Особенности правового регулирования таможенных режимов
Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений фундаментальных правовых требований, сформулированных в главе 3 Таможенного кодекса РФ и именуемыми принципами перемещения товаров и транспортных средств.
К таким принципам относятся:
равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;
добровольность выбора и изменения таможенного режима;
обязательность таможенного оформления режима;
определенность места и времени пересечения таможенной границы;
Регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами.
Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.
Суть этого принципа перемещения через таможенную границу заключается в том, что все юридические и физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Это право соответствует нормам Конституции РФ, закрепившим за каждым (т.е. независимо от принадлежности к российскому гражданству) возможность свободно выезжать за пределы России, а гражданам России также беспрепятственно в нее возвращаться (ст. 27 Конституции), а также право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции), в том числе и во внешнеэкономической сфере.
Юридическое равенство прав на перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных законодательством, от собственного имени.
Статьей 19 ТК РФ однозначно также установлено, что никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и другими актами российского законодательства. На этой норме основаны следующие два принципа перемещения через таможенную границу России – наличие возможности запрещения ввоза и вывоза определенных товаров и транспортных средств и возможности введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.
Одним из условий, определяющих возможность помещения тех или иных товаров под определенный таможенный режим является статус таких товаров. Так, например, товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под таможенные режимы выпуска для свободного обращения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и отказа в пользу государства. Обязательными условиями помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения являются уплата таможенных платежей, а также соблюдение в отношении таких товаров мер экономической политики и иных предусмотренных законодательством ограничений.
Правовая регламентация порядка и условий применения каждого таможенного режима троится на основе соответствующих норм раздела II ТК РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе», ряда иных федеральных законов («О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и др.), международных конвенциях и межправительственных соглашениях (Стамбульская конвенция 1990 г. о временном ввозе товаров и др.), различного рода подзаконных нормативно-правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных актах ГТК России и ряда иных ведомств).
В ст. 22 ТК РФ сказано, что «перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом». А ст. 24 ТК РФ гласит: «В случае, когда настоящим Кодексом не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов, Правительств РФ и ГТК РФ в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации определять особенности правового регулирования таможенных режимов…». На практике это означает, что использование того или иного таможенного режима регламентируется специальными положениями об этих режимах, утвержденными приказами ГТК России (например, Приказ ГТК России от 23 июля 1999 г. №468 «Об утверждении Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли» и др.).
Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей Таможенного кодекса РФ и, как правило, охватывает все аспекты помещения товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим. В то же время, имеется немало правовых пробелов в этой сфере, когда решение конкретного вопроса, не урегулированного правом, отнесено на усмотрение должностного лица таможенного органа, производящего таможенное оформление, которое бенефициар таможенного режима вправе впоследствии обжаловать в вышестоящий таможенный орган либо непосредственно в суд. На устранение такой ситуации отчасти направлен находящийся сейчас в стадии доработки проект нового Таможенного кодекса РФ, который среди прочих вопросов призван более детально на законодательном уровне регламентировать и процедуру применения каждого таможенного режима.
Классификация таможенных режимов в научной и учебной литературе проводится по-разному. Так, в зависимости их от роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности таможенных режимов можно условно разделить на две группы:
Режимы, для которых характерен общий (т.е. без каких-либо изъятий и ограничений) порядок применения таможенных средств и методов регулирования. Сюда относятся выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт, т.е. режимы, с экономической точки зрения выступающие как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции.
Режимы, в отличие от первых характеризующиеся более гибким использованием инструментов таможенно-правового регулирования и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятельности. Предоставление этих таможенных режимов носит целевой (допускается использование товаров только в строго определенных, предусмотренных таможенным режимом целях) и индивидуализированный характер (разрешение на использование таможенного режима дается строго индивидуально и только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых режимом операций).
Из перечисленных в Таможенном кодексе РФ таможенных режимов сюда следует относить: транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработку на таможенной территории, переработку под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободную таможенную зону, свободный склад, переработку вне таможенной территории. Их именуют еще как «экономические» таможенные режимы, поскольку они предоставляют их бенефициарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты (либо возврата ранее уплаченных) таможенных платежей, а также неприменения к товарам мер экономической политики.