касающиеся выполнения положений КБТО.
Статья VI: сотрудничать в проведении любых расследований, касающихся жалоб других участников КБТО, поданных в Совет Безопасности ООН.
Статья VII: оказывать помощь государствам, которые могут подвергнуться опасности в результате нарушения Конвенции.
Статья X: выполнять всё вышеперечисленное с целью мирного использования научных разработок в области бактериологии.
КБТО предусматривает отказ государств-членов от производства, хранения и использования биологического оружия. Согласно положениям этой Конвенции, государства, располагающие таким оружием, обязаны его уничтожить, а другие – не производить и не приобретать его. Но поскольку КБТО была заключена в разгар холодной войны, она имеет существенные недостатки. В ней не предусмотрено создание организации, призванной контролировать отказ государств-членов от биологического оружия, а также системы проверки за исполнением взятых обязательств, поэтому в 1970-1980 гг. неоднократно предъявлялись обвинения и контробвинения в нарушении КБТО (в частности, между СССР и США).
Ситуация усугублялась тем, что участники КБТО оставили за собой право проводить работы в области защиты от возможных биологических угроз. А это требовало сохранения определенного набора боевых биологических агентов для разработки вакцин, профилактических мер и методов лечения против них. С другой стороны, в процессе разработки средств биологической защиты неизбежно исследуется возможность создания вероятным противником новых видов наступательных боевых агентов. Это в свою очередь объективно способствует если и не фактическому созданию, то накоплению знаний и технологий разработки новых видов наступательных боевых биологических агентов.
После окончания холодной войны государства – участники КБТО предприняли усилия по укреплению режима нераспространения биологического оружия. В рамках периодически проводимых конференций по рассмотрению действия Конвенции и созданной Специальной группы была начата работа по разработке Дополнительного протокола к КБТО. Он был призван определить функции будущей Организации по запрещению бактериологического (биологического) и токсинного оружия, системы проверки соблюдения государствами положений КБТО, уточнить границы между запрещенной и разрешенной деятельностью.
Участниками КБТО являются 163 государства. Некоторые страны сделали оговорки, выразив своё неудовлетворение положением о том, что допускается накопление биологических агентов и токсинов для профилактических и других мирных целей.
В 90-е годы начался процесс по созданию механизма проверок. До этого, на второй Обзорной Конференции в 1986 г. страны-участницы договорились ежегодно докладывать о мерах по укреплению доверия к ООН. На следующей Обзорной Конференции 1991 г. была создана группа правительственных экспертов(VEREX). С 1995 по 2001 г. проходили переговоры, направленные на составление Протокола к КБТО о проверках.
Завершая разговор о запрещении биологического оружия можно сделать вывод, что режим запрещения и нераспространения биологического оружия является самым слабым из режимов нераспространения ОМУ. Прежде всего это связано с нерешенностью проблемы по контролю за выполнением КБТО.
К оружию массового уничтожения относятся средства ведения войны, которые по силе разрушения и поражения многократно превосходят обычные вооружения. С 1948 г. к такому оружию относят, прежде всего, ядерное оружие, а также химическое и биологическое оружие. В историческом плане сначала появились химическое и бактериологическое, или биологическое оружие, как его еще называют.
Химическое оружие впервые было применено в ходе Первой мировой войны Германией, а затем и другими странами. Последний случай его применения был в ходе войны между Ираном и Ираком, когда иранцы применили химическое оружие против мирного населения. Несколько позже в период между мировыми войнами начались разработки биологического оружия. Наиболее масштабная программа была развернута Японией.
Мировое сообщество быстро осознало особую опасность существующих видов оружия массового уничтожения. Уже в 1925 г. был заключен Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Действие этого документа не остановило, однако, накопления и совершенствования химического и биологического оружия. Наличие довольно больших запасов химического оружия в годы Второй мировой войны у гитлеровской Германии, к счастью, не сопровождалось его применением. В частности потому, что слишком был велик риск ответных действий со стороны стран антигитлеровской коалиции.
В отношении этих двух видов оружия массового уничтожения (химического и биологического) международное сообщество добилось больших успехов: есть две конвенции, два международных договора, полностью запрещающие эти виды оружия. Это Конвенция о запрещении химического оружия и Конвенция запрещения биологического оружия.
