Типологизация политических культур

Политическая культура — явление сложное. Ее неод­нозначность проявляется как в разных политических сис­темах, так и в различные исторические эпохи их развития. Для анализа развития политической культуры использу­ются различные классификации. На сегодняшний день в мировой политологии классической является классифика­ция, разработанная американскими учеными Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделили три так называемых "чистых" типа: патриархальную, или приходскую; подданничес­кую, или культуру подчинения; активистскую, или куль­туру участия.

Патриархальную культурухарактеризует полити­ческая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, политической системе и политическим институтам, а отсю­да и неучастие в политической жизни. Политические ори­ентации людей растворены в социальных и религиозных установках и ценностях. Такой тип культуры присущ на­чальным этапам формирования политической системы. Он характерен для африканских племен и автономных об­щин.

Подданническая культураотличается от патриар­хальной тем, что в ней присутствует интерес к политике и политическим институтам, но отношение к политической системе в основном эмоциональное (ощущение гордости за нее или, наоборот, неприязни к ней). Носители этой культуры не стремятся воздействовать на власть и ее поли­тику, а предпочитают подчиняться ей, считая, что госу­дарство само должно решать их проблемы.

Активистская культурахарактеризуется активной гражданской позицией, стремлением граждан участвовать в политической жизни и по возможности влиять на поли­тику государства.

Выделив отмеченные типы политической культуры, Г.Алмонд и С.Верба признают, что в чистом виде они не существуют. На практике эти культуры представляют со­бой сочетание тех или иных типов с преобладанием како­го-либо одного из них. На основе "чистых" типов они сформулировали три смешанных: патриархально-поддан­нический, подданническо-активистский, патриархаль­но-активистский. В качестве оптимальной в цивилизационном плане они определили гражданскую культуру. В ней доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической культуры активистская культура. Такая культура, по их мнению, характерна для США и Англии. Гражданскую культуру отличает вера граждан в закон­ность политических институтов, верность основным нап­равлениям государственной политики, терпимость к про­явлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно примирить и гармонизировать.

Наряду с рассмотренной типологией существует це­лый ряд других классификаций политической культуры. Так, русский исследователь Э.Я.Баталов различает куль­туру рыночную и культуру этатистскую. Первой присущи такие элементы рынка, как конкуренция, саморегулирова­ние политических отношений и функционирование политической системы. Для второй характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества.

Польский ученый А.Боднер делит политическую куль­туру на замкнутуюи открытую.В первой выразительно проявляется приверженность национальным политичес­ким ценностям и нормам, религиозным и социальным тра­дициям. Такая культура консервативна, существует авто­номно. Она не воспринимает ценности и нормы, присущие другим политическим системам. Открытый тип культуры характеризуется восприимчивостью к изменениям и ис­пользованием ценностей других политических систем.

Определенному политическому режиму свойственно навязывать гражданам страны свои модели политической культуры, основными из которых являются либераль­но-демократическая и авторитарно-тоталитарная.

Либерально-демократическую модель характеризуют свобода, права человека, гражданское общество, парла­ментаризм, правовое государство, добровольное и созна­тельное политическое участие, плюрализм (многообра­зие) форм собственности, идеологий, мнений, т.е. все то, что принято называть демократией. Причем эти демокра­тические ценности не только декларируются, но и реали­зуются на практике.

Для авторитарно-тоталитарной модели свойствен­ны единая (общественная) собственность, единая идеоло­гия, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, дик­татура правящей партии, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы только провозгла­шаются, но в действительности не осуществляются.

В политической культуре, помимо типов, выделяют под­типы, или субкультуры: региональные, демографические и др. Так, исследователи региональных особенностей полити­ческой культуры Запада отмечают прежде всего либераль­но-демократические ценности; Востока — приверженность историко-религиозным традициям, ее харизматичность, превосходство административной власти над представи­тельной и судебной.

Различаются политические культуры демографичес­ких общностей. Так, нередко различаются требования сельского и городского населения, предъявляемые к кан­дидатам в органы власти. Имеются отличия в субкультурах пожилых людей и молодежи. Для первых в большей степени характерна приверженность к традициям, для мо­лодежи — к изменениям в политических системах. Имеют особенности политические культуры социальных групп, этносов, религиозных общностей.

