Перечень и иерархия нормативных правовых актов органов местного самоуправления устанавливается законами субъекта Российской Федерации.
Основа функционирования любого государства - это система его правовых актов. Всякая система правовых актов должна иметь иерархическую структуру (Следствие 21). Очевидно, что именно Конституция должна определять эту иерархию. Действующая Конституция говорит только о собственной высшей юридической силе, что, конечно, правильно, но недостаточно.
С одной стороны, иерархия должна быть установлена исчерпывающим образом. В отношении законов это будет сделано в следующей статье 18 предлагаемой Конституции. С другой стороны, иные нормативные правовые акты имеют свою иерархическую структуру, слишком подвижную, прямо зависящую от состава министерств и ведомств, иных органов власти, чтобы фиксировать её в Конституции. Однако, доверять установление этой иерархии самим исполнительным органам власти тоже неправильно. Статья 17 требует именно от законодателей соответствующих уровней проделать эту работу, а затем вносить в нее изменения по мере необходимости.
Статья 18
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Никакие законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации. В случае выявления такого противоречия, применяется Конституция Российской Федерации.
Суд не вправе отказать кому бы то ни было в защите нарушенного права по мотивам отсутствия закона и обязан применять в таком случае соответствующие положения Конституции РФ.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
Федеральные законы принимаются по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а
Также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации принимаются по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы, принятые субъектом Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия действует федеральный закон.
Иные нормативные правовые акты принимаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации.
Положения, порождающие обязанности для граждан могут содержать только Конституция и законы. Иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, порождающих обязанности для граждан.
Законы и иные нормативные правовые акты, принятые с нарушением настоящей статьи, не применяются.
Данная статья устанавливает иерархию нормативных правовых актов, устанавливает правила поведения для правоприменителей в случае противоречий между правовыми актами разных уровней. Кроме того, пункт 9 подчеркивает одно важное обстоятельство, прямо вытекающее из Следствия 10 и, соответственно, из статьи 1 предлагаемой Конституции. Речь идет о том, правовым актом какого уровня могут устанавливаться ограничения для внешней свободы человека и может предоставляться внешняя свобода органам и должностным лицам. Таким правовым актом может быть только закон. Иные нормативные правовые акты, о которых идет речь в пункте 8, законами не являются и поэтому не могут порождать каких-либо обязанностей для граждан (пункт 9). Иные нормативные правовые акты могут использоваться исключительно в целях управления государством (Определение 26), т.е. могут быть направлены от одних субъектов политической власти другим. Но и это может происходить только на основании и во исполнение законов.
Статья 19
Международные договоры Российской Федерации вступают в силу после их ратификации обеими палатами Федерального Собрания. Международные договоры по вопросам, касающимся конституционного устройства Российской Федерации, вступают в силу после их одобрения на референдуме Российской Федерации.