С ядерным оружием ситуация не столь однозначна, как это имело место в отношении химического и биологического оружия. Ядерное оружие до сих пор не запрещено. Более того, оно приобретает все большую и большую актуальность, в том числе и в военных планах государств.
Ядерная эра началась в 1945 г., когда США стали первым государством, которое испытало, и первым же, и пока единственным государством, которое применило ядерное оружие на практике – 6 и 9 августа в Хиросиме и Нагасаки. За США последовал Советский Союз, который испытал первое ядерное взрывное устройство в 1949 г. в Казахстане на Семипалатинском испытательном полигоне.
В 1952 г. ядерное оружие было создано в Великобритании, в 1960 г. - во Франции, и, наконец, в 1964 г. - в Китае. В 1998 г. ядерное оружие испытали Индия и Пакистан. По мнению практически всех экспертов, ядерным оружием располагает и Израиль. Таким образом, мы сейчас говорим о пяти, так называемых, официальных ядерных государствах и о трех неофициальных (это Индия, Пакистан и Израиль).
Со времени появления ядерного оружия СССР выступил инициатором борьбы за его запрещение и изъятия из военных арсеналов. 19 июня 1946 г. СССР внес в Комиссию ООН по атомной энергии проект международной конвенции о запрещении производства и применении оружия, основанного на использовании атомной энергии в целях массового уничтожения. В этом проекте предлагалось всем участникам конвенции взять на себя обязательства, ни при каких обстоятельствах не применять атомное оружие, запретить его производство и хранение, уничтожить в трехмесячный срок весь запас готового и находящегося в производстве оружия.
В 1968 г. был заключен Договор о нераспространении ядерного оружия и вступил в силу в 1970 г. В 1978 г. СССР заявил, что никогда не применит ядерное оружие против тех государств, которые отказываются от его производства и приобретения и не имеют его не своей территории. Это заявление СССР было впоследствии пересмотрено Россией.
В январе 1986 г. М.С. Горбачев выдвинул программу уничтожения всего ядерного оружия и создания безъядерного мира к 2000 г., которая оказалась нереалистичной.
В отличие от СССР, США, Великобритания и Франция никогда не заявляли о необходимости запрещения ядерного оружия и о полной ликвидации его запасов, поскольку считали ядерное оружие необходимым элементом гарантии своей национальной безопасности. Можно сказать, что по вопросу об отношении к ядерному оружию позиция России после развала Советского Союза претерпела значительную эволюцию и в настоящее время в значительной степени совпадает с позицией западных участников так называемой ядерной пятерки.
В настоящее время ядерному оружию отведена роль решающего средства защиты национальной безопасности России на достаточно длительный период времени.
Понятие и сущность национальной безопасности.
Виды безопасности и их взаимосвязь
Безопасность с момента зарождения человечества является важнейшей потребностью человека. Как философская категория она выступает формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира.
Категория "безопасность" не абсолютна - она относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретным объектом (или сферой) человеческой деятельности и окружающего мира.
Неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений, является источником кризисов и конфликтов и потому лежит в основе блокирования стран, имеющих совпадающие либо сходные цели в мировой политике. Высшие же интересы международного сообщества, а именно интересы выживания человеческой Цивилизации, диктуют необходимость формирования различных по масштабу систем безопасности, которые бы отвечали устремлениям если не всех, то большинства субъектов внешнеполитических отношений. Что же следует понимать под безопасностью, а тем более - ее различными по масштабу системами?
Политологи и специалисты в области международных отношений дают целый ряд определений безопасности применительно к мировому сообществу в целом, государству, обществу, социальной группе или международной организации. Все эти определения могут быть сведены к двум группам. Первая отождествляет безопасность с неким состоянием (стабильности, защищенности, устойчивости), в то время как вторая сводит безопасность к некоему процессу (готовности реагировать на угрозы, предпринимать меры и т.п.).
Большинство определений безопасности связывают ее с неким состоянием, исключающим или снижающим степень угроз войн и военных конфликтов, кризисных ситуаций в политике и экономике. Сведение безопасности только к исключению или уменьшению военных угроз является не достаточно корректным, так как это не адекватно жизненным тенденциям и реалиям, хотя бы с точки зрения характерных особенностей современного международного развития. Напомню, что таковыми сегодня являются:
исключительная взаимозависимость государств, прежде всего - экономическая;
революционные изменения в технике и технологии, способные буквально перевернуть миропонимание и обеспечить глобальное превосходство (информационная революция);
рост числа международных организаций (сейчас их уже более 70 тысяч);
бурное развитие интеграционных процессов;
парадигма национальной идеи как инструмента политики, экономики и идеологии;
переход от сугубо военного определения стратегической стабильности к его комплексному пониманию.
