Древнерусское государство с центром в киеве

1. Этнокультурные и социально-политические предпосылки становления русской государственности.

2. «Повесть временных лет» и российские историки об образовании Древнерусского государства. Норманнская теория.

3. Термин «рос».

4. Образование Древнерусского государства и норманны.

1. Этнокультурные и социально-политические предпосылки становления русской государственности. В человеческом обществе складывается политическая система. В понятие политической системы общества входят: политические институты (органы государственной власти); система политических и социальных отношений между социальными группами, а также между социальными группами, партиями, нациями и государством (национальные, партийные отношения и т.д.); политические и правовые нормы (законодательство); уровень политической культуры членов общества. Государство является политической основой жизни общества на определенном этапе. Государство обладает тремя признаками: территория с населением; наличие органов публичной власти; налоговая система. Складывание государства – длительный процесс.

Государство возникает в период социальной дифференциации общество. Существует различные теории социальной дифференциации общества. Сословия – это разделение на группы людей, характерные для рабовладельческого и феодального обществ, возникшие на основе экономического положения. Со временем сословия теряют имущественные признаки, но объем прав и привилегий, а также обязанностей сохраняется. Марксистская наука вслед за французскими историками Тьерри и Гизо придерживается классовой теории. Классы – большие группы людей, которые отличаются по месту в общественном разделении труда; по отношению к собственности на средства производства, чаще всего закрепленному в законах; по месту в организации труда; и по размерам и способам получения той доле материального продукта, которым они располагают. Современная теория социальной стратификации выделяет страты, считается, что термин ввел П.Сорокин. Страты означают социальные группы, имеющие идентичное экономическое положение, образовательный уровень и т. д., некоторые социологи выделяют свыше 10 признаков.

Формирование классов вызывает противоречия между ними и классовую борьбу, что ведет к образованию государства. Особенность древнерусского общества в том, что государство опережает процесс формирования классов и потом государство начинает ускорять этот процесс.

Предпосылки образования государства. В VIII – IX вв наблюдается распад первобытного строя, связанного с развитием производительных сил и использованием железа. Появляется возможность вести хозяйство отдельными семьями, появляется прибавочный продукт, который формирует частную собственность. Ведение хозяйства одной семьей ведет к формированию соседской общины. В лучших условиях оказалась родоплеменная знать. Появляется сбор дани, что приводит к возникновению неравенства и формированию социальных групп.

В VIII—IX вв. появились протогородские центры: Труворово городище (Псков), Хотомель на Волыни, Сарское городище у Ростова Великого. Хотомель – небольшое городище, внутри укреплений которого находились жилища, отличающиеся от построек самого селища. На городище сосредоточено большое количество оружия и серебряных изделий, что позволяет говорить о нем как о месте пребывания правящей богатой верхушки. Второе важное материальное свидетельство перемен — появление в первых десятилетиях IX в. кладов арабских монет. Арабские купцы везли из Восточной Европы меха (соболей,чернобурых лисиц и др.) и рабов. Походы на другие племена за мехами и рабами организовывала социальная элита, что вело к ее обогащению. Дружина охраняла торговый путь из Балтийского побережья в Северное Причерноморье («из варяг в греки»).

Что представляла собой формировавшаяся в нем социальная элита? Во-первых, на протяжении VII—VIII вв. как результат успешного развития земледельческого хозяйства. По мере заселения Восточной Европы, все чаще должны были возникать столкновения между отдельными племенами из-за обладания землями лучшего качества. Так возникает «центр власти», она же начинает вводить сборы на нужды союза. Так появилась функция управления.

Во-вторых, рост роли войны в жизни общества вел к росту роли и значения тех, в руках кого находилось руководство военными действиями. У славян существовал постоянный военный предводитель — князь. Вокруг него формируется и становится его постоянной опорой дружина — принципиально новое для родоплеменного общества явление. Дружина представляла сообщество людей самой разной родовой принадлежности, которых объединяла с их главой — князем — взаимная клятва верности. Дружина могла рассчитывать на сборы с населения, добычу и пленных во время войн.

