Помещаемые под таможенный режим реимпорта товары должны быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в течение десяти лет с момента вывоза.

Под датой вывоза понимается день принятия таможенной декларации при вывозе, а при ее отсутствии - день пересечения границы бывшего СССР (до 31 декабря 1991 г.) или границы Рос­сийской Федерации (с 1 января 1992 г.); датой ввоза считается день принятия последнего документа, необходимого в таможен­ных целях,

Товары должны находиться в том же состоянии, в котором

Они были в момент вывоза.

Критериями неизменности состояния товаров являются (письмо ГТК России от 6 апреля 1995 г. № 06-10/4848):

а) соответствие кода по ТН ВЭД товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, и их наименования кодам и на­именованиям товаров, которые были вывезены с таможенной территории Российской Федерации под режимом экспорта;

б) неизменность технических характеристик и иных парамет­ров таких товаров, установленных в отношении них норматив­ными актами, относящимися к данной категории товаров (ГОСТ, ОСТ, технические условия и т.п.).

Из положения о неизменности состояния товаров таможенное законодательство устанавливает три исключения. Первое пред­полагает изменение состояния товаров вследствие естественного износа или убыли, которые могут иметь место при соблюдении нормальных условий хранения и транспортировки. При этом по­нятие эксплуатационного износа несовместимо с названными факторами изменения состояния товаров.

Второе исключение предполагает возможность изменения со­стояния товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы. В соответствии с п. 2.5 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров при повреждении или ином ухудшении това­ров вследствие аварии или действия непреодолимой силы такие товары могут помещаться под таможенный режим реимпорта при условии подтверждения факта аварии или действия непреодоли­мой силы способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.

Наконец, третье исключение касается изменения состояния товаров вследствие проведения с ними операций по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, включая приведение в поря­док, и другие подобные операции. При этом виды и объемы таких операций не имеют юридического значения, если выполняется условие о том, что стоимость таких товаров, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате проведения таких операций (п. 2.6 Положения о таможенном режиме реимпорта товаров). В отношении автотранспортных средств ГТК России в письме от 9 октября 1996 г. № 02-15/18026 уточняет, что опера­ции по ремонту, которые являются по своей сути заменой основ­ных или номерных частей или деталей автотранспортного сред­ства, не могут рассматриваться как мелкий ремонт.

Законодательство допускает использование за пределами Рос­сийской Федерации реимпортируемых товаров в производствен­ных или иных коммерческих целях (п. 2.3 Положения о таможен­ном режиме реимпорта товаров). Указанное обстоятельство, свя­занное с использованием товаров, предполагает появление у них эксплуатационного износа.

Реэкспорт является своеобразным зеркальным отражением режима реимпорта. Содержание таможенного режима реэкспорта товаров определяется в ст. 100 ТК РФ. При нем иностранные то­вары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов (НДС, акциза) и без применения мер экономической по­литики (квотирования, лицензирования и т.д.).

Выделяют два типа реэкспорта - декларированный и фактиче­ский.

При декларированном реэкспорте товары при их первона­чальном ввозе на таможенную территорию Российской Федера­ции заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, В данном случае при ввозе товаров ввозные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. Фактический ввоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации, в противном случае подлежат уплате все указанные таможенные платежи, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемые Банком Рос­сии по предоставляемым этим банком кредитам.

При фактическом реэкспорте товары, ввозимые на таможен­ную территорию Российской Федерации, не заявляются в качест­ве предназначенных непосредственно и исключительно для ре­экспорта. Они, например, могут первоначально помещаться под иные таможенные режимы при условии, что «остаются» ино­странными товарами. Если при таком ввозе были уплачены ввоз­ные таможенные пошлины и налоги, их суммы подлежат возвра­ту при вывозе реэкспортируемых товаров с соблюдением сле­дующих условий (ст. 101 ТК РФ):

- реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент вывоза, кроме изменения их состояния вследствие естественного износа либо убыли при нор­мальных условиях транспортировки и хранения;

- реэкспорт был осуществлен в течение двух лет с момента ввоза;

- реэкспортируемые товары не использовались в целях извле­чения дохода.

Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного ор­гана, предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России, а в случаях, определяемых российским законодательством либо ме­ждународными договорами Российской Федерации, с разрешения другого уполномоченного на то органа.

На сегодняшний день уже сформировался международно-правовой механизм регулирования порядка реэкспорта товаров в рамках СНГ. В Договоре о создании Экономического союза (Мо­сква, 24 сентября 1993 г.) в качестве одного из принципов торгово-экономических отношений государств-участников было за­креплено требование недопущения несанкционированного реэкспорта в третьи страны (ст. 5), Соглашение о создании зоны сво­бодной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г.) развило соответст­вующую норму в ст. 11: «Каждая Договаривающаяся Сторона не будет допускать несанкционированного реэкспорта товаров, в отношении экспорта которых другие Договаривающиеся Сторо­ны, с территории которых происходят эти товары, применяют меры тарифного кили нетарифного регулированиям. Неотъемле­мой частью Соглашения о создании зоны свободной торговли (приложение №2) стало Соглашение о реэкспорте товаров и по­рядке выдачи разрешений на реэкспорт, В нем (сг,2) под санк­ционированным реэкспортом понимается реэкспорт товаров, осуществленный при наличии надлежаще оформленного пись­менного разрешения, выданного уполномоченным ведомством страны происхождения товаров. В соответствии с п. 1 постанов­ления Правительства РФ от 27 августа 1992 г, №640 «О меха­низме регулирования реэкспорта российских товаров» в Россий­ской Федерации разрешение на экспорт российских товаров дру­гими государствами СНГ выдается Министерством внешних эко­номических связей РФ (ныне - Министерством торговли РФ).

ТК РФ устанавливает разрешительный порядок предоставле­ния таможенного режима транзита товаров. По общему правилу, запрос на использование режима и выдача разрешения осуществ­ляются путем подачи в таможенный орган заполненной таможен­ной декларации, содержащей все необходимые сведения о товарах, цели их перемещения и т.д. Разрешение на использование режима выражается в данном случае принятием таможенной дек­ларации. Оформление ГТД на помещаемые под таможенный транзит товары осуществляется в общем порядке, положения ко­торого применительно к этому виду режима уточнены приказом ГТК России от 5 июля 1994 г, № 343.

Некоторые товары могут быть помещены под таможенный режим транзита при соблюдении дополнительных условий, уста­новленных российскими законодательными актами, Например, в соответствии с Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценно­стей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 при транзите культурных ценностей через территорию Российской Федерации должен быть представлен документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно на условиях транзита.

ТК РФ (ст. 36) устанавливает общие требования помещения товаров под таможенный режим транзита, которые могут рас­сматриваться также в качестве условий и требований нахождения товаров под данным таможенным режимом. Условно они могут быть разделены на две группы: требования, предъявляемые к то­варам (точнее к условиям их нахождения под таможенным режи­мом транзита), и требования, предъявляемые к перевозчику (или его транспортному средству), осуществляющему транспортиров­ку товаров в соответствии с таможенным режимом транзита.

Согласно ч. 1 ст. 36 ТК РФ товары, перемещаемые транзитом должны:

- оставаться в неизменном состоянии (кроме изменений, имевших место вследствие естественного износа либо убыли);

- не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;

- доставляться в таможенный орган назначения в сроки, кото­рые устанавливаются таможенным органом отправления, исходя из конкретных условий перевозки (они не могут быть более пре­дельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц),

ТК РФ устанавливает, что ответственность за транзит несет перевозчик, то есть лицо, фактически перемещающее товары ли­бо являющееся ответственным за использование транспортного средства (ст. 40), Это представляется вполне закономерным, учи­тывая характер и экономические цели таможенного режима тран­зита. С другой стороны, это позволяет рассматривать перевозчика в качестве непосредственного пользователя таможенного режима вне зависимости от того, кто является собственником и/или от­правителем (получателем) перевозимого товара. Принимая во внимание такой статус перевозчика, таможенное законодательст­во определяет ряд дополнительных требований. Так, при наличии у таможенного органа оснований полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение установленных ТК РФ условий применения режима транзита, помещение товаров под данный таможенный режим возможно лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным перевозчиком. При этом перевозчику государствен­ными органами не возмещаются расходы, которые возникли у него в связи с принятием таких мер (ст. 36), Кроме того, в ТК РФ (ст. 37) предусматривается еще одна форма гарантии соблюдения таможенного законодательства - уплата пользователем режима транзита причитающихся таможенных платежей. Данное условие разрешения транзита товаров выдвигается таможенными органами в случае, если соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено иным и (выше названными) средствами, поэтому оно может рассматриваться как исключительная мера. Как правило, в расчет принимаются таможенные платежи, которые подлежали бы уплате при помещении товаров, заявленных к режиму транзита, соответственно под таможенный режим выпус­ка для свободного обращения или экспорта. В соответствии со ст. 122 ТК РФ уплата таможенных платежей может обеспечивать­ся в форме залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица (банка либо иного кредитного учреждения), внесе­ния на депозит причитающихся сумм.

Кодексом также специально предусматриваются обязательства бенефициара режима по принятию мер в случае аварии или действия непреодолимой силы. Согласно ст. 39 ТК РФ при аварии или действии непреодолимой силы товары, находящиеся под та­моженным режимом транзита, могут быть выгружены; при этом перевозчик должен принять меры по обеспечению сохранности товаров и недопущению какого-либо их использования, а также обязан незамедлительно информировать об обстоятельствах дела и местонахождении товаров и транспортных средств ближайший таможенный орган и обеспечить перевозку туда товаров либо доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахожде­ния товаров.

Источниками права, устанавливающими порядок применения режима таможенного склада в России, помимо ТК РФ, являются Положение о таможенных складах, утвержденное приказом ГТК России от 10 августа 1993 г, № 314, а также Правила учреждения таможенных складов таможенными органами Российской Феде­рации и использования таких складов, утвержденные приказом ГТК России от 22 февраля 1994 г. № 72 (с последующими изме­нениями).

Следует различать понятия «таможенный склад» и «режим та­моженного склада (таможенного складирования)». Таможенный склад представляет собой место, в котором в установленном по­рядке допускается складирование товаров, попадающих под дей­ствие определенного режима. Чаще всего таким режимом являет­ся режим таможенного склада. Однако в некоторых случаях на таком складе могут храниться товары и под другими таможенны­ми режимами (например, товары, не являющиеся объектом внеш­ней торговли).

Заключение.

Каждый, кто так или иначе сталкивается с осуществлением внешнеэкономической деятельности, знает, что отправной точкой во взаимоотношениях с таможенным органом является выбор соответствующего таможен­ного режима. Были рассмотрены основные принципы и особенности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

К таким принципам относятся:

равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;

возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;

добровольность выбора и изменения таможенного режима;

обязательность таможенного оформления режима;

определенность места и времени пересечения таможенной границы;

регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами. Различ­ный объем свободы при использовании таможенных режимов обусловливает применение различного режима обложения тамо­женными пошлинами и иными налогами: если условием тамо­женного режима выпуска для свободного обращения является уплата всех таможенных платежей, то остальные таможенные режимы сопряжены с предоставлением в отношении ввозимых (вывозимых) товаров определенных льгот.

Все таможенные платежи можно разделить на две группы: взимаемые при перемещении через таможенную границу Россий­ской Федерации и взимаемые в иных случаях, установленных нор­мативными правовыми актами по таможенному делу. Одна из глав посвящена выбору и изменению таможенных режимов. В соответствии со ст. 25 ТК РФ, лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Таким образом, выбор и изменение, таможенного режима в отношении товаров является прерогативой лица, перемещающего товары.

Роль таможенных органов при этом заключается в принятии решения о возможности помещения конкретного товара под таможенный режим, избранный декларантом, т.е. предоставлении разрешения на использование данного режима либо отказе в таком разрешении, исходя из условий помещения товара под данный таможенный режим, устанавливаемых ГТК РФ на основе имеющейся нормативной базы с учетом экономической оценки допустимости и целесообразности помещения конкретного товара под таможенный режим.

Самый распространенный пример изменения таможенного режима — это первоначальное помещение товара под режим таможенного склада, а затем выпуск товара со склада и помещение под другой таможенный режим.

Эта схема работает в случаях, когда ввозимая партия товаров, предназначенная для сбыта на внутреннем рынке, содержит товары, требующие сертификации, товары, облагаемые пошлинами, а также товары, подпадающие под меры тарифного и нетарифного регулирования, но декларант не успевает в сроки нахождения товара на СВХ собрать все необходимые разрешительные документы или у него возникают финансовые затруднения.

При изменении таможенного режима необходимо учитывать статус товара. Так, если товар был ввезен на таможенную территорию и выпущен для свободного обращения, изменить данный режим на режим реэкспорта с целью вывоза товара уже нельзя, так как режим реэкспорта применяется только по отношению к иностранным товарам, а товар, выпущенный для свободного обращения, получает статус российского товара.

Наши рекомендации