Эпоха куликовской битвы. по пути дмитрия донского

Цели:

· развитие творческого подхода учащихся к выполнению заданий, умение рассуждать, делать выводы с использованием понятийного аппарата, формирование интереса к самостоятельной поисковой деятельности.

· развитие умения работать с картой, схемами, историческими источниками.

· воспитание патриотизма на примере мужества и стойкости воинов Дмитрия Ивановича; формирование гражданской позиции.

Урока

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация прежних знаний.

· Беседа по вопросам к предыдущему параграфу, проверка домашнего задания

· Тестовые задания на местах

· Соотнесите имя князя, высказывание летописца о нем и факты из его биографии.

Имена князей Высказывания летописца о князьях Биографические сведения о князьях
1) Даниил Александрович 1) «Быть им [братьям] за один до живота и безобидно владеть каждому своим» 1) Получил ярлык на великое княжение, начал собирать ордынский выход, «купил» Галич, Углич, Белоозеро
2) Юрий Данилович 2) «Благоверный, христолюбивый, кроткий, тихий и милостивый князь» 2) Властный и деспотичный, повелевал братьями, продолжал политику отца по отношению к Орде
3) Иван Данилович 3) «Если ты дашь выходу больше князя Михаила Тверского, то мы дадим тебе великое княжение» 3) Родоначальник московской династии, присоединил Коломну, Переяславль-Залесское княжество, Можайск
4) Симеон Иванович Гордый 4) «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю» 4) Вступил в борьбу за великокняжеский стол, используя женитьбу на сестре хана, сумел получить ярлык и устранить своего конкурента
5) Иван Иванович Красный 5) «Перестали поганые воевать Русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле» 5) Робкий и осторожный правитель. Главным советником его был патриарх Алексий, впоследствии — наставник малолетнего наследника

Изучение нового материала.

· Беседа по последнему пункту параграфа 25 «Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче»

· Просмотр видеофильма «Иллюстрированная история Российского государства. Биографии Правителей» о Дмитрии Донском. Беседа по фильму.

· Учащимся предлагается рабочий лист урока, включающий вопросы и задания, таблицу «Феодальная война» (см. ниже), высказывания С. М. Соловьева и В. О. Ключевского об историческом значении Феодальной войны.

· Вопросы и задания

1. Составьте рассказ, хронологически правильно расположив отрывки из летописной «Повести о Куликовской битве» (XIV в.).

1) И начали переправляться через Оку за неделю до Семенова дня, в день воскресный. И, переехав за реку, вступили в землю Рязанскую. И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошел князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий.

2) И тут выстроились татарские полки против христиан, и встретились полки. И, увидев друг друга, двинулись великие силы, и земля гудела, горы и холмы сотрясались от бесчисленного множества воинов. В урочный час сперва начали съезжаться сторожевые полки русские с татарскими. Сам же князь великий напал первым в сторожевых полках.

3) Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими, наняв еще к тому же войска бесермен, армен, фрягов, черкасов, и ясов, и буртасов. Также собрался с Мамаем, единомыслен с ним и единодушен, и литовский князь Ягайло Ольгердович со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский.

4) И пришли к Дону, и стали тут, и долго совещались. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон». А другие возражали: «Не ходи, так как слишком умножились враги наши, не только татары, но и литовцы, и рязанцы». Пошли за Дон, в дальние края»земли, и скоро перешли Дон в гневе и ярости, и так стремительно, что основание земное содрогнулось от великой силы. Князя, перешедшего за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, вел один господь Бог…

5) [Дмитрий Иванович] вскоре выступил из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных.

6) Тогда же Мамай с немногими убежал и пришел в свою землю с небольшой дружиной.

7) И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять — такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон.

2. Подтвердите фактами слова русского историка Н. М. Карамзина: «Куликовская битва достопамятна не только храбростию, но и самим искусством».

3. Сравните политику Александра Невского и Дмитрия Донского по отношению к Орде, выделите общие черты и различия.

4. Проанализируйте оценки Куликовской битвы, данные историками. Чье мнение в большей степени и почему совпадает с вашей оценкой этого исторического события?

1) Мамаево побоище еще не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил ее и... служило основанием успехов Иоанна III, коему судьба назначила довершить дело предков (Н. М. Карамзин. «История государства Российского»).

