I Классовая борьба крестьянства

II «Теория официальной народности» С. Уварова

III Чаадаев и его роль в общественном движении

IV Дискуссии западников и славянофилов

V Появление теория общинного социализма (Герцен, петрашевцы).

Ее гг.

Правительство понимало, что идеологию можно победить только идеологией. И министр просвещения Уваров (ученик Н. М. Карамзина), профессор истории Погодин создали теорию официальной народности – это триединая формула. Православие. «Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного». Примечательно, что теория официальной народности позиционировала Россию как державу европейскую: «Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, – писал журналист С. П. Шевырев. – Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и тем отпустила нас в опасную дорогу Запада». Уваровская формула выдвигала вторым началом самодержавие, которое составляет главное условие существования России. Россия живет и сохраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему. И третье: народность. «Всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством, об это чувство разбиваются все частные бесплодные усилия наших соотечественников привить к нам то, что нейдет к русскому уму и к русскому сердцу». Специфика общественной жизни заключалась в том, что идеи из северной столицы «проходит через Москву». А «Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада и получает чистую печать русской народности». Другими словами, русский народ был монолитом, здесь не было деления на социальные группы и социальных антагонизмов и революций.

Второй официальной идеологической теорией стала теория легитимизма (от слова «легитимный» - законный). Она возникла в 1815 г. на Венском конгрессе. Ее выдвинул французский дипломат Талейран, чтобы сохранить за Францией ее территории. Идею законности (легитимности) прав законных христианских монархов. После наполеоновских войн во Франции восстановлена власть Бурбонов, значит необходимо, чтобы европейские державы сохранили за ними прежние французские территории. Был заключается союз трех императоров: России, Австрии, Пруссии. Россия рьяно придерживалась теории легитимизма во внешней политике, даже, если это было ей не очень выгодно. Эти теории преподавались в школах, пропагандировались в церквях, в них верил господствующий класс.

В обществе после восстания декабристов наблюдался спад общественного движения. С одной стороны – слишком жестоким было наказание для господствующего привилегированного класса (дворян): пятеро повешены, Интеллигенция разгромлена, героев Отечественной войны 1812 г. сослали в Сибирь, их портреты вышвырнули из Эрмитажа. 125 сосланы в Сибирь с лишением званий и имущества и т.д. Дети, рожденные в Сибири, не имели право носить фамилию отца, они лишались всех прав дворянства, наследства. С другой стороны, Николай создал 3-е отделение, корпус жандармов, жестокую цензуру, накинув на общество полицейскую сеть.

В 1830-е гг. наступает кризис феодальной системы, ухудшается положение крестьянства, медленно развивается крестьянское движение. Особенность крестьянских выступлений – примерно 60 % выступавших – барщинные крестьяне, была выше степень эксплуатации, больше процветало надругательство над личностью. Формы сопротивления крестьян: пассивные и активные. Пассивные: преступления, жалобы, побеги, самоубийства. Активные: телесное наказание помещиков, убийство помещиков, гайдучество, крестьянские волнения. Статистика: 1826 — 1829 – 201, 1830 — 1834 – 218, 1835 — 1839 – 261, 1840-1844 – 287, 1845—1849 – 438, 1850—1854 – 387. Программа крестьян: требование предоставление крестьянам воли и земли.

Восстание новгородских военных поселян в 1831 г. В 1839 г. крестьянские волнения охватили 12 центральных губерний. Поводом их явился неурожай, а также массовые пожары В 1832 г. помещичьи крестьяне ряда губерний направляются на Кавказ. В 1847 г. в Витебской губернии. Среди крестьян распространялись слухи о том, что проработавшие три года на строительстве Петербургско-Московской железной дороги получают вольную. По данным «Хроники рабочего движения в России», с 1800 по 1860 г. произошло 244 волнения рабочих, но они не выходили за рамки антифеодальной борьбы.

Появилось национально-освободительное движение, восстание 1830-31 гг в Польше и др.

Умы всегда связаны с телом народа, поэтому в конце 20-х начале 30-х гг. начинается оживление общественной мысли. Литература становится господствующим элементом культуры. В XIX в. она отражает политические процессы, в ее произведениях идет острая борьба. Одним из первых кружков – кружок братьев Критских. Идеалы декабристов, но с привлечением народа. Просуществовал недолго.

