Дискуссия о принципах объединения
К концу Гражданской войны Советская власть распространилась на большей части территории бывшей Российской империи. С ноября 1920 г. по сентябрь 1921 г. РСФСР подписала договоры о дипломатическом и военно-политическом сотрудничестве с Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Грузией и Арменией. Формально независимыми оставались Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики. Однако фактически самостоятельных органов власти у советских республик не было. Правили там не самостоятельные партии, а территориальные организации единой РКП (б), едиными были их профсоюзы и вооруженные силы, отсутствовали настоящие границы и национальные валюты, республиканские бюджеты утверждались Совнаркомом, наиболее важные предприятия и весь транспорт контролировались московскими хозяйственными органами. От имени всех советских республик РСФСР подписывала первые международные договоры и участвовала в международных конференциях.
В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) поручило Оргбюро (исполнительный орган партии, руководивший кадровой работой) сформировать комиссию для подготовки проекта объединения республик в одно государство. Проект был подготовлен наркомом по делам национальностей И.В. Сталиным.
План «автономизации» Сталина подразумевал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. И.В. Сталин был сторонником возрождения сильного централизованного государства. «Мы пришли к такому положению, – писал он В.И. Ленину, – когда существующий порядок отношений между центром и окраинами… становится нестерпимым. …Одно из двух: либо действительная независимость и тогда невмешательство центра…; либо действительное объединение…». Под «действительным объединением» Сталин понимал: распространение компетенции ВЦИК, Совнаркома СТО (Совет труда и обороны) РСФСР на все республики, полное объединение органов внешних дел (дипломатия, военные дела, внешняя торговля и т.д.), подчинение республиканских наркоматов продовольствия, труда и народного хозяйства соответствующим наркоматам РСФСР, сохранение за республиканскими наркоматами юстиции, здравоохранения, просвещения, внутренних дел, земледелия, социального обеспечения и РКИ.
Этот план вызвал резкую критику В.И. Ленина и недовольство в ЦК Украины, Белоруссии, в особенности Грузии.
В. И. Ленин выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально-политического условия укрепления советского государства. Он предложил форму федеративного союза как «добровольного и равноправного объединения» самостоятельных советских республик, в том числе и РСФСР, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. В этот период Ленин из-за болезни уже не мог активно участвовать в политической деятельности, но неоднократно в статьях возвращался к этому вопросу. Так как союз республик рассматривался большевиками как переходный этап «в преддверии мировой революции», самой опасной тенденцией Ленин считал проявление «великорусского шовинизма», который нарушает интересы классовой солидарности.
И.В. Сталин считал позицию В.И. Ленина «национальным либерализмом», но переработал проект Оргбюро в соответствии с его замечаниями. 6 октября пленум ЦК РКП (б) одобрил измененный проект.
Образование СССР
Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) 27 декабря 1922 г. подписали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. 30 декабря 1922 г. открылся I Всесоюзный съезд Советов. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация – 1727 человек. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия, хотя ЦК Грузии настаивал на вхождении Грузии как отдельной республики).
Декларация законодательно закрепляла федеративные принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество «на основе пролетарского интернационализма». Доступ в Союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения от дельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Декларировалось право свободного выхода, однако механизм осуществления этого права не был определен.
В 1922–1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства СССР, которые после многочисленных дискуссий были зафиксированы в Конституции СССР, принятой 31 января 1924 г. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между съездами верховную власть осуществлял Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК), который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство – Совет народных комиссаров (СНК, Совнарком). Создавалось три вида комиссариатов: союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи, ОГПУ); унифицированные (на союзном и республиканском уровне), вскоре переведенные в разряд союзных; республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование, социальное обеспечение, здравоохранение).
5 декабря 1936 г. была принята вторая «сталинская» Конституция СССР. Она закрепляла федеративный принцип устройства СССР, гарантировала широкий перечень прав и свобод граждан и констатировала «построение социализма в основных чертах».