Носителем определенного типа или подтипа полити­ческой культуры является и личность. Индивидуальные особенности, участие в политике, качества политического деятеля формируются в процессе политической социали­зации личности. В этом процессе человек принимает ту или иную политическую роль под воздействием различ­ных факторов и средств политического воспитания.

Под политической социализацией личности понимается усвоение индивидом политических ценностей, норм, устано­вок, образцов поведения (т.е. политической культуры), при­сущих данному обществу, социальной общности, группе.

Развитие политической культуры в Беларуси.Поли­тическая культура в Беларуси развивалась в русле поли­тических культур и культурных процессов, протекавших на ее историческом пути. В ее развитии можно выделить

три этапа:

первый — досоветский,

второй — советский

третий — современный этап.

Современная политическая культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о по­литических ценностях. Эти тенденции особенно заметны стали после "перестроечного смятения" политического сознания масс, вызванного развалом СССР и обвальным разрушением политической системы социализма.

К числу таких тенденций относится консервация сохра­нившихся социальных и политических установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества.

В числе таких установок и ценностей можно выделить следующие; порядок и стабильность общественной жизни; ориентации на социальную справедливость и равенство (хо­тя на практике это равенство в бедности); установка на то, что общественные и личные проблемы могут и должны ре­шать государство и харизматический лидер; коллективизм, ориентация на коллективистские формы профессиональной деятельности (совхозы, колхозы, государственные Пред­приятия); негативное отношение к частному предпринима­тельству; интернационализм, союзная наднациональная форма государственности; приоритетная ориентация внеш­неэкономической и внешнеполитической деятельности на Восток; неприятие инакомыслия и оппозиции.

Носителями этой тенденции являются поколения пожи­лых людей и часть людей среднего возраста. Социалистические ценности и установки ха­рактерны для значительной части политической элиты, многих руководителей промышленных предприятий и сельскохозяйственных коллективов. Особенно активно и настойчиво культивируются они политическими партиями левого направления.

Сторонники новационной политической культуры ориентированы на либерально-демократические ценности: демократию, и в первую очередь на утверждение реаль­ных прав и свобод граждан (право на частную собствен­ность, свобода слова, печати и др.); правовое государство и гражданское общество, разделение властей; свободу час­тного предпринимательства, конкуренцию; неприятие ав­торитаризма и тоталитаризма; государственный суверени­тет; приоритетную ориентацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на Запад.

Выразителями новационной тенденции в развитии по­литической культуры Беларуси являются значительная часть молодежи, небольшая часть критически настроен­ных к социалистическим и коммунистическим идеям лю­дей среднего и пожилого возраста. По социальному поло­жению носители этой тенденции — работники, занятые в сфере частного бизнеса и предпринимательства, часть на­учной и творческой интеллигенции. Активистский элемент новационной культуры — члены партий и движений пра­вого направления.

Безусловно, выделение этих тенденций в обобщающем плане не означает, что отмеченные традиционные и либе­рально-демократические политические ценности и ориен­тации в полном наборе проявляются на личностном уров­не. В индивидуальном политическом сознании они могут существовать и в комбинированном виде, в том или ином количестве. В переходный период их сочетание естествен­но. И относиться к ним следует не с радикально отрица­тельных и тем более с враждебных позиций, а с точки зре­ния национальных (государственных) интересов, принимая во внимание мировой опыт и политические тра­диции населения своей страны.

Политическая культура всегда взаимодействует с эконо­мическими отношениями. Рыночные отношения, как пока­зывает мировая практика, благоприятствуют демократичес­кой направленности развития политической культуры, командно-административная экономика обусловливает го­сударственный и авторитарно-тоталитарный характер поли­тической культуры. Не принимать во внимание эту связь в политике нерационально и неэффективно.

Являясь составной частью политической системы, поли­тическая культура испытывает на себе влияние таких ее эле­ментов, как государство, политические партии, обществен­ные организации, средства массовой информации. От культуры их деятельности и воздействия на население во многом зависит будущее политической культуры Беларуси. Дальнейшее развитие политической культуры Белару­си зависит от хода и характера политических процессов в целом, от того, по какому пути пойдет республика. В зна­чительной степени ее будущее зависит от состояния общей культуры населения республики в целом и культуры по­литической элиты в частности. Не следует сбрасывать со счетов и внешнекультурные факторы, т.е. влияние на нее стран Востока или Запада.

ТЕМА 11. МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (2 часа).

Наши рекомендации