Формы: агитация и распространение нелегальной литературы, пропаганда прогрессивных идей с университетских кафедр (например, историк Грановский), обсуждение проблем развития России в дворянских салонах, создание тайных кружков с тенденцией развиться в революционные организации, распространение прокламаций. Особенности кружков: небольшие, нет четкой организации, нет программы, увеличивается разночинская струя.

Центром стал Московский университет, где была сильна струя разночинской интеллигенции. Можно выделить два русла: 1) продолжение идей Французской революции и декабристов. В 1831 г. выпускник Московского университета Н. П. Сунгуров создал кружок, сообщил группе студентов, что декабристы не разгромлены, продолжают действовать. Пропагандировал идею вооруженного восстания в Москве. В начале 30-х гг. создано «Литературное общество 11 номера», в центре которого стоял В. Г. Белинский. Кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева имел политическую направленность. Молодые люди после восстания декабристов поклялись на Воробьевых горах продолжить их дело.

Второе направление философское осмысление действительности, немецкая идеалистическая философия (Кант, Шеллинг, Гегель.). С 1931 по 1839 гг. действовал философский кружок Н. В. Станкевича, из которого вышли будущие идеологи славянофилов и западники.

Революционный подъем 30-х гг. в Западной Европе сменился упадком, настроения пессимизма, отчаяния нашли отражение и в России.

Роль «выстрела в темную ночь» сыграли философические письма П А. Чаадаева, опубликованные в 1836 г. в журнале «Телескоп» Н.И. Надеждиным. Чаадаев ровесник декабристов. Ему было поручено передать донесение Александру о восстании Семеновского полка. Солдат забили шпицрутенам. Молодой человек покинул службу. Чаадаев писал, что мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. «Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его». Некогда великий человек Петр I кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но не дотронулись до просвещения. В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу. Мы должны повторить у себя все воспитание человеческого рода. На западе все создано христианством, поэтому нам следует, оживить свою веру и дать ей истинно христианский импульс. «Вот что подразумевал, говоря, что мы должны от начала повторить в себе все воспитание человеческого рода». Против Чаадаева выступили и друзья, и враги. А. С. Пушкин, А. И. Герцен, которые уверяли его, что Россия много дала миру. Но в то же время Герцен писал, что «он заставил нас проснуться». Погодин, напротив, высказал мысль, что именно Россия оживит умирающую Европу (1841 г.). Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест.

Чем глубже становился кризис крепостного строя, тем острее вставал вопрос об альтернативах развития России.

С другой стороны, в обществе возникает 2 течения: первое получило название славянофилов; второе – западники. Славянофилы А. С.Хомяков, братья Константин и Иван Аксаковы, братья И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин. Имели свои периодические издания, одевались в русские рубашки-косоворотки, крестьянские сапоги. Они на первое место ставили православие. Церковь не запятнана кровью, не было инквизиции, сохранило единство нашего народа во время феодальной раздробленности и ига. Народность Русский народ нравственно чист, не политизирован. Первая миссия призвали Рюрика, вторая: Минин и Пожарский, изгнав поляков, избрали Романовых. Монархия, государство создано по добровольному согласию. На Западе люди рабы государства, а в России люди свободны. Раб сегодня – бунтовщики завтра. Из цепей рабства куются мечи бунта. В России этой вражды и тяжбы не было, но государство в лице Петра посягнуло на народ, свершился разрыв царя с народом. В классах, оторванных от народного быта, преимущественно в дворянстве, сейчас обнаружилось стремление к государственной власти; пошли революционные попытки и явилось восстание 14 декабря, поэтому они считали самым большим злом для России – преобразования Петра I, которые ломали самобытность страны. Простой народ держится древних начал. Константин Аксаков в «Записке» Александру II 1855 г. предлагает программу: Земский собор может быть заменен общественным мнением, свобода слова соединенная с неограниченной монархиею, есть ее верная опора, цензура должна остаться, чтобы охранить личность человека. «Есть в России отдельные внутренние язвы: раскол, крепостное состояние, взяточничество». Славянофилы считали, что власть – это всегда насилие, кровь. «Пусть ею будет запятнан только один – монарх. Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, слова». Т. о., славянофилы считали, что развитие России идет самобытным путем. Они выступали за ликвидацию крепостного права, поэтому были либералами.