Изучение предгосударственных племенных объединений на территории Швеции X — XI вв. и Поморского союза в Польше, показало, что там действовали два центра власти — родоплеменная знать и князь со своей дружиной, эти знания можно использовать при изучении подобных процессов у восточных славян.

2. «Повесть временных лет» и российские историки об образовании Древнерусского государства. Норманнская теория. Протогосударство на севере. Объективный процесс зарождения государства был осложнен внешними силами. К IX в. Европа искала новые торговые пути на Восток, так как с утверждением на Средиземном море, где пролегали традиционные торговые пути, Арабского халифата резко ухудшились условия торговли. древнерусское государство с центром в киеве - student2.ru Для скандинавских торговцев и пиратов это была единственная перспектива, так как путь на запад в конце VIII — первой половине IX в. закрывала могущественная Каролингская империя.

О контактах жителей Скандинавии — норманнов с восточными славянами, говорит варяжская легенда, или «Сказание о призвании князей», дошедшее до нас в составе древнерусских летописных сводов. Варяги «насилье дея-ху словеном, кривичем и мерям и чуди». Объединившись, они «всташа на варягы и изгнаша я за море и начаша владети сами собе». Обращают на себя внимание большие размеры возникшего политического объединения, внутри которого, несомненно, действовал управленческий механизм. Но между участниками объединения начались раздоры, и выход был найден в том, чтобы пригласить «из-за моря» князя, «иже бы владел нами и судил ны по праву» (в ином варианте — «по ряду», т.е. по договору). Из Скандинавии прибыли с дружиной три брата. Рюрик — сел князем в у словен в районе будущего Новгорода и стал родоначальником правившей затем в России княжеской династии. Определенный комментарий дают результаты раскопок «Рюрикова городища» — поселения середины IX в. на острове у выхода реки Волхова из озера Ильмень в 2 км от Новгорода. Оно обладало всеми признаками протогородского центра. В «Сказании» Рюрик выступает как настоящий правитель, обладающий полнотой судебно-административной власти. Но гораздо более вероятно, что он был военным вождем союза, чьей обязанностью было организовать защиту его территории, В старых племенных центрах, таких как Сарское городище или Изборск, распоряжалась родоплеменная знать.

В исторической литературе начиная с XVIII в. ведется дискуссия. В ряду так называемых норманнистов, утверждавших, что государство в Древней Руси создали шведы-норманны, именуемые русскими летописями варягами и давшие государству название «Русь», мы видим, немецких членов Петербургской Академии наук 3. Байера, Г. Миллера, А. Шлёцера, русских историков Н. М. Карамзина, А. Куника, М. П. Погодина, С. М. Соловьева, А. А. Шахматова.

Против этого выступил М. В. Ломоносов. Он пишет 2 тома Истории России, где доказывает закономерность образования государства, варяги – для охраны приглашены. Он использует термин «Русь» - от притока Днепра «Рос». Антинорманнистами были, Г. Эверс, Ю. П. Венелин, С. А. Гедеонов, Д. И.Иловайский, В. О. Ключевский и другие.

Из других историков мало кто отрицал норманнское происхождение первых князей. В последние десятилетия спор разгорелся с новой силой.

В концепции Карамзина Н.М. появляются новые черты этого вопроса. Он выделяет такие причины возникновения государства: отсутствие порядка у славян, не отрицал призвания славянами Рюрика, термин Русь относил к варягам. В «Записке о древней и новой России» писал, что был создан русский закон лучше германского (Русская правда). Завершение образования государства связывал со взятием Олегом Киева.

На рубеже XVIII - середины XIX вв. либерально-буржуазные авторы Кавелин, Чичерин. С. М. Соловьев – поклонник закона диалектики единства и борьбы противоположностей. Причина образования государства – борьба между родами. Попытки избрать собственного князя потерпели крах, потому был приглашен Рюрик как третейский судья. Начинается борьба государственного и родового начала, и государственное начало побеждает родовое в 1169 г., когда Андрей Боголюбский взял Киев, стал Великим князем, но посадил на престол сына, а сам возвратился во Владимир, сделав его столицей. Термин «Русь», по мнению Соловьева, пришел с Черного моря (так назывались люди, занимавшиеся морским промыслом).

