Исторические границы региона

Сначала дадим общую характеристику особенностям ЮВА как мирового региона. В своих современных границах ЮВА простирается от границ с Индией и Китаем до островов Океании, включая территории стран Индокитайского и Малаккского полуостровов, островов Филиппинского и Индонезийского архипелагов. Одна из особенностей ЮВА как исторического региона заключается в том, что на протяжении древности на севере и западе его граница с двумя другими мировыми регионами Восточной и Южной Азией менялась. Так, вплоть до последних веков до нашей эры в состав исторического региона ЮВА (или «прото-Юго-Восточная Азия») входили земли двух крупных областей: юга современной Восточной Азии (территория КНР южнее рек Хуайхэ и Янцзы) и востока Южной Азии (северо-восточное побережье п-ва Индостан и районы к северо-востоку от него). Поэтому история севера исторического региона Юго-Восточная Азия является частью истории и Восточной, и Юго-Восточной Азии. Современная граница ЮВА начала устанавливаться по мере продвижения государственности сино-тибетцев хуася на юг в рамках империй Цинь, Западная и Восточная Хань. Ее складывание можно отнести к I в. н.э., но окончательно она установилась только к началу Х в. н.э., когда вьеты восстановили свою государственность.

Важнейшие особенности ЮВА

Для всех долинных частей и прото-ЮВА, и затем с I в. н.э. собственно ЮВА, характерны следующие особенности: поливное рисоводство как основополагающий хозяйственно-культурный тип; небольшая прочная община как основа социальной структуры; более развитой, чем у других народов, культ предков как основная вера; наличие этнолингвистической общности (все народы, кроме пришедших позднее тибето-бирманцев, объединяет аустрический праязык (см. далее); а также генетическая общность.

Важной этнокультурной особенностью, определяющей специфику контактов между народами ЮВА, особенно тех которые жили на границах с сино-тибетцами хуася, является «религиозная дополнительность» – т.е. сосуществование применительно к различным сферам жизни разных верований (например, в общественной жизни, в отношениях человека и государства человека и сил природы, в сфере нравственности). Этот принцип в настоящее время является определяющим и в Китае, Корее, Японии; без знаний о нем трудно представить религиозную жизнь почти двух миллиардов человек.

С точки зрения этнической истории, для понимания особенностей истории ЮВА важно учитывать действие закона «неравномерности развития», который связывает развитие общества с условиями вмещающего ландшафта. Здесь это морское побережье, долины больших рек, долины средних и малых рек, предгорные и горные районы. Как и везде, жители горных и предгорных районов существенно отставали в технологическом и социальном развитии по сравнению с жителями долин больших рек и морского побережья. И в наше время в долинах живут народы, создававшие экономически и социально сложные структуры, за пределами же таких долин живут народы, сохраняющие уклад жизни, близкий к первобытному. Большинство жителей крупных долин отделены друг от друга районами проживания более «простых» народов. Это во многом предопределило военно-политическую историю региона.

Население

Следует отметить устойчивость расселения и прикрепленность к исконной жизненной среде, внутри региональная мобильность невелика, невелик и отток за рубеж — рисоводческая община долинных народов очень устойчива и долговременна. Это и обусловило базовые характеристики всех основных этносов Юго-Восточной Азии и многое определяла в межэтнических отношениях. Действительно, начиная с неолита (IX – первая половина III тыс. до н.э.) земледелие, повсюду в исторической ЮВА (бассейн Янцзы и южнее) — базировалось на разведении поливного риса. Это создало ситуацию, нетипичную для земледельческих районов Восточной и Западной Азии — для разведения высокоурожайного поливного риса не нужно больших площадей вокруг деревни и на небольшой площади можно собирать два урожая в год. Сложные технологии рисоводства не предполагают активных перемещений, поэтому, например, археологами в ЮВА обнаружено немало раннеземледельческих многослойных памятников (по 4-5 метров культурного слоя). Это говорит о возможности культурной и этнической преемственности на протяжении тысяч лет — редкое явление в мировой истории.

Наши рекомендации