Л. Н. Гумилев. От Руси к России: очерки этнической истории
Россия во всемирной истории
Цели урока:
- Формирование у учащихся представления о месте России во всемирной истории, особенностях исторического пути России.
- Показать влияние на развитие исторического процесса природно-климатических условий, геополитического положения и др.
Форма урока:
- лабораторный урок.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
1. Учитель организует работу с источниками в парах. Каждая пара получает оба документа.
Задание.
Прочитайте источники. Обменяйтесь мнениями в паре и подготовьте совместный ответ на предложенные вопросы и задания:
- Что объединяет представленные источники?
- Сравните, как определяют предмет науки истории авторы (найдите общее и различия).
- Какие строчки вы считаете самыми важными? Поясните свое мнение.
- Какая точка зрения представляется вам более аргументированной?
- Согласны ли вы с мнением авторов?
Источник 1
Л. Н. Гумилев. От Руси к России: очерки этнической истории
(извлечение)
А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство — это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территорий своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.
Второй параметр — время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое место», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными. Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения все человечество следует рассматривать как антропосферу — одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens. Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством — оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей — этносов — составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории. В дальнейшем, говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам...
Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения — стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.
Источник 2
М. Блок. Апология истории
(извлечение)
Иногда говорят: «История — это наука о прошлом». На мой взгляд, это неправильно. Ибо, во-первых, сама мысль, что прошлое, как таковое, способно быть объектом науки, абсурдна. Как можно, без предварительного отсеивания, сделать предметом рационального познания феномены, имеющие между собой лишь то общее, что они не современны нам? Точно так же можно ли представить себе всеобъемлющую науку о вселенной в ее нынешнем состоянии? <...> Предметом истории является человек. Скажем точнее — люди. Науке о разнообразном больше подходит не единственное число, благоприятное для абстракции, а множественное, являющееся грамматическим выражением относительности. За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. И настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча.
«Наука о людях», — сказали мы. Это еще очень расплывчато. Надо добавить: «о людях во времени». Историк не только размышляет о «человеческом». Среда, в которой его мысль естественно движется, — это категория длительности.
Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.
После завершения работы в парах заслушивается несколько ответов.
2. Учащиеся читают текст параграфа 3.
Вопросы и задания для организации дискуссии:
1) Назовите основные факторы, определившие своеобразие русской цивилизации. Какие из них проявляются в наше время?
2) Существует ли взаимосвязь между ценностями православия и действием остальных факторов в истории России? Аргументируйте свою точку зрения.
3) Представьте взаимосвязь факторов цивилизационного развития России в виде схемы. Каково значение каждого фактора в истории нашей страны? Какой фактор представляется вам наиболее значимым и почему?
Учащиеся выделяют особенности социума, государства и системы ценностей, сформировавшихся в средневековой Руси, и отвечают на вопрос: как связаны между собой факторы цивилизационного развития и система ценностей средневековой Руси?
· Особенности социума: личностно-патриархальный характер общественных отношений; отсутствие частной собственности на землю; слабое развитие корпоративных связей при сохранении сельской и посадской общины.
· Особенности государства: сильное государство с упрощенными механизмами управления; абсолютизация личной власти; жесткие методы управления; многочисленные повинности подданных. (Учитель отмечает, что в полной мере эта характеристика может быть отнесена только к послемонгольскому времени.)
· Особенности системы ценностей: государство; вера; совесть; соборность (коллективизм).
Домашнее задание: §3
Тема:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Для актуализации проблемы урока учитель может обратить внимание старшеклассников на то, что социологические опросы показывают резкое возрастание интереса к древнерусской истории, хотя еще недавно лидировал интерес к событиям XX в. С чем это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда есть пошла Русская земля?» Обобщив ответы учащихся, учитель отмечает, что в истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.
Изучение нового материала.
Учащиеся получают групповые и индивидуальные задания, работают с текстом и картой учебника.
