Ширак -5 президент 5 республики
Жак Ширак в 1995г. победил на президентских выборах под лозунгами левого оттенка (борьба с социальным неравенством, с безработицей (11%), повышение заработной платы). Говорил о преодолении «социального разрыва» в обществе, сужении расширяющейся трещины между благополучной его частью и теми, кто остался на обочине экономического роста.
При этом премьер-министром назначен Алэн Жюппе –сторонник жестко либеральной экономической политики, символ технократии. Он исходит из того, что «золотой век» высоких темпов экономического роста и связанных с ним социальных льгот и привилегий завершился. Правительство встало на путь дерегулирования и приватизации государственных предприятий. План Жюппе, в частности, предусматривал унификацию всех типов пенсионного обеспечения. Но работники общественного сектора (5 млн.) имели льготы (пенсионный ценз для водителей железных дорог, метро -50 лет; для полицейских, учителей -55 лет и т.д.). Все эти льготы и привилегия рассматривались во Франции как гарантия сохранения «общественных служб а ля франсез», которые были гордостью страны. Теперь вся эта система оказалась под угрозой.
Ответом стала всеобщая забастовка работников государственного сектора в ноябре-декабре 1995г. Страна парализована. Появляются сравнения с событиями 1968г.-«май в декабре». Но в этот раз частный сектор остался в стороне. При этом население страны смотрит на забастовщиков с симпатией. Они отстаивают «сложившийся образ жизни». Государственный сектор воспринимается большей частью простых французов как важнейший экономический институт, как обязательная принадлежность «французской модели».
Забастовку 1995г. надо рассматривать и как своеобразный бунт против глобализации. Правительство, настаивая на своих планах, постоянно ссылается на решения Европейского союза в Маастрихте 1992г. (предусматривают открытие для конкуренции всех общественных служб и введение с 1 января единой европейской валюты –чтобы Франция была допущена к ней, ее дефицит не должен превышать 3% ВВП, а в 1995г. он составлял более 5%). Французы проголосовали на референдуме (1993г.) за Маастрихтские договоренности крошечным большинством, но не готовы воспринять идеи либеральной и глобальной экономики. Страна голосует за правых, но идеологически остается на социально-эгалитаристских позициях.
Социальный взрыв в конце 1995г. был направлен против властвующей элиты и технократических методов. Он продемонстрировал глубокое непонимание между гражданами и политической элитой, которая на протяжении последних лет пытается навязать французам свой образ мышления. Глобализация экономики и все большее обращение государственной политики «вовне» обедняет любое общество. Правительство неспособно предложить проект, который был бы одновременно экономическим и социальным, международным и национальным.
Правительство уступило, пошло на переговоры – «социальная встреча на высшем уровне». Участники: государство, профсоюзы, патронат. Решение:
-сохранение специальных пенсионных режимов
-неприкосновенность общественных служб
(Осенью 2007г. новый президент Саркози объявит о необходимости провести отложенные 12 лет назад реформы. Работники государственных предприятий вновь ответили забастовкой. Будем наблюдать, чем закончится противостояние в этот раз).
Самоубийственное решение Ширака –провести досрочные парламентские выборы в 1997г. Причины: выборы в 1998г. совпали бы с конечным этапом подготовки страны к введению евро. Чтобы показатели экономического развития соответствовали параметрам, заданным ЕС, правительство вынуждено проводить непопулярные меры. Кроме того, правые стремились избежать длительной избирательной кампании, чтобы не дать возможности левым и крайне правому Национальному фронту завязать дискуссию о необходимости или темпах евроинтеграции.
Правые проиграли. Ширак оказался в ситуации «сосуществования» с левым правительством Лионеля Жоспена (ФСП, ФКП, экологисты, левые радикалы – «розово-красно-зеленая коалиция». Политика правительства-«Социалистический реализм», «Левый реализм», «Модернизация с человеческим лицом») на долгих 5 лет!
Одна из главных причин поражения правых партий коренится в успехе крайне правого НФ. Резкое усиление НФ во Франции наблюдается с начала 1980-х гг. На парламентских выборах 1988г. -8%, на президентских 1995г. Жан-Мари Ле Пен получил 14,4%, на парламентских 1997г.-15%. Таким образом по количеству собранных голосов НФ стал 3 партией после ОПР и ФСП, опередив СФД и ФКП. Благодаря мажоритарной избирательной системе и отказу всех партий заключать предвыборные соглашения с НФ, он в 1980-е гг. не был представлен в Национальном собрании. Однако в 1990-е гг. благодаря пропорциональной избирательной системе на местных выборах представители НФ прочно обосновались в некоторых региональных советах и муниципалитетах, а в 1995г. завоевали пост мэра одного из крупнейших городов страны – Тулона.
В 1997г. перед вторым туром Ле Пен выдвинул лозунг «дайте уйти уходящим» и призвал своих сторонников не голосовать за правых. Национальный фронт не снял ни одного кандидата (в 133 округах лепеновцы вышли во второй тур). 50% голосующих в 1 туре за НФ, отдали свои голоса во втором туре как всегда за правых, но 30% - за левых. Если бы НФ перед 2 туром снял свои кандидатуры, то правым для абсолютного большинства в парламенте не хватило бы всего несколько мест. Отсюда следует важный вывод: крайне правые постепенно начинают играть роль арбитрав политической жизни страны, а партийная система во Францииприобретает трехполюсный характер: левые, правые и крайне правые.