И неопределенному кругу лиц, в пользу другого лица не допускается.

Здесь нужно различать права - элементы внешней свободы двух разных сортов. Одни из них неотчуждаемы по своей сути. Именно о них говорил Г.Гроций. Как бы ни старались два человека перераспределить свои права, никому не удастся

приобрести вторую жизнь, второе тело, вторую честь и иные вторые подобные элементы внешней свободы, которые потому и называются неотчуждаемыми.

Однако, в нашей аксиоматике не это главное. В этом вопросе для нас основой является Аксиома 5, согласно которой все люди имеют равные права на внешнюю свободу. В случае, когда один человек отказывается от элемента своей внешней свободы в пользу другого, они оба становятся нарушителями Аксиомы 5. Если в отношении самого отказывающегося это не такое уж большое нарушение, поскольку в соответствии со Следствием 1 он сам решает хорошо или нехорошо для него отказаться от элемента его внешней свободы, и поэтому он всегда имеет возможность просто не пользоваться им. Но сутью проблемы здесь является не просто отказ, а отказ именно в пользу кого-то. А это уже касается не только самого отказывающегося, но и всех остальных. Если этот пожертвованный элемент внешней свободы "кто-то" получает, то у этого "кого-то" внешняя свобода становится больше, чем у всех остальных. Все равны в своих правах на внешнюю свободу, но он становится несколько "равнее" других. Это грубо нарушает Аксиому 5 и уже поэтому недопустимо.

Но это недопустимо и по смыслу происходящего, поскольку такой человек, обладающий большей, чем у других, свободой, становится потенциально опасен для всех остальных. Именно в этом заключается практическая польза этого Следствия. Это, кстати, понимали уже и древнегреческие демократы. Смысл остракизма заключался как раз в этом. В процессе каждого "черенкования" - священнодействия с черепками - все его участники отвечали на вопрос: "не стало ли влияние (известность, слава, популярность и т.п.) кого-либо из нас на остальных сограждан так велико, что это уже стало угрожать демократии?". И если ответ на этот вопрос оказывался положительным, такой гражданин отправлялся на длительный срок в почетную ссылку в свое загородное имение и появляться в городе ему было запрещено. Причем, такая ссылка вовсе не была наказанием, поскольку он еще ничего не совершил, а если бы совершил, то был бы подвергнут не остракизму, а суду. Остракизм - это всего лишь превентивная мера, направленная в равной степени к пользе и ссылаемого, и остающихся. Ведь популярность кого-либо - это не богатство, которое у него в сундуках, не сила, которая у него в мускулах. Его популярность - в головах у всех остальных. Это их представление о нем, которое, кстати, вполне может оказаться ложным и которое со временем обязательно потускнеет, если убрать с глаз долой сам предмет восхищения. Таким образом, остракизмом греки решали куда более сложную задачу, чем та, которую мы решаем Следствием 5, поскольку любой элемент внешней свободы, который два человека могут попробовать перераспределить между собой, в отличие от человеческих представлений, всегда на виду. А между тем, само перераспределение никак не менее опасно для всех, чем рост популярности кого-либо из сограждан.

Согласно Аксиоме 5 все люди имеют равные права на внешнюю свободу, в том числе на управление государством. Такое управление осуществляется, в частности, на выборах и референдумах. Все люди имеют равные права на участие в них, т.е. каждый имеет один голос. Любой человек может отказаться от использования этого своего права. Нетрудно себе представить, что получится, если людям будет разрешено отказываться от этого своего права в пользу другого человека да еще на фоне существующего имущественного неравенства. На предотвращение возможности, правомерности подобных ситуаций и направлено Следствие 5.

Поскольку в процессе рассмотрения Следствия 5 выяснилась сложность в понимании вопроса о произвольности использования (или неиспользования) человеком принадлежащего ему права, необходимо и этот вопрос прояснить

окончательно.

У каждого человека есть право на жизнь, но может ли этот человек самостоятельно распорядиться этим своим правом, например, отказавшись от него? Вправе ли человек, добровольно отказавшись от права на жизнь, совершить самоубийство? Обязан ли человек использовать свое право на жизнь так, чтобы совершать все зависящие от него действия для сохранения жизни? (А кто не будет цепляться за жизнь до последней возможности - того не пустим на погост). Каждый человек имеет право на труд. Обязан ли он при этом этим своим правом пользоваться? (А кто не пользуется - да не ест.) Каждый имеет право принимать участие в управлении государством, в частности, путем участия в выборах. Обязан ли он участвовать в выборах? (А кто не участвует - лишим пенсии.) И т.д. и т.п. Мы никак не можем обойти вниманием этот вопрос и должны ответ на него зафиксировать в явной форме. Мы уже касались его, формулируя Следствие 1 о том, что только сам человек решает, что для него хорошо. Опираясь на Следствие 1, мы теперь можем сформулировать

Следствие 6.

Наши рекомендации