Непосредственно или через своих представителей.

Итак, у каждого гражданина есть два способа участия в управлении государством. Основной - непосредственное участие, который теоретически может быть использован в любом случае. И дополнительный способ - через своих представителей, к которому нас заставляют прибегать обстоятельства, т.е. невозможность по тем или иным причинам всегда прибегать к основному способу.

Мы уже описывали одну ситуацию, при которой без основного способа никак не обойтись - это принятие на референдуме конституции. Возможно, существенные изменения окружающей действительности вынудят нас и в дальнейшем, после принятия конституции, обращаться к этому способу. В частности, при улучшении самой конституции. Но вряд ли это будет происходить особенно часто. Куда чаще основной способ используется на другом референдуме. На референдуме по вопросу, который заранее и хорошо всем известен: "Согласны ли Вы с тем, чтобы Вашим представителем в (таком-то) органе власти был Имярек", т.е. при периодических выборах представительных (законодательных) органов власти.

Понятно, что представителей в органе не может быть столько же, сколько представляемых. Количественный состав представителей должен быть определён заранее, исходя из соображений здравого смысла. В качестве ориентира для дальнейшего решения теория даёт простую формулу: количество представителей должно равняться корню кубическому из числа представляемых.

Но когда число представителей в органе определено и получилось, например, что каждый из них представляет в органе одну тысячу представляемых, любая тысяча человек должна иметь возможность самостоятельно определить своего представителя и направить его для работы в соответствующий орган, а государство обязано обеспечить им такую возможность. Самостоятельно в том смысле, что никакие ограничения при его определении не допускаются. Много десятков лет, мы, в нашей стране, "самостоятельно" выбирали "наших" представителей, голосуя бюллетенями, в которых значилась только одна кандидатура, причём, и появившаяся там без нашего участия. Кого же представлял в избираемом органе такой "представитель"? Сегодня мы уже в состоянии разобраться, прав ли был В.И.Ленин, когда говорил: "Пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии; советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики" [43, с.257].

Тот факт, что в бюллетене кандидатур больше одной (даже при условии, что они появились там действительно путём выдвижения теми, кто впоследствии будет по ним голосовать) ничего теоретически не меняет. Более того, чем больше в бюллетене кандидатур, тем меньше шансов у каждого из голосующих обрести именно своего представителя, поскольку все голосовавшие за неизбранных, своего представителя в органе иметь не будут. Следовательно, и это, т.е. альтернативность при голосовании, шансов в обретении своего представителя нам почти не прибавляет.

Единственное теоретическое условие, которое обязательно должны соблюсти лица, желающие иметь в органе власти именно этого своего представителя -набрать необходимое число (в нашем примере - тысячу человек) своих сторонников, т.е. людей согласных с тем, чтобы в соответствующем органе их представлял именно этот представитель. Говоря языком точных наук, для появления в представительном органе конкретного депутата необходимо и достаточно, чтобы свою волю на это изъявили необходимое, заранее известное число избирателей. Любое ограничение этого права, например, голосование за партийные списки с обязательным требованием набрать сторонников списка более (в нашем примере) одной тысячи или какие-либо ещё ограничения - грубое нарушение Аксиомы 5 о равенстве прав на внешнюю свободу и Следствия 16 из неё о равенстве прав на управление государством.

Таким образом, только при соблюдении данного условия любая группа представляемых (в нашем примере численно не менее тысячи человек) будет представлена в соответствующем органе именно своим представителем. Кстати, только в этом случае институт отзыва представителей может обрести осмысленность, поскольку совершенно недопустимо, чтобы отзывал тот, кто не направлял, чтобы в отзыве участвовал тот, для кого отзываемый никогда не был "своим" представителем.

Если в обществе имеются группы меньшей численности, их заботой становится объединение на каких-либо условиях с тем, чтобы быть-таки представленными в соответствующем органе.

Всё вышесказанное зафиксируем в

Следствии 18.

Наши рекомендации