Помещаемые под таможенный режим реимпорта товары должны быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в течение десяти лет с момента вывоза.
Под датой вывоза понимается день принятия таможенной декларации при вывозе, а при ее отсутствии - день пересечения границы бывшего СССР (до 31 декабря 1991 г.) или границы Российской Федерации (с 1 января 1992 г.); датой ввоза считается день принятия последнего документа, необходимого в таможенных целях,
Товары должны находиться в том же состоянии, в котором
Они были в момент вывоза.
Критериями неизменности состояния товаров являются (письмо ГТК России от 6 апреля 1995 г. № 06-10/4848):
а) соответствие кода по ТН ВЭД товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, и их наименования кодам и наименованиям товаров, которые были вывезены с таможенной территории Российской Федерации под режимом экспорта;
б) неизменность технических характеристик и иных параметров таких товаров, установленных в отношении них нормативными актами, относящимися к данной категории товаров (ГОСТ, ОСТ, технические условия и т.п.).
Из положения о неизменности состояния товаров таможенное законодательство устанавливает три исключения. Первое предполагает изменение состояния товаров вследствие естественного износа или убыли, которые могут иметь место при соблюдении нормальных условий хранения и транспортировки. При этом понятие эксплуатационного износа несовместимо с названными факторами изменения состояния товаров.
Второе исключение предполагает возможность изменения состояния товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы. В соответствии с п. 2.5 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров при повреждении или ином ухудшении товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы такие товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта при условии подтверждения факта аварии или действия непреодолимой силы способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.
Наконец, третье исключение касается изменения состояния товаров вследствие проведения с ними операций по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, включая приведение в порядок, и другие подобные операции. При этом виды и объемы таких операций не имеют юридического значения, если выполняется условие о том, что стоимость таких товаров, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате проведения таких операций (п. 2.6 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров). В отношении автотранспортных средств ГТК России в письме от 9 октября 1996 г. № 02-15/18026 уточняет, что операции по ремонту, которые являются по своей сути заменой основных или номерных частей или деталей автотранспортного средства, не могут рассматриваться как мелкий ремонт.
Законодательство допускает использование за пределами Российской Федерации реимпортируемых товаров в производственных или иных коммерческих целях (п. 2.3 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров). Указанное обстоятельство, связанное с использованием товаров, предполагает появление у них эксплуатационного износа.
Реэкспорт является своеобразным зеркальным отражением режима реимпорта. Содержание таможенного режима реэкспорта товаров определяется в ст. 100 ТК РФ. При нем иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов (НДС, акциза) и без применения мер экономической политики (квотирования, лицензирования и т.д.).
Выделяют два типа реэкспорта - декларированный и фактический.
При декларированном реэкспорте товары при их первоначальном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, В данном случае при ввозе товаров ввозные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. Фактический ввоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации, в противном случае подлежат уплате все указанные таможенные платежи, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемые Банком России по предоставляемым этим банком кредитам.
При фактическом реэкспорте товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, не заявляются в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Они, например, могут первоначально помещаться под иные таможенные режимы при условии, что «остаются» иностранными товарами. Если при таком ввозе были уплачены ввозные таможенные пошлины и налоги, их суммы подлежат возврату при вывозе реэкспортируемых товаров с соблюдением следующих условий (ст. 101 ТК РФ):
- реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент вывоза, кроме изменения их состояния вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
- реэкспорт был осуществлен в течение двух лет с момента ввоза;
- реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа, предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России, а в случаях, определяемых российским законодательством либо международными договорами Российской Федерации, с разрешения другого уполномоченного на то органа.
На сегодняшний день уже сформировался международно-правовой механизм регулирования порядка реэкспорта товаров в рамках СНГ. В Договоре о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.) в качестве одного из принципов торгово-экономических отношений государств-участников было закреплено требование недопущения несанкционированного реэкспорта в третьи страны (ст. 5), Соглашение о создании зоны свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г.) развило соответствующую норму в ст. 11: «Каждая Договаривающаяся Сторона не будет допускать несанкционированного реэкспорта товаров, в отношении экспорта которых другие Договаривающиеся Стороны, с территории которых происходят эти товары, применяют меры тарифного кили нетарифного регулированиям. Неотъемлемой частью Соглашения о создании зоны свободной торговли (приложение №2) стало Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт, В нем (сг,2) под санкционированным реэкспортом понимается реэкспорт товаров, осуществленный при наличии надлежаще оформленного письменного разрешения, выданного уполномоченным ведомством страны происхождения товаров. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 27 августа 1992 г, №640 «О механизме регулирования реэкспорта российских товаров» в Российской Федерации разрешение на экспорт российских товаров другими государствами СНГ выдается Министерством внешних экономических связей РФ (ныне - Министерством торговли РФ).
ТК РФ устанавливает разрешительный порядок предоставления таможенного режима транзита товаров. По общему правилу, запрос на использование режима и выдача разрешения осуществляются путем подачи в таможенный орган заполненной таможенной декларации, содержащей все необходимые сведения о товарах, цели их перемещения и т.д. Разрешение на использование режима выражается в данном случае принятием таможенной декларации. Оформление ГТД на помещаемые под таможенный транзит товары осуществляется в общем порядке, положения которого применительно к этому виду режима уточнены приказом ГТК России от 5 июля 1994 г, № 343.
Некоторые товары могут быть помещены под таможенный режим транзита при соблюдении дополнительных условий, установленных российскими законодательными актами, Например, в соответствии с Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 при транзите культурных ценностей через территорию Российской Федерации должен быть представлен документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно на условиях транзита.
ТК РФ (ст. 36) устанавливает общие требования помещения товаров под таможенный режим транзита, которые могут рассматриваться также в качестве условий и требований нахождения товаров под данным таможенным режимом. Условно они могут быть разделены на две группы: требования, предъявляемые к товарам (точнее к условиям их нахождения под таможенным режимом транзита), и требования, предъявляемые к перевозчику (или его транспортному средству), осуществляющему транспортировку товаров в соответствии с таможенным режимом транзита.
Согласно ч. 1 ст. 36 ТК РФ товары, перемещаемые транзитом должны:
- оставаться в неизменном состоянии (кроме изменений, имевших место вследствие естественного износа либо убыли);
- не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;
- доставляться в таможенный орган назначения в сроки, которые устанавливаются таможенным органом отправления, исходя из конкретных условий перевозки (они не могут быть более предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц),
ТК РФ устанавливает, что ответственность за транзит несет перевозчик, то есть лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства (ст. 40), Это представляется вполне закономерным, учитывая характер и экономические цели таможенного режима транзита. С другой стороны, это позволяет рассматривать перевозчика в качестве непосредственного пользователя таможенного режима вне зависимости от того, кто является собственником и/или отправителем (получателем) перевозимого товара. Принимая во внимание такой статус перевозчика, таможенное законодательство определяет ряд дополнительных требований. Так, при наличии у таможенного органа оснований полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение установленных ТК РФ условий применения режима транзита, помещение товаров под данный таможенный режим возможно лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным перевозчиком. При этом перевозчику государственными органами не возмещаются расходы, которые возникли у него в связи с принятием таких мер (ст. 36), Кроме того, в ТК РФ (ст. 37) предусматривается еще одна форма гарантии соблюдения таможенного законодательства - уплата пользователем режима транзита причитающихся таможенных платежей. Данное условие разрешения транзита товаров выдвигается таможенными органами в случае, если соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено иным и (выше названными) средствами, поэтому оно может рассматриваться как исключительная мера. Как правило, в расчет принимаются таможенные платежи, которые подлежали бы уплате при помещении товаров, заявленных к режиму транзита, соответственно под таможенный режим выпуска для свободного обращения или экспорта. В соответствии со ст. 122 ТК РФ уплата таможенных платежей может обеспечиваться в форме залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица (банка либо иного кредитного учреждения), внесения на депозит причитающихся сумм.
Кодексом также специально предусматриваются обязательства бенефициара режима по принятию мер в случае аварии или действия непреодолимой силы. Согласно ст. 39 ТК РФ при аварии или действии непреодолимой силы товары, находящиеся под таможенным режимом транзита, могут быть выгружены; при этом перевозчик должен принять меры по обеспечению сохранности товаров и недопущению какого-либо их использования, а также обязан незамедлительно информировать об обстоятельствах дела и местонахождении товаров и транспортных средств ближайший таможенный орган и обеспечить перевозку туда товаров либо доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товаров.
Источниками права, устанавливающими порядок применения режима таможенного склада в России, помимо ТК РФ, являются Положение о таможенных складах, утвержденное приказом ГТК России от 10 августа 1993 г, № 314, а также Правила учреждения таможенных складов таможенными органами Российской Федерации и использования таких складов, утвержденные приказом ГТК России от 22 февраля 1994 г. № 72 (с последующими изменениями).
Следует различать понятия «таможенный склад» и «режим таможенного склада (таможенного складирования)». Таможенный склад представляет собой место, в котором в установленном порядке допускается складирование товаров, попадающих под действие определенного режима. Чаще всего таким режимом является режим таможенного склада. Однако в некоторых случаях на таком складе могут храниться товары и под другими таможенными режимами (например, товары, не являющиеся объектом внешней торговли).
Заключение.
Каждый, кто так или иначе сталкивается с осуществлением внешнеэкономической деятельности, знает, что отправной точкой во взаимоотношениях с таможенным органом является выбор соответствующего таможенного режима. Были рассмотрены основные принципы и особенности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
К таким принципам относятся:
равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
добровольность выбора и изменения таможенного режима;
обязательность таможенного оформления режима;
определенность места и времени пересечения таможенной границы;
регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами. Различный объем свободы при использовании таможенных режимов обусловливает применение различного режима обложения таможенными пошлинами и иными налогами: если условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является уплата всех таможенных платежей, то остальные таможенные режимы сопряжены с предоставлением в отношении ввозимых (вывозимых) товаров определенных льгот.
Все таможенные платежи можно разделить на две группы: взимаемые при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и взимаемые в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу. Одна из глав посвящена выбору и изменению таможенных режимов. В соответствии со ст. 25 ТК РФ, лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Таким образом, выбор и изменение, таможенного режима в отношении товаров является прерогативой лица, перемещающего товары.
Роль таможенных органов при этом заключается в принятии решения о возможности помещения конкретного товара под таможенный режим, избранный декларантом, т.е. предоставлении разрешения на использование данного режима либо отказе в таком разрешении, исходя из условий помещения товара под данный таможенный режим, устанавливаемых ГТК РФ на основе имеющейся нормативной базы с учетом экономической оценки допустимости и целесообразности помещения конкретного товара под таможенный режим.
Самый распространенный пример изменения таможенного режима — это первоначальное помещение товара под режим таможенного склада, а затем выпуск товара со склада и помещение под другой таможенный режим.
Эта схема работает в случаях, когда ввозимая партия товаров, предназначенная для сбыта на внутреннем рынке, содержит товары, требующие сертификации, товары, облагаемые пошлинами, а также товары, подпадающие под меры тарифного и нетарифного регулирования, но декларант не успевает в сроки нахождения товара на СВХ собрать все необходимые разрешительные документы или у него возникают финансовые затруднения.
При изменении таможенного режима необходимо учитывать статус товара. Так, если товар был ввезен на таможенную территорию и выпущен для свободного обращения, изменить данный режим на режим реэкспорта с целью вывоза товара уже нельзя, так как режим реэкспорта применяется только по отношению к иностранным товарам, а товар, выпущенный для свободного обращения, получает статус российского товара.