Тема 16. Государство и право России на современном этапе (1993 – н.в.)

Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. «О федеративном договоре». Референдум 25 апреля 1993 г. Выступление Б. Н. Ельцина 21 сентября 1993 г. по телевидению с обращением об упразднении Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации. События 3—4 октября 1992 г. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления», которым прекращены полномочия местных советов. Референдум 12 декабря 1993 г. по проекту Конституции Российской Федерации, выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Структура органов власти и управления. Форма правления и государственного устройства. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Надзорно-контрольные органы: Прокуратура Российской Федерации и Счетная Палата. Правоохранительные органы Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации. Органы местного самоуправления. Избирательная система Российской Федерации. Государственные Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого созывов. Обновление российского законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики и общепризнанным нормам международного права. Обеспечение прав человека и гражданина. Законотворческая деятельность Федерального Собрания: принятие Гражданского, Уголовного, Семейного, Земельного, Трудового и других кодексов Российской Федерации. Формирование правового государства и гражданского общества в России

Августовский экономический кризис 1998 г., его причины и последствия. Обострение политической ситуации на Кавказе и в Центральной Азии во второй половине 1999 года. Терроризм и его истоки. Россия накануне и в ходе грандиозной избирательной кампании 1999-2000 гг. Президент В.В.Путин совершенствование российского законодательства.

5. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины

5.1. Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины:

Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить дисциплину. Изучение конкретного исторического этапа следует начинать с усвоения лекционногоматериала. Необходимо внимательно слушать лекции, стремясь выделить главное (смысл) и фиксировать его в виде конспекта.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

1. Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.

2. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.

4. Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «, следовательно,» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

5. Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.

6. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако будьте осмотрительны. Знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».

7. Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них – английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».

8. Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.

9. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

10. Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

11. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя, либо самостоятельно в словарях.

В случае отсутствия на лекции следует отработать материал самостоятельно.

5.2. Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо руководствоваться планом семинара. При наличии в одной теме нескольких занятий следует изучать литературу, содержащую ответы на вопросы, обозначенные в предстоящем занятии.

Семинар представляет собой активную форму учебной работы, в которой сочетаются подведение итогов само­стоятельной работы студента, проверка приобретенных им знаний, их закре­пление, расширение и углубление. Цель семинара состоит в том, чтобы по­высить теоретический уровень знаний студентов, научить их ориенти­роваться в нормативном материале, творчески подходить к изучению дисциплины, а также пользоваться приобретенными знания­ми на практике. На семинарах студенты учатся правильно и доходчиво изла­гать свои мысли перед аудиторией, обосновывать теоретические положе­ния, защищать свои убеждения, овладевать культурой речи.

Готовясь к се­минару, нужно уяснить основные вопросы темы, чтобы в процессе чтения и записи фиксировать свое внимание на этих вопросах и уже в ходе изучения группировать материал. Рекомендованные к семинару источники следует не только изучать, но и законспектировать. Одновременно надо продумать, какими фактами из личной практики или практики работы государственных органов и общественных организаций, из жизни своего города, района, области можно подтвердить теоретические положения темы. Если есть воз­можность, рекомендуется подобрать соответствующий цифровой и стати­стический материал.

Опыт показывает, что некоторые студенты являются на семинарские занятия подготовленными только по одному вопросу темы или во все не­подготовленными, но стремятся создать впечатление у преподавателя, что они знают весь материал, бросая отдельные реплики или выступая с «до­полнениями» по вопросам, уже освещенным предыдущими товарищами. Другим серьезным недостатком семинаров является то, что многие студенты в своих выступлениях, рассчитанных на 7-10 минут, охватывают много вопросов, разбрасываются, и поэтому их выступления оказываются по­верхностными. В своих выступлениях студенты должны излагать материал своими словами, а не механически зачитывать конспект. В ходе выступления, конспектом можно пользоваться только для того, чтобы последовательно излагать материал. Для подтверждения своих слов можно приводить соот­ветствующие цитаты, положения нормативных актов и статистические дан­ные. Внимательное выслушивание каждого выступающего помогает уяс­нить то, что студент должен записать в конспект, чтобы в последующем можно было использовать эти записи при подготовке к сдаче эк­замена. После обсуждения каждого вопроса плана семинара студент должен подумать, какие положения остались ему непонятны, и при необ­ходимости попросить преподавателя остановиться на них в своем заключи­тельном слове. То же следует сделать и в конце семинара.