. «Мы сильны православием. Наша церковь не запятнала себя в крови, как на Западе, и она всегда сохраняла общинный уклад и единство русской территории и жизни. У нас особый народ, он нравственно чист, он не гонится за политической властью. Наше самодержавие, в отличие от Западной Европы, возникло добровольно». На Западе государства созданы насилием, военным путем. Поэтому люди в Западной Европе – рабы. Раб порождает бунт. Русский человек свободен, поэтому основное требование славянофилов, высказанное Аксаковым, - сила власти – царю, сила общественного мнения – народу. Они выступали за ликвидацию крепостного права, старообрядчества, взяточничества, и были либералами. Считали самым большим злом для России – преобразования Петра I, которые ломали самобытность страны.

Западничество – не оформленное течение. Ими называли всех сторонников единства развития Западной Европы и России. Западники даже имели почти туже самую философскую базу, что и славянофилы – это немецкая классическая философия и великие французские просветители. Но здесь последние сыграли главную роль. Огромное значение имели романы Д. Санд.

В западничестве можно выделить 2 крыла: один западник – это просветитель, цивилизатор (Грановский, Белинский). Другой западник – деятель (Герцен, Огарев, Петрашевцев). Лидером был В. Г Белинский. В знаменитом «Письме к Гоголю» он выдвинул программу русских просветителей: отмена крепостного права, свобода личности и частной собственности, устранение полицейского надзора (корпуса жандармов) и телесных наказаний, введение хотя бы тех законов, которые уже есть. Письмо разошлось в списках по России.

В 1855 гг. программа русского либерализма сформулирована Б .Н. Чичериным: свобода совести, свобода личности, отмена крепостного права, свобода общественного мнения, свобода книгопечатания, свобода преподавания, публичность и гласность судопроизводства, публичность всех правительственных действий.

Особенности русского либерализма: 1. дворянский характер участников, который не мог выразить интересы буржуазии; 2. после Белинского до программы партии «Союз 17 октября» (1905 г.) не было требования свободы частной собственности, поэтому зарубежные авторы считают, что в Росси не было либерализма. 3. Монархистский характер требований (не было требования конституционной монархии). 4. Не было политических партий. В период 1830-50-х годов не было никаких организаций.

Под влиянием революции 1848 г.

В 1848 г. в России зарождается общинный социализм, который был разновидностью утопического социализма. Идеологом движения стал А. И. Герцен.

Огромную роль в общественном движении сыграл А. И. Герцен. Он последователь декабристов. Но в 1848 г. эмигрирует в Западную Европу и становится свидетелем революции 1848 г., когда французская буржуазия расстреляла в июне самостоятельно выступивший пролетариат. И Герцен приходит к выводу: «Наша цивилизация – это цивилизация меньшинства. Она держится на нищете миллионов», грядущая революция будет коммунистической. Россия дожила до предпосылок социализма в Европе. Герцен спрашивает, должна ли Россия пройти европейский путь? Да, она сможет пройти свой исторический путь в европейской школе быстро, как зародыш в утробе матери.

В России есть предпосылка социализма – крестьянская община. Что взять у нее? – права каждого на землю, общинное владения ею, мирское управление. Но община сковывает личность, общественную мысль и обеспечивает господство монархии. Поэтому нужно взять в Западной Европе свободу личности. Ответа на вопрос, как соединить крестьянский уравнительный надел и свободу личности, Герцен не знал, считая задачей будущих революционеров.

В 1853 г. А. И. Герцен создал в Лондоне Вольную русскую типографию. С 1855 г. он стал издавать «Полярную звезду», а в 1857 – 1867 гг. «Колокол». Им издана серия брошюр «Голоса из России». Герцен в открытой печати призывал к освобождению крестьян. Печать сыграла огромную роль в формировании общественного мнения в России и о России за ее пределами. Его соратником и другом был Н. П. Огарев, который задолго до 1861 г. освободил своих крестьян от крепостного права.

Около 1844 г. возник кружок петрашевцев. Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский служил в министерстве, должен был проводить приемы, стал устаивать пятницы. Он издал «Карманный словарь иностранных слов». Последователь Фурье выдвинул проект отмены крепостного права с землей. В апреле 1849 г. кружки петрашевцев были разгромлены. Членом кружка был Ф. М. Достоевский, у которого обнаружили текст «Письма Белинского к Гоголю», за что он как и Петрашевский был приговорен к смертной казни, а затем к 10 годам омского острога. Строгое наказание последовало, т.к. в Европе шла революция.