В XIX в. исследователь русских летописей Шахматов доказал, что сказание о призвании князей более поздняя запись. Он также считал, что термин Русь означает племя, из которого вышел Рюрик. Образование государства связывает со взятием Олегом Киева.

Существуют различные списки летописей, их интерпретация, некоторые полагают, что Синеус и Трувор не братья, а «дом» и «дружина».

В конце XIX в. Ключевский выдвинул две причины образования государства: общий интерес и военная сила. Считает, что в Древней Руси присутствовало и то, и другое. Был общий интерес – охрана торгового пути «из варяг в греки». Племена, которые не выходили на этот путь были присоединены военной силой. Летопись свидетельствует только о приходе Рюрика, который не сразу сел в Новгороде, а стал строить крепость в Изборске. Крепость могла использоваться как защита от новгородцев или как форпост для продвижения на земли славян.

Советские историки (Покровский, Бахрушин, Греков, Тихомиров, Рыбаков, Мавродин, Юшков) признавали, что Рюрик вышел из норманнской среды, но отрицали норманнскую теорию происхождения государства.

Образование государства – закономерный процесс. В марксистской науке считалось, что государство возникает та и тогда, где происходит деление общества на классы. В восточнославянском обществе этот процесс затянулся. Многие историки не учитывали высказывания Ф. Энгельса, который считал, что ускорить процесс образования государства мог пример соседей: чтобы выжить среди государств народ должен также создать свое государство. Считается, что Россия страна догоняющего развития, относится ко второму эшелону стран и отставание от эпицентра (падение Рима под нашествием варваров в 476 г. до н.э.) идет на 500 – 600 лет.

3. Термин «рос». Политическое объединение народа «Рос».В «Вертинских анналах» — официальной летописи Каролингской империи — отмечен приезд в 839 г. ко двору императора Людовика — сына Карла Великого — вместе с послами византийского императора Феофила послов некоего «народа Рос, правитель которого называется хаканом». Ряд исследователей считают, что во главе этого политического формирования, получившего в историографии наименование «Русский каганат», стояли шведы («свеоны»). Но арабский историк и географ ал-Якуби, этим государством славян и был «Русский каганат» народа «Рос», расположенный на юге Восточной Европы. В «Баварском географе» Обозначены рядом хазары и русы (Caziri, Ruzzi). «Русского каганата» в районе Среднего Поднепровья.

Сообщение «Вертинских анналов» содержит важные сведения. Принятие его главой титула «каган», который до этого носили только правители Хазарии. Такой акт положил начало противостоянию между русами и хазарами.

В текстах сводов название «Русская земля» использовалось в широком и в узком значении. В широком значении это название относилось ко всем вос­точнославянским землям, в узком значении оно относилось лишь к территории Среднего Поднепровья с такими городами, как Киев, Чернигов и Переяславль. Происхождение названия «Русь». В научной литературе уже более 200 лет идут споры о происхождении названия «Русь».

Ряд исследователей выступают за скандинавское происхождение этого термина: «rojjs» — гребец, участник морского похода, перешедшего в западнофинское «routsi» — швед (хотя этимология такого перехода не доказана). Другие исследователи связывают ее происхождение с иранским корнем «рос» (города у Керченского пролива Корусиа, Герусиа, Астарусиа, Русиа) и ономастике с корневым «у» — «рус» (ruksa, russa, ruksi, russi, russia). Некоторые южные реки имеют в названиях корень «рос» (приток Днепра — Рось, приток Нарева — Рось, Роска на Волыни).

Политическое объединение, сложившееся в Среднем Поднепровье, представляло собой серьезную военно-политиче­скую силу. В 860 г. 200 кораблей народа «Рос» совершили нападение на столицу Византийской империи — одного из самых могущественных государств того времени. Освобождение полян от хазарской власти, по-видимому, не случайно совпало с появлением в Среднем Поднепровье норманнов. Характерно, что резиденция киевских князей Аскольда и Дира находилась в урочище Угорском недалеко от Киева, а не в самом этом городе.». Оба объединения, возникшие на территории Восточной Европы в IX в. были еще предгосударственными структурами, в которых князья не были еще настоящими пра­вителями.

