Фригидийское и Лидийское царства
Фригийское царство.Самым важным политическим образованием Малой Азии после падения Хеттской державы была Фригия. Фригийцы, видимо, переселились в северо-западную часть полуострова во второй половине II тысячелетия до н. э. из Македонии или Фракии. Они продуктивно занимались земледелием и скотоводством. Античные авторы особо упоминают о виноградарстве и коневодстве. Процветали различные ремесла: обработка камня и дерева, добыча золота и других металлов, ткачество и изготовление ковров и др.
Фригийцы были тесно связаны с соседними государствами и племенами. Они помогали троянцам в их войне с греками в XIII в. до н. э., но после поражения союзника наряду с хеттами постарались воспользоваться выгодной ситуацией и сделать территориальные приобретения в Тро-аде.
Возможно, Фригия сыграла определенную роль в крушении Хеттского царства. Значительная часть его территории досталась фригийцам, которые смешались с ря^дом живших там племен, в частности с мушками, вследствие чего ассирийцы в своих летописях обычно именовали Фригию «страной мушков».
В конце XII в. до н. э. продвижение фригийцев на Восток было приостановлено Ассирией_в_районе Верхнего Евфрата. ВX—VIII вв. до н. э. Фригийское царство достигает наивысшего расцвета. Растет число городов. Славится фригийская столица: город Гордион на берегу реки Сангария (совр. Сакарья), названный так в честь легендарного царя Гордия, которого греки считали основателем Фригийского царства. Это был мощный город-крепость со стенами, сложенными из камня и сырцового кирпича, с широкими воротами и большими крепостными бастионами.
Политическая история Фригии этого периода известна в основном по легендам, которые дошли до нас в переложении греков и римлян, хотя сейчас найдены и надписи Гордия и его сына Мидаса на восточных рубежах государства. Выдающимся фригийским царем они считали Гордия, который якобы был простым землепашцем, имевшим клочок земли и пару волов, но по воле оракула оказался избранным на царство. В легенде рассказывалось и о повозке Гордия, на ярме которой был завязан замысловатый узел («гордиев узел») из лыка дикой вишни. Из уст в уста передавалась легенда, что тот, кто развяжет знаменитый «гордиев узел», станет владыкой Азии. Когда этот узел показали Александру Македонскому, тот ударом меча разрубил его и... завоевал Азию.
Одним из самых известных фригийских царей был Мидас (конец VIII—начало VII в. до н. э.). Он пришел к власти в результате жестокой междоусобицы, возникшпосле смерти Гордия. Мидас покровительствовал развитию наук и искусства, проводил активную внешнюю политику на востоке, бьи в контакте с греками. В обстановке напряженной борьбы за Восточносредизем-номорское побережье Фригия часто блокировалась с Урарту, Табалом, Каркемишем и выступала в различных антиассирийских коалициях. Однако Ассирия сумела разгромить своих противников поодиночке. В летописи Саргона II говорится об успешной борьбе против Мидаса. Во время боев в горной местности ассирийские войска захватили 3000 крепостей, 10 городов, 2400 пленников и большую добычу. Мидас был вынужден признать власть Ассирии и принести ей дань. Это было пр'Одиктованп еще и тем, что внешнеполитическое положение Фригии в конце VIII в. до н. э. резко ухудшилось: на Западных и северо-западных границах ей угрожали греки и ряд малоазийских народов; с востока обрушились племена киммерийцев, напор которых она не смогла сдержать. Согласно легенде Мидас, потерпев от них поражение, покончил жизнь самоубийством, а Фригийское царство в VII в. до н. э. распалось. Впоследствии его территория перешла под власть Лидийского царства, а в 547 г. до н. э. была включена в Персидскую державу.
Лидийская держава.Территория Лидии занимала центральный район западной части Малой Азии. В начале I тысячелетия до н. э. Лидия входила в состав могущественного Фригийского царства, но после его ослабления и распада выделилась в самостоятельное государство, столицей которого был крупный город Сарды.
Основой экономики Лидии было развитое земледельческое хозяйство. Лидийская почва, орошаемая реками Герм, Пактол, Меандр и удобряемая илом, отличалась плодородием. В долинах сеяли зерновые культуры, а по склонам гор разводили виноград, смоковницу и другие садовые культуры. Огромные пастбища позволяли в больших масштабах заниматься скотоводством, в особенности коневодством. Богатство металлами (золото, серебро, железо, медь, цинк) способствовало расцвету металлургического производства. «Золотоносная» река Пактол в изобилии давала самородки и золотой песок. Лидийцы умели добывать золото из породы, имели приспособления для его очистки.
