Российская монархия в xvii в.
1. Условия возникновения абсолютизма. Дискуссия в отечественной историографии конца 1960 – начала 70-х гг.
2. Власть царя в XVII в. Формирование российского варианта монархии: абсолютизм или самодержавие?
3. Служилое государство. Центральные и местные органы власти.
4. Церковная реформа и церковный раскол.
1. Условия возникновения абсолютизма. Дискуссия в отечественной историографии конца 1960 – начала 70-х гг. С XV в. в Западной Европе (Франция, Англия, Германия, Испания), с XVI в. на Востоке (Китай и Япония) складываются абсолютные монархии. Это форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодализма, генезиса буржуазного общества.В этот период феодальная аристократия уже потеряла прежнюю экономическую мощь, а буржуазия только зародилась, она еще не достаточно сильна. Наступает равновесие классовых сил. На этом равновесии монарх и строит свою власть.
Абсолютизм – власть монарха не ограниченная народным представительством, в законодательстве, административном управлении и бюджете. Монарх опирается на бюрократический аппарат и армию. Бюрократия обладает двумя чертами: строгая иерархическая система государственных органов, соподчинение низших органов высшим, действие строго по инструкции; и замещение должностей по выслуге лет.
В России, чаще употреблялся термин «самодержавие». В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, Н. Г. Устрялов, С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, М. М. Богословский, Н. П. Павлов-Селиванский — были склонны сближать понятия «абсолютизм» и «самодержавие». Новый этап в исследовании проблемы открыли в 1964 г. выпуском сборника «Абсолютизм в России», работы С. М. Троицкого, С. О. Шмидта, Н. Б. Голиковой, Н. Ф. Демидовой, Н. И. Павленко, Н. М. Дружинина и др., а также дискуссия в ж. «История СССР» в 1968 — 71 гг. В ходе дискуссии были поставлены вопросы: предпосылки (разложение феодального строя, начальный этап генезиса капитализма; время и условия установления; социальная сущность абсолютизма; эволюция в государственной власти; идеология; о соотношении западноевропейского и русского абсолютизма; поставлены под сомнение синонимы ли «абсолютизм», и «самодержавие», неограниченная монархия.
Чистозвонов предложил выделить категории абсолютизма:
IКлассический, с развитием экономики, зарождением буржуазии, с равновесием сил – Англия, Франция. IIАбсолютизм, возникший не на экономической основе, а раньше, т.к. экономические факторы отставали от внешнеполитической ситуации. Абсолютизм формируется как феодальная реакция на развитие капитализма, присутствуют элементы деспотизма, это некоторые страны Европы (Австрия, Венгрия) и Россия. III Деспотические формы правления – Турция, Испания.
Польша – не знала абсолютизма и погибла.
В итоге договорились, что в России был абсолютизм. Давидович и Покровский выделили следующие этапы развития абсолютизма в России:
I этап – вторая половина XVII в. – зарождение абсолютизма.
II этап – весь XVIII в. – оформление абсолютизма, создание чиновничье-дворянской монархии, с отдельными периодами просвещенного абсолютизма.
III этап – конец XVIII в – серединаXIX в. – реакционно-охранительное самодержавие; это период разложения феодализма и кризис с 30-х гг. феодальной системы.
IV этап – 1861 – 1905 гг. – первый крупный шаг по пути превращения России в буржуазную монархию
V этап – 1905 -1917 гг. – второй крупный шаг, Думская монархия в России.
Но с конца 1990-х гг. появилась серия работ В. И. Буганова, Е. В. Анисимова А. Б. Каменского, Н. И. Павленко, Т. Л. Мигуновой, О. А. Омельченко об абсолютизме в России. Каменский и Анисимов считают не совсем правомерным отождествлять «самодержавие» с «абсолютизмом». Проблема вновь приобрела дискуссионный характер.
2. Власть царя в XVII в. Формирование российского варианта монархии: абсолютизм или самодержавие? В политической жизни XVII в. – смутное время, избрание в 1613 г. Романова и установление новой династии; идет восстановление государственности и укрепление централизации. События XVII в продемонстрировали российским сословиям необходимость твердой государственной власти. Формирование сословий в России происходило при активном участии власти, Уложение 1649 г., удовлетворив основные пожелания дворянства и верхушки посада, ослабило их политическую активность.
