Раздел 3. РОССИЯ В XVI–XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА – К ЦАРСТВУ
ИСТОРИЯ
РОССИИ
учебно-методические материалы
Краснодар
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ
РОССИИ
учебно-методические материалы
издание семнадцатое, дополненное и переработанное
Краснодар
УДК 947(075.8)
ББК 63.3(2)я73
И 907
Рецензент:
доктор исторических наук, профессор
Краснодарского государственного университета
культуры и искусств
Б.А. Трехбратов
И 907 История России: учеб.-метод. материалы. 16-е изд., доп. и перераб. / сост. В.В. Касьянов, Ю.А. Узлов, С.Н. Бородина, С.Н. Шаповалов, В.И. Петров, И.М. Федина. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 28 с. 2000 экз.
Издание включает учебно-методические материалы дисциплины «История России», планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольных работ, рекомендуемую основную литературу и литературу для самостоятельной работы студентов.
Адресуется студентам всех направлений и профилей подготовки, кроме студентов факультета истории, социологии и международных отношений.
УДК 947(075.8)
ББК 63.3(2)я73
Печатаются по решению редакционно-издательского совета
Кубанского государственного университета
Представлено кафедрой истории и культурологии
ПРОГРАММА
Дисциплина «История России» относится к базовой части блока дисциплин (модулей) учебного плана бакалавриата. Целью ее изучения является формирование у студентов устойчивого представления об основных закономерностях и особенностях исторического процесса, его основных этапах и содержании с древнейших времен до наших дней. Задачи дисциплины: содействовать формированию у студентов целостной картины истории во всей ее противоречивой многообразности; способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на историю; содействовать закреплению знаний о движущих силах и закономерностях исторического процесса; способствовать формированию общегражданских ценностей в условиях создания гражданского демократического общества.
Изучение дисциплины «История России» направлено на формирование у обучающихся способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции.
Раздел 1. Введение в изучение истории России
История России как научная и учебная дисциплина. Объект, предмет и содержание курса. Исторические знания как фактор формирования мировоззрения человека, его гражданской позиции. Место истории в системе общественных наук. Методы познания исторической действительности. Научные принципы изучения и оценки исторических явлений и фактов: историзм, объективность, системность. Вспомогательные исторические дисциплины. Понятие исторического источника. Научная и прикладная значимость изучения истории России.
Зарождение и развитие системы исторических знаний в России. Исторические школы. Научно-просветительская деятельность В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова. Советская историческая школа, особенности ее формирования и развития: Н.М. Покровский, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев, Г.В. Вернадский. Современный уровень исторической науки в России. Научная полемика о месте и роли России в мировой истории.
Раздел 2. От древней руси – к единому российскому государству (IX–XV века)
Дискуссии о прародине славян. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Геополитическое положение и природный фактор: их влияние на направление и характер исторического развития Древней Руси.
Возникновение государственности у восточных славян. Общественный идеал в Древней Руси и его реализация. Вечевая демократия. Новгород, Киев и другие политические центры Руси. «Повесть временных лет». Дискуссии о происхождении Древнерусского государства. Норманская теория.
Особенности формирования Древнерусского государства. Первые русские князья. Боярство. Дружина. Принятие христианства. Византийское влияние на формирование русской государственности и культуры. Роль церкви в общественно-политической жизни Древней Руси. «Русская Правда». Международные связи Новгородско-Киевской Руси. Взаимоотношения с Византией и Степью. Возникновение удельной системы. Русь в условиях феодальной политической раздробленности. Новгородская феодальная республика и Владимиро-Суздальское княжество. Католическая экспансия с Запада и ее роль в истории России. Невская битва. Ледовое побоище.
Монгольское нашествие и его последствия. Русь и Золотая Орда: особенности взаимоотношений и взаимовлияния.
Образование Московского княжества. Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Соперничество Москвы и Твери. Роль Ивана Калиты и его наследников в усилении Московского княжества. Отношения Москвы с ордынскими ханами. Победа Дмитрия Донского в Куликовской битве и ее роль в образовании Московского государства.