Лидийцы изготовляли дорогие узорчатые ткани, роскошные одежды, великолепные головные уборы, обувь. Славилась и их керамика: расписные сосуды и облицовочная плитка. Они делали прочный кирпич, хорошие минеральные краски, например знаменитую сардскую охру.
Находясь на стыке западного (греческого) и древневосточного миров, Лидия вела активную торговлю. Об «оборотистых» лидийских торговцах неоднократно упоминали античные авторы. Для удобства приезжих торговцев в Лидии строились гостиницы. Согласно античной традиции, Лидия была родиной монеты — наиболее удобного средства обращения в торговле. В VII в. до н. э. при царе Гигесе стала чеканиться монета из> электрума — природного сплава золота и серебра, затем наладилась чеканка серебряной монеты, а в VI в. до н. э. при Крезе чеканилась уже и золотая. Лидийская монетная система была широко распространена, и ею пользовались, например, греческие города Ионии.
Лидийское общество, как и другиечоб-щества Древнего Востока, было рабовладельческим. Господствующее положение в нем занимал класс рабовладельцев, в который входили богатые землевладельцы, военная и жреческая верхушка, а также крупные торговцы. Интересно описание Геродотом богатств некоего лидийского аристократа Пифия, который подарил персидскому царю Дарию I платан и виноградную лозу из чистого золота, а царю Ксерксу и его огромному войску, идущему войной на Грецию, оказал роскошный прием. Основную массу производителей и налогоплательщиков в пользу храмов и царской казны составляли свободные мелкие землевладельцы, пастухи, ремесленники. В самом низу классовой и социальной иерархии лидийского общества находились рабы — храмовые, частновладельческие и др.
По своему политическому устройству Лидия была монархией. Во главе государства стоял царь. Опору его власти составлял отряд телохранителей и войско; особенно славились знаменитая конница и лидийские колесницы. Цари Лидии привлекали на службу и наемников, чаще всего соседей: карийцев, ионийцев и ликийцев. Большую роль при царском дворе играли так называемые царские соправители, присходившие из видных аристократических родов. Возможно, существовал и аристократический совет. Для решения важных вопросов внешней и внутренней по литики созывалось народное собрание. Однако постепенно, с ростом могущества царской власти, оно утратило свое значение. В социальной и политической жизни Лидии сохранились пережитки архаических общественных отношений: деление по родопле-менному признаку, обычаи предков, древние родовые нормы права и др.
Расцвет Лидийского царства падает на VII—VI вв. до н. э., когда к власти пришла династия Мермнадов, основателем которой был Гигес (692—654 гг. до н. э.). Он происходил из знатного, но не царского рода и захватил власть в результате дворцового переворота. Гигес был одним из самых могущественных лидийских царей. Он присоединил к Лидии часть Фригии и Карий, Троаду и Мисию, благодаря чему лидийцы получили выход к важнейшим морским проливам и торговым путям в Причерноморье. Но интересы развития торговли требовали выхода в Эгейское море. В связи с этим Гигес предпринял походы на крупнейшие греческие города Милет и Смирну, которые, однако, не увенчались успехом, но затем ему удалось захватить Колофон и Магнезию.. Вместе с тем он посылал щедрые дары в греческий храмовый центр Дельфы, поддерживавший его еще при вступлении на трон, и сохранял дружественные отношения с влиятельным жречеством бога Аполлона.
Если на Западе Лидией велась успешная наступательная политика, то на Востоке она с трудом отбивалась от киммерийцев, осевших в Каппадокии, безуспешно пытаясь через Киликию выйти к Восточному Средиземноморью. Рассчитывая на помощь Ассирии в борьбе с киммерийцами, Гигес отправил туда посольство и признал ее верховную власть. Опираясь на этот союз, ему удалось одержать победу над киммерийцами. Однако вскоре Лидия нашла себе других союзников в лице Египта и Вавилона, жаждущих освободиться от власти Ассирии, и, вероятно, приняла участие в обширном антиассирийском движении в середине VII века до н. э., беспощадно подавленном Ашшурбанапалом. На Лидию по наущению Ассирии устремились полчища киммерийцев, в сражении с которыми Гигес потерял трон и жизнь, а вся страна и ее столица Сарды к 654 г. до н. э. былизахвачены этими грозными кочевниками. Хотя захватчики сожгли город, но неприступный акрополь лидийской столицы взять все же не смогли. Там и отсиделся наследник Гигеса — новый царь Ардис, которому удалось избавиться 6т киммерийцев ценой подтверждения власти Ассирии над Лидией. Ардис (654—605 гг. до н. э.) вел осторожную внешнюю политику на своих восточных границах, ибо киммерийцы продолжали беспокоить страну; новое их нашествие вместе с племенами треров произошло около 645 г. до н. э. Но на западе он упорно пробивался к Эгейскому морю, воюя с городами Приеной и Милетом. Война с Милетом, которую вели уже последующие лидийские цари, растянулась на 12 лет, но закончилась заключением почетного для Милета мира.
Используя падение Ассирии, Лидия попыталась продвинуть свои границы на восток, что привело к враждебным отношениям с Мидией — преемницей ассирийского влияния в северной части Передней Азии. Результатом была ожесточенная 5-летняя (590—585 гг. до н. э.) война между Лидией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло солнечное затмение 29 мая 585 г. до н. э., признанное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали оружие). Границей между враждовавшими государствами была признана река Галис. Договор был скреплен династическим браком: мидийский царевич Астиаг женился на лидийской царевне. Крупным успехом внешней политики Лидии в этот период было изгнание из Малой Азии воинственных племен киммерийцев.
Внешнеполитический расцвет Лидии приходится на время правления Креза (562—547 гг. до н. э.). Он покорил гре-ческйе~города в Малой Азии, заставив их платить Лидии дань, ч
Опасаясь могущественного Персидского государства, Лидия охотно пошла на контакты с наиболее крупными и влиятельными греческими центрами: Спартой, Афинами, Самосом, заключила дружественные союзы с Египтом и Вавилоном. Кроме того, Крез набрал большую армию наемников, но ни армия, ни союзники не' спасли Лидию.
В 547 г. до н. э. Крез первым пе реку Галис и вторгся в Каппадокию. Сражение с персами не принесло успеха ни той, ни другой стороне. Крез был вынужден отвести свои войска назад в Сарды, чем немедленно воспользовался персидский царь Кир, который вторгся в Лидию, одержал победу под Сардами, взял вскоре саму столицу и захватил в плен Креза. Военной катастрофой 547 г. до н. э. закончилась 150-летняя история независимости Лидийского царства. Лидия вошла в состав Персидской державы в качестве одной из ее сатрапий.
63. История Урартского царства. В V—IV тысячелетиях до н. э. долины Куры и Аракса в основном по берегам небольших впадающих в них речек были заселены оседлыми земледельцами и скотоводами. В III тысячелетии до н. э. на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, названная куро-аракской.
Возникновение государстваУрарту. Особенно интенсивным процесс разложения первобытных порядков был у племен урартов, обитавших в районе озера Ван. Восемь стран под общим наименованием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В конце XII в. до н. э. поход к озеру Ван совершил ассирийский царь Тиглатпала-сар I. Он повествует о своих победах над 23 «царями» местной страны, которые имели свои колесницы и дворцы. Скорее всего речь идет о предводителях небольших территориальных объединений, подобных племенным вождям, захороненным в триалет-ских курганах. Колесницы находились на вооружении тогдашних армий и в определенной мере символизировали военную власть местных правителей — недаром их помещают в богатые погребения.
Плодородные земли в Ванском районе способствовали развитию земледелия, и скоро именно эта область становится центром нового государственного образования Древнего Востока. В XI—X вв. до н. э. здесь идет объединение мелких владеншГв более крупное образование, носящее уже характер государства. Видимо, к этому времени восходят и первые попытки создания местной урартской письменности на основе иероглифики, близкой в ряде отношений к хеттской.
В документах ассирийского царя Ашшур-нацирапала II (IX в. до н. э.) вместо многочисленных мелких владений уже упоминается одна страна, носящая имя Урарту. Ее центром были земли тю восточным и северным берегам озера Ван. Другое государственное объединение урартских племен под названием Муцацир сложилось k юго-западу от озера Урмия. Здесь находился общеурартский культовый центр, особо почитаемые храмы и святилища.
Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. до н. э. была вызвана необходимостью объединения усилий в борьбе с ассирийской агрессией. Первым правителем объединенного Урарту стал царь Араму (864—845 гг. до н. э.). Урартский правитель Сардури I (835— 825 гг. до н. э.) уже официально оформляет свои великодержавные претензии. Он принимает пышный титул, полностью заимствованный у ассирийских царей, в котором только название Ассирия заменено именем Урарту.
С целью идеологического сплочения разноплеменной державы проводится и своего рода_религиозная реформа с выделением трех главных божеств: Халди — бога неба, Тейшебы — бога грома и дождя, Шивини — бога солнца.
Урарты уводили из захваченных областей в качестве добычи многочисленные стада, но в отличие от большинства ассирийских набегов не разоряли присоединяемые территории. В надписях оговаривается, что часть имущества оставлялась покоренным странам, которые отныне должны были представлять надежный оплот Урартского государства.
Ванское царство на вершине могущества. Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа(810—786 гг. до н. э.). Большое внимание Менуа уделял организации армии. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и ассирийские военные доспехи. Военные походы Менуа, в которых он принимал личное участие, идут в двух направлениях — на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья.
Большое внимание уделял Менуа организации зависимых владений. Видимо, в ряде из них оставались местные правители(«под условием выплаты дани»), но одновременно назначались и представители центральной власти — областеначальники.
При сыне и преемнике Менуа — Аргиш-ти I (786—764 гг. до н. э.) Урартское государство вступило в решающую схватку с Ассирией за лидерство в Передней Азии, за господство на основных торговых путях, проходивших через Восточное Средиземноморье. Правление Аргишти — это зенит могущества Урартского государства.
В 735 г. урарты потерпели военное поражение от Ассирии, и ряд центральных районов Урарту был предан мечу и огню. В открытом военном противоборстве с Ассирией Урарту потерпело первое поражение, но схватка за лидерство еще не была закончена.
Вступив на престол, Руса I застал державу поколебленной военными неудачами, но энергично взялся за ликвидацию смут и вскоре полностью овладел положением. Видя, с какой энергией и успехами Руса I укрепляет могущество Урарту, Ассирия поспешила нанести своему сопернику второй военный удар. В 714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, направилась в Урарту. Руса I, узнав о падении Муцацира, покончил с собой. Государство Урарту окончательно потерпело поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии, уступив эту роль Ассирии. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.
Однако подлинная угроза Урартскому государству крылась не в Ассирийской державе, а, в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию вслед за киммерийцами и создавших в 70-х годах VII в. до н. э. собственное «царство» в Северо-Западном Иране. Их удары были тем более опасными, что они затрагивали и глубокие тылы Урарту, остававшиеся практически недосягаемыми для ассирийской агрессии. Вынужденное уделять основное внимание обороне, лишенное огромных масс военнопленных, Урарту постепенно сдает свои позиции на международной арене.
12. Урартское общество и культура.Большую роль в возвышении и расцвете Урарту сыграла развитая экономика страны. Ее основой были земледелие в районе плодородных равнин и низменностей и специализированные ремесла, связанные в первую очередь с металлургией и обработкой металлов.
Государство уделяло особое внимание подъему и организации экономики страны, в первую очередь поливного земледелия. Надписи урартских царей регулярно сообщают о проведении каналов, устройстве водохранилищ, создании садов и виноградников.
Значительное место в экономике стали занимать царские хозяйства, создаваемые почти каждым урартским правителем.
Центрами царских хозяйств во многих случаях становились создаваемые правительством города-крепости. Значительно меньшее значение имели храмовые хозяйства.
Социальная структура урартского общества отражает особенности и противоречия, свойственные рабовладельческим обществам древневосточного типа. Свободное население Урарту насчитывало около 1,5 млн. человек. Значительную его часть составляли общинники, обозначаемые термином «вооружённые свободные люди племени». Община сохраняла в какой-то мере самоуправление и выступала в структуре Урартской державы как особая единица, игравшая важную роль в сельскохозяйственном производстве. Иногда в распоряжении общины имелись и рабы.
Верхушку урартского общества представляла военная и служилая знать. Это были члены правящей династии, многочисленные родственники царя, часть племенной знати и потомков правителей мелких владений, вошедших в основное ядро Урартской державы. Но все большее значение приобретала прослойка, связанная с военно-административным аппаратом: главный военачальник, его помощники, наместники провинций — областеначальники. Постепенно система управления разрасталась и усложнялась. Так, управляющие царскими хозяйствами именовались «держателями печати»; те, кто ведал финансовыми делами,—«человек денег», «человек счета»; организаторы сельскохозяйственного производства—«человек посева», «старший пастух».
Весьма многочисленным в Урарту был класс рабов и лиц подневольного труда, близких к рабскому состоянию. Основным источником рабства были многочисленные войны, одной из главных целей которых и было получение новых контингентов рабочей силы. Термин «раб» в урартском языке означал в первую очередь чужака, военнопленного. В Урарту, как и в Ассирии, образовывались поселки государственных рабов, обязанных вести самостоятельное хозяйство; часть рабов поступала в царские хозяйства, трудилась на полях и в мастерских. Жестокая эксплуатация и бесправие рабов в той же мере характерны для Урарту, как и для всего Древнего Востока.
Политический строй Урарту был направлен на осуществление основных задач, стоявших перед государством. Организация непрерывного притока рабов-военнопленных, борьба за политическую гегемонию в Передней Азии, необходимость держатьв смирении и покорности эксплуатируемые социальные группы своей страны требовали особого внимания к армии и к военной организации. Урартские цари предпринимают постоянные усилия по оснащению и совершенствованию вооруженных сил. Основу их составляла профессиональная армия, полностью находившаяся на царском довольствии. Ассирийцы отмечали мастерство урартов в тренировке лошадей, предназначенных для конницы.
Значительное внимание урартское правительство уделяло и организации централизованной административно-хозяйственной системы. Государство было разделено на наместничества, во главе каждого стоял областеначальник, располагавший воинскими силами и обширным административным аппаратом. Стремясь к централизации, цари постоянно направляли правителям областей и чиновничьему аппарату многочисленные, порой мелочные предписания. Урартская держава объединяла области, весьма различные и в этническом отношении, и по уровню хозяйственного развития. Усилия урартских царей по подъему экономики не привели к созданию единой хозяйственной системы. Сформировались по крайней мере два экономических центра — ванский и за кавказский. Успешное функционирование царских хозяйств во многом зависело от постоянного притока рабов-военнопленных, т. е. от удачных войн. В этом были основные причины внутренней слабости Урарту, повлиявшие в конечном итоге на его судьбу.
. Урарты по языку были родственны хурри-там. В урартской дворцовой канцелярии, в характере оформления документов, в при-'меняемой клинописной скорописи отчетливо прослеживается связь с хурритско-хет-тскими традициями. Придворная культура Урарту многое восприняла от Ассирии с ее ориентацией на прославление царя, царского войска, мощи и силы в любом их проявлении.
Об урартской архитектуре можно судить по широкому распространению мощных крепостей и благоустроенных городов. Крепости, являвшиеся в большинстве случаев одновременно и цитаделями городских поселений, располагались на естественных возвышенностях и скалах.
Придворную культуру Урарту отличает стремление создать впечатление богатства, могущества и пышности.
Традиции и каноны, выработанные урар-тами, были унаследованы другими народами Закавказья, скифскими племенами, а некоторые элементы проникли в культуру Древнего Ирана и ранней Греции.
33. Протописьменный период в истории древнего Шумера.В XI—VIII тысячелетиях до н. э., в эпоху мезолита, в горных районах, прилегающих к долине Тигра и Евфрата, жили племена земледельцев и скотоводов. Темпы развития ускоряются в эпоху неолита. ;В VII тысячелетии до н. э. в горных долинах Загроса, на окраинах Месопотамс-кой низменности, появляются поселения так называемой культуры Джармо. В середине и второй половине VI тысячелетия до н. э. осваивается уже вся Северная Месопотамия. Этот этап по имени наиболее характерного поселения — Хассу-на — носит название хассунской культуры.
Хассунские племена продвигаются на юг до района современного Багдада (Телль-ас-Савван, Самарра). Хассунцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, возделывали три вида пшеницы, четыре вида ячменя, а также лен.
