Учение Томаса Гоббса о формах правления
Одним из наиболее выдающихся английских мыслителей по праву считается Томас Гоббс (1558-1679). Главными социально-политическими трудами Томаса Гоббса являются – «О гражданине» (1642 год), «Левиафан» (1651 год), «Бегемот» (1658 год). Так, в труде «О гражданине» Томас Гоббс рассуждал о зарождении гражданского общества, гражданском законодательстве, правах и обязанностях гражданина. В «Левиафане» речь уже идёт о властных отношениях в обществе, о генезисе государственной власти, о сущности государственного устройства, о соотношении светской и религиозной власти. «Бегемот», в свою очередь, навеян впечатлениями о гражданской войне в Англии, в ходе которой казнили Карла I и к власти пришел военный диктатор Кромвель, также в нём присутствуют размышления о том, как гражданская война способно привести к гибели прежнего государственного устройства.
В своём труде «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» Томас Гоббс изображает государство в образе мифологического морского чудовища – Левиафана. А.П. Огурцов в своей статье «Томас Гоббс и Левиафан Тотальной Власти»[30] отмечает, что образ Левиафана не случаен, так как он выражает собой абсолютную власть монарха, монархическое устройство Англии до Английской Буржуазной Революции. Огурцов пишет о том, что «Диктатура государства – это абсолютная диктатура суверена – монарха. Апеллируя к мифологическому образу Левиафана, Гоббс нарочито двусмысленен: ведь Левиафан – это и «смертный Бог», и «искусственный человек» – более крупный по размерам и более сильный, чем естественный человек»[31].
Государство, выступающее в роле Левиафана, по Гоббсу, является чудовищем, драконом, противостоящим Богу. Образ же Левиафана как сути государства несёт в себе смысл того, что он одновременно и дракон, пожирающий человечество огнем, и Бог. Иными словами, здесь выдвигается концепция монархического устройства Англии, где государство существует в лице короля – смертного Бога (божественное происхождение его власти) и Дракона (неограниченные возможности абсолютного властителя), который пожирает и подчиняет всё тоже государство, в котором живут подданные (король устанавливает дня них законы, налоги, направляет их и делает так, чтобы они не отходили от естественного состояния государства). Именно таким образом Гоббс иллюстрирует абсолютную монархию, к которой мы вернёмся позже.
Если говорить о различных формах государства, по Гоббсу, то их может быть только три. Л. Р. Симонишвили в своём труде «Формы правления. История и современность» пишет о том, что Томас Гоббс, различая формы правления «…акцентировал внимание на источнике политической власти в обществе. Он различал три формы государства: монархию, аристократию и демократию, отличительным признаком которых служит количественный состав суверенов»[32]. Действительно, по Гоббсу, различие государств заключается в различии суверена, или лица, являющегося представителем всех и каждого из массы людей. Так как верховная власть может принадлежать одному человеку, либо собранию большого числа людей (в этом собрании могут иметь право участвовать каждый или лишь определенные люди, отличающиеся от остальных), то отсюда ясно, что могут быть лишь три вида государства. Ибо представителем должны быть или один человек, или большее число людей, а это – собрание или всех, или только части. Если представителем является один человек, тогда государство представляет собой монархию; если – собрание всех, кто хочет участвовать, тогда это демократия, или народоправство; а если верховная власть принадлежит собранию лишь части горожан, тогда это аристократия. Других видов государства не может быть, ибо или один, или многие, или все имеют верховную власть.[33]
Какую же форму правления Томас Гоббс считал лучшей? Однозначно, лучшей он не выделял, но проявлял симпатии к абсолютной монархии, но и говорил о том, что ей свойственны недостатки, например, трудность наследования престола (малолетство правителя, борьба за трон). Так почему же абсолютная монархия наиболее универсальна? Потому что Абсолютная власть монарха, по мнению Гоббса, является гарантом мира и реализации естественных законов, суть которых состоит в том, чтобы каждый человек не делал другому того, чего себе не желает. Именно абсолютная монархия (правитель, выражающийся образом Левиафаном) понуждает индивида выполнять естественные законы, издавая гражданские законы, регулирующие отношения в обществе.