Типологизация политических культур
Политическая культура — явление сложное. Ее неоднозначность проявляется как в разных политических системах, так и в различные исторические эпохи их развития. Для анализа развития политической культуры используются различные классификации. На сегодняшний день в мировой политологии классической является классификация, разработанная американскими учеными Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделили три так называемых "чистых" типа: патриархальную, или приходскую; подданническую, или культуру подчинения; активистскую, или культуру участия.
Патриархальную культурухарактеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, политической системе и политическим институтам, а отсюда и неучастие в политической жизни. Политические ориентации людей растворены в социальных и религиозных установках и ценностях. Такой тип культуры присущ начальным этапам формирования политической системы. Он характерен для африканских племен и автономных общин.
Подданническая культураотличается от патриархальной тем, что в ней присутствует интерес к политике и политическим институтам, но отношение к политической системе в основном эмоциональное (ощущение гордости за нее или, наоборот, неприязни к ней). Носители этой культуры не стремятся воздействовать на власть и ее политику, а предпочитают подчиняться ей, считая, что государство само должно решать их проблемы.
Активистская культурахарактеризуется активной гражданской позицией, стремлением граждан участвовать в политической жизни и по возможности влиять на политику государства.
Выделив отмеченные типы политической культуры, Г.Алмонд и С.Верба признают, что в чистом виде они не существуют. На практике эти культуры представляют собой сочетание тех или иных типов с преобладанием какого-либо одного из них. На основе "чистых" типов они сформулировали три смешанных: патриархально-подданнический, подданническо-активистский, патриархально-активистский. В качестве оптимальной в цивилизационном плане они определили гражданскую культуру. В ней доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической культуры активистская культура. Такая культура, по их мнению, характерна для США и Англии. Гражданскую культуру отличает вера граждан в законность политических институтов, верность основным направлениям государственной политики, терпимость к проявлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно примирить и гармонизировать.
Наряду с рассмотренной типологией существует целый ряд других классификаций политической культуры. Так, русский исследователь Э.Я.Баталов различает культуру рыночную и культуру этатистскую. Первой присущи такие элементы рынка, как конкуренция, саморегулирование политических отношений и функционирование политической системы. Для второй характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества.
Польский ученый А.Боднер делит политическую культуру на замкнутуюи открытую.В первой выразительно проявляется приверженность национальным политическим ценностям и нормам, религиозным и социальным традициям. Такая культура консервативна, существует автономно. Она не воспринимает ценности и нормы, присущие другим политическим системам. Открытый тип культуры характеризуется восприимчивостью к изменениям и использованием ценностей других политических систем.
Определенному политическому режиму свойственно навязывать гражданам страны свои модели политической культуры, основными из которых являются либерально-демократическая и авторитарно-тоталитарная.
Либерально-демократическую модель характеризуют свобода, права человека, гражданское общество, парламентаризм, правовое государство, добровольное и сознательное политическое участие, плюрализм (многообразие) форм собственности, идеологий, мнений, т.е. все то, что принято называть демократией. Причем эти демократические ценности не только декларируются, но и реализуются на практике.
Для авторитарно-тоталитарной модели свойственны единая (общественная) собственность, единая идеология, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, диктатура правящей партии, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы только провозглашаются, но в действительности не осуществляются.
В политической культуре, помимо типов, выделяют подтипы, или субкультуры: региональные, демографические и др. Так, исследователи региональных особенностей политической культуры Запада отмечают прежде всего либерально-демократические ценности; Востока — приверженность историко-религиозным традициям, ее харизматичность, превосходство административной власти над представительной и судебной.
Различаются политические культуры демографических общностей. Так, нередко различаются требования сельского и городского населения, предъявляемые к кандидатам в органы власти. Имеются отличия в субкультурах пожилых людей и молодежи. Для первых в большей степени характерна приверженность к традициям, для молодежи — к изменениям в политических системах. Имеют особенности политические культуры социальных групп, этносов, религиозных общностей.
