Г.
2) Первые русские князья
Просмотр видеофрагментов «История государства Российского», работа с текстом учебника, историческими источниками, картой. Составление конспектов, характеризующих направления политики и результаты княжения Олега, Игоря, Ольги, Святослава.
схема (образец)
Исторический портрет КНЯЗЬ ОЛЕГ | |
Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) | По сведениям летописца князь Олег был одним из приближенных Рюрик, начал править Новгородом по причине малолетства сына Рюрика − Игоря. В 882 г. захватил Киев, объединив под своей властью два центра древнерусского государства. Умер в 912 г. |
Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) | 1. Борьба за контроль торгового пути "из варяг в греки". · Олег после смерти Рюрика, правившего в Новгороде с войском пошел по торговому пути, захватив по пути центр кривичей Смоленск; · в 882 г. захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира, Киев становится резиденцией князя. 2. Подчинение восточнославянских племен · подчинил древлян, северян, радимичей, обложив их данью. 3. Борьба за обеспечении внешней безопасности · договорился с варягами о об охране теми северо-западных границ Руси за плату в 300 серебряных гривен; · успешно боролся с хазарами, данниками которых были некоторые восточнославянские племена; · потерпел чувствительное поражение от венгров, когда те перемещались по Причерноморью, заключил с ними союз. 4. Борьба с Византией · совершил поход на Константинополь (Царьград) в 907 г., итогом которого было заключение договора; · в 911 г. был заключен первый письменный договор Руси с Византией, по которому русские купцы получал и ряд торговых привилегий. |
Значение деятельности(деятель в оценках историков, современников …) | Политика князя Олега была успешной, · он проявил себя как талантливый полководец и организатор, объединив восточнославянские земли в 882г. в единое государство, · стал контролировать путь "из варяг в греки", придал княжеской власти авторитет и международный престиж. · заключил наиболее выгодный договор с Византией. |
4. Закрепление изученного материала -понятийный диктант.
5. Домашнее задание:§13, закончить работу с конспектом.
Тема:
Расцвет Древней Руси
(Древнерусское государство при Владимире)
Цели урока:
- характеристика личности и правления Владимира I;
- определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства.
Персоналии
- Владимир I Святой (?—1015 гг.) — великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью.
Термины и понятия урока
- Православие — одно из главных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы сложились в Византии в IX—XI вв. Окончательно оформилось как самостоятельная церковь в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную. Особенности нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие — «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь. Провозглашает верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу учения положены Священное Писание — Библия (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- На местах тест на повторение.
- У доски: характеристика Игоря, Ольги, Святослава.
Изучение нового материала.
1) Первая усобица на Руси.
Лекция учителя, составление схемы в тетради.