Учение Никколо Макиавелли о формах правления
Никколо Макиавелли – итальянский философ, мыслитель, общественный и государственный деятель, поэт, писатель, друг Леонардо да Винчи. В течении 14 лет занимал пост секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. В 1512 году, когда герцогу Джованни Медичи удалось вернуть власть над Флоренцией, многие деятели Флорентийской республики были арестованы, в числе которых оказался и Макиавелли. Он был отправлен в тюрьму, затем выслан в поместье Сант Андреа-ин-Перкуссина, где и приступил к написанию своих трудов. Основными политическими трактатами Макиавелли являются: «Государь», а также «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции». Именно в этих трудах Макиавелли затрагивает социально-политические вопросы.
В своём труде «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли рассуждает о происхождении государства. В частности, он говорит о том, что прежде чем образовалось государство, люди существовали в долгий без государственный период, особой чертой которого является то, что «люди жили разобщенно, наподобие диких зверей»[27]. Становление государственности у Макиавелли объясняется несколькими причинами: «…Когда род человеческий размножился, люди начали объединяться и, чтобы лучше оберечь себя, стали выбирать из своей среды самых сильных и храбрых, делать их своими вожаками и подчиняться им». Так, Макиавелли говорит об объединении людей в единое целое (общественное и политическое), причинами этого объединения выступают: 1) Неизбежный рост населения; 2) Потребность этого населения в безопасности. 3) Нужда в достижении «общего блага» и безопасности, путём выбора из числа людей самого мудрого и сильного, который будет направлять народ. Таким образом, можно сказать, что государство у Макиавелли есть ни что иное как – «целесообразное и разумное образование, продукт осмысленной деятельности человека».[28]
После концепции происхождения государства, Макиавелли пишет о наличии различных форм государственного правления, для регулирования общественных отношений и достижения «общего блага». Также, как и Фома Аквинский, Макиавелли использует типологию форм государственного правления, взятую у Аристотеля: монархия (единоличная власть); аристократия (власть знатного меньшинства); демократия (власть большинства). В своих трудах Макиавелли доказывает то, что все формы правления, когда-то предложенные Аристотелем, являются не совершенными и не могут быть универсальны в тех или иных обстоятельствах. Именно поэтому в своём труде «Государь», он поощряет сильную личность правителя, а в другом трактате «Рассуждения о первой декаде Тита Левия» прямо высказывается в пользу республики и народа, который «намного мудрее» правителей в славе, добродетели, умении отстаивать суверенитет и сохранять учрежденный строй. Но если «народ погряз в меркантильных интересах», то нужно предпринять особые меры по мобилизации его сил. Для этого нужен правитель, «превосходящий народ» в умении образовывать гражданскую жизнь, издавать законы, устанавливать государственный строй и возводить новые политические учреждения. Поэтому цель в стабильной жизни страны состоит в том, чтобы оправдывать всякие методы, приводящие к определённому успеху и стабилизации. Пусть эти методы и не входят в рамки морали, но они дают тот пласт, который способен создать жизнеспособное государство. В частности, Макиавелли подчёркивает, что государству не свойственны понятия «хороший» и «плохой», «позорный» и «подлый», «коварство и обман»; государство выше всего этого, ибо зло в нём примирено с самим собой. Но в то время как разум Николо Макиавелли не видит альтернативы единоличной власти сильного человека, сердце его определённо тяготеет к республиканским идеалам, ища их воплощения и в древних республиках, и в современной ему Флоренции.
Так, Никколо Макиавелли устремляется к заботе об «общем благе», оправдывая это тем, что «презирающий и недовольный своим государем народ - это угроза для любого правителя, несопоставимая с самым сильным внешним врагом»[29]. Он утверждает, что сильное государство можно получить только тогда, когда правитель заботится о благе народа. Именно в этом Макиавелли видит воплощение идеи демократии, а потому идеальным государственным устройством является то, которое обеспечивает благо большинства. При этом в качестве приемлемого средства борьбы с противниками Макиавелли упоминал даже физическое устранение непокорного и опасного меньшинства, лишь бы только эта акция действительно была необходимой и имела более - менее законный вид в глазах остальных граждан. Самой большой угрозой спокойному правлению Макиавелли считал скрытое недовольство народа и, как следствие этого, - возникновение различных заговоров и тайных обществ. Понимая, что заговоры легче предотвратить, нежели раскрыть, Макиавелли предлагает для этого в «Государе» различные «рецепты» как для только что созданных, так и для унаследованных государств.
Здесь, вполне уместно будет сделать замечание о ещё одном противоречии между идеалами и действительностью. Для Николо Макиавелли важной общественной ценностью являлась свобода в широком понимании этого слова. Свобода важна и для государства в целом - страна должна уметь сохранять свою независимость; свобода необходима для любого общественного слоя - так, по мнению Макиавелли, беднейшие слои населения имеют неотъемлемое право защищаться от посягательств со стороны привилегированных классов на свои права, свободы и имущество: «государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале»1; свобода важна и для отдельного гражданина - свобода совести, свобода выбора своей судьбы, свобода от страха за свою жизнь, честь и состояние. Но сами по себе эти два понятия - свобода и абсолютная монархия - сочетаются довольно плохо.
Не находя выхода из этого противоречия, Макиавелли заключает, что лучшей из теоретически возможных форм правления является «смешанная», то есть та, где различные слои и классы населения «следят» друг за другом, за соблюдением законов и сохранением свобод. Совершенным идеалом по мнению Макиавелли является та форма правления, при которой один человек может получить неограниченную власть только тогда, когда остро требуются решительные и незамедлительные действия, в случае войны, например. В остальное же время решения об управлении государством должны приниматься коллегиально, с участием как можно большего числа заинтересованных сторон. И именно ясно осознавая всю утопичность этой идеи, Макиавелли, сознательно выбрал оптимальный из возможных в то время способов управления государством – «смешанную республику», для которой характерно наличие такой системы государственных органов, в которой будут действовать аристократические и демократические учреждения, взаимно сдерживающие посягательства на интересы той или иной части населения.