Носителем определенного типа или подтипа политической культуры является и личность. Индивидуальные особенности, участие в политике, качества политического деятеля формируются в процессе политической социализации личности. В этом процессе человек принимает ту или иную политическую роль под воздействием различных факторов и средств политического воспитания.
Под политической социализацией личности понимается усвоение индивидом политических ценностей, норм, установок, образцов поведения (т.е. политической культуры), присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Развитие политической культуры в Беларуси.Политическая культура в Беларуси развивалась в русле политических культур и культурных процессов, протекавших на ее историческом пути. В ее развитии можно выделить
три этапа:
первый — досоветский,
второй — советский
третий — современный этап.
Современная политическая культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о политических ценностях. Эти тенденции особенно заметны стали после "перестроечного смятения" политического сознания масс, вызванного развалом СССР и обвальным разрушением политической системы социализма.
К числу таких тенденций относится консервация сохранившихся социальных и политических установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества.
В числе таких установок и ценностей можно выделить следующие; порядок и стабильность общественной жизни; ориентации на социальную справедливость и равенство (хотя на практике это равенство в бедности); установка на то, что общественные и личные проблемы могут и должны решать государство и харизматический лидер; коллективизм, ориентация на коллективистские формы профессиональной деятельности (совхозы, колхозы, государственные Предприятия); негативное отношение к частному предпринимательству; интернационализм, союзная наднациональная форма государственности; приоритетная ориентация внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности на Восток; неприятие инакомыслия и оппозиции.
Носителями этой тенденции являются поколения пожилых людей и часть людей среднего возраста. Социалистические ценности и установки характерны для значительной части политической элиты, многих руководителей промышленных предприятий и сельскохозяйственных коллективов. Особенно активно и настойчиво культивируются они политическими партиями левого направления.
Сторонники новационной политической культуры ориентированы на либерально-демократические ценности: демократию, и в первую очередь на утверждение реальных прав и свобод граждан (право на частную собственность, свобода слова, печати и др.); правовое государство и гражданское общество, разделение властей; свободу частного предпринимательства, конкуренцию; неприятие авторитаризма и тоталитаризма; государственный суверенитет; приоритетную ориентацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на Запад.
Выразителями новационной тенденции в развитии политической культуры Беларуси являются значительная часть молодежи, небольшая часть критически настроенных к социалистическим и коммунистическим идеям людей среднего и пожилого возраста. По социальному положению носители этой тенденции — работники, занятые в сфере частного бизнеса и предпринимательства, часть научной и творческой интеллигенции. Активистский элемент новационной культуры — члены партий и движений правого направления.
Безусловно, выделение этих тенденций в обобщающем плане не означает, что отмеченные традиционные и либерально-демократические политические ценности и ориентации в полном наборе проявляются на личностном уровне. В индивидуальном политическом сознании они могут существовать и в комбинированном виде, в том или ином количестве. В переходный период их сочетание естественно. И относиться к ним следует не с радикально отрицательных и тем более с враждебных позиций, а с точки зрения национальных (государственных) интересов, принимая во внимание мировой опыт и политические традиции населения своей страны.
Политическая культура всегда взаимодействует с экономическими отношениями. Рыночные отношения, как показывает мировая практика, благоприятствуют демократической направленности развития политической культуры, командно-административная экономика обусловливает государственный и авторитарно-тоталитарный характер политической культуры. Не принимать во внимание эту связь в политике нерационально и неэффективно.
Являясь составной частью политической системы, политическая культура испытывает на себе влияние таких ее элементов, как государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации. От культуры их деятельности и воздействия на население во многом зависит будущее политической культуры Беларуси. Дальнейшее развитие политической культуры Беларуси зависит от хода и характера политических процессов в целом, от того, по какому пути пойдет республика. В значительной степени ее будущее зависит от состояния общей культуры населения республики в целом и культуры политической элиты в частности. Не следует сбрасывать со счетов и внешнекультурные факторы, т.е. влияние на нее стран Востока или Запада.
ТЕМА 11. МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (2 часа).