Преемники Дмитрия Донского: Василий I и Василий II Темный. Период феодальных войн. Начало распада Золотой Орды: образование Крымского, Казанского и Астраханского ханств. Отказ Москвы присоединиться к Флорентийской унии. Территориальный рост московских владений и «собрание власти» в руках московского князя.
Эпоха Ивана III. Рост территории Московского государства. Начало борьбы с Литвой за западнорусские области. Присоединение Новгорода. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Отношения с Западом. Первый Судебник. Возвышение власти московского государя. Софья Палеолог и наследие Византии. Московия.
Культура Древней и Средневековой Руси. Декоративно-прикладное искусство: чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль. Складывание местного летописания в Киеве, Владимире, Пскове, Новгороде. Архитектура. София Киевская, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, София Новгородская. Церковь Покрова на Нерли. Развитие жанровой литературы: устное народное творчество, Жития святых, героический эпос, переводные произведения. Живопись: иконопись, фреска, мозаика. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека.
Раздел 3. РОССИЯ В XVI–XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА – К ЦАРСТВУ
Становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России. Венчание на царство Ивана IV и принятие титула царя всея Руси. Создание правительства – Избранной Рады. Реформы 1550-х гг.: новая система центральных органов управления (приказы); созыв особого собрания (Земского собора), органы местного управления (системы наместничества), новый Судебник, отмена системы кормлений и учреждение специальной должности губных старост. Проведение военной и аграрной реформ. Опричнина. Последствия реформ Ивана IV. Идеология «Москва – третий Рим». Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении Российского государства. Учреждение патриаршества.
Внешняя политика России в XVI в.: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, Ливонская война; на востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири; на юге – защита русских земель от набегов Крымского ханства. Итоги внешней политики России в XVI в.
Россия в конце XVI – начале XVII вв. Наследие Ивана IV, правление его сына Федора Ивановича. Прекращение династии Рюриковичей, избрание на Земском соборе царем Бориса Годунова. Понятие «Смутного времени». Запустение земель и борьба за власть в российском обществе в начале XVII в. Война под руководством И. Болотникова. Вмешательство иностранных государств (Польша, Швеция). Народные ополчения. К. Минин и Д. Пожарский.
Проблема исторического выбора между Востоком и Западом в период Смуты. Воцарение династии Романовых. Царь Михаил Федорович. Заключение перемирия с Речью Посполитой и Швецией.
Правление царя Алексея Михайловича, укрепление самодержавия. Принятие Соборного уложения. Отмирание институтов сословно-представительной монархии, движение России к абсолютной монархии.
Внешняя политика России в XVII в.: русско-польские войны; война со Швецией; борьба с Крымским ханством.
Внутриполитическая и экономическая обстановка в России в XVII в.: восстания в городах, церковная реформа патриарха Никона, раскол Русской православной церкви, появление идеологии староверия. Протопоп Аввакум. Социокультурные последствия церковной реформы и раскола. Причины, ход и итоги крестьянской войны в России под предводительством С. Разина.
Развитие экономики России в XVII в.: рост городов, углубление общественного разделения труда, специализация производства, формирование общероссийского рынка, появление мануфактур, зарождение капиталистических отношений. Освоение Сибири, землепроходцы, основание городов-крепостей (острогов), развитие купечества. Принятие закона о внутренней и внешней торговле, реформа государственных финансов. Окончательное закрепощение крестьян.
Культура России XVII в. и ее особенности. Просвещение. Развитие книгопечатания. Распространение грамотности среди посадского населения. Азбуковники. Образование и наука. Появление учебных заведений. Приглашение образованных иностранцев на службу. Развитие живописи. Строгановская и Ярославско-Костромская школы. Парсуна. Школа Симона Ушакова. Архитектура. Деревянное зодчество. Расцвет нарышкинского (московского) барокко. Каменное зодчество в частном строительстве. Литература. Исторические сочинения, сатира, публицистика, переводная литература.