4. Образование Древнерусского государства и норманны.Приход отрядов норманнских воинов способствовал усилению роли и значения дружины в восточнославянском обществе, и благодаря этому на территории Восточной Европы конфликт был решен в пользу княжеской власти и дружины. Но сформировавшаяся в ходе этой борьбы княжеская дружина лишь частично была норманнской. Дружины норманнских предводителей могли пополняться только за счет местного славянского насе­ления. Она являлась содру­жеством воинов, открытым для всех, кто был способен храбро сражаться на поле боя под руководством вождя. Судя по сообщениям саг, скандинавские правители, стремясь укрепить свою власть, добивались у представителей местной верхушки отдельных областей, чтобы те присылали к ним в дружину своих сыновей. Превращение дружины в господствующую социальную группу древнерусского общества имело важные исторические последствия. Только власть, опирающаяся на большую, хорошо организованную военную силу — дружину, могла решить задачу изъятия части ограниченного по своему объему прибавочного продукта для содержания непроизводительных групп населения у столь прочно консолидированных объединений соседей, которые сложились к этому времени в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы. Концентрация прибавочного продукта в руках дружины, использование его для решения различных важных не только для дружины, но и для общества в целом вопросов открыло перспективу для формирования на восточно-славянских землях более сложного общественного организма — государства.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику этнокультурным процессам как основе формирования древнего общества на территории России.

2. В чем специфика складывания Древнерусского государства?

3. В чем суть норманнской теории и кто из русских историков поддерживал ее, а кто выступал против?

4. Какова роль княжеской дружины в складывании государства.

Лекция 4.

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития.

2. Внутрисоциальные отношения и зарождение феодальных отношений по Русской правде.

3. Складывание территории.

4. Принятие христианства.

5. Первый письменный сборник законов — Русская Правда.

6. Взаимодействие с западными, восточными и степными цивилизациями.

7. Характер политической власти и значение Древнерусского государства.

1. Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития. Отечественная историография выделяет три этапа развития Древнерусского государства: 1) середина IX – X вв. возникновение Древнерусского государства; 2) X – начало XI вв. расцвет государства; 3) вторая половина XI – начало XII вв. – появление первых признаков распада Древнерусского государства.

Хозяйство. Наблюдается очень незначительное движение вперед. На юге – пашенное земледелие, которое распространяется на север. В XI – XII вв. начинается переход от перелога к двуполью. Но урожайность низкая – сам 2. Сеяли: пшеницу, рожь, чечевицу, лен; в хозяйстве используют все виды скота и домашнюю птицу. Подсобные занятия: охота, рыболовство, звероловство, бортничество. Идет развитие ремесла. Так, уже к концу существования Древнерусского государства было известно до 123 видов ремесел, особенно развиты были: кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, кожевенное. Появляется токарный станок, точеная деревянная посуда.

Городища превращаются в города, которые становятся центрами ремесла и торговли в радиусе до 15 км. города строят князья в удобных местах, обычно при слиянии двух рек, создаются как крепости, которое одновременно являются и транзитным пунктом. Центром работорговли был Киев.

2. Внутрисоциальные отношения и зарождение феодальных отношений по Русской правде. Общественный строй – спорный вопрос. Долгие годы считалось, что восточные славяне, минуя рабство, перешли к феодализму. Феодализм – аграрный строй, соответствующий истории средних веков. При феодальном строе монопольное право собственности на основное средство производства – землю – принадлежит феодалу, ему принадлежит также неполное право собственности на основного производителя материальных благ, т.е. крестьянина. Феодальная формация очень сложное понятие. Советская историография использовала ленинское определение барщинного хозяйства, окончательное господство которого он связывал с XVII в. Вся земля делится на барскую и крестьянскую запашки. Прибавочный и необходимый продукты строго разграничены. На барской земле крестьянин со своими орудиями труда и скотом создает прибавочный продукт; на своей запашке крестьянин производит необходимый для себя, своей семьи и феодала продукт, т.к. идет воспроизводство рабочей силы. За пользование землей крестьянин выполняет триразновидности ренты: отработочная, натуральная (продуктовая), денежная (в Европе с XIII в., в России с XVII в.)