Существует более "продвинутое" определение, согласно которого безопасность (особенно будущая) - это готовность государства, общества и мирового сообщества в целом адекватно оценить возникающие перемены в природе, обществе, экономике, идеологии, технике и технологии, обеспечив тем самым собственную трансформацию без скачков, потрясений и революций. Это определение трактует безопасность как некий процесс обеспечения "спокойного" (иногда называемого устойчивым) развития.
Рассмотрим еще одно встречающееся определение. "Безопасность мирового сообщества, государства, общества, социальной группы или международной организации - это защищенность их устойчивого существования и прогрессивного развития, предполагающая предупреждение, предотвращение и нейтрализацию опасных (кризисных) состояний, создающих угрозу существованию этих субъектов".
Как известно, различают негативную и позитивную безопасность. Негативная - это безопасность в смысле Ст.51 Устава ООН, предусматривающая право на самооборону, т.е. - гарантирующая ответные акции в случае агрессии.
Негативная безопасность в международных отношениях (обеспечение парирования угроз преимущественно военными средствами) была основой внешней политики и дипломатии в течение практически всей истории человечества. Последние три десятилетия 20 века привели к практически полной утрате возможностей социально-экономического развития в условиях обеспечения негативной безопасности (на фоне т.н. "паразитического экономического роста за счет создания, производства и продажи оружия"). При этом практически все ее концепции базировалась на достаточности военной и экономической мощи, перманентно проявляющимся в дуализме "действие-противодействие", результатом проявления которого практически всегда и во всем была т.н. "игра с нулевой суммой" - в военной области, в политике или идеологии. Такой инструментарий в те годы хорошо ли, плохо ли, но обеспечивал стабильность в международных отношениях и во внутреннем, и во внешнем ее проявлениях.
Позитивная безопасность более конструктивна - это ликвидация причин кризисных ситуаций или конфликтов, т.е. комплекс превентивных мер обеспечивающих ту самую защищенность, уверенность, стабильность и гарантии будущего.
Термин « "национальная безопасность"» (НБ) американского происхождения, он появился в политическом лексиконе в начале 20 века. В1904 г. в своем послании Конгрессу США президент Теодор Рузвельт оправдывал захват зоны Панамского канала интересами НБ США. В 1947 г. Конгресс США принял закон о НБ, согласно которому был создан Совет НБ, с задачей консультировать президента по вопросам НБ, которая охватывает все аспекты внутренней, внешней и военной политики. Ныне в США в проблемы НБ включаются все жизненно важные интересы страны, общества и граждан.
Вопросы национальной безопасности России имеют тоже хоть и небольшую историю, которая выглядит следующим образом.
В 1991 г. создается Совет безопасности при Президенте СССР, а затем при Президенте России. В 1992 г. принимается закон « "О безопасности"».
В 1996 г. аппаратом Президента РФ разработан проект «"Политики НБ РФ на 1996-2000 г.»."
17 декабря 1997 г. впервые Указом Президента РФ была утверждена Концепция НБ РФ.
10 января 2000 г. Указом Президента РФ была утверждена новая редакция Концепции НБ.
12 мая 2009 г Указом Президента Российской Федерации № 537 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
В последнем документе дано определение «национальной безопасности». Это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Основания для предпочтения данного определения заключаются в том, что оно опирается на ряд ключевых понятий, относящихся как к категориям политологии, так и конституционного и международного права. Это такие понятия, как личность, общество и государство; внутренние и внешние угрозы (в политической, военной, экономической, социальной, информационной, энергетической и экологической областях); конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы), закрепляет основные конституционные права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах, конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права; права́ человека — права, образующие основу правового статуса личности. Составляют ядро конституционного права правовых государств (т.н. Права́ и свободы человека и гражданина). В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — «Всеобщая декларация прав человека ООН». В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства; качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье. В числе ее структурных составляющих можно выделить (в значительной мере условно) следующие основные компоненты: уровень здоровья и продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, образ жизни населения; уровень жизни населения выражает удовлетворение материальных и культурных потребностей личности, в обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются, количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения. Это: размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.;
защищенность, предполагающая возможность гарантированного парирования угроз (путем их предупреждения, предотвращения или нейтрализации); государственный суверенитет – это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права; устойчивое развитие – процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений; оборона – система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории.
