Учение Аристотеля о формах правления
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, а также основатель Ликея - перипатетической школы. Около 20 лет Аристотель учился в Академии Платона, а затем в значительной степени отошел от взглядов учителя, заявив: «Платон мне друг, но истина дороже». После смерти Платона, именно Аристотель продолжил развивать концепцию о лучшей форме правления. Так, можно выделить следующие работы Аристотеля о этике и политике: «Никомахова этика», «Политика», «Афинская полития». Именно через них можно проследить учение Аристотеля о формах правления.
В своей работе «Политика» Аристотель говорит о том, что государство является политической организацией общества, продуктом естественного развития и одновременно высшей формой общения, а человека, - соответственно, существом политическим: «Государство, - убеждает он, - принадлежит к тому, что существует по природе… и человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек… такой человек по своей природе только и жаждет войны… Во всех людей природа внесла стремление к государственному общению, и первый, кто организовал это общение, оказал человеку величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейший из живых существ и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех»[17]. Форме государства в учении Аристотеля придается определяющее значение. Она включает в себя форму государственного строя, вид государственного правления, зависящий от конкретных условий той или иной страны или народа.
В своём трактате «Афинская Полития» Аристотель определяет политию как наилучшую форму правления. Так, для начала он описывает различные политические строи государств того времени как греческих, так и «варварских». Далее, Аристотель пытается обосновать рабство, как явление социальное, экономическое, а затем и политическое (государственное). Как известно, Аристотель был приверженцем рабовладельческого строя. По его мнению, человечество делится на две части, из которых одна природой определенна к свободе, а другая – к рабству, и что «последним быть рабами и полезно, и справедливо»[18]. Можно отметить, что Аристотель, являясь сторонником рабовладения, был знатного происхождения и считал, что «средний класс должен доминировать во всех сферах жизни общества и государства».
Далее в «Афинской политии» Аристотель предпринимает тщательные поиски такой формы политического устройства, которая способна раз и навсегда сковать в железных тисках рабства по меньшей мере 4/5 от всего населения Древней Греции.
Какая же государственная форма, по Аристотелю, является наилучшей в этом вопросе? Для этого стоит обратиться к началу его работы, где он описывает один из периодов истории греческой цивилизации: «Килонову Смуту»[19]. Именно этот период Аристотель считает начальным этапом в формировании чистых политических форм государственного правления. О «Килоновой смуте» по подробней мы можем прочитать в книге: «Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла», которую написал латвийский историк - Харийс Туманс. Именно там мы можем проследить как Килон – афинянин знатного происхождения, впервые попытался установить в Афинах тиранию. В то время, как Килон достиг своего экономического и политического могущества в Афинах, низшие слои общества стали считать, что он был ободрён милостью и покровительством богов. Именно этим воспользовался Килон и попытался захватить власть в Афинах, с помощью народных масс, которые были недовольны правлением своевольных аристократов. Попытка захвата власти и установлении «тирании» провалилась. Далее, состоялся суд над Килоном и его сторонниками.[20]
Об этом судебном процессе и повествует Аристотель в своём трактате «Афинская полития». Он пишет, что на нём вершилось правосудие трёхсот судей знатного происхождения над низшими слоями общества. На этом процессе было осуждено кощунство, преступники были выброшены из могил, а род их изгнан в вечное изгнание. Критянин Эпименид из-за попытки установления «тирании» совершил «очищение» государства, что охарактеризовало собой становление одной из первичных форм политического устройства Афин – «олигархии».
Аристотель, своим дальнейшим повествованием не скрывает враждебных чувств к демократии, к народным массам, поэтому он решается критиковать афинскую демократию, выражавшую правление масс, так как она не разделяет его политического идеала. Собственно, политический идеал Аристотеля представляет собой власть обеспеченных людей, которые способны иметь политическую и социальную силу в обществе. Государственную форму правления, находящуюся в руках таких классов общества, Аристотель называет – политией. Только полития, по мнению Аристотеля, воплощает в себе справедливость, которая в форме закона будет разрешать социальные противоречия между рабами и свободными. Такую форму государственного устройства Аристотель признает правильной.
Поскольку основная цель государства состоит в осуществлении добродетели, которая, скорее всего, может быть достигнута единичной личностью, идеальным строем Аристотель считает монархию. Но при этом он делает существенную оговорку о невозможности найти идеального монарха. Равным образом, трудно представить себе и идеальную аристократию, поэтому все свое сочувствие Аристотель обращает в пользу умеренной демократии – «политии», так как основу государственного порядка он видел в среднем классе не слишком богатых и не слишком бедных людей, который он противопоставлял «корабельной черни»[21]. Отсюда вытекали его симпатии к Солону, Клисфену как творцам тимократической конституции.
Так, Аристотель различает несколько политических форм. Из них три он считал нормальными. По составу правящего элемента он определял их или как правление одного – монархию, или как правление немногих, благородных, «лучших» – аристократию, или как правление большинства равноправных граждан – «политию», то есть «умеренную» демократию. Наряду с этим, Аристотель насчитывал столько же форм извращенных, в которых правитель преследует не интересы государства, а свои личные: извращением «монархии» является захватническое правление «тирана», сосредоточение власти в руках кучки знатных и богатых – это «олигархия», а неограниченное владычество бедноты и «черни» – «охлократия».
Подводя итог, можно сделать вывод, что «полития» – это наилучшая форма правления, по Аристотелю, поскольку она обладает следующими характерными признаками: 1) правление большинства в интересах общей пользы; 2) у власти находится «средний» класс, что способствует уменьшению в злоупотреблении властью; 3) «богатые» и « бедные» отстранены от государственной деятельности; 4) только «полития» воплощает в себе «справедливость» и в форме законов будет разрешать социальные противоречия между рабами и свободными.
Так получилось, что до нас дошли не все работы Аристотеля. Более того, некоторые из сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Изучая работы своих современников, Аристотель провел трудоемкий процесс интегрирования знаний, что в дальнейшем послужило формированию политической образованности у граждан различных государств будущего.