Признаки и условия существования феодального (барщинного) хозяйства:натуральный характер; наделение основного производителя средствами производства (земельный надел); личная зависимость; низкое рутинное развитие техники.

После больших дискуссий в 30-е гг. утвердилась концепция формирования феодальной формации на Руси в VIII – XI вв. складываются феодальные отношения и идет складывание классов, которая позже была сформулирована Б. Д. Грековым, ее поддерживал С. В. Юшков, сдвинув хронологию с IX—X вв. на XI в. Л. в. Черепнин в 1953 г. (и 1972 г) выдвинул теорию «государственного феодализма». В раннефеодальном периоде преобладала верховная собственность государства на землю, а основная масса эксплуатируемых была представлена лично свободным населением соседских общин – смердами-данниками. Они подвергались государственной эксплуатации. Эту точку зрения развивали И. И. Смирнов, В. В. Мавродин, отчасти Б. А. Рыбаков. Противоположную точку зрения выдвинул в 1980 г. И. Я. Фроянов, который писал, что на Руси существовали города-государства, подобные античным полисам, города-общины, отрицал феодальный характер. А. А. Горский опровергает эти утверждения, его точка зрения, развивающая традиции Черепнина, представляется нам наиболее приемлемой. Итак, общественный строй можно определить как «государственно-феодальный», с той оговоркой, что государство – «совокупный феодал» – князья и окружавшая их дружинная знать, преобладающий вид ренты – продуктовая. В X – XI в. появилась княжеская вотчина, во второй половине XI в. – боярская вотчина, но мало.

Начинает складываться феодальное землевладение. Пути складывания феодального землевладения:княжеские дружинники собирают дань, и постепенно на этой территории формируется их земельная собственность; выделение родоплеменной знати; захват князьями и дружинниками свободных земель; постепенное закабаление свободных общинников. Элита формировалась из княжеской дружины. Были дружинные бояре и земские бояре. Феодалами становятся князья, бояре, дружина разбогатевшие общинники, а после 988 г. – и церковь.

Рядовое население – свободные общинники – люди. Смерды – спорный вопрос: 1 – люди, обложенные данью князю или вотчиннику; 2 – рабы, посаженные на землю; 3 – представители неславянских племен, платившие дань; 4 – Рыбаков считал, что это люди, зависимые от князя, которые должны были нести военную службу и вести хозяйство: полуземледельческое, полувоенное население. Стал формироваться класс феодально-зависимого населения. Закуп – человек, взявший купу (ссуду) у феодала и обязанный отработать за это. Человек, заключавший договор (ряд) становился рядовичем – он обязался работать в хозяйстве феодала. Холоп – раб. Челядь (челядин) – троже нет единой точки зрения. Тихомиров, Греков, Юшков, Свердлов – раб, который работает по дому; чернь. Изгой – человек, изгнанный из общины (могли быть как среди смердов, так и среди князей).

Почему славяне миновали рабство? а) до XV в. рабы были (домашнее рабство). б) в мире рабство изжило себя. в) распространяется христианство. г) не было природно-географических условий для рабства.

3. Складывание территории. Как сообщают древнерусские летописи, в 882 г. сидевший на «Рюриковом городище» князь Олег, направился на юг, устранил князей, сидевших в земле полян, и поселился в Киеве. Это имело огромное значение, т.к. во-первых, это центр восточнославянских племен; во-вторых, это мировой центр торговли (не только транзит пути «из варяг в греки», но и с востока на запад); в-третьих, Киев находится в центре Поднепровья, самого плодородного района. Князь Олег (882 – 912 гг.) подчинил земли древлян, северян и радимичей, которые стали платить дань Киеву, а не хазарам. Характерно, что, в отличие от своих предшественников, князь с дружиной поселился на территории киевского «града».

Летописи сообщают о большом походе Олега на Византийскую империю. В знак победы Олег водрузил свой щит на воротах византийской столицы Константинополя. Сохранился текст договора, который в сентябре 911 г. Олег заключил с византийским императором Львом VI. Большинство историков считают это событие завершением об­разования Древнерусского государства, далее происходило расширение его территории.