НБ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних, внешних и трансграничных угроз, а также устойчивого существования и прогрессивное развитие страны.
Основания предпочтительности данного определения заключаются в том, что оно опирается на такие ключевые понятия, как:
жизненно важные интересы;
внутренние, внешние и трансграничные угрозы (в военной, экономической, политической, социальной, информационной и экологической областях);
защищенность, предполагающая возможность гарантированного парирования угроз (путем их предупреждения, предотвращения или нейтрализации);
устойчивое существование и прогрессивное развитие (предполагает адекватную оценку возникающих перемен в природе, обществе, экономике, идеологии, технике и технологии и реакцию на эти перемены).
Основные объекты НБ:
личность –- ее права и свободы;
общество –- материальные и духовные ценности;
государство –- его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Субъект обеспечения НБ: государство, обеспечивающие функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Для более четкого понимания терминов, которыми мы будем оперировать в дальнейшем, приведем некоторые
ключевые определения.
Нация – историческая, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры (классика).
Нация – единство гражданского общества и государства (современный взгляд).
Нация – народ, обладающий государством.
Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
Общество – это совокупность социальных связей и отношений людей.
Государство – есть форма политической организации общества.
Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Потребность – это нужда в чем-либо. Есть биологические и социальные потребности. Высшим уровнем соцпотребностей являются потребности в самореализации и самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. Потребности объективны. Они выражают взаимосвязь субъекта и условий его деятельности и обнаруживают себя в неосознанных влечениях и сознательных мотивах поведения.
Потребности, осознанные обществом, классами, социальными группами и индивидуумами, выступают в качестве их интересов. Осознание интересов носит комплексный характер, включает в себя формы общественного сознания - политическую, правовую и философскую.
Интерес – избирательная, целеустремленная направленность человека на выполнение той или иной деятельности.
Интересы человека определяются, прежде всего, общественно-историческими условиями его жизни, его общественным бытием.
«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса» (Гельвеций).
Значение интересов заключаются в том, что они являются причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшим фактором преобразований в обществе, государстве и в мире в целом. Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из потребностей, их страстей, их интересов и лишь они играют главную роль.
Классификация социальных интересов:
степень социальной значимости;
продолжительность действия;
сфера жизнедеятельности;
характер взаимодействия;
субъекты интересов;
сферы проявления.
Угрозы. Несмотря на изменения, происшедшие в мире за последние годы, в основе современных отношений остаются принципы силового баланса и силового взаимодействия. Хотя необходимо отметить, что возросла роль экономического, научно-технического, информационного и политического аспектов взаимодействия.
Предотвращение, локализация и парирование угроз жизненно важным интересам страны должна быть активными во всех сферах жизнедеятельности.
Что такое угроза?
Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Ключевыми словами в данном определении являются:
условие – то, от чего зависит нечто другое;
фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса;
опасность – способность причинить какой-либо вред, несчастье.
Угрозы имеют объективный характер и возникают в результате появления противоречий между индивидами, слоями общества, классами, государствами при их взаимодействии в процессе общественного развития.
Классификация угроз:
местонахождение (внешняя, внутренняя);
степень сформированности (потенциальная, реальная);
характер (природная: сейсмическая, водная и др.);
антропогенная: экологическая, техногенная;
сфера жизнедеятельности (экономическая, социальная, политическая, оборонная, информационная, международная).
Анализ и оценка угроз, выработка на основе концептуальных принципов комплекса мер по их локализации и ликвидации – главное предназначение системы обеспечения НБ.
Классификация угроз имеет значение при создании и функционировании системы обеспечения НБ. Также большое значение в организации деятельности по обеспечению НБ имеет субъективная сторона восприятия угроз. Несмотря на объективную природу угроз НБ, отражение человеком этого явления сплошь и рядом не совпадает с реальным положением. Порой искажения в восприятии угрозы могут достигать значительных масштабов. Более того, угроза реально существует, формируется, а субъекты безопасности могут не знать об этом, не осознавать надвигающейся катастрофы.
Классификация угроз по степени субъективного восприятия:
завышенная, заниженная, адекватная, мнимая, неосознанная.
