Кафедра «Юриспруденция и судебно-техническая медицина

Гуманитарный институт

Кафедра «Юриспруденция и судебно-техническая медицина

Направление 40.03.01 Юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Теория государства и права

Тема: Классификация федеративных государств

Выполнила: студентка гр. 13831/1

Юркова О.Ю.__________

Научный руководитель:

Ассистент каф. ЮиСТЭ

Аскаров З.С._________

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.. 5

1.1. Понятие и признаки федерации. 9

1.2. Основные принципы образования федеральных государств. 11

1.3. Виды и типы федерации. 15

2. СОВРЕМЕННЫЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА.. 20

2.1. Современные федерации и их субъекты.. 20

2.2. Федеративное устройство России. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 31

ВВЕДЕНИЕ

На планете Земля более двухсот государственных образований, (что совсем не мало), рано или поздно задумываешься, как все это возникает, преумножается и держится, ведь они разные по государственным территориям, по количеству населения и географическому положению.… Большинство этих образований представляют собой федерации, где проживает значительное количество населения Земли.

Актуальность темы заключается в том, что федерация – является официальной формой государственного устройства, которая сложились на практике, наработала теоретическое обоснование и получила законодательное закрепление. В дальнейшем, в процессе её развития и становления возникает множество вопросов, которые актуальны по сей день. Это такие вопросы как: дифференциация областей ведения федерации, сохранение суверенитета государства. Большинство исследователей привлекает федеративное устройство государства, так как в настоящее время наша страна переживает, сложные времена… Распад Советского Союза и изменение политического режима повлекли за собой ряд других преобразований, которые спровоцировали разрушение старых политических институтов и создание новых - современных.

Обсуждение вопроса о форме территориального устройства как основной части формы государства занимает важное место в теории государства и права. Поэтому объектом курсовой работы станет - изучение и обобщение полученных знаний об одной из двух основных форм государственного устройства – федерации.

На начальных этапах изучение курса «теории государства и права» первый блок, который изучают студенты – является «государство», где рассматриваются теории происхождения, методы и способы исследования, собственно понятие и признаки, а так же типы государств. Отдельное место занимает понятие формы государства, куда входит форма правления, политико-правовой режим, а так же форма государственного устройства.… Под ней часто понимают административно-территориальную организацию государственной власти. Особое внимание стоит уделить родной стране, которая является хорошим примером федеративного государства и состоит из 85 равноправных субъектов.

Отсюда можно сделать вывод, что предметом курсовой работы станет рассмотрение и выявление общих особенностей и черт у государств, имеющих такую форму государственного устройства, как федерация.

На данном этапе можно определить цель и задачи работы. Целью работы является - анализ основных сторон и особенностей федеративного государства. Таким образом, можно выделить следующие задачи:

1) Определить понятие «форма государственного устройства»

2) Определить понятия «федеративное государство», выделить общие признаки

3) Изучить основные принципы образования федеральных государств

4) Рассмотреть отдельные виды и типы федеративных государств

5) Ориентируясь на современные федерации и их субъекты, определить для себя федеративное устройство России в настоящий момент

Методологической основой моей курсовой работы предстает такой общенаучный метод, как диалектика, а так же мною будут использованы специальные методы (системный, исторический, логический, сравнительно-правовой). Структура данной работы определена поставленной целью и задачами, состоит из введения, двух пунктов, состоящих в свою очередь из нескольких подпунктов, заключения и библиографического списка.

Виды и типы федерации

Федерация - государственно-правовое соединение, получившее закрепление в виде единого государства. Субъекты, входящие в ее состав не имеют за собой права нарушить территориальное единство федерации, а значит в одностороннем порядке выйти из нее.

Федерации далеко не идентичны и имеют те или иные отличительные особенности по пути своего возникновения, по своей универсальной структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами. Всевозможность таких своеобразных черт, добровольных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет классифицировать их.

1. По территории организации:

а) Административно-территориальные федерации.

Примерами таких федераций могут послужить – Бразилия, США, Мексика, для них характерно то, что субъекты федерации не являются самостоятельными государствами; не имеют прямого представительства субъектов федерации в международных организациях; им запрещается выход из состава федерации; вооруженными силами руководит правительство[6]. Стоит сказать, что такой вид федерации является наиболее устойчивой формой федерации, так как позволяет избежать этнических конфликтов и препятствует региональному сепаратизму.