Усиление самодержавного характера власти царя отразило Соборное уложение 1649 г., которое издает Алексей Михайлович Тишайший (1645 – 1682 гг.). В главах II «О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать» и III«О государеве дворе» в одном ряду с тягчайшими государственными, политическими преступлениями рассматривались действия, направленные против жизни и здоровья царя и членов его семьи, его личной «честю» и «чести государева двора». Соборное Уложение можно считать первым признаком перерастания из сословно-представительной монархии в абсолютную. Второй признак – раз абсолютизм – неограниченная власть царя, то отмирают сословно-представительные учреждения. Прежде всего, это Земские Соборы: последний представительный состоялся в 1653 г., а с 1683-84 г. вообще перестает собираться. Третий признак – создание новых органов и принципов действия власти. Например, отмена местничества. 1682 г. – важная веха в борьбе с аристократией. В государственном аппарате одворянивание. Четвертый признак – создается Приказ тайных дел, который занимался сыском, в его состав входило 10-12 человек – близких людей из дворян. Фактически через этот приказ царь проводил свою волю. Пятый признак самодержавная власть царя укрепляется в ходе церковной реформы 1653 г. Никон начинает спорить о первенстве власти духовной над светской, заявляя, что духовность выше царства, которое заканчивается победой царя. Шестой признак – внешние атрибуты власти: особая одежда, пышная свита, шапка Мономаха, держава, придворная церемония. Специальная охрана.
3. Служилое государство. Центральные и местные органы власти. Верховная власть принадлежит царю. Высший орган – Земский Собор перестает собираться. В Боярской думе превосходство сохранялось за боярами и окольничими (70 – 90 %) Это были потомки удельных и литовских князей, старые московские бояре, жаловали боярство отцу царицы – «по кике» (головной убор замужней женщины). Думные дворяне происходили из рядового дворянства. Думными дьяками становились приказные дьяки, составляя канцелярию Думы, но, как и высшие думные чины, возглавляли важнейшие московские приказы. В частности, они традиционно стояли во главе Поместного, Посольского и Разрядного приказов. В первой половине ХVII в. численность Боярской думы не превышала 40 человек. Пожалование думными и другими чинами было личной прерогативой царя. Высокий политический статус закрепили Судебник 1550 г. и Уложение 1649 г. В царствование двух первых Романовых царь обычно присутствовал на заседаниях Думы: «царь уложил с бояры», «слушав с бояры царь указал и бояре приговорили», когда по распоряжению царя Дума действовала самостоятельно, «самовольством без государева ведома никаких дел не делати». Боярская дума, состояла к концу XVII в. на 30 % из низших чинов. Дума уже не очень мешала абсолютизму.
Центральные органы составляли приказы – около 80. XVII в. переломный период перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной, или как считают некоторые исследователи самодержавной монархии. Процесс бюрократизации государственного аппарата находился на начальной стадии. Появляется социальная прослойка приказных людей, хотя термин «приказные люди» не был четко определен, распространялся и на другие служилые группы. Пособием для изучения центральных органов власти (приказов) и складывания служилой бюрократии, по мнению И. Д. Ковальченко, Н. Ф. Демидовой, стало сочинение бывшего подьячего Посольского приказа Г. Котошихина. Приказов было более 80, Котошихин описывает 47, располагая в особой иерархии. А. К. Леонтьев, Н. Ф. Демидова, Н. П. Ерошкин дают классификации приказов. Мы предлагаем выделить два типа приказов: центрального и местного ведомства. Центральные приказы нами разделены на виды по функциональной деятельности: военные, финансовые, административные и судебно-полицейские, дворцовые, приказы иностранных дел. Местных приказов семь, среди них – Сибирский. Это второй приказ областной компетенции, в него входили два дьяка. Сибирским царством занимался сей приказ. Городов около 40. Денежные доходы расходовались в крае. «А нaчaлнoй город в Сибири зовется Тоболеск». Функции приказов не были четко разграничены, а финансовые и судебные функции имели почти все. Содержание приказов обеспечивали налоги, собиравшиеся с приписанных к ним городов. Структура приказов отличалась единообразием: судейское присутствие и канцелярия, разделявшаяся на «столы», по которым распределялись дела. Иногда «столы» разделялись на «повытья». «Столы» и «повытья» возглавлялись дьяками и старшими подьячими. В ряде приказов имелись застенки («колодничьи»). Рабочий день длился 12 часов. По праздникам приказы закрывались.
Можно выделить ростки новых черт в деятельности приказов. Складывалась иерархия (Приказ Тайных дел, Посольский, Разрядный, Большого Дворца и т. д.). Сделана интуитивная попытка централизовать приказы путем объединения нескольких приказов под руководством одного боярина. Положительный эффект снижался объединением разно функциональных приказов: Приказ Большой казны, Стрелецкий, Иноземный, Рейтарсий. Развивалась бюрократизация. Так в Челобитном приказе, где рассматривались челобитные на имя царя, было раздолье для взяточничества. Завершился перевод служащих на жалование. Стремление к коллегиальному началу в управлении приказами выражалось в уставном требовании обязательного участия всех судей в обсуждении дел, согласие других судей с приговором старшего судьи, что не всегда соблюдалось.
Приказная система была громоздкой. Место приказа в иерархии часто зависело от личных отношений царя и боярина, возглавлявшего приказ. Неповоротливость системы, сложность осуществления контроля над ее деятельностью и заставила в последующем отказаться от нее.
В местном управлении идет дальнейшая централизация. Вся страна делилась на уезды, разные по территории и количеству жителей. Во главе уезда стоял воевода, ведавший военным и воевода, ведавший гражданским управлением. Воеводское управление изменяется в сторону централизации. Уезды объединяются по 6 - 7, чаще на окраинах.
Феодальное войско перестает существовать. Происходит отмирание дворянского войска, рождается новое постоянное войско – «полки иноземного строя». В них предполагали записывать дворян, а стали принимать охочих людей. В конный рейтарский полк дворянство шло охотно (5 копеек в день), но после Смоленской войны полки распущены. Позже создается три полка: драгунский, рейтарский, солдатский. Стрелецкое войско почти утратило свою функцию, только как городская стража. Полки нового строя имели оружие. Существовала нерегулярная конница – калмыки, татары. Был построен первый корабль – «Орел», но уничтожен в период крестьянской войны Разина.
4. Церковная реформа и церковный раскол. Для укрепления церкви и государства необходимо было провести реформу, т. к. существовали расхождения в обрядовой стороне между Россией и славянскими народами. Византийские церковники провели реформу, выверили тексты, изменили обрядовую сторону, Россию она не затронула. Реформу проводил патриарх Никон (Никита Минов). Церковная реформа проводилась 3 года – 1653-56 гг. В 1655-56 гг. вышли все необходимые книги. Никон и царь еще были в хороших отношениях.
Церковная реформа вызвала в стране церковный раскол. Часть населения не признала изменение обрядов крещение тремя вместо двух перстов и т. д. В расколе принимали участие и бояре, и простые крестьяне. Боярство против становления абсолютизма, а крестьянство против окончательного закрепощения. Начинается фанатичное движение раскольников. Их методы реакционные. Они уходили на новые территории, а если их настигали – применяли самосожжение. Это движение просуществовало до февраля 1917 г.
Обрядовую сторону Российского православия нужно было привести в норму в условиях этой активной внешней политики. Россия в XVII в. вела постоянные войны с Польшей. В 1653-54 гг. шел процесс воссоединения России с Украиной. Ярко встала теория главенства России среди славянских народов (панславизм). Россия стремилась в своей внешней политике привлечь на свою сторону славян. У южных славян прошла церковная реформа, а Россию не затронула. Шла борьба за православное население Европы.
Церковная реформа укрепила церковь как политическую организацию, укреплял ее царь. Никон в 1658 г. заявил, что священство выше царства. Возник конфликт. Никон уехал в Новоиерусалимский монастырь, рассчитывая, что царь его вернет, но тот велел оставаться в монастыре. В 1664 г. Никон вернулся в Москву, но его сослали в Ферапонтов монастырь. В 1666-67 гг. Церковный собор подтвердил церковную реформу и снял с Никона сан патриарха спор закончился в пользу светской власти.
Контрольные вопросы
1. Что такое абсолютная монархия?
2. Дайте периодизация развития абсолютной монархии в России?
3. Что такое приказная система?
4. Почему нужно было провести церковную реформу?
Лекция 14