Преемником Олега стал Игорь, которого считают сыном Рюрика. Он подчинил племена уличей и бужан. В 941 г. Игорь предпринял большой поход на Византию, который закончился поражением русского войска. Он заключил договор в 944 г. с византийским императором Романом I Лакапином. Второй договор с греками, написан на двух языках сразу – греческом и древнерусском, таким образом, государство приобретает законченные формы.

В дружине в первой половине X в. было еще много норманнов. Князь Игорь, его жена носили скандинавские имена. Но при заключении договора с Византией дружинники Олега клялись соблюдать договор именем славянских богов — Перуна и Волоса. Сын Игоря носил славянское имя Святослав.

Поход Святослава в конце 60-х гг. на Хазарию был успешным. Хазарское войско было разбито. По свидетельству летописи, Святослав разорил хазарскую столицу. В состав Древнерусского государства вошли земли на Таманском полуострове вместе с хазарской крепостью Таматархой, полу­чившей в Древней Руси название Тмутаракани. После побед Святослава власти киев­ского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи, Хазарский каганат перестал существовать. Оборотной стороной этих побед было усиление главных противников хазар — печенегов, ко­торые стали вскоре опасными соседями Древнерусского госу­дарства. В Киев Никифором Фокой было послано посольство во главе с Калокиром, пред­ложившее Святославу отправиться с войском против придунайских болгар, и князь согласился.

У Византийской империи появился сосед, более могущественный более опасный, чем болгарский царь. С этим византийские правители не могли примириться. Византийский император Иоанн Цимисхий смог взять верх над противником, лишь внезапно нарушив заключенное перемирие и осадив весной 971 г. Святослава в городе Доростоле на Дунае. После долгих ожесточенных боев по договору, заключенному в июле 971 г., Святослав обязался покинуть Болгарию. По одному из условий соглашения византийская сторона снабдила хлебом 22 тыс. воинов киевского князя. На обратном пути войско Святослава разделилось. Основная часть во главе со Свенельдом направилась в Киев сухопутьем, а Святослав с небольшой дружиной — на ладьях вверх по Днепру. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с пече­негами. По преда­нию, глава печенегов князь Куря заказал из черепа князя кубок для вина.

В летописи приводится рассказ о планах Святослава сделать столицей своего государства Переяславец на Дунае. Свое решение князь обосновывал тем, что сюда, на Дунай приходит из разных стран все, в чем нуждается дружина: «из грек» — золото, шелковые ткани, вина и фрукты, из Венгрии — сереб­ро и лошади, «из Руси же скора (т.е. меха) и воск, мед и че­лядь (рабы)». Во второй половине X в. дружина киевского князя, его зарождавшийся аппарат управления стали столь серьезной силой, что оказались способными вести длительную войну с Византийской империей, мобилизовав для участия в ней войско, насчитывавшее несколько десятков тысяч человек. Но связь дружины с «землей», страной, во главе которой она стояла, была еще недостаточно прочной, она могла еще серьезно обсуждать вопрос о своем переселении на другую территорию с более благоприятными условиями существования.

В 963 г. – при Святославе в основном завершается складывание территории. Он подчинил те племена восточных славян, которые не выходили к Днепру; укрепил границы.

В течение IX—X вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население было обложено данью.

Как рассказывает Константин Багрянородный, в ноябре князь вместе с дружиной направлялся в объезд (называвшийся полюдьем) «кормиться» по землям своей страны. полюдье («кружение») длилось пять месяцев (до начала апреля). Как сказано в летописи, дань брали «от дыма», т. е. очага, по «черне куне» — шкурке куницы. В конце весны значительная часть собранной дани доставлялась в Киев, откуда направлялась на судах (у которых килем и нижней частью бортов служил ствол целого дерева, отсюда их греческое название — моноксилы) по Днепру, а затем по Черному морю в Констан­тинополь. Через днепровские пороги на почти стокилометровом промежутке суда проводили с трудом, высаживая людей и складывая товар на берег. Этим пользовались кочевники, нападавшие на караваны. Поэтому их постоянно сопровождали отряды дружинников. К. Багрянородный называл такое путешествие «мучительным и страшным, невыносимым и жесто древнерусское государство с центром в киеве - student2.ru ким плаванием».