Религия восточных славян.
Языческие боги | Какие силы природы олицетворяли |
Образование древнерусского государства
Цели урока:
- познакомить с процессом образования Древнерусского государства, различными точками зрения на возникновение государства у восточных славян;
- развивать умение характеризовать основные направления и результаты деятельности русских князей, структурировать учебный материал в виде тезисного плана, схемы.
Форма урока:
- проблемная лекция.
Подготовка к ЕГЭ:
- работа с текстом источника;
- характеристика личности.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Понятийный диктант по терминам домашнего параграфа.
· Начальная русская летопись (Повесть временных лет)
· Автор начальной русской летописи (Нестор)
· Восточнославянский племенной союз, сложившийся в Среднем Поднепровье (поляне)
· Враг, от которого славяне освободились на рубеже 8 – 9вв. (хазары)
· Собрание свободных членов племени у восточных славян (вече)
· Наиболее зажиточные члены племени (мужи)
· «Любимцы богов» у славян, которые умели напрямую общаться с богами (волхвы, кудесники)
· Кто составлял челядь? (женщины, дети ,другие члены семьи)
Изучение нового материала.
1) Происхождение Руси
Лекция учителя с использованием схемы, постановка вопроса: кого можно считать создателем Древнерусского государства?
Расцвет Древней Руси
(Древнерусское государство при Владимире)
Цели урока:
- характеристика личности и правления Владимира I;
- определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства.
Персоналии
- Владимир I Святой (?—1015 гг.) — великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью.
Термины и понятия урока
- Православие — одно из главных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы сложились в Византии в IX—XI вв. Окончательно оформилось как самостоятельная церковь в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную. Особенности нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие — «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь. Провозглашает верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу учения положены Священное Писание — Библия (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- На местах тест на повторение.
- У доски: характеристика Игоря, Ольги, Святослава.
Изучение нового материала.
1) Первая усобица на Руси.
Лекция учителя, составление схемы в тетради.
Приложение (тесты к уроку)
ИСТОРИЯ РОССИИ – 10 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ – 10 класс
Расцвет Древней Руси
(Ярослав Мудрый и Владимир Мономах)
Цели урока:
· анализ причин, сущности и результатов первой и второй усобицы на Руси;
· характеристика особенностей развития Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого;
· сравнительная характеристика личности и деятельности Владимира I и Ярослава Мудрого.
Основные даты и события:
· 1015 г. — восстание в Новгороде против варягов.
· 1036 г. — Ярослав Мудрый нанес сокрушительное поражение печенегам, от которого они не смогли оправиться.
· 1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.
· 1051 г. — образование Киево-Печерского монастыря.
Термины и понятия урока:
· Гривна — основная денежная единица в Киевской Руси.
· Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.
· «Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.
· Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями.
· Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси.
· Персоналии:
Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.
· Нестор— древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет» (ок. 1113 г.).
Оборудование урока:
· карта «Киевская Русь»,
· видеофрагменты «История Государства Российского»
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- На местах тест на повторение.
- У доски: характеристика Владимира 1
Изучение нового материала.
Изучение темы целесообразно начать с беседы об отношении к власти великого князя в Древней Руси и договорному началу в отношениях между князьями. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял князь, во многом зависимый от дружины. Наследование власти тесно переплеталось с избранием. Власть князя еще сильно зависела от общины, которая призывала и изгоняла князя, формировала ополчение для отпора внешним врагам.
Переходя к основной части урока, учащимся можно предложить поразмышлять над следующими вопросами:
1. Чем характеризовался политический строй древнерусских княжеств?
2. Какие основания для занятия престола, на ваш взгляд, являлись решающими?
3. Почему смерть сильного и волевого правителя обычно способствовала началу усобиц?
4. Какой князь пришел к власти также в результате усобицы?
5. Как вы думаете, мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
Для ответов на поставленные вопросы учащиеся могут опираться на следующие высказывания историков.