2) [Дмитрий Донской] раздражил Орду, но не воспользовался ее временным разорением, не предпринял мер к обороне против опасности; и последствием всей его деятельности было то, что разоренная Русь опять должна была ползать и унижаться перед издыхающей Ордой (Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»).

3) Летописцы говорят, что такой битвы, как Куликовская, еще не бывало прежде на Руси... Она имеет в истории... характер страшного, кровавого побоища, отчаянного столкновения Европы с Азиею. В русской истории она служила освящением новому порядку вещей, начавшемуся и утвердившемуся на северо-востоке... Но Куликовская битва была из числа тех побед, которые близко граничат с тяжким поражением. Была на Руси радость великая, говорит летописец; но была и печаль большая по убитым от Мамая на Дону, оскудела совершенно вся земля Русская воеводами, и слугами, и всяким воинством (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»).

4) Почти вся Северная Русь под руководством Москвы стала против Орды на Куликовом поле и под московскими знаменами одержала первую народную победу... Это сообщило московскому князю значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами (В. О. Ключевский. «Курс русской истории»).

5) Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах (Л. Н. Гумилев. «От Руси к России»).

5. На основании источника определите, о каком времени идет речь. Против какого врага будут использованы «тюфяки»? Чем закончится это сражение?

Переправившись через Волгу и Оку, татары внезапно объявились под стенами города. Большая часть московских бояр, духовенства, воинов, как и всегда летом, выехала из Москвы в близлежащие деревни. В Москве оставались лишь великая княгиня и митрополит Киприан. Киприану и было поручено защищать город, но, не будучи военным человеком, митрополит не смог организовать оборону. Поэтому татарам удалось окружить Москву, но взять ее они не смогли. Москва к тому времени уже обладала высокими каменными стенами, на которых стояло огнестрельное оружие, называемое по-русски «тюфяк» (от персидского слова «тупанг» — трубка). «Тюфяк» заряжался порохом и картечью и мог сделать до пяти выстрелов. Правда, дальность стрельбы была небольшой, но для охраны крепости такие орудия были очень удобны: когда нападавшие подступали, картечные залпы мешали им достичь стен (Л. Н. Гумилев. «От Руси к России»).

4. Великий князь Дмитрий Донской незадолго до смерти (19 мая 1389 г.) составил духовную грамоту, в которой разделил Московское княжество между пятью своими сыновьями. Старшего сына Василия (родился в 1371 г.) князь наделил «своей отчиной великим княжением», указав детям: «А дети мои, молодшая братья княжи Васильевы, чтите и слушайте своего брата старшего в мое место своего отца...» Из московских земель Дмитрий выделил уделы: князю Юрию (родился в 1374 г.) — Звенигород и Галич, князю Андрею (родился в 1382 г.) — Можайск и Белоозеро, князю Петру (родился в 1385 г.) — Дмитров и Углич, князю Ивану (родился в 1380 г.) — три волости. Ко времени составления завещания старший сын Донского Василий не был женат и не имел детей. Предусматривая, что Василий может умереть, не оставив наследника, Дмитрий Донской писал: «А по грехом отымет Бог сына моего князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино сыну моему княж Васильев удел...»

· Учитель задает вопрос: какую роль в истории России XV в. сыграло завещание Дмитрия Донского?

· Характеристику правления Василия 1 учащиеся изучают по учебнику.

· Вопрос о роли церкви в процессе объединения Руси остается для домашнего изучения.

Домашнее задание:§25, исторические портреты Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

Тема:

Междоусобная война на Руси.

Цели:

· сформировать представления о феодальной войне: ее причинах, основных событиях, участниках и итогах;

· развивать умение извлекать необходимую информацию из текста учебника, структурировать знания;

· способствовать формированию критического мышления учащихся.

Форма проведения:

· лабораторный урок.

Основные понятия:

· феодальная война, междоусобная война.

Даты:

· 1425-1453 гг. - династическая война в Московской Руси,

· 1425-1462 гг. - правление Василия II.

Выдающиеся личности:

· Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка, Василий II.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация прежних знаний

- Учащиеся сдают на проверку исторические портреты

Изучение нового материала.

- Учащимся предлагается самостоятельно изучить § 26, отве­тить на вопросы учебника, структурировать полученные знания в форме таблицы, тезисного плана, схемы, эссе.

- Возможно использование видеофрагментов, дополнительной литературы.

- Задания могут быть выполнены индивидуально или парами.

Наши рекомендации