Осуществлять каждым из них свое право.
Ключевым словом в этом определении является слово "самостоятельно". Естественно-правовая школа давным-давно провозгласила, что существуют естественные, принадлежащие человеку по факту рождения фундаментальные права. Сегодня этот тезис считается общепризнанным. Вместе с тем, человеческая фантазия безгранична и способна изобрести бесчисленное множество "прав". Очевидно, что не всё, изобретённое человеческой фантазией, достойно называться правом естественным. Сегодня достаточно широко распространено представление о том, что каждая потребность рождает и "право". Предъявлению таких "прав" нет предела, потому что осуществляются они обычно за чужой счёт. Диапазон такого изобретательства необычайно широк, от права человека на жизнь, до права человека ежедневно на завтрак съедать пирожное. Где внутри этого диапазона проходит граница именно естественных прав, т.е. тех прав, безусловность которых очевидна?
Пример зыбкости этой границы даёт Р.Пайпс в своей книге [57, с.319]. Широко известен лозунг: "Каждый имеет право на жилище". Это положение зафиксировано в ст. 40 Конституции РФ, но его можно толковать двояко. Либо это означает, что каждый имеет право купить, нанять или построить себе жилище, что для нас весьма важно, поскольку в полном объёме такого права в нашей стране ещё совсем недавно не было. Либо это означает, что государство должно за счёт денег налогоплательщиков (за чужой счёт) купить, арендовать или построить жилище для каждого. В этом случае, слово "право" употреблено здесь по недоразумению, не в том смысле который мы придали ему в нашем Определении 7, т.е. не в смысле внешней свободы.
Иногда, рассуждая на эту тему, говорят о различиях между правом, как "защитой от" и правом, как "притязанием на". Это, в общем-то, верное направление мысли также недостаточно определенно. Любой политик всегда сможет извлечь пользу для себя из подобной неконкретной ситуации. Ф.Д.Рузвельт, пропагандируя свой "Новый курс", говорил, что безопасность означает не только защиту от нападения агрессора, но также экономическую безопасность, социальную безопасность, нравственную безопасность. Где здесь - "свобода от", а где - "притязание на"? При желании можно трактовать и так, и этак.
Согласно нашему Определению 7, право - это внешняя свобода, а внешняя свобода по Определению 6 - это возможность человека действовать. Добавив в определении безопасности (24) к такой возможности действовать требование самостоятельности такого действия, требование обязательного проявления активности самого человека на пути обретения безопасности, мы существенным образом продвигаемся по пути конкретизации границы между естественными и придуманными, нафантазированными правами человека. И, что не менее важно, государству отводится конкретная роль по устранению препятствий на пути самостоятельного осуществления человеком своих прав.
Тут самое время поговорить об управлении, об управляющих и управляемых, попробовать разобраться в том, что означает этот термин в рамках нашей теории. "Государство управляет ..." - словосочетание, которое, на первый взгляд, не вызывает никаких вопросов, кажется совершенно понятным, кем управляет государство. У Наполеона (см. эпиграф) не было по этому поводу никаких сомнений. Похоже, очень и очень многие готовы признать себя управляемыми.
С тех пор, как Г.Спенсер неосторожно, используя "грубые аналогии" в качестве "строительных лесов" для строительства "стройного здания социологических выводов" [91, с.48], ввел понятие социального организма, все правительства подхватили эту идею и стали называть себя не иначе как мозгом нации. "Такого рода правительство представляет собой некоего полубога, управляющего нацией
подобно тому, как мозг управляет телом. Ему все позволено в силу того, что все, что не принадлежит к его сфере, является материей, если и не грубой, то, по крайней мере, бесчувственной и не мыслящей" [91, с.48]. Бесчувственная и не мыслящая материя - это мы - люди. А раз так, значит именно нами - людьми государству и надлежит управлять. Так ли это?
Прежде всего нужно разобраться с самим понятием "управление".
Термин "управление" не определён даже признанным теоретиком управления Н.Винером [11]. Однако из общего контекста его книги легко усмотреть, что
Определение 25.