В V тысячелетии до н. э. в жизни обитателей Месопотамии появляются изменения, связанные с новой культурой, называемой халафской по имени поселения Телль-Халаф. Более всего новое проявляется в развитии различных производств.
В период неолита формируются религиозные верования древних обитателей Северной Месопотамии. При раскопках встречаются статуэтки животных, например быка, который, видимо, был тотемом халафс-ких племен, глиняные женские фигурки с вмазанными в них зернами, что свидетельствует о почитании богини-матери, подательницы урожая. Зарождается заупокойный культ с разными типами погребений и увеличивающимся погребальным инвентарем.
В это же время шло продвижение племен дальше, на юг. В последней трети V — первой половине IV тысячелетия до н. э. и характеризуется наличием системы оросительных каналов. Этот новый этап в развитии Месопотамии отличается расцветом ремесел: керамического , металлургического, ткачества.
Возникновение классового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с урукской культурой (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быстрыми темпами^ идет процесс отделения ремесла от земледелия. Выделяется гончарное ремесло.
Одновременно с развитием производительных сил кардинальным образом меняются и производственные отношения. Быстрыми темпами идут имущественное расслоение и социальная дифференциация общества. Особую социальную группу образуют рабы и близкие им по положению подневольные работники.
По мере усложнения социальной структуры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Оно в значительной мере сосредоточивало в своих руках функции управления сложным ирригационным хозяйством.
Достигнутые в общественно-экономическом развитии результаты закрепляются в конце IV — начале III тысячелетия до н. э., в период культуры Джемдет-Наср. В это время преобладают уже медные орудия труда и оружие (кинжалы, топоры, резцы, серпы, рыболовные крючки и т. д.) и даже появляется бронза.
Южная Месопотамия в XXVIII— XXIV вв. до н. э.В начале III тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге — шумеры, в среднейчасти долины Тигра и Евфрата — аккадцы, а на севере — хурриты. В разных районах страны из небольших поселков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине III тысячелетия до н. э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш,— играл в этот период ведущую роль в исТбрии Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характерные для периода, который принято называть раннединастическим и который охватывал XXVIII—XXIV века до н. э.
Экономический подъем Шумера в III тысячелетии до н. э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. Происходит отделение торговли от ремесла.
Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения. Основным источником рабства является война. Рабов клеймили, содержали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабыни трудились в качестве прядильщиц, ткачих, зернотерщиц, носилыциц, работали на кухнях и скотных дворах. Рабов-мужчин использовали как землекопов, носильщиков, садовых работников.
Кроме рабов в шумерском обществе было много подневольных работников: разорившиеся и лишившиеся своих наделов общинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому. Верхушку шумерского общества раннединастической эпохи составлял класс рабовладельцев. К нему принадлежали ро--довая знать, высшее жречество, представители администрации.
Класс мелких производителей, составляющий примерно половину населения в шумерском городе-государстве, был представлен рядовыми общинниками, владевшими небольшими наделами общинной земли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.
Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община.
По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство. Однако на первых порах оно сохраняло много черт и институтов первобытной демократии.
36. Раннединастический период в истории древнего Шумера. По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство. Однако на первых порах оно сохраняло много черт и институтов первобытной демократии.
В начале раннединастического периода (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбиравшийся на эту должность. Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношениюк «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.
В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом».
На протяжении всего ранне-династического периода функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов, в полномочия которых входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом.
С развитием имущественного неравенства и классового общества роль народного собрания уменьшается, совет же старейшин долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть. Однако постепенно усиливается экономическая и военно-политическая власть правителя; в конце раннединастического периода возникает такая форма монархии как деспотия. Опорой власти правителя становится формирующаяся армия.
Ранние шумерские государства были небольшими по территории, обычно они включали один крупный город с соседней сельскохозяйственной округой (иногда и другими мелкими городами). Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду, куда они, по преданию, переселились с острова Тильмун (совр. Бахрейн) в Персидском заливе. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продуктов лишь внутри небольшого территориального объединения, отсутствие необходимости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противоречия, небольшое количество рабов и патриархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов — все это способствовало сохранению небольших городов-государств (типа египетских номов) на территории Южной Месопотамии на протяжении всего раннединастического периода.
Но между городами-государствами шла ожесточенная борьба за политическую гегемонию, в ходе которой то одному, то другому из них удавалось на время возвыситься и играть преобладающую роль.