Опасность – это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба интересам общества.
Иногда понятия «опасности» и «угрозы» отождествляют, считая различия между ними незначительным.
Но все же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба.
Это значит, что она может существовать, а угрозы не будет, и только в определенных условиях опасность может достичь характера угрозы.
Угроза – это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам.
Ее характеризуют четыре важнейших признака:
1) динамическое возрастание опасности;
2) демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба;
3) угроза есть реальное намерение одних субъектов причинить ущерб другим;
4) угроза есть наибольшая вероятность перехода потенциального ущерба в действительный.
Ключевые слова определения.
1) Нация - историческая, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. (классика)
Нация - единство гражданского общества и государства. (современный взгляд)
Нация - народ, обладающий государством.
2) Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
3) Общество - это совокупность социальных связей и отношений людей.
4) Государство - есть форма политической организации общества.
5) Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
6) Потребность - это нужда в чем-либо. Есть биологические и социальные потребности. Высшим уровнем соцпотребностей являются потребности в самореализации и самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. Потребности объективны. Они выражают взаимосвязь субъекта и условий его деятельности и обнаруживают себя в неосознанных влечениях и сознательных мотивах поведения.
Потребности, осознанные обществом, классами, социальными группами и индивидуумами, выступают в качестве их интересов. Осознание интересов носит комплексный характер, включает в себя формы общественного сознания - политическую, правовую и философскую.
7) Интерес - избирательная, целеустремленная направленность человека на выполнение той или иной деятельности.
Интересы человека определяются, прежде всего, общественно-историческими условиями его жизни, его общественным бытием. "Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса" (Гельвеций). Значение интересов заключаются в том, что они являются причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшим фактором преобразований в обществе, государстве и в мире в целом. "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль.
Классификация социальных интересов: степень социальной значимости; продолжительность действия; сфера жизнедеятельности; характер взаимодействия; субъекты интересов; сферы проявления.
8) Угрозы. Несмотря на изменения, происшедшие в мире за последние годы, в основе современных отношений остаются принципы силового баланса и силового взаимодействия. Хотя необходимо отметить, что возросла роль экономического, научно-технического, информационного и политического аспектов взаимодействия.
Предотвращение, локализация и парирование угроз жизненно важным интересам страны должна быть активными во всех сферах жизнедеятельности.
Что такое угроза? Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Ключевые слова:
условие - то, от чего зависит нечто другое;
фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса;
опасность - способность причинить какой-либо вред, несчастье.
Угрозы имеют объективный характер и возникают в результате появления противоречий между индивидами, слоями общества, классами, государствами при их взаимодействии в процессе общественного развития.
Классификация угроз:
местонахождения (внешняя, внутренняя);
степень сформированности (потенциальная, реальная);
характер (природная: сейсмическая, водная и др.; антропогенная: экологическая, техногенная);
сфера жизнедеятельности (экономическая, социальная, политическая, оборонная, информационная, международная).
Анализ и оценка угроз, выработка на основе концептуальных принципов комплекса мер по их локализации и ликвидации –- главное предназначение системы обеспечения НБ.
Классификация угроз имеет значение при создании и функционировании системы обеспечения НБ. Также большое значение в организации деятельности по обеспечению НБ имеет субъективная сторона восприятия угроз. Несмотря на объективную природу угроз НБ, отражение человеком этого явления сплошь и рядом не совпадает с реальным положением. Порой искажения в восприятии угрозы могут достигать значительных масштабов. Более того, угроза реально существует, формируется, а субъекты безопасности могут не знать об этом, не осознавать надвигающейся катастрофы.
Классификация угроз по степени субъективного восприятия: завышенная, заниженная, адекватная, мнимая, неосознанная.
В настоящее время невозможно добиться заданного уровня национальной безопасности без учета глобальной, международной, и региональной безопасности.
Глобальная, международная, региональная безопасность.
Рассмотрим основные дефиниции для выделенных выше видов безопасности. Глобальная безопасность - защищенность системы международных отношений и экологической ситуации на планете от угроз, способных дестабилизировать обстановку в мире и вызвать кризисы и конфликты общепланетарного масштаба. Рассматривая этот вид безопасности выделяют ряд ее аспектов, обусловленных наличием известных глобальных проблем современности, а именно: предотвращением гонки вооружений, разоружением и нераспространением оружия массового уничтожения, информатизацией мирового сообщества, распространением терроризма и наркотиков, контроля демографической ситуации, экологическими проблемами развития Человечества, освоением космоса и Мирового океана.
