Таможенные режимы переработки: переработка товаров на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, переработка вне таможенной территории
В ТК РФ установлено три таможенных режима, связанных с переработкой товаров; переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров под таможенным контролем и переработка товаров вне таможенной территории.
Под переработкой товаров на таможенной территории понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и иных налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 ТК РФ).
Переработкой товаров под таможенным контролем называется таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим помещением продуктов переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения или под иной таможенный режим (ст. 65 ТК РФ).
Переработка товаров вне таможенной территории - это таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 87 ТК РФ).
Упомянутые таможенные режимы преследуют общую цель – перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации для их последующей переработки. При этом один из названных режимов допускает использование российских товаров с целью их переработки вне таможенной территории Российской Федерации, а два других, наоборот, позволяют использовать иностранные товары для переработки на российской таможенной территории.
Очень близки по своей сути таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем. Оба таможенных режима предполагают осуществление таможенного контроля за товарами, заявленными к переработке. В соответствии со ст. 180 ТК РФ одной из форм таможенного контроля является осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, а также других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, в том числе и переработка товаров. Гарантии реализации этой формы таможенного контроля содержатся в ст. 184 ТК РФ, закрепляющей право доступа должностных лиц таможенного органа в указанные места, а также в ст. 264 ТК ГФ, устанавливающей ответственность за воспрепятствование такому доступу.
По существу эти два схожих таможенных режима различаются только налоговым регулированием: если товары, помещаемые под таможенный режим переработки под таможенным контролем, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и иных налогов, то при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории таможенные платежи уплачиваются с возможностью их последующего возврата.
В процессе переработки участвуют два вида товаров: товары, помещенные под таможенный режим переработки (далее – предмет переработки), и товары, с помощью которых производится такая переработка (далее – служебные товары). Служебными товарами могут быть только товары, происходящие с территории страны, на которой осуществляется переработка, либо товары, выпущенные на этой территории для свободного обращения.
В качестве служебных товаров допускается использование товаров, которые применяются при создании вооружения и военной техники, товаров двойного применения (т.е. материалов и оборудования, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения), а также товаров, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Использование некоторых служебных товаров для переработки товаров на таможенной территории возможно только при наличии разрешения Минэкономики России. К таким товарам относятся, например, слоновая кость, кораллы, ракообразные, моллюски, драгоценные металлы, драгоценные природные камни, ядерные материалы (перечень утверждается Президентом РФ и Правительством РФ), наркотические и психотропные средства (согласно спискам, издаваемым Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России).
Переработка товаров производится в соответствии с производственным процессом, под которым в таможенном законодательстве понимается совокупность всех действий людей и орудий груда, необходимых для изготовления и/или ремонта товарной продукции,
В результате переработки появляется новый вид товаров, именуемый товарной продукцией (компенсационные товары). Также могут образовываться отходы производства и производственные потери. В совокупности товарная продукция, отходы производства и производственные потери представляют собой продукты переработки.
Под товарной продукцией (компенсационными товарами) понимаются товары, полученные в результате переработки временно ввезенных из-за границы на территорию Российской Федерации иностранных товаров либо полученные в результате переработки за границей временно вывезенных российских товаров.
Товарной продукцией могут являться только те товары, которые произведены по используемому переработчиком производственному процессу до полного изготовления, достаточного для целей вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Отходы производства - товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе товарной продукции, получение которых не было целью заявления режима и которые не находят применения у заявителя таможенного режима. Неизбежность образования отходов выражается не в обязательности их появления, а в том, что они появляются независимо от воли лиц, задействованных в процессе переработки, в том, что их появление обусловлено исключительно самим технологическим процессом.
Производственными потерями являются материалы, вещества и т.п., образующиеся и/или безвозвратно теряющиеся в результате производственного процесса при изготовлении товарной продукции.
В ряде случаев предмет переработки используется не полностью, что влечет за собой образование остатков, под которыми понимают оставшуюся часть товаров, помешенных под таможенный режим переработки, не использованных для изготовления товарной продукции и классифицируемых по ТН ВЭД СНГ в той же девятизначной товарной позиции, что и товары, первоначально помещенные под таможенный режим.
Как и остальные таможенные режимы, таможенные режимы переработки имеют свою структуру, которая представляет собой совокупность условий, ограничений и требований, а также предоставляемых льгот. Одинаковое предназначение таможенных режимов переработки не только обусловливает одинаковый процесс переработки товаров, но и объясняет предъявление в рамках указанных таможенных режимов преимущественно одинаковых условий, ограничений и требований.