б) Национально-территориальные федерации.

Примером такого государства станет – Российская Федерация, для которой характерно: добровольное объединение субъектов в федерацию, субъекты федерации являются национальными государствами или государствоподобными образованиями; федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций, высшие органы власти формируются из представителей ее субъектов; конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства[7].

Объективно будет отметить, что некоторые исследователи основывают свое мнение на том, что «В государстве, где этнообъединительные процессы не завершены, различные национальности могут выступать в качестве специфических субъектов государственного права, но в целях сглаживания межэтнической напряженности они, по всей видимости, не должны рассматриваться как национально-территориальные и тем более государственные образования. Придание той или иной этнической общности черт политико-правового союза увеличивает риск возникновения сепаратистских настроений, особенно в случае экономической значимости данной территории для всей страны»[8] .

2. По способу возникновения:

а) Договорные

Примером таких объединений станут – ОАЭ и Швейцария, которые на основе договора делегировали ряд своих прав и полномочий общему для всех центральному правительству, притом, что каждый член сохраняет за собой суверенитет в принадлежащей ему юрисдикции. Следовательно, центральное правительство не может внести каких-либо изменений конституционный договор, а каждый член (при желании) может расторгнуть данный договор.

б) Конституционные

Мексика - пример конституционной федерации, в данном случае, не предусмотрено право каких-либо субъектов выйти из союза. Различие между этими способами образования федерации, можно свести к тому, что в первом случае союзное государство возникает «снизу» - то есть его образуют самостоятельные общности, наделяющие центр только теми правомочиями, которые не могут осуществлять сами. Конституционная федерация – создается по решению высшего органа власти страны.

3. По структуре:

а) Симметричные федерации

Примерами таких федераций стали – Австрия и ФРГ, все субъекты которых обладают равным статусом

б) Асимметричные федерации

Россия, США – в данных государствах существуют административные образования, которые не являются субъектами федерации, или сами субъекты обладают разным статусом.

Как «идеальный тип» федерация должна состоять из одних и тех же равноправовых территориальных единиц, имеющих единый статус. Но такая идеальная схема – это теоретическая абстракция, которая в реальной жизни всегда проявляется в виде той или иной модификации, включающей более или менее серьезные отклонения от «идеального типа». В мире нет абсолютно симметричных федераций; и даже те немногие из них, которые могут рассматриваться как относительно симметричные, включают в какой-то мере элементы асимметрии. [9]

Что касается асимметрии федеративного государства в правом отношении, то она может выражаться данным образом: разный объем предметов ведения и полномочий субъектов федерации, разный объем участия субъектов федерации в осуществлении общефедеральной власти и разная степень участия общефедеральной власти в осуществлении государственной власти субъектов; наличие территориальных образований, обладающих особым статусом в составе федерации.

4. По степени централизации:

а) Интеграционные

Для таких государств характерна высокая степень централизации управления при сохранении национальных и культурных особенностей субъектов федерации, примером такой федерации станет Индия

Централизация индийской федерации основана на праве верховной власти назначать губернаторов, вводить президентское правлении. Губернатор обладает широким спектром полномочий и не подотчетен местным представительным органам, что в свою очередь, позволяет центру эффективно руководить штатами, одновременно допуская развитое местное самоуправление и многообразие культур.

б) Деволюционные

Пример – Бельгия – являющаяся относительно децентрализованной, субъекты которой обладают различными правовыми положениями. [10]

Бельгийский федерализм характеризуется следующими чертами: носит центробежный характер, что является результатом движения от унитарного государства к федеративному; двойной федерализм, отсутствие асимметрии вследствие того, что лингвистические общности частично совпадают с территориальным делением; биполярность как результат конфликта на этнической и социально-экономической почве между франкофонами и голландцами [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проделанной работы, можно подвести итог и сказать, что федерация – это форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований – субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающее, однако, целостности государства.

Федеративная форма государственного устройства очень многоликая, а так же обладает уникальными, специфическими особенностями, так как состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. А те государственные образования, которые входят в состав федеративного государства – могу не представлять собой «государства», так как не обладают полным суверенитетом (самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политики).

Федерация является одной из самых распространенных форм государственного устройства, насчитывается уже около 30 федеративных государств в мире – большинство из которых отличается большими размерами территорий и количеством населения.

Федерации основываются в силу различных признаков, но наиболее распространенными являются федерации – построенные по территориальному признаку. К федерациям смешенного типа можно отнести Российскую Федерацию, так как в ее состав входят как административно-территориальные образования, так и национально-территориальные образования.

Есть такие федерации, в которых берет начало этнический фактор при формировании территориального устройства, другие же созданы по языковому признаку.

Основная роль и значение федеративного устройства государства – определяется, прежде всего, тем, что такая форма политико-территориального устройства позволяет, как обеспечивать единство и целостность страны, так и удовлетворять потребности внутренних территориальных единиц в образовании собственных государств. Федерализм, позволяет учитывать особенности и проблемы регионов, а сохранение регионального многообразия – это первостепенная задача и функция федерализма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. СПб. : Издательство «ООО Виктория плюс». 2016. – 48 с.

Научные статьи

2. Фомина Н.А. К вопросу об определение понятия «федерализм»/ Н.А. Фомина// Проблемы права в современной России: сб. статей международной межвузовской научно-практической конференции. – СПб. : Изд-во Политехн. Ун-та. – 2007. – 182 с.

3. Фомина Н.А. К вопросу об определение особенностей федеративной формы государственного устройства / Н.А. Фомина// Проблемы права в современной России: сб. статей международной межвузовской научно-практической конференции. – СПб. : Изд-во Политехн. Ун-та. – 2008. – 224 с.

4. Фомина Н.А. Понятие формы государственного устройства / Н.А. Фомина// Проблемы права в современной России: сб. статей международной межвузовской научно-практической конференции. – СПб. : Изд-во Политехн. Ун-та. – 2008. – 359 с.

5. Снетков В.Н., Фомина Н.А. Классификация современных моделей федераций/ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки». – СПб. : Изд-во Политехн. Ун-та. – 2010. – 282 с.

Учебная литература

6. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. – М. : Издательство «Проспект». – 2014. - 640 с.

7. Кулапов В. Л. Теория государства и права: учебник. – М. : Издательство «КНОРУС». – 2014. - 384 с.

8. Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М. : Издательство «Проспект». – 2011. - 657 с.

9. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / А. В. Малько. – М. : Издательство «Дело». – 2015. - 528 с.

10. Ильин И.А О государственной форме // Советское государство и право. 1991 №11. – 135 с.

11. Спиридонов Л.И Теория государства и права. М.: «Фирма Гардерика» 1996. - 304 с.

12. Енгибарян Р.В, Тадевосян Э.В. Конституционное право. М.6 Издательство «Юристъ» 2008. – 492 с.

13. Черепанов В.А. Теория Российского федерализма. М.: Издательство «МЗ-ПРЕСС» 2005. – 320 с.

14. Жакке Ж-П Конституционное права и политические институты М.: Издательство «РОССПЭН» 2006. – 365 с.

15. Голубева Л.А., Черноков А.Э Сравнительное государствоведение СПб.: Издательство «ИВЭСЭП» 2009. – 20 с.

16. Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм К. : Издательство «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 2006. - 35 с.

17. Баранов А.В. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / А.В. Баранов. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. – 2014. – 138 с.

18. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденция эволюции // Государство и право. 1999. – 12 с.

19. Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта федерации // Государство и право. 2003. – 236 с.

20. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право, 1994. – 158 с.

Словари и энциклопедии

21. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство «Оникс 21 век». – 2013. - 2898 с.

22. Даль В.И Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. - СПб. : Издательство «ОЛМА Медиа Групп». - 2012. - 448 с.

[1] Еллинек Г. «Общее учение о государстве». Издательство «Юридический центр Пресс» 2004. - 133 c.

[2] Ильин И.А О государственной форме // Советское государство и право. 1991 №11. 135 с.

[3] Спиридонов Л.И Теория государства и права. М.: «Фирма Гардерика» 1996. 305 с.

[4] Енгибарян Р.В, Тадевосян Э.В. Конституционное право. М. Издательство «Юристъ» 2008. – 492 с.

[5] Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // государство и право 1994. - 158 с.

[6] Спиридонов Л.И. Теория государства и права М. 2007

[7] Спиридонов Л.И. Теория государства и права М. 2007

[8] Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. СПб. 2009

[9] Енгибарян Р.В, Тадевосян Э.В. Конституционное право. М. 2008

[10] Голубева Л.А., Черноков А.Э., Сравнительное государствоведение СПб. 2009

[11] Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В., Конституционное право М. 2009

[12] Дубровкин В.Н. Конституция зарубежных стран М. 2008

[13] Дубровкин В.Н. Конституция зарубежных стран М. 2008

[14] Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Б.А. Страшуна М. 2006

[15] Дубровкин В.Н. Конституция зарубежных стран М. 2008

[16] Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Б.А. Страшуна М. 2006

[17] Уманова И.А. Современная Конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденций эволюции// государство и право 1999 №11

Гуманитарный институт

Кафедра «Юриспруденция и судебно-техническая медицина

Направление 40.03.01 Юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Теория государства и права

Тема: Классификация федеративных государств

Выполнила: студентка гр. 13831/1

Юркова О.Ю.__________

Научный руководитель:

Ассистент каф. ЮиСТЭ

Аскаров З.С._________

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.. 5

1.1. Понятие и признаки федерации. 9

1.2. Основные принципы образования федеральных государств. 11

1.3. Виды и типы федерации. 15

2. СОВРЕМЕННЫЕ ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА.. 20

2.1. Современные федерации и их субъекты.. 20

2.2. Федеративное устройство России. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 31

ВВЕДЕНИЕ

На планете Земля более двухсот государственных образований, (что совсем не мало), рано или поздно задумываешься, как все это возникает, преумножается и держится, ведь они разные по государственным территориям, по количеству населения и географическому положению.… Большинство этих образований представляют собой федерации, где проживает значительное количество населения Земли.

Актуальность темы заключается в том, что федерация – является официальной формой государственного устройства, которая сложились на практике, наработала теоретическое обоснование и получила законодательное закрепление. В дальнейшем, в процессе её развития и становления возникает множество вопросов, которые актуальны по сей день. Это такие вопросы как: дифференциация областей ведения федерации, сохранение суверенитета государства. Большинство исследователей привлекает федеративное устройство государства, так как в настоящее время наша страна переживает, сложные времена… Распад Советского Союза и изменение политического режима повлекли за собой ряд других преобразований, которые спровоцировали разрушение старых политических институтов и создание новых - современных.

Обсуждение вопроса о форме территориального устройства как основной части формы государства занимает важное место в теории государства и права. Поэтому объектом курсовой работы станет - изучение и обобщение полученных знаний об одной из двух основных форм государственного устройства – федерации.

На начальных этапах изучение курса «теории государства и права» первый блок, который изучают студенты – является «государство», где рассматриваются теории происхождения, методы и способы исследования, собственно понятие и признаки, а так же типы государств. Отдельное место занимает понятие формы государства, куда входит форма правления, политико-правовой режим, а так же форма государственного устройства.… Под ней часто понимают административно-территориальную организацию государственной власти. Особое внимание стоит уделить родной стране, которая является хорошим примером федеративного государства и состоит из 85 равноправных субъектов.

Отсюда можно сделать вывод, что предметом курсовой работы станет рассмотрение и выявление общих особенностей и черт у государств, имеющих такую форму государственного устройства, как федерация.

На данном этапе можно определить цель и задачи работы. Целью работы является - анализ основных сторон и особенностей федеративного государства. Таким образом, можно выделить следующие задачи:

1) Определить понятие «форма государственного устройства»

2) Определить понятия «федеративное государство», выделить общие признаки

3) Изучить основные принципы образования федеральных государств

4) Рассмотреть отдельные виды и типы федеративных государств

5) Ориентируясь на современные федерации и их субъекты, определить для себя федеративное устройство России в настоящий момент

Методологической основой моей курсовой работы предстает такой общенаучный метод, как диалектика, а так же мною будут использованы специальные методы (системный, исторический, логический, сравнительно-правовой). Структура данной работы определена поставленной целью и задачами, состоит из введения, двух пунктов, состоящих в свою очередь из нескольких подпунктов, заключения и библиографического списка.

Наши рекомендации