В. О. Ключевский:
«Когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями: политической зависимости младших областных князей от старшего их брата, садившегося после отца в Киеве, незаметно. Между отцом и детьми действовало семейное право, но между братьями не существовало, по-видимому, никакого установленного, признанного права...»
А. Е. Пресняков:
Старое семейное право покоилось на нераздельности житья владения. С разделом разрушался семейный союз, и обычные понятия не знали преимуществ и прав старшего брата над другими. Понятия эти, господствуя в междукняжеских отношениях, становились в резкое противоречие с политической тенденцией киевских князей создать прочное подчинение Киеву подвластных областей. И первый, вытекавший из обстоятельств, выход из дилеммы — стремление объединить в руках киевского князя все владения отца, «быть, владея, единому в Руси»»
С. М. Соловьев:
«Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода, в свою очередь, надеялся достигнуть старшинства и соединенного со старшинством владения главным столом киевским. Основанием старшинства было старшинство физическое, причем дядя имел преимущество пред племянниками, старший брат — пред младшими, тесть — пред зятем, муж старшей сестры — пред младшими шурьями, старший шурин — пред младшими зятьями; и хотя во время господства родовых отношений между князьями встречаем борьбу племянников от старшего брата с младшими дядьми, однако племянники при этом никогда не смели выставлять своих родовых прав, и притязания их, основывавшиеся на случайных обстоятельствах, должны были, исключая только одного случая, уступать правам дядей самых младших».
Р. Г. Скрынников:
«Старшинство перестало играть безусловно решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой перемены власти на периферии Киевской Руси: каждый новый киевский князь направлял своих сыновей наместниками в другие города (прежде всего в Новгород). При этом в политической борьбе все чаще использовались половецкие отряды».
В ходе беседы учащиеся приходят к выводам о том, что власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу также пришлось столкнуться с подобными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев. Следствием этого, возможно, и явилось введение нового порядка наследования — «лествичного» (просмотр интерактивной схемы)
· Борьба Ярослава Мудрого за власть
Этап междоусобной борьбы | Хронологические рамки этапа | Содержание этапа |
I этап | 1015—1019 гг. | Борьба со Святополком Окаянным |
II этап | 1019—1026 гг. | Борьба с Мстиславом Тмутараканским |
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Работа с учебником и дополнительными источниками, в ходе которой составляется конспект в тетради.
Организационный момент
2. Актуализация прежних знаний(беседа по вопросам к домашнему параграфу)
Изучение нового материала
План изучения нового материала:
1. Причины распада единого государства.
2. Результат политического дробления Руси.
3. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности.
Во вступительном слове учитель предлагает учащимся вспомнить и дать характеристику ключевого термина этих уроков — «политическая раздробленность». Моделируя обстановку политической раздробленности, школьники отмечают, что подобный период развития государства переживала не только Русь, но и западные державы, и приводят примеры из истории западных стран, подтверждающие это.
