ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 1870 – 80 –Х ГГ.

1. Необходимость создания правового государства в России и ликвидации крепостнических пережитков.

2. Народничество. Доктрина народничества.

3. Три направления.

4. Практическая деятельность. Хождение в народ.

5. Положительные черты и роль в общественном движении страны.

5. Зарождение терроризма, его социальные корни.

II Доктрина народничества

III Три направления в народничестве

IV Практическая деятельность. Хождение в народ.

VПоложительные черты и роль в общественном движении страны.

VI Зарождение терроризма, его социальные корни

Литература:

Лешенко

Валк «Земля и воля»

Этенберг

Пантин «революционная традиция в России».

I. Предпосылки возникновения:

- развитие капитализма в условиях сохранения миллионов мелкобуржуазных крестьянских хозяйств – это социально-экономические предпосылки.

- наследие 60-х годов – это идейные предпосылки.

Народничество в широком смысле слова это представители общинного социализма, начиная от Герцена до эсеров.

Идеи Герцена: крестьянская революция; крестьянский земельный надел и уравнительное землепользование общины (общинное землепользование); ускоренный темп развития с Западом, идея хождения в народ.

Чернышевский: артель как основа социализма, ускоренный темп развития минуя логические моменты; облик революционера; социальная база народничества – интеллигенция.

II. В условиях развития капитализма перед народниками два вопроса:

1. сохранение феодально-крепостнических пережитков (о феодальных пережитках).

2. новый вопрос о капитализме – это заслуга народничества.

Решали эти вопросы с позиции крестьянства.

Все крестьянство против феодализма, народники были здесь революционерами – уничтожить все пережитки феодализма. Народники против капитализма, здесь они были реакционными. В этом двойственность народников.

Отсюда двойственность народников:

1. капитализм в России упадок, регресс.

2. самобытность развития России и крестьянина с его общиной.

3. игнорирование связей интеллигенции и юридико-политических учреждений страны с материальными интересами каких-либо классов.

4. конечная цель социализм на основе крестьянской общины.

Социальное содержание – крестьянская демократия, потому, народничество было неоднородным. Существовало два крыла: революционное (70-е г.) и либеральное (80-90-е гг.), вылилось в эсеровское движение.

Для революционного народничества: главная революционная сила – крестьянство, рабочие это те же крестьяне, которые мечтают вернуться в прежнее состояние. Интересно их отношение к историческим вопросам. Им свойственно субъективно идеалистическая концепция исторического процесса:

- отрицали закономерность и поступательность исторического процесса.

- отрицали активную творческую роль народных масс, превышали роль личности в истории.

- отрицали классовый характер русского государства и русской интеллигенции.

Стояли на точке зрения крестьянства, но крестьянство неоднородно, поэтому было неоднородно революционное народничество.

III. Три направления в народничестве(различные оценки степени готовности крестьян к революции):

Пропагандистское.

Пропаганда – распространение научных, философских идей, цель - внедрение в сознание и достижение практических целей.

Идеолог П.Л. Лавров (1823-1900 гг.) сын богатого помещика, профессор математики в Петербургской артиллерийской академии, имел чин полковника. «Исторические письма» - основное произведение. Близок с Чернышевским с 1855 г. входил в состав первой «Земли и воли», рослее ареста Чернышевского собирал подписи с тем, чтобы его освободить, арестован по делу Каракозова, сослан в Волоцкую губернию. В 1870 г. при помощи Лопатина бежал, вступил в I Интернационал, К.Маркс завещал Лаврову свою библиотеку на русском языке. Главная цель: прогресс, развитие личности в физическом, нравственном, умственном отношении. Это возможно при социализме. Главная революционная сила – это крестьянство, но оно к революции не готово. Нужна пропаганда среди крестьян идей социализма. Кто будет вести – интеллигенция, которая достигла умственное, физическое и нравственное развитие.

Три фазы, предшествовавшие социальной революции:

1. появление идей социализма в отдельных головах критических личностей.

2. развитие слоя критически мыслящих личностей.

3. объединение этих личностей в партию.

Затем будет вестись пропаганда среди крестьян, когда крестьяне усвоят идеи социализма, они выступят революционно. Лавров сделал шаг назад по отношению к Герцену, Чернышевскому, творческую роль он оставил за интеллигенцией. Разработал программу переустройства, чисто экономическая сторона – кооперация крестьян и крестьянское самоуправление. Задача политической борьбы за власть не ставилась, он думал, что они решаться сами после переворота. Однако в 80-х молодежь увлекалась своим собственным развитием, забыв, что оно нуждается для работы в народе.

«Я не лаврист, я не имею ничего общего с этими молодыми людьми».

Анархистское.

Идеолог – М.А. Бакунин (1814-1876 гг.), лидер международного анархизма, вступил в I Интернационал, вел борьбу с Марксом.

Анархизм – это мелкобуржуазное течение. Идейная мелкобуржуазная революционность, в условиях товарищеского рынка неустойчив. В результате либо вернуться в прежнее положение, либо в социализм. Порождает анархизм, терроризм, левый коммунизм. Они отрицают свободу личности, государство, собственность.

Взгляды Бакунина:

- главная цель свобода личности.

- два зла: религия и государство, их нужно уничтожить.

- не будет частной собственности, все будут равны.

- крестьянин готов к революции, он социалист и бунтовщик по природе. Почему он не бунтует? Живут в деревнях разобщено, им достаточно агитации, призывать крестьян к бунту и крестьянин выступит за революцию. Нет революции из-за замкнутости крестьян, нужно пойти в деревню, позвать на революцию, отдельные вспышки вольются в общий бунт, общую революцию.

Главное различие анархизма от марксизма это вопрос о государстве. Программа Бакунина: общая собственность, общее питание, равные права женщинам.

Наши рекомендации