5.3 Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы:

Самостоятельная работа является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность обучающего, его мировоззрение и правовую культуру, развивающим его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня.

Целями самостоятельной работы являются: формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий.

Самостоятельная работа заключается в изучении отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе, в подготовке к семинарам занятиям и экзамену.

В конце каждой лекции лектор дает обучающимся задание на самостоятельную подготовку: изучить лекционный материал данной лекции, повторить (при необходимости) материалы других лекций, а также основную и дополнительную литературу с указанием конкретных страниц по материалу лекции.

В самостоятельную работу включена подготовка докладов и презентаций по ним. После вводной лекции, в которой обозначается содержание дисциплины, ее проблематика и практическая значимость, обучающиеся выбирают тему своего доклада. При этом может быть предложена и своя тематика. Тематика доклада должна иметь проблемный характер, требующей самостоятельной творческой работы.

Обучающиеся готовят доклад, делают по нему презентацию (в Power Point). Обсуждение доклада происходит в диалоговом режиме между обучающимися и преподавателем, но без его доминирования. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию информационной коммуникативности, рефлексии критического мышления, самопрезентации умений вести дискуссию, отстаивать свою позицию и аргументировать ее, анализировать и синтезировать изучаемый материал, акцентировано представлять его аудитории.

6. Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Самостоятельная работа курсантов и слушателей обеспечена следующими методическими материалами:

1. Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям и написанию контрольной работы по дисциплине «История государства и права России» для слушателей заочной формы обучения по специальности 031001. 65 – Правоохранительная деятельность / [О.А. Иванова]; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь, 2014.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельного изучения дисциплины «История государства и права России» слушателями (1 курс) по направлению подготовки 031001. 65 – Правоохранительная деятельность / [О.А. Иванова]; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь, 2014

3. Методические рекомендации для проведения занятий в интерактивной форме по дисциплине «История государства и права России» по направлению подготовки 031001. 65 – Правоохранительная деятельность / [О.А. Иванова]; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь, 2014.

7. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

Наименование разделов, тем Компетенции
ОК - 2 ОК- 3 ОК - 7
Введение в учебную дисциплину. Предмет, метод и периодизация истории государства и права России     +
Возникновение и развитие Древнерусского государства и права (IX – XII вв.) + + +
Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.) +   +
Государство и право Руси в период образования централизованного государства (XV – сер. XVI вв.) + + +
Государство и право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI – сер. XVII вв.) + + +
Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (к. XVII – XVIII вв.) + + +
Государство и право России в первой половине XIX в. +   +
Буржуазные реформы и контрреформы в России (вторая половина XIX в.) + + +
Государство и право России в период политического кризиса и падения самодержавия (нач. XX в.) +   +
Создание советского государства и права (октябрь 1917 – 1920 гг.) + + +
Советское государство и право в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.) + + +
Советское государство и право в условиях сталинского тоталитаризма 30-х гг. + + +
Приспособление сталинизма к условиям Великой отечественной войны и кризис сталинского тоталитаризма + + +
Советское государство и право в условиях неосталинизма (1953 – 1985 гг.) + + +
Крах тоталитаризма и становление демократической государственности в России (1985 – 1993 гг.). + + +

7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Экзамен проводится в устной форме по билетам. Билет по дисциплине «История государства и права России» состоит из двух теоретических вопросов и практического задания. Теоретические вопросы включают в себя основные положения учебной дисциплины. Практическое задание экзаменационного билета предполагает анализ фактов и обстоятельств, их правовую квалификацию, анализ и толкование правовых предписаний.

Формулировка вопросов и практического задания в экзаменационном билете позволяет оценить уровень сформированности компетенций, выносимых на зачет и экзамен.