Во внутреннюю жизнь подчиненных Киеву восточносла­вянских племенных союзов княжеская дружина не вмешива­лась. Она сталкивалась с населением лишь во время полюдья, никакой системы сбора дани не было, так князь Игорь с дружиной собирал дань с древлян, хотя ранее она уже была собрана воеводой Свенельдом. Доведенные до отчаяния неоднократными поборами древляне восстали в 945 г., князь Игорь был убит. Восстание древлян было жестоко подавлено вдовой Игоря, княгиней Ольгой. Искоростень был взят штурмом и сожжен. Земля древлян была присоединена к ядру Древнерусского государства Княгиня Ольга проводит налоговую реформу – устанавливает погосты (места для княжеской администрации, куда свозили дань) и уроки (размер дани). Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки», под последними следует понимать размеры дани. Были установлены «становища» (погосты) — места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» — охотничьи угодья, как это было уже сделано Ольгой на территории «Рус­ской земли». Таким образом было положено начало складыванию налоговой системы; а погосты укрепили центральную власть князя на местах и ослабили родоплеменную знать.

На первом этапе формируется территория, государственный аппарат и налоговая система.

После смерти Святослава некоторое время никто не мог утвердиться на престоле. Только в 978 г. на престол вступает Ярополк (978 - 980 гг.), а после него Владимир Святославович (980 – 1015 гг.), при котором наблюдается расцвет Древнерусского государства. При Владимире Святославиче (980—1015) в состав Древней Руси были включены на западе Червенские города и Кар­патская Русь.

Академик А. А. Шахматов назвал Владимира «настоящим основателем» Древнерусского государства. В княжение Владимира произошли качествен древнерусское государство с центром в киеве - student2.ru ные перемены в отношениях между Киевом и подчиненными ему землями. Сыновья Владимира стали его наместниками на этих землях. С принятием Русью новой, христианской религии, прекратилась жизнь старых племенных и религиозных центров, на смену ко­торым стали приходить новые центры — основанные княже­ской властью крепости. Ярослав уже не жил на «Рюриковом городище», а устроил себе резиденцию в самом Новгороде, на «Ярославле дворище».

В конце IX — первой полови­ны X в. печенежский союз племен, кочевавший за Волгой, занял большую часть восточноевропейских степей ме­жду Волгой и Дунаем. Первым следствием перемен стало затруднение связей между Древнерусским государством и Византией, суда с мехами, воском, рабами подвергались нападениям печенегов. В княжение Владимира были приняты важные меры для борьбы с набегами кочевников: построены «грады» — крепости по рекам Десне, Трубежу, Суле, Стугне, – «валы» высотой око­ло 3,5—4 м, окруженные глубоким рвом. Владимир выступает уже не как вождь дружины, озабоченный лишь ее пропитанием, а как правитель, организующий защиту живущего здесь населения. На втором этапе развития государства – расцвет связан с развитием феодального землевладения и феодальной вотчины, так называлось хозяйство и земельная собственность крупного землевладельца, вотчина передавалась по наследству.

4. Принятие христианства. Развитие неравенства у славян вызывало потребность религиозной реформы. У славян к этому времени существовало язычество. Владимир проводит первую религиозную реформу – создает пантеон богов, иерархию богов. В Киеве для каждого бога строится специальный комплекс

Рубеж X—XI вв. — это также время, когда определилось положение Древней Руси в мире в связи с принятием новой христианской религии из Византии. В первые годы княжения Владимир попытался приспособить к новым общественным условиям традиционную языческую религию.

В середине 80-х гг. X в. Византия потерпела ряд серьезных неудач в борьбе с Первым Болгарским царством, а в Малой Азии начались мятежи недовольной императором крупной знати. Визан­тийское посольство прибыло в Киев в 987 г. По соглашению между киевским князем и императором их союз скреплялся браком Владимира и сестры Василия II Анны, а Владимир и все жители Руси должны были принять христианство. Во исполнение условий договора Владимир послал в Константинополь шеститысячное войско.