Далее учитель объясняет значение и цели изучения темы урока, предлагает вспомнить причины раздробленности в странах Европы. Учащимся предлагается проанализировать таблицу:
Русь | Германия | Франция |
1. Рост городов, развитие хозяйства. 2. Формирование и развитие крупных земельных вотчин (местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы). 3.Обширная территория, различные природные и экономические особенности отдельных земель. 4. Полиэтнический состав страны. 5. Порядок престолонаследия | 1. Отсутствие экономического центра (немецкие города из-за географического положения были ориентированы на внешнюю транзитную торговлю и не были связаны друг с другом). 2. Тесные связи городов с местными князьями (местным князьям было выгодно укрепление городов, являвшихся источником их доходов и политического влияния). 3. Отсутствие тесной связи между городами и королем. 4. Превращение королевских министериалов (служилых людей короля) в крупных феодалов, утративших связь с короной. 5. Эволюция (из-за характера феодализации Германии) племенных герцогов в имперских князей, внимательно следивших за тем, чтобы между их собственными вассалами и императором не устанавливались прямые вассальные связи (т. е. шел процесс изоляции императора от слоев мелких и средних феодалов — потенциальных союзников короны) | 1. Малочисленность земельных владений короля, значительная часть которых была роздана феодалам, предопределила слабость королевской власти. 2. Компактность расположения владений крупных феодалов не способствовала сохранению единства государства. 3. Действие принципа «вассал моего вассала не мой вассал», который ограничивал социальную базу королевской власти. 4. Отсутствие (из-за раннего начала процесса феодализации) слоя свободных крестьян, на которых могла бы опереться королевская власть. 5. Сосуществование на территории Франции двух четко выраженных народностей на севере и юге страны способствовало политической раздробленности. 6. Неравномерность развития городов (раннее развитие городов на юге и их внешнеторговая ориентация; более позднее развитие городов на севере) |
1. Обобщая ответы учащихся на вопрос о причинах политической раздробленности в странах Западной Европы, учитель напоминает, что раздробленность — показатель зрелости феодального общества. Основанием для начала политической раздробленности обычно является формирование крупных земельных владений феодалов, полученных ими на основе безусловного владения. Анализируя мнения историков и материал учебника, учащиеся называют причины раздробленности на Руси.
Учитель также отмечает, что снижению роли Киева как центра государства способствовало перемещение торговых путей и набеги кочевников. В результате упадка Киева в Южной и Юго-Западной Руси возвысилось Галицко-Волынское княжество, в северо-восточной части Руси — Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское) княжество, а в Северо-Западной Руси — Новгородская боярская республика, из которой в XIII в. выделилась Псковская земля.
2. Вопрос о последствиях процесса политической раздробленности для истории Русского государства школьники изучают самостоятельно по учебнику. По окончании работы ученики должны сформулировать следующие последствия процесса политической раздробленности:
3. Вопрос о развитии отдельных русских княжеств излагается в виде сообщений учащихся, в результате создается таблица:
Вопросы для сравнения | Киевское княжество | Галицко- Волынское княжество | Владимиро- Суздальское княжество | Новгородская земля |
Особенности географического положения | Юго-Западная Русь | Юго-Западная Русь, на границе с Польшей и Венгрией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути | Северо-Восточная Русь, междуречье Оки, Волги и Клязьмы | Северо-Западная Русь |
Природные условия | Плодородные земли | Наиболее плодородные земли на Руси | Умеренный климат, лесная полоса | Благоприятные для развития торговли |
Система управления | Князь | Власть князя ограничивалась боярами | Сильная власть князя | Аристократическая республика |
Особенности хозяйствования | Пашенное земледелие, развитое ремесло | Пашенное земледелие | Земледелие, скотоводство, промыслы | Ремесло и торговля |
Основные даты и события
1208—1223 гг. — завоевательные походы монголов в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье.
1223 г. — битва на реке Калке.
Термины и понятия урока
Араты — рядовые монголы-скотоводы.
Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.
Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.
Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.
Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.
Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.
Персоналии
Чингисхан (1155—1227 гг.) — основатель Монгольской империи, крупнейший завоеватель и государственный деятель. Настоящее имя Тэмучэн (Темучин). В 1206 г. на курултае (съезде монгольской знати) был провозглашен Чингисханом (Великим ханом). Правление Чингисхана оказало влияние на развитие политической и духовной культуры населения многих азиатских регионов.
Джучи (ок. 1184 — ок. 1227 гг.) — старший сын Чингисхана от старшей жены Бортэ из племени онгхират (кунгират).
Угедей (Угэдэй) (1186—1241 гг.) — второй монгольский Великий хан, третий сын Чингисхана от старшей жены Бортэ. Завершил завоевание Северного Китая, покорил Армению, Грузию, Азербайджан. В его правление предприняты походы Батыя в Восточную Европу. