Глава 3. Геополитическая мысль Нового времени и эпохи

Индустриализма...................................61

Ж. Ж. Руссо ......................................... 61

И. Кант..............................................63

Ш. Монтескье........................................65

Г. Гегель............................................. 67

К. фон Клаузевиц........................... 71

Г. Бокль............................................. 73

Л. И. Мечников.......................................75

О. Шпенглер.........................................77

Г. Спенсер ...........................................80

Т. Моммзен..........................................82

К. Риттер...........................................86

Контрольные вопросы .................................88

Литература .................................89

Содержание

Глава 4. Геополитические процессы, картины мира и эпохи... 90

Понятие о геополитических процессах и геополитических

картинах мира .....................................90

Геополитические процессы и картины мира Нового времени 93

Россия в мировых геополитических процессах.............98

Создание колониальных империй ......................100

Процесс деколонизации и создания новых государств .....104

Войны как геополитические процессы...................106

Мировые геополитические эпохи ....108

Геополитические эпохи России.........................109

Контрольные вопросы ................................122

Литература..........................................124

Глава 5. Классическая геополитика и формирование национальных школ....126

Германская школа....................................127

Японская школа .....................................129

Итальянская школа ..................................130

Британская и американская школы .....................132

Французская школа ..................................134

Русская школа.......................................135

Контрольные вопросы ................................137

Литература..........................................138

Глава 6. Ведущие геополитики германской, итальянской, японской школ классического периода.......139

Геополитики германской школы........................ 139

Дж. Дуэ — ведущий геополитик итальянской школы классического периода...... 171

Ф. Коноэ (1891-1945) и японская школа геополитики.....175

Контрольные вопросы ................................177

Литература.......................................... 179

Глава 7. Представители британской, американской, французской школ геополитики классического периода.. 180

Геополитики Великобритании....................180

Геополитики США ...................................193

П. Видаль де ла Блаш — основатель французской школы геополитики......203

Контрольные вопросы ................................206

Литература..........................................207

Содержание 5

Глава 8. Основные представители русской геополитической школы классического периода.....208

Н. Я. Данилевский ...................................208

В. П. Семенов-Тян-Шанский...........................211

B. И. Ленин.........................................214

Л. Д. Троцкий ......................................215

П. Н. Савицкий.....................................220

Г. К. Жуков .........................................223

Контрольные вопросы .........................225

Литература..........................................226

Глава 9. Геополитика, национальная и военная стратегия . 228

Роль стратегий в современной геополитике ..............228

Влияние стратегий на геополитические картины мира XX в. 239

Контрольные вопросы ................................243

Литература.........................................247

Глава 10. Современная американская геополитика........249

Б. Броди............................................249

М. Каштан ..........................................251

И. Валлерстайн......................................252

3. Бжезинский.......................................255

C. Хантингтон........................................257

Г. Киссинджер.......................................262

Ф. Фукуяма........................................265

П. Дж. Быокенен.....................................270

П. Джонсон .........................................272

А. Шлезингер-младший...............................274

Д. Додни ...........................................277

А. Баттлер ..........................................276

Контрольные вопросы ................................281

Литература......................................... 282

Глава 11. Современная европейская геополитика.....284

П. Галлуа ...........................................284

Б. Лиддел-Гарт ......................................286

Э. Кингстон-Макклори ...............................287

К. Ясперс...........................................289

А. Тойнби...........................................291

Ф. Бродель..........................................296

М. Кастелз..........................................299

Содержание

П. Тейлор...........................................301

И. Рамоне ..........................................305

Ж.-К. Шенэ.........................................306

Ж.Ф. Дюмон .......................................309

Ф. Моро-Дефарж ...................................310

И. Лакост...........................................317

А. Стригас ...........................................320

Контрольные вопросы ................................324

Литература..........................................325

Глава 12. Современная российская геополитика.....326

Л. Н. Гумилев ...................................... 326

A. Г. Дугин...........................................329

B. В. Жириновский..................................334

Л. Г. Ивашов ........................................338

Г. А. Зюганов.......................................342

К. С. Гаджиев........................................345

A. И. Уткин .........................................349

Н. С. Мироненко.....................................352

C. Г. Киселев........................................353

B. А. Колосов........................................357

A. И. Неклесса.......................................358

Э. А. Поздняков .....................................363

К. Э. Сорокин .......................................364

B. Л. Цымбурский....................................369

В. А. Дергачев.......................................372

Контрольные вопросы ................................374

Литература..........................................375

Библиография...................................377

От автора

Среди учебников и учебных пособий по геополитике эта книга занимает отдельное место: мне хотелось создать учебное пособие, в котором была бы возможность проследить развитие геополитической мысли на протяжении двух с половиной тысяч лет, сравнивая при этом (разумеется, сопоставимые) проблемы геополитики различных времен и народов. Здесь рассмотрен хронологический ряд персона' лий — ученых, политиков, военачальников, которые в течение этого срока генерировали геополитические идеи, учения и теории, утверждали связь политических замыслов с пространством, политических действий — с «почвой и кровью», связывали успешные политические решения с географическим положением и историческим развитием конкретных этноса или нации. Таким образом, у читателя есть возможность познакомиться с зарождением политической идеи, ее развитием и превращением в политическую концепцию, а затем и теорию, применением той или иной концепции или теории в доктринах, национальных или военных стратегиях политиками-практиками, специалистами по национальной безопасности.