Николай I принял участие в подавлении революционного движения в Венгрии в 1849 г.

Развитие общественной мысли второй четверти ХIХ в. имело огромное значение, произошло размежевание общественных течений: консервативного, либерального, социалистического, которые будут вести борьбу в дальнейшем за альтернативы развития России.

Контрольные вопросы

1. Кто автор теории официальной народности и в чем ее суть?

2. Кто такие славянофилы?

3. Почему Ф.М. Достоевский за хранение текста «Письма Белинского к Гоголю» получил десять лет омского острога?

4. Что объединяло западников и славянофилов?

5. Как бы Вы определили политическое амплуа А.И. Герцена: революционер или реформатор, республиканец или монархист, западник или славянофил, либерал или социалист?

I.1825 г. – начало общественных движений.

Характерно:

- интеллигенция разгромлена, героев Отечественной войны 1812 г. их сослали в Сибирь, вышвырнули портреты из Эрмитажа.

- жестокая цензура, следовательно, спад общественного движения.

Братья Критские пытались создать кружок, правительство не позволяет развиться этим кружкам.

В 30-е годы наступил кризис феодализма.

Развивается крестьянское движение: - крестьянская борьба против помещиков

- борьба рабочих с владельцами фабрик

- борьба крестьян против государства

Положение крестьянства ухудшилось:

1) увеличилась барщина, оброк, появилась месячина, следовательно, массовое обезземеливание крестьян, перевод в дворовые.

2) падение урожайности за 50 лет 39 неурожайные.

3) усиливается издевательство помещика, опека над ним..

Формы классовой борьбы:

1) Пассивные формы – это преступления, побеги, жалобы были запрещены долгое время, но разрешили 300-400 в год, правительство вмешивается в дела помещиков.

1840 г. - 159 имений под опекой, в 1853 г. – 193 – имения.

Побег – в 30-50-е годы на Кавказ, Заволжье, Сибирь, т. к. правительству было все равно, им выгодно освоение Кавказа, Заволжья, Сибири, смотрели на это сквозь пальцы.

2) активные формы – это телесные наказания помещиков, гайдучество, крестьянское волнение, убийство помещика не отдельными крестьянами, а целыми сходами. В 1835-1844 г. убито 144 помещика, 418 человек сослано за это в Сибирь.

Гайдучество (летучие отряды) на Украине, Смоленске.

Крестьянское волнение - нарастание волнений с развитием событий:

1826-1829 гг. – 41 волнение

1830-1834 гг.- 46 волнений

1835-1839 гг. - 59 волнений

1840-1844 гг. – 101волнений

1845-1849 гг. – 172 волнений.

Годы Данные «Хроники» Данные Игнатович
1826—1829
1830—1834
1835—1839
1840-1844 138 -
1845—1849
1850—1854
Годы Мин. вн. д. III отделение

Основное требование земли и воли! Волнения носили антифеодальный и антикрепостнический характер. Особенности крестьянских выступлений: - больше всего барщинные крестьяне выступали;

1830-1831 гг. холерные бунты. Начало 1840 г. – картофельные бунты.

Проведены карантинные мероприятия, крестьяне отнеслись к этому как стеснению своих прав. Выступления в Севастополе, вспышка против чиновников в Новгородских поселениях, Тамбовской, Смоленской губерниях, против запрета торговли. В Сибири больше картофельных бунтов. Киселев – 2-3 грядки картофеля в огороде, таким образом, посягательство на свободу личности крестьян, сковывают собственную инициативу. Крестьяне требовали к себе почтения.

Рабочего движения было мало, но масштабно, по формам не отличается от крестьянского. Социальное движение было базой для общественного движения.

II.

по которой Россия держится самодержавием, оно возникло по добровольному призванию князей на Русь. А потому происходит единение царя с народом. Второй постулат теории – православие. Приняв христианство, Россия пустилась в опасную дорогу Запада. Но у нее есть народность, слитность общества (по Марксу – отсутствие классов). Бесплодны мечты публицистов привить народу западные революционные идеи.