Глобальная безопасность находит свое выражение в форме решения экологических проблем, связанных, среди прочего, и с гонкой вооружений. Многие нынешние военные, политические и экономические конфликты порождаются неспособностью мирового сообщества должным образом использовать окружающую среду и глобальные природные ресурсы. Кроме того, деятельность военных ведомств является одной их серьезных причин возникновения экологических проблем. Международная гонка вооружений, особенно в ядерной области, уже привела к серьезной экологической деградации Планеты.
Международная безопасность - состояние защищенность системы международных отношений от угрозы их дестабилизации, конфронтации, войн, и вооруженных конфликтов. Если сравнивать это определение с определением глобальной безопасности, то мы увидим, что оно в основном ориентировано на предотвращение и парирование угроз военного характера. И это не случайно, поскольку именно эти угрозы способны вызвать наиболее резкую дестабилизацию международной остановки, внести наиболее глубокие и деструктивные изменения в систему современных международных отношений. Хотя экономические, экологические и информационно-идеологические факторы сегодня способны вызвать не менее мрачные угрозы, чем те, которые связаны с военной сферой.
Очередной уровень безопасности - безопасность региональная - состояние защищенности взаимоотношений государств региона, способных вызвать дестабилизацию обстановки, военные кризисы и вооруженные конфликты регионального масштаба. Данное определение по смыслу практически совпадает с определением международной безопасности, отличаясь лишь пространственными масштабами.
Военный аспект региональной безопасности связан с многосторонними усилиями, направленными на прекращение локальной гонки вооружений. Политический аспект региональной безопасности связан с сокращением вмешательства в дела соседних стран данного региона. Региональное торговое сотрудничество является ключевым экономическим фактором, определяющим этот вид безопасности. Перспективы его поддержания связываются с преодолением, в целом, стихийного характера международной политической системы с некоторыми стабильными (двумя или несколькими) центрами власти. Учитывая развитие и распространение оружия массового уничтожения, проблемы региональной безопасности приобретают в этих условиях всеобщий характер, создавая угрозу стратегической стабильности и международному миру.
Вышеприведенные виды безопасности определяются, в первую очередь, действием следующих основных факторов: подходами субъектов международных отношений к соблюдению норм и принципов международного права, их внутренней политикой, а также - военно-политической и экономической ситуацией в регионах и в мире в целом.
Формы поддержания глобальной, международной и региональной безопасности могут быть самыми различными, что обуславливается различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран-участниц, их ориентацией (политической, военной, экономической и т.д.). Роль соответствующих политических систем, их влияние на решение международных проблем может быть также самой разнообразной и зависеть от "удельного веса" стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением внешнеполитического курса, отвечающего совместным интересам мирового сообщества. Второй учебный вопрос:
Виды безопасности и их взаимосвязь
Безопасность как любое сложное понятие может быть классифицировано по различным классификационным признакам.
Так, различают негативную и позитивную безопасность.
Негативная – это безопасность в смысле Ст.51 Устава ООН, предусматривающая право на самооборону, т.е. – гарантирующая ответные акции в случае агрессии.
Негативная безопасность в международных отношениях (обеспечение парирования угроз преимущественно военными средствами) была основой внешней политики и дипломатии в течение практически всей истории человечества. Последние три десятилетия 20 века привели к практически полной утрате возможностей социально-экономического развития в условиях обеспечения негативной безопасности (на фоне т.н. «паразитического экономического роста за счет создания, производства и продажи оружия»). При этом практически все ее концепции базировалась на достаточности военной и экономической мощи, перманентно проявляющимся в дуализме «действие-противодействие», результатом проявления которого практически всегда и во всем была т.н. «игра с нулевой суммой» – в военной области, в политике или идеологии. Такой инструментарий в те годы хорошо ли, плохо ли, но обеспечивал стабильность в международных отношениях и во внутреннем, и во внешнем ее проявлениях.
Позитивная безопасность более конструктивна – это ликвидация причин кризисных ситуаций или конфликтов, т.е. комплекс превентивных мер обеспечивающих ту самую защищенность, уверенность, стабильность и гарантии будущего.
В настоящее время невозможно добитьс