Император, когда критическая ситуация минова­ла, не стал торопиться с исполнением условий соглашения. То­гда в 989 г. Владимир направился с войском в Крым и осадил главный опорный пункт византийской власти на полуострове — Херсоне. Здесь состоялось крещение Владимира и его дружинников, а затем и его брак с Анной. Недвусмысленно свидетельствует о силе и значении Древнерус­ского государства в Европе. Тем самым Владимир сразу занял высокое место в иерархии правителей византийского круга. На чеканенных им монетах — «серебрениках» Владимир изобра­жен в императорских одеждах и с нимбом вокруг головы.

Принятие христианской религии было важным шагом не только в культурной (о чем речь пойдет ниже), но и в социаль­ной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы земной власти («нет власти не от Бога»). Принятие христианства способствовало и укреплению государственного единства, так как на смену пестрому многообразию локальных языческих культов пришла одна, определяемая четкой системой единых норм религия, а ее служители в своей деятельности подчинялись единому центру, тесно связанному с княжеской властью.

Значение: 1. христианство сделало Русь европейским государством, что определило ее внешнюю политику. Способствовало укреплению международного авторитета; 2. прекратилась продажа славян в рабство; 3. христианство укрепило феодальный базис прогрессивный в это время; 4. укрепляло единство государства; 5. монастыри способствовали распространению грамотности и культуры.

После смерти Владимира 15 июля 1015 г. Лишь в 1019 г. Ярославу удалось утвердиться на киевском столе. В историю Древней Руси он вошел как выдающийся государственный деятель, законодатель, строитель, украсивший Киев новыми стенами и многими храмами, покровитель книжников.

5. Первый письменный сборник законов — Русская Правда. При Ярославе был создан первый письменный сборник законов — Русская Правда (по мнению одних исследователей, это была первая часть Краткой Правды, по мнению других — ко времени Ярослава восходит весь основной текст Краткой Правды, содержащий ряд вставок, восходящих к законодательству его сыновей). В отличие от «варварских правд», которые представляют собой запись норм традиционного обычного права, Русская Правда является памятником княжеского законодательства («Суд Ярославль Володимерича»). Уже в первой статье сборника устанавливалось, что одинаковый штраф за убийство следует уплачивать и если убитый — «русин» (житель «Русской земли» — Среднего Поднепровья), и если он «Словении» (принадлежит к союзу «словен» на севере Восточной Европы), т. о. устанавливались единые нормы права для всего населения Древнерусского государства. Нормы штрафов за увечья и телесные оскорбления определяли размер сумм, которые вносились преступником в княжескую казну. Нормы штрафа за убийства устанавливались в зависимости от социального положения. Если за княжеского слугу 80 –40 гривен, то за смерда, рядовича, закупа – 5 гривен, за убийство холопа штраф получал его хозяин.

Важную роль играл «Покон вирный» определял размеры корма, который население должно было давать в неделю сборщикам княжеских штрафов: 7 ведер солода, тушу барана, по две курицы в день, хлеба «по кольку могут ясти». Такая форма управления на практике приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков. Фактически возникало нечто вроде феодальной автономии отдельных земель где вскоре встал местный князь.

Анализ Краткой и Пространной позволяет увидеть динамику процессов. Это исторический источник называет основные занятия: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесло); орудия труда (рало, плуг, борона), основные сельскохозяйственные культуры (ячмень, овес, горох), кони, овцы, свиньи, коровы, козы, домашняя птица: куры. О развитии торговли говорит ст. 54 называет купцов. Больше статей связано с земледелием и продуктами земледелия, что позволило историкам делать вывод, что основным занятием восточных славян было земледелие. Русская Правда дает понятия представителей вотчинной администрации: огнищанин, тиун, подъездной, конюший, ротальный и сельский старосты и др. Статьи позволяют судить и о классовой борьбе побеги, хищение имущества, разорение борти, поломка орудий труда, перенос межевых зн<

Наши рекомендации