Б) Технико-юридические нормы

Технические нормы – это правила поведения, регулирующие необходимое целесообразное поведение людей по отношению к предметам природы, орудиям труда и техническим средствам.

Особенность технических норм:

- не регулируют отношения между людьми, а характеризуют отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства

- в основе технических норм лежат естественные законы природы, которые одинаковы для любого общества (физики, химии, аэродинамики и т.д.)

- технические нормы не требуют специальных средств для своего обеспечения (например, у правовых норм – средство обеспечения – юридическая норма), потому что они действуют автоматически и не зависят от человека (носят объективный характер)

- технические нормы исполняются потому, что они целесообразны, а не потому, что стараются избежать каких-либо мер воздействия (как правовые нормы)

б) Технико-юридические нормы - student2.ru

К техническим нормам в широком смысле слова относят:

- биологические

- санитарно-гигиенические

- санитарно-эпидемиологические

- технологические

- научно-технические

- экологические и др.

В силу своей значимости часть этих норм находит закрепление и в законодательстве, получив название технико-юридических (т.е. юридических норм с техническим содержанием).Это:

- технические условия

- различные ГОСТы (правила техники безопасности, эксплуатации водного железнодорожного транспорта)

- санитарные (гигиенические)

- ветеринарные и др.

- СНИПы (строительные нормы и правила – нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии и т.д.

Основные черты технико-юридических норм:

- имеют нормативный характер (признаются национальной правовой системой)

- источник технико-юридических норм – технико-юридические нормативно-правовые акты (перечень таких актов предусмотрен ФЗ РФ от 27.12.02 г. «О техническом регулировании». Сюда входят:

1) технические регламенты (ст. 6), которые принимаются исключительно в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей

Правовая форма технических регламентов – федеральный закон, указ президента, постановление Правительства РФ

2) стандартыорганизаций, правила и рекомендации в области стандартизации, национальные стандарты (ст. 13)

Для характеристики общего (нормативного) регулирования посредством технических норм законодателем введено специальное понятие «техническое регулирование» - это правовое регулирование отношений в области управления, применения и исполнения обязательных и необязательных требований к соответствующим объектам технического регулирования (ФЗ «О техническом регулировании»).

Технико-юридические нормы включены в экологическое право, в жилищное законодательство, законодательство о здравоохранении. Технико-юридические нормы имеют широкое распространение в международном (частном и публичном) праве:

- международные стандарты, принимаемые Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и др.

  1. Соотношение права и иных социальных норм.

Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.

Единство:

1) Право, обычаи, мораль, корпоративные нормы – все они относятся к социальным нормам.

2) Признаки иных социальных норм в полной мере относятся и к признакам права

3) Право и иные социальные нормы – это социальные регуляторы поведения в обществе

4) Право и социальные нормы выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности

Различие:

Правовые нормы (право) Иные социальные нормы
1) По форме выражения
Фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства Существуют в сознании людей, в различных знаковых системах, не имеющих официального характера
2) По сфере действия
Регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию и нуждающиеся в нем. Это наиболее значимые общественные отношения. Могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права
3) По действию во времени, пространстве и по кругу лиц
Распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства Имеют локальный характер
4) По тенденциям развития
Появляются лишь на отдельной стадии развития общества (с появлением государства). Динамичны Появились раньше правовых норм (на стадии первобытнообщинного строя). Более консервативны, медленно формируются и медленнее исчезают
5) По способу обеспечения
Силой государства Силой привычки, силой общественного мнения

Взаимодействие:

Влияние права на иные социальные нормы:

1) нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм

2) нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы (например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется на те случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней и т.д.

3) Нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы (например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты, многоженства

Влияние иных социальных норм на право:

1) некоторые социальные нормы могут поддерживать право

2) некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права (закон может ссылаться на обычаи как источники права)

3) некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права (например, такие оценочные понятия законодательства как «аморальный» поступок, соблюдение профессиональной этики и т.п., могут быть понятны только с учетом содержания других социальных норм.

[1] Одни и те же жизненные проблемы могут в принципе решаться и регулироваться как в индивидуальном, так и в нормативном порядках. Допустим, нужно установить, кто из данных лиц должен привлекаться к общественным работам и каково содержание таких работ. Тут возможны два варианта: либо в каждом конкретном случае в индивидуальном порядке разово определяется, что такие-то и такие-то лица должны выполнить такие-то и такие-то работы, либо вводятся общие правила, нормативы, регламентирующие порядок и очередность привлечения лиц к работам, точное содержание их деятельности. Конечный результат и там и здесь в общем один: обеспечивается осуществление общественных работ, т.е. поведение людей упорядочивается, направляется, а порядок решения проблемы разный: индивидуальный или нормативный.

Наши рекомендации