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, продемонстрировавшему повышенный уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом. Претендующий на отличную оценку обучающийся должен сформулировать правильные и исчерпывающие ответы на вопросы и практическое задание, продемонстрировать высокий уровень владения терминологией по дисциплине, способен ответить на дополнительные вопросы экзаменатора. Ответы экзаменуемого должны отличаться безупречной логикой изложения, аргументированностью, грамотностью и ясностью, экзаменуемый должен продемонстрировать глубокие и всесторонние знания, грамотное использование приобретенных умений и навыков при решении практических заданий.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, продемонстрировавшему высокий уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом. Обучающийся, претендующий на оценку «хорошо», должен сформулировать правильные ответы на теоретические вопросы и практическое задание, продемонстрировать высокий уровень владения терминологией по дисциплине, ответить на дополнительные вопросы, продемонстрировав при этом глубокие знания, грамотное использование умений и навыков, допускаются отдельные неточности, непринципиальные ошибки, некоторая неуверенность в изложении своей позиции и привлечении аргументов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, сформулировавшему правильные, но краткие или неполные ответы на вопросы, в целом верно, но с некоторыми неточностями, ошибками выполнившему практические задания, продемонстрировавшему при ответах базовый уровень знаний, умений, навыков в рамках проверяемых компетенций, при этом ошибки обучающегося свидетельствуют не об отсутствии знаний, а лишь о недостаточном их усвоении, что не служит препятствием для самостоятельного выполнения основных задач профессиональной деятельности.

Обучающийся, продемонстрировавший повышенный уровень сформированности компетенций, оценивается на «хорошо» или «отлично».

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, продемонстрировавшему недостаточный, ниже порогового, уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, отсутствие необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков, не сформулировавшему ответы на теоретические вопросы, либо давшему ответы, содержащие принципиальные ошибки, не сумевшему выполнить практические задания, либо выполнившему его с существенными ошибками, на бытовом уровне, без демонстрации необходимых умений и навыков, что является препятствием для самостоятельного выполнения основных задач профессиональной деятельности.

Оценка «зачтено» выставляется, если обучающийся освоил программный материал всех разделов, последователен в изложении программного материала, демонстрирует необходимый уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом.

Оценка «не зачтено» выставляется, если обучающийся непоследователен в изложении программного материала, демонстрирует отсутствие необходимого уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом.

Результаты сдачи зачета и экзамена выставляются на основе шкалы оценки сформированности ОК-2, ОК-3, ОК-7 представленных в таблице.

Код компетенции Уровень сформированности компетенции Показатели оценивания компетенций (результаты обучения) Форма промежуточной аттестации, оценочные средства
ОК-2 Базовый Знает: - основные исторические типы и формы государства и права; - основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России. Умеет: - применять методы исторического анализа для решения юридических задач; - соотносить теоретические знания с тенденциями развития современной государственности России; - пользоваться первоисточниками при анализе исторической действительности становления государства в России; - проводить сравнительный анализ и подтверждать теоретические умозаключения примерами из реальной действительности. Владеет: -навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач.   Экзамен
Средний Знает: - основные исторические типы и формы государства и права; - основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; - особенности государственного и правового развития России, закономерностей, динамики и направленности их развития в рамках общечеловеческой цивилизации.    
Умеет: - применять методы исторического анализа для решения юридических задач; - соотносить теоретические знания с тенденциями развития современной государственности России; - пользоваться первоисточниками при анализе исторической действительности становления государства в России; - проводить сравнительный анализ и подтверждать теоретические умозаключения примерами из реальной действительности; - юридически грамотно оценивать правовые обстоятельства и квалифицировать юридические факты истории России. Владеет: -навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач.  
  Повышенный Знает: - основные исторические типы и формы государства и права; - основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России; - особенности государственного и правового развития России, закономерностей, динамики и направленности их развития в рамках общечеловеческой цивилизации; - происхождение современной государственно-правовой картины Российской Федерации и бывших союзных республик, во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.  
Умеет: - применять методы исторического анализа для решения юридических задач; - соотносить теоретические знания с тенденциями развития современной государственности России; - пользоваться первоисточниками при анализе исторической действительности становления государства в России; - проводить сравнительный анализ и подтверждать теоретические умозаключения примерами из реальной действительности; - юридически грамотно оценивать правовые обстоятельства и квалифицировать юридические факты истории России; - совершать разнообразные юридические действия в соответствии с действующим законодательством России на каждом историческом этапе. Владеет: -навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач; - методикой построения, анализа и применения историко-правовых моделей для оценки состояния и прогноза развития общественных явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам историко-правового анализа).
ОК-3 Базовый Знает: - основные юридические понятия и термины, а также содержание таких категорий, как «правосознание», «правовое мышление» и «правовая культура» применительно к различным историческим периодам.   Умеет: - оценивать и характеризовать явления социальной действительности с юридической точки зрения; - давать аргументированную и обоснованную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; - понимать и анализировать мировоззренческие, социально и лично значимые проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации.   Владеет: - навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач.   Экзамен
Средний Знает: - основные юридические понятия и термины, а также содержание таких категорий, как «правосознание», «правовое мышление» и «правовая культура» применительно к различным историческим периодам; - положения государственной экономической, социальной правотворческой политики применительно к различным историческим периодам в России; - правила юридической техники и их применение в различные периоды истории России.   Умеет: - оценивать и характеризовать явления социальной действительности с юридической точки зрения; - давать аргументированную и обоснованную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; - понимать и анализировать мировоззренческие, социально и лично значимые проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; - анализировать с юридической и нравственно-правовой точки зрения правоотношения, в том числе – складывающиеся в процессе осуществления профессиональной деятельности; - уважительно относиться к правам и законным интересам граждан, не допускать ущемления их чести и достоинства.   Владеет: - навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач; - навыками самостоятельного анализа различных экономических, социальных, политических явлений с использованием знаний, приобретенных в процессе обучения.  
  Повышенный Знает: - основные юридические понятия и термины, а также содержание таких категорий, как «правосознание», «правовое мышление» и «правовая культура» применительно к различным историческим периодам; - положения государственной экономической, социальной правотворческой политики применительно к различным историческим периодам в России; - правила юридической техники и их применение в различные периоды истории России; - понятие нормативно-правового акта, его основные черты и значение, его место среди источников права в различные исторические периоды.   Умеет: - оценивать и характеризовать явления социальной действительности с юридической точки зрения; - давать аргументированную и обоснованную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; - понимать и анализировать мировоззренческие, социально и лично значимые проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; - анализировать с юридической и нравственно-правовой точки зрения правоотношения, в том числе – складывающиеся в процессе осуществления профессиональной деятельности; - уважительно относиться к правам и законным интересам граждан, не допускать ущемления их чести и достоинства - творчески решать профессиональные задачи, основываясь на теоретических знаниях о различных государственно-правовых явлениях и проблемах - систематизировать и пропагандировать накопленные знания о государственно-правовых явлениях и полученные практические умения.   Владеет: - навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач; - навыками самостоятельного анализа различных экономических, социальных, политических явлений с использованием знаний, приобретенных в процессе обучения; - приемами юридически грамотного изложения теоретических знаний, ведения дискуссий, аргументации собственной точки зрения по правовым вопросам.  
ОК-7 Базовый Знает: - основные исторические типы и формы государства и права России.   Умеет: - применять методы исторического анализа для решения юридических задач; - соотносить теоретические знания с тенденциями развития современной государственности; - пользоваться первоисточниками при анализе исторической действительности становления государства.   Владеет: - в основном навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач.   Экзамен
Средний Знает: - основные исторические типы и формы государства и права России; - особенности формирования и эволюции национальных правовых систем и государственности у отдельных народов, некогда проживавших на территории бывшего СССР и современного Российского государства, закономерностей, динамики и направленности их развития в рамках общечеловеческой цивилизации. Умеет: -применять методы исторического анализа для решения юридических задач; - соотносить теоретические знания с тенденциями развития современной государственности. Владеет: -навыками в общем и целом применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач.
Повышенный Знает: - основные исторические типы и формы государства и права России; - особенности формирования и эволюции национальных правовых систем и государственности у отдельных народов, некогда проживавших на территории бывшего СССР и современного Российского государства, закономерностей, динамики и направленности их развития в рамках общечеловеческой цивилизации; - происхождение современной государственно-правовой картины Российской Федерации и бывших союзных республик, во всей ее сложности, многообразии и противоречивости. Умеет: - применять методы исторического анализа для решения юридических задач; - соотносить теоретические знания с тенденциями развития современной государственности; - пользоваться первоисточниками при анализе исторической действительности становления государства. Владеет: -безукоризненно навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач.

Вопросы, выносимые на зачет при проведении промежуточной аттестации.

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Предмет истории государства и права России. Периодизация истории отечественного государства и права (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

2. Образование древнерусского феодального государства (ОК-2, ОК-3, ОК-7)

3. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Организация центрального и местного управления (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

4. Становление древнерусского права, его основные источники (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

5. Русская Правда: источники, редакции (ОК-2, ОК-3).

6. Русская Правда: правовое положение населения древней Руси (ОК-2, ОК-3).

7. Русская Правда: гражданское, наследственное право (ОК-2, ОК-3).

8. Русская Правда: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды наказаний (ОК-2, ОК-3).

9. Русская Правда: судебный процесс; виды судебных доказательств (ОК-2, ОК-3).

10. Возникновение империи Чингиз-хана (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

11. Государственный строй Золотой Орды (ОК-2, ОК-3).

12. Право Золотой орды (ОК-2, ОК-3).

13. Русские княжества в условиях политической раздробленности (Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское) (ОК-2, ОК-3).

14. Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжества (ОК-2, ОК-3).

15. Государственный строй Новгорода и Пскова (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

16. Общественный строй Новгорода и Пскова (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

17. Псковская судная грамота: вещное, обязательственное, наследственное право (ОК-2, ОК-3).

18. Псковская судная грамота: преступления и наказания (ОК-2, ОК-3).

19. Псковская судная грамота: судоустройство, судопроизводство, виды судебных доказательств (ОК-2, ОК-3).

20. Образование русского централизованного государства: предпосылки и этапы (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

21. Общественный строй русского централизованного государства (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

22. Государственный строй русского централизованного государства. Боярская дума, местные органы управления (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

23. Общерусский судебник 1497 г. Регулирование гражданско-правовых отношений по Судебнику, наследственное право (ОК-2, ОК-3).

24. Преступление и наказание по Судебнику 1497 г. Особенности ответственности (ОК-2, ОК-3).

25. Суд и процесс по Судебнику 1497 г. Формы судебного процесса (ОК-2, ОК-3).

26. Этапы формирования крепостного права (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

27. Государственной строй сословно-представительной монархии. Земские Соборы. Боярская Дума. Приказы (ОК-2, ОК-3).

28. Общественный строй периода сословно-представительной монархии (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

29. Организация местного управления в период сословно-представительной монархии. Земская и губная реформа (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

30. Земские Соборы в XV—XVII вв.: состав, виды, порядок деятельности (ОК-2, ОК-3).

31. Уложение 1649 г.: разработка, источники, структура (ОК-2, ОК-3).

32. Уложение 1649 г.: развитие гражданского права. Вотчины, поместья (ОК-2, ОК-3).

33. Семейное и наследственное право периода сословно-представительной монархии (ОК-2, ОК-3).

34. Уложение 1649 г.: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды наказаний. Усиление инквизиционного процесса (ОК-2, ОК-3).

35. Предпосылки и особенности возникновения абсолютизма в России (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

36. Правотворческая деятельность Петра I (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

37. Центральные органы власти и управления в России в 18 веке (ОК-2, ОК-3).

38. Сенат и коллегии: правовое положение (ОК-2, ОК-3).

39. Прокуратура и фискалитет: правовое положение (ОК-2, ОК-3).

40. Местные органы управления в 18 веке. Городское самоуправление (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

41. Система преступлений по Артикулу воинскому (ОК-2, ОК-3).

42. Система наказаний по Артикулу воинскому (ОК-2, ОК-3).

43. Процесс по Артикулу воинскому (ОК-2, ОК-3).

44. Судебная система при Петре I (ОК-2, ОК-3).

45. Судебная система при Екатерине II (ОК-2, ОК-3).

46. Правовое положение сословий в 18 веке. Жалованная грамота городам 1785 г. (ОК-2, ОК-3)

47. «Просвещенный абсолютизм» в России (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

48. Развитие права и попытки систематизации законодательства при Екатерине II (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

49. Развитие государственной системы в первой половине XIX в. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

50. Государственный совет и министерства: правовое положение (ОК-2, ОК-3).

51. Кодификация русского права в первой половине XIX в. Гражданское право и семейное право (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

52. Система преступлений и наказаний по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ОК-2, ОК-3).

53. Судебная система и процесс в первой половине XIX в. (ОК-2, ОК-3).

54. Крестьянская реформа 1861 г. в России. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

55. Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы в России. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

56. Причины и основные принципы судебной реформы 1864 г. Мировая юстиция по судебной реформе 1864. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

57. Общие суды по судебной реформе 1864 г. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

58. Контрреформы 70 – 90-х годов ХIХ в. в России. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

59. Высшие органы государственной власти и управления России по Основным законам Российской империи от 23 апреля 1906 г. (ОК-2, ОК-3).

60. Государственная Дума и Государственный Совет в системе органов власти. Эволюция законодательства о выборах в Государственную Думу. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

61. Изменения в государственном строе России в период 1-й мировой войны (1914 – октябрь 1917 г.). (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

62. Изменения в судебной системе и праве в период первой мировой войны (1914 – октябрь 1917 гг.). (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

63. Становление советского государства. II и III Всероссийские съезды Советов. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

64. Создание и развитие советского суда (1917 – 1921 гг.). (ОК-2, ОК-3).

65. Конституция РСФСР 1918 г. (ОК-2, ОК-3).

66. Источники и особенности советского права. Создание основ советского гражданского права (1917 – 1921 гг.). (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

67. Создание советского семейного права. КЗАГС 1918 г. (ОК-2, ОК-3).

68. Создание советского трудового права. КЗОТ 1918 г. Земельное право (1917 – 1921 г.г.). (ОК-2, ОК-3).

69. Создание основ советского уголовного права. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. (ОК-2, ОК-3).

70. Основные изменения в государственном аппарате в годы гражданской войны. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

71. Судебная реформа 1922 г. РСФСР. Развитие советского суда 20-е – 30-е годы. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

72. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство (1922 – 1941 гг.). (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

73. Кодификация советского законодательства. ГК РСФСР 1922 г. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

74. Трудовое и земельное право: КЗОТ РСФСР 1922 г. и Земельный кодекс РСФСР 1922 г. (ОК-2, ОК-3).

75. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. (ОК-2, ОК-3).

76. Развитие уголовного права в общесоюзных нормативных актах 20-30 гг. УК РСФСР 1926 г. (ОК-2, ОК-3).

77. Развитие советского уголовно-процессуального права в 20-е – 30-е гг. (ОК-2, ОК-3).

78. Конституция СССР 1936 г. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

79. Изменения в советском государственном аппарате в годы Великой Отечественной войны. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

80. Основные изменения в трудовом колхозном и семейном праве в годы Великой Отечественной войны. (ОК-2, ОК-3).

81. Основные изменения в гражданском праве в годы Великой Отечественной войны. (ОК-2, ОК-3).

82. Основные изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве в годы Великой Отечественной войны. (ОК-2, ОК-3).

83. Развитие советского государственного аппарата в послевоенные годы и период либерализации общественных отношений (1945 – 1965 гг.). (ОК-2, ОК-3).

84. Основные изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве в послевоенные годы и период либерализации общественных отношений (1945 – 1965 гг.). (ОК-2, ОК-3).

85. Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

86. Распад СССР и становление государственного механизма новой России. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

87. Развитие права пореформенной России. (ОК-2, ОК-3, ОК-7).

7.3.2. Примерные практические задания, выносимые на экзамен при проведении промежуточной аттестации.

Задача 1.Княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит на месте хозяином товара – купцом Отеней. Во втором – крестьянин Доброг убил жителя соседней деревни в драке, возникнувшей во время спора из-за покоса.

Какие решения должен принять суд, руководствуясь Пространной редакцией Русской Правды? (ОК-3, ОК-7)

Задача 2.Боярин Волховский с помощью свои

Наши рекомендации