Б) Технико-юридические нормы
Технические нормы – это правила поведения, регулирующие необходимое целесообразное поведение людей по отношению к предметам природы, орудиям труда и техническим средствам.
Особенность технических норм:
- не регулируют отношения между людьми, а характеризуют отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства
- в основе технических норм лежат естественные законы природы, которые одинаковы для любого общества (физики, химии, аэродинамики и т.д.)
- технические нормы не требуют специальных средств для своего обеспечения (например, у правовых норм – средство обеспечения – юридическая норма), потому что они действуют автоматически и не зависят от человека (носят объективный характер)
- технические нормы исполняются потому, что они целесообразны, а не потому, что стараются избежать каких-либо мер воздействия (как правовые нормы)
К техническим нормам в широком смысле слова относят:
- биологические
- санитарно-гигиенические
- санитарно-эпидемиологические
- технологические
- научно-технические
- экологические и др.
В силу своей значимости часть этих норм находит закрепление и в законодательстве, получив название технико-юридических (т.е. юридических норм с техническим содержанием).Это:
- технические условия
- различные ГОСТы (правила техники безопасности, эксплуатации водного железнодорожного транспорта)
- санитарные (гигиенические)
- ветеринарные и др.
- СНИПы (строительные нормы и правила – нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии и т.д.
Основные черты технико-юридических норм:
- имеют нормативный характер (признаются национальной правовой системой)
- источник технико-юридических норм – технико-юридические нормативно-правовые акты (перечень таких актов предусмотрен ФЗ РФ от 27.12.02 г. «О техническом регулировании». Сюда входят:
1) технические регламенты (ст. 6), которые принимаются исключительно в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей
Правовая форма технических регламентов – федеральный закон, указ президента, постановление Правительства РФ
2) стандартыорганизаций, правила и рекомендации в области стандартизации, национальные стандарты (ст. 13)
Для характеристики общего (нормативного) регулирования посредством технических норм законодателем введено специальное понятие «техническое регулирование» - это правовое регулирование отношений в области управления, применения и исполнения обязательных и необязательных требований к соответствующим объектам технического регулирования (ФЗ «О техническом регулировании»).
Технико-юридические нормы включены в экологическое право, в жилищное законодательство, законодательство о здравоохранении. Технико-юридические нормы имеют широкое распространение в международном (частном и публичном) праве:
- международные стандарты, принимаемые Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и др.
- Соотношение права и иных социальных норм.
Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.
Единство:
1) Право, обычаи, мораль, корпоративные нормы – все они относятся к социальным нормам.
2) Признаки иных социальных норм в полной мере относятся и к признакам права
3) Право и иные социальные нормы – это социальные регуляторы поведения в обществе
4) Право и социальные нормы выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности
Различие:
Правовые нормы (право) | Иные социальные нормы |
1) По форме выражения | |
Фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства | Существуют в сознании людей, в различных знаковых системах, не имеющих официального характера |
2) По сфере действия | |
Регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию и нуждающиеся в нем. Это наиболее значимые общественные отношения. | Могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права |
3) По действию во времени, пространстве и по кругу лиц | |
Распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства | Имеют локальный характер |
4) По тенденциям развития | |
Появляются лишь на отдельной стадии развития общества (с появлением государства). Динамичны | Появились раньше правовых норм (на стадии первобытнообщинного строя). Более консервативны, медленно формируются и медленнее исчезают |
5) По способу обеспечения | |
Силой государства | Силой привычки, силой общественного мнения |
Взаимодействие:
Влияние права на иные социальные нормы:
1) нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм
2) нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы (например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется на те случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней и т.д.
3) Нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы (например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты, многоженства
Влияние иных социальных норм на право:
1) некоторые социальные нормы могут поддерживать право
2) некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права (закон может ссылаться на обычаи как источники права)
3) некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права (например, такие оценочные понятия законодательства как «аморальный» поступок, соблюдение профессиональной этики и т.п., могут быть понятны только с учетом содержания других социальных норм.
[1] Одни и те же жизненные проблемы могут в принципе решаться и регулироваться как в индивидуальном, так и в нормативном порядках. Допустим, нужно установить, кто из данных лиц должен привлекаться к общественным работам и каково содержание таких работ. Тут возможны два варианта: либо в каждом конкретном случае в индивидуальном порядке разово определяется, что такие-то и такие-то лица должны выполнить такие-то и такие-то работы, либо вводятся общие правила, нормативы, регламентирующие порядок и очередность привлечения лиц к работам, точное содержание их деятельности. Конечный результат и там и здесь в общем один: обеспечивается осуществление общественных работ, т.е. поведение людей упорядочивается, направляется, а порядок решения проблемы разный: индивидуальный или нормативный.