Возникла идеология «Теория официальной народности» С. Уварова на базе записки Карамзина о древней и новой России. Выражалась в трех принципах:

5. Самодержавие. Русь особенная, мы призвали монарха, Русь сильна, пока есть самодержавие. Сохранилось патриархальные отношения с царем, единение с царем.

1.Православие.

6. Народность. Отсутствие классов и классовой борьбы. Россия на опасной дороге запада. господствовала идеология, которую насаждали в школах, церквях.

III.По мнениюЧаадаева – выход из сложившейся ситуации, если мы хотим встать в ряд Заданных стран, то должны пройти весь путь воспитания человеческого рода. Все лучшее создано на Западе – христианством, мы должны оживить религию и перейти к католичеству. «Россия – чистый лист». Позади истории ничего нет. Дал толчок к общественному движению. Литература становится господствующим элементом культуры. В XIX в. она отражает политические процессы, идет борьба, модны литературные салоны. Москва стала центром общественной мысли, МГУ. В Петербурге – борьба, слетка.

IV. Славянофилыстолкнулись с народностью Николая I. Социальный состав не только движение интеллигенции, но и разночинцы. Либерал Белинский, кружок Станкевича. Письмо Аксакова к АлександруII 1855 г.

Славянофилы - Хомяков, братья Кириевские, братья Аксаковы. Имели свои периодические издания и внешний вид. За социальную революцию.

На первое место ставили православие – во время феодальной раздробленности и ига православие спасло нацию, не было инквизиции. Церковь не запятнана кровью, сохранило единство нашего народа. Народность - не понимали, русский народ – нравственно чист, не политизирован. Первая миссия призвали Рюрика, вторая: Минин и Пожарский изгнав поляков, избрали Романовых. «Власть это всегда кровь». Монархия – государство создано по добровольному согласию. На Западе рабы, а в России люди свободны. Из рабов в бунтовщики.

«Мы свободны – народ требует созвать Земский собор, чтобы высказать общественное мнение. Язвы: раскол, крепостное право и взяточничество. Сила мнения народу, сила власти – царю».

Западники.Белинский «В письме к Гоголю» высказал программу русского просветительства, у нас нет никаких гарантий, личности и собственности. За отмену телесных наказаний, крепостного права, свободы собственности

Почему западные авторы считают, что в России либерализма не было? Нет главного требования либерализма, не выступали за правовое государство, все они были монархисты, нет права собственности нет политических организаций.

1855-1876 гг. программа русского либерализма представлена Чичериным:

- свобода личности,

- отмена крепостного права,

- свобода мнений,

- свобода книгопечатания,

- свобода преподавания,

- публичность и гласность судопроизводства,

- публичность всех правительственных действий.

Особенности русского либерализма:

1. дворянский характер участников, который не мог выразить интересы буржуазии.

2. после Белинского до партии октябристов (1905 г.) не было требования свободы частной собственности.

3. монархистский характер требований (не было требования конституционной монархии).

4. не было политических партий. В период 30-50-х годов не было никаких организаций.

III.Герцен в 1847 г. попал в Европу, в 1848 г. в Париже был свидетелем Французской революции. «Наша цивилизация – это цивилизация меньшинства». Потом будет капиталистический строй. «Грядущая» революция – будет коммунистической, исповедовал взгляды декабристов, выдвигал идею народной революции. Европа стала толчком в изменении взглядов, буржуазное общество – это цивилизация меньшинства. Либерализм –это буржуазия, он ничего не дал народу, который все для тебя завоевал, свободу, собственность. Поэтому грядущая революция будет коммунистической. Герцен – западник, но социалист. Россия для него феодальная страна. Россия дожила до социализма на Западе. Вопрос? Должна ли Россия пройти все этапы, что и Западная Европа. Она должна пройти очень быстро всю эволюцию Запада. Мы должны догонять Запад (400-500 отставания).

Что мы можем предложить миру:

1. уравнительный крестьянский надел,

2. общинный крестьянский надел,

3. крестьянское самоуправление.

Благодаря общине существует монархия, поэтому крестьянин монархист. Перед молодежью задана задача, соединить уравнительный крестьянский надел со свободой личности. Как сделать это он не знал. Молодежь вправе решать, как это сделать.

Петрашевцы.


Наши рекомендации