В результате изысканий я обнаружил, что, во-первых, многие геополитические идеи были высказаны и практически использовались задолго до того, как появилась такая научная дисциплина, как геополитика. Геополитическим методом пользовались философы и историки, его применяли в практике международных отношений наследные правители и избранные народом политики, он был востребован военачальниками при планировании завоевательной или оборонительной стратегии, военной кампании или генерального сражения. Во-вторых, мне стало ясно, что геополитику невозможно ни отделить, ни понять в отрыве от военной стратегии в XX в., и особенно после изобретения атомной бомбы и создания ракетно-ядерного Оружия, связь геополитики с военной стратегией еще более усилилась. Поэтому в данном учебном пособии геополитические учения и теории рассматриваются вкупе с военно-стратегическими.

Геополитические идеи прошли длительное историческое развитие и апробацию практикой. Так, геополитические концепции создавали еще философы и историки Древнего мира. Геополитическое мышление явно просматривается в научных трактатах Средневековья и эпохи Просвещения, красной нитью проходит в теориях индустриальной эпохи и имеет продолжение в постиндустриализме. На выводы геополитической науки опирались в свое время такие движения,

От автора

как либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм, фашизм. В то же время геополитические теории имеют явно выраженный национальный оттенок. Геополитика Древней Греции ставит в центр мира Элладу, геополитика Древнего Китая — Срединную империю, геостратеги Древнего Рима более всего были озабочены проблемами расширения республики (затем — империи) и политической стабильности в ней, а также взаимоотношениями провинций (региональная геополитика). Точно так же во время становления классической геополитики (конец XIX — начало XX в.) геополитические теоретики центральным звеном своих исследований считали в первую очередь свою страну, свою нацию. Отсюда вытекает следующий вывод: итак, в-третьих, геополитика достаточно пристрастная и в определенном смысле идеологизированная наука. Она приобретает окраску той идеологии или национальной культуры, чьей «атмосферой» дышит. Поэтому на страницах этого учебного пособия представлены биографии и теории представителей национальных геополитических школ: немецкой, итальянской, японской, английской, американской, французской, российской и последователей различных политических идеологий и течений.

В заключение хочу выразить благодарность всем, кто оказал мне помощь в работе над учебным пособием, принял участие в подготовке отдельных материалов: А. В. Мозговой (научные биографии Ф. X. Коломба, М. Кастелза, П. Тейлора) и доктору философских наук, доценту С. В. Лебедеву (материалы по Дж. Дуэ).

Предисловие

При рассмотрении истории геополитических теорий и идей можно выделить три этапа их развития.

1. Предыстория геополитики: не существует отдельной геополитической отрасли знания, а ее идеи являются составной частью философских учений и исторических исследований.

2. Классическая геополитика: конец XIX — начало XX в., когда из отдельных идей и концепций сформировались основные геополитические теории и национальные школы геополитики.

3. Современная геополитика: после Второй мировой войны (хотя некоторые теории и стратегии были сформулированы раньше, например военная стратегия господства в воздухе).

Последний этап характеризуется существенным изменением геополитической структуры мира, пересмотром основных классических теорий геополитики, формированием новых геополитических школ, соответствующих новым акторам современной глобальной геополитики (американской, европейской, российской, включающей геополитику стран СНГ, новокитайской, новоиндийской и др.), новых направлений, таких как атлантизм; мондиализм, глобализм, и новых теорий.

Существенные отличия классической и современной геополитики диктуются технико-технологическим прогрессом и вызванными им изменениями в экономической и военной силе государств — основных действующих лиц на мировой геополитической сцене XXI в. изменением государственных, этнических, конфессиональных и цивилизационных границ. Поэтому классическую парадигму противостояния Суши и Моря заменила парадигма освоения новых пространств — физических (воздушное, подводное пространство, ближний и дальний космос) и культурных (радио-, телеэфир, Интернет киноиндустрия, литература, искусство).

Вышесказанное обусловило деление учебного пособия на три части, представляющие три этапа исторического развития геополитического знания. Каждый из этих этапов включает в себя национальные школы, сыгравшие в свое время наибольшую роль в развитии мировой геополитической мысли. Их составляли и составляют ведущие ученые, политики, военачальники, внесшие наибольший вклад в развитие геополитической теории и практики.


Наши рекомендации