Основные принципы организации деятельности Народных Советов
Статья 134 . Народные Советы и подотчетные им государственные органы осуществляют руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством.
Статья 135 . Деятельность Народных Советов и подотчетных им государственных органов строится в соответствии с принципом демократического централизма, который обеспечивает сочетание централизованного руководства с максимальным развитием инициативы республиканских и местных органов и творческой активности граждан СССР.
Статья 136 . Народные Советы и подотчетные им государственные органы осуществляют свои задачи в сотрудничестве и взаимодействии с общественными организациями.
Народные Советы в пределах, установленных законом, осуществляются руководство кооперативными организациями и органами общественной самодеятельности, координируют деятельность общественных организаций по осуществлению ими государственных функций.
Народные Советы и органы общественных организаций могут принимать совместные решения и создавать объединенные органы.
Статья 137 . В деятельности Народных Советов обеспечивается коллективность руководства, широкая гласность, всестороннее, свободное и деловое обсуждение всех вопросов.
Вопросы, вносимые на рассмотрение Народных Советов, доводятся до всеобщего сведения; проекты наиболее важных решений Народных Советов ставятся на обсуждение народных собраний; решения Народных Советов обнародуются.
Статья 138 . Деятельность подотчетных Народным Советам государственных органов строится на основе сочетания коллегиальности с персональной ответственностью должностных лиц за порученное дело.
Избираемые народом должностные лица периодически отчитываются о своей деятельности на народных собраниях и в установленном законом порядке могут быть досрочно отозваны, если они не оправдывают доверия избирателей.
Статья 139 . Народные Советы, подотчетные им государственные органы и все должностные лица обязаны строго соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, укреплять государственную дисциплину, обеспечивать охрану прав граждан.
Нарушение законности, недобросовестное отношение должностного лица к своим обязанностям, злоупотребление служебным положением, проявление бюрократизма преследуется законом.
Глава XII
Прямое, непосредственное народное правление
Статья 140 . Советский Народ осуществляет государственную власть также через систему прямого, непосредственного народного правления:
— народных собраний по обсуждению и решению вопросов государственного, хозяйственного и культурного строительства;
— обсуждения проектов законов и вопросов, имеющих важное общегосударственное, республиканское или местное значение;
— референдумов — всенародных голосований по проектам важнейших законов;
— а также через иные демократические формы.
Народные собрания
Статья 141 . Народные собрания — собрания производственных (трудовых) коллективов предприятий, организаций, учреждений а также собрания граждан по месту их жительства:
рассматривают проекты законов, решений местных Народных Советов и вопросы, имеющие важное общегосударственное, республиканское или местное значение;
обсуждают вопросы управления производством, улучшения организации труда и повышения его производительности, бытового обслуживания граждан, соблюдения законов и правил социалистического общежития;
рассматривают и решают другие вопросы в пределах полномочий, определяемых законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Статья 142 . Народные собрания окончательно решают вопросы, отнесенные к их ведению, а также дают рекомендации соответствующим государственным органам и должностным лицам.
Государственные органы и должностные лица обязаны сообщать народному собранию о выполнении его решений и о мерах, принятых по его рекомендациям.
Всенародное обсуждение
Статья 143 . Всенародное обсуждение на собраниях, в общественных организациях, печати, а также в иных демократических формах проводится по проектам законов и по вопросам важного государственного значения.
Результаты всенародного обсуждения рассматриваются, обобщаются и обнародуются теми органами, которые передали проект закона или вопрос на всенародное обсуждение.
Референдумы
Статья 144 . Референдум (всенародное голосование) проводится для решения вопросов о принятии Конституции и других важнейших законов СССР.
Вопрос о назначении референдума решается Верховным Народным Советом СССР или его Президиумом.
Референдумы в союзных и автономных республиках проводятся в соответствии с конституциями этих республик.
Референдуму предшествует всенародное обсуждение переданного на голосование законопроекта.
Статья 145 . Законопроект получает силу закона, если за него подано большинство голосов граждан, принявших участие в референдуме.
Порядок проведения референдумов определяется законом.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