Правовая система государства - совокупность норм, изложенная в
Иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической
Властью.
Как следует из вышеизложенного, норма почти всегда рассредоточена по разным частям разных правовых актов. Норму нельзя рассматривать в качестве "голого нормативного положения" [2, с.97]. Каждая норма, как словесное выражение предоставления и ограничения внешней свободы, всегда сложный регулирующий комплекс, причем, сложный сразу в нескольких смыслах. Во-первых, комплекс, всегда состоящий их трех элементов - гипотезы, диспозиции и санкции. Во-вторых, комплекс, состоящий из частей, как предоставляющих, так и ограничивающих внешнюю свободу. В-третьих, комплекс, регулирующий отношения трех групп
субъектов - наделяемых субъектов, обязываемых субъектов и обеспечивающих субъектов.
Сложная, комплексная структура каждой нормы накладывает отпечаток и на структуру правовой системы.
Правовая система, в отличие от системы правовых актов, не является строго иерархической. Нет такого элемента права, аналогичного Конституции в системе правовых актов, который можно было бы назвать главным, таким, что все остальные элементы права, а, следовательно, и соответствующие им нормы, можно было бы назвать подчиненными по отношению к нему, вытекающими из него. Право на жизнь, право на свободу, право на собственность (право иметь собственность) -"равноправны", имеют один уровень иерархии, не выводятся один из другого. С другой стороны, есть элементы права, имеющие явно соподчиненный характер, т.к. первое является необходимым элементом по обеспечению второго. Права на хранение и ношение оружия, например, соподчинены праву на жизнь, права истребовать и предоставлять доказательства соподчинены праву на судебную защиту и т.п. Таким образом, правовая система представляет собой многовершинную иерархическую структуру.
Диспозиция каждой нормы уникальна. Именно диспозиция и делает одну норму отличной от другой. Гипотезы и/или санкции в разных нормах могут повторяться. Так, например, у всех основных прав гипотеза одинакова - [всегда и все люди] имеют право на жизнь, имеют право на свободу... Санкции в разных нормах также могут совпадать довольно часто.
Более подробное изучение структуры правовой системы и структуры системы нормативных правовых актов, взаимодействия этих двух структур имеет важное, но самостоятельное значение, поскольку вряд ли оно сможет повлиять на изложенные аксиоматические основы.
Однако, уже сейчас можно сказать, что такие способы структурирования, как:
П структурирование по функциям права на регулятивные и охранительные;
П структурирование по методу регулирования на императивные, диапозитивные, поощрительные, рекомендательные;
D структурирование по содержанию на управомочивающие, обязывающие, запрещающие,
вряд ли найдут применение при таком понимании правовой системы.
Основное сомнение, которое чаще других звучало в разных аудиториях при обсуждении предлагаемой аксиоматической системы - столь строгая система не может быть реализована на практике. Не может быть разработана система нормативных правовых актов, которая не противоречила бы ни одной Аксиоме (Следствию) предлагаемой системы. А раз так, предлагаемая работа сугубо академична, не имеет и не может иметь никакого отношения к реальности и, следовательно, не нужна.
В качестве иллюстрации возможности применения на практике предлагаемой аксиоматической системы ниже изложена самая вершина системы нормативных правовых актов Российской Федерации - основы ее конституционного строя, нашедшие отражение в преамбуле и первой главе нашей Конституции. Вниманию читателей предлагается вариант их новой редакции в сравнении с действующей Конституцией и его обоснование с позиций изложенной аксиоматической системы.
КОНСТИТУЦИЯ
Преамбула
Мы, Граждане России, сознавая неизбежность нашего сосуществования на этой земле,
Признавая права и свободы человека высшей ценностью и утверждая их равенство и одинаковую доступность для всех, гражданский мир и согласие между всеми людьми,
Веря в добро и справедливость,
Стремясь обеспечить равную безопасность каждого человека и сознательно жертвуя для достижения этой цели частью своей свободы,