Организация государственной власти в субъектах Федерации
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
К базовым нормативным правовым актам, определяющим организацию и функционирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся федеральные законы: от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
Установление особого, не предусмотренного Конституцией Российской Федерации статуса субъекта Федерации, не допускается.
За последнее десятилетие система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации претерпела существенные изменения. Процессы реформирования этой системы свидетельствуют о наличии общей тенденции усиления роли единоличного главы субъекта (Президента, губернатора и др.)
Парламенты стали постоянно действующими органами государственной власти с четко определенной компетенцией.
В ряде субъектов учреждена двухпалатная структура парламента. В системе органов судебной власти отмечается активное становление судов субъектов Российской Федерации, к которым относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
В большинстве субъектов Российской Федерации учрежден правовой статус Президента. В конституциях республик в составе России он определяется по-разному. Если в Татарстане Президент является главой государства, в Республике Саха (Якутия) — высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, в Калмыкии — главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Президент Бурятии является главой Республики, ее исполнительной власти и Председателем Правительства.
В Карелии и Республике Мордовия главой исполнительной власти и высшим должностным лицом является Председатель Правительства.
В Дагестане функции главы государства выполняет коллегиальный орган — Государственный Совет, возглавляющий исполнительную власть.
В большинстве республик Президент избирается непосредственно народом всеобщими, прямыми выборами при тайном голосовании.
Президенты не могут быть депутатами парламентов и иных представительных органов. Они не могут занимать никаких должностей в государственных органах, коммерческих организациях, не имеют права на предпринимательскую деятельность. На период выполнения своих полномочий президенты приостанавливают членство в политических партиях.
Республиканские конституции подробно регламентируют полномочия Президента. Как глава государства Президент выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее Конституции и законов, а также принятых ею международных республиканских обязательств; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, входящими в состав СНГ государствами, республиками, территориями, а также в международных организациях; обращается с посланиями к парламенту и народу; вправе участвовать в работе парламента; с согласия парламента принимает отставку правительства; участвует от имени республики в решении вопросов совместного с Российской Федерацией ведения; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания республики. Как высшее должностное лицо в системе исполнительной власти, Президент республики назначает с согласия парламента председателя правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и ведомств республики; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции Республики и законам, актам президента.
В некоторых республиках (Ингушетия, Калмыкия, Тыва) президент наделен правом роспуска парламента.
Президент обладает правом законодательной инициативы. Он участвует в законотворческом процессе путем подписания законов, их опубликования, а также использования права отлагательного вето.
Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.
К сожалению, конституции некоторых республик наделяют Президента полномочиями, выходящими за пределы компетенции республики и относящимися к предметам исключительного ведения Российской Федерации.
Допускается досрочное прекращение полномочий Президента в случаях: добровольной отставки; отрешения от должности; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.
Законодательные собрания
субъектов Российской Федерации
Законодательные собрания субъектов Российской Федерации — это органы представительства населения субъекта Федерации, его законодательные органы.
Структура этих органов разнообразна. Численность депутатов в них также различна. В большинстве субъектов Федерации законодательные собрания однопалатные.
В некоторых республиках в составе Российской Федерации наряду с законодательными собраниями используется для принятия законов и такая форма, как съезд народа (например, в Тыве — Великий Хурал). В его состав включаются члены законодательного собрания, высшие должностные лица, специально делегируемые (избираемые) представители различных групп населения и т.д.
Организация и деятельность такого съезда регулируются Конституцией республики. Так, в Ингушетии съезды собираются с 1991 г.
Внутренняя структура законодательных собраний субъектов Федерации определяется их регламентом. Порядок деятельности парламентов субъектов Федерации во многом аналогичен порядку деятельности палат Федерального Собрания. Законодательные собрания (в двухпалатном парламенте — палаты) избирают председателя, который руководит их деятельностью, а также заместителей председателя. Из числа депутатов формируются по различным направлениям деятельности комиссии и комитеты. На них возлагаются разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, контроль за исполнением законов и других решений парламента.
Депутаты могут объединяться в депутатские группы с учетом своих политических и профессиональных интересов.
Компетенция законодательных собраний субъектов Федерации по вопросам совместного ведения определена в ст. 72 Конституции Российской Федерации. Компетенция, относящаяся исключительно к полномочиям субъектов, в конституциях (уставах) закрепляется с различной степенью конкретизации. К полномочиям законодательных органов субъектов относится принятие и изменение конституций (уставов), осуществление законодательного регулирования по вопросам государственного, экономического и социально-культурного строительства; формирование других государственных органов субъекта и иные вопросы.
Законодательство по вопросам государственного строительства охватывает широкий круг проблем (законы о системе государственных органов субъекта, о выборах, референдумах и т.п.)
Законодательное регулирование экономического и социально-культурного строительства включает в себя вопросы образования, здравоохранения, культуры и иные вопросы этой сферы, относящихся к полномочиям субъекта Федерации.
Законодательные собрания формируют многие другие государственные органы: дают согласие главе субъекта на назначение председателя и заместителей председателя правительства, министров или руководителей департаментов исполнительной власти, избирают конституционные (уставные) суды и др.
Законодательные собрания субъектов Федерации используют в деятельности формы деятельности Федерального Собрания: пленарные заседания, работу комиссий, парламентские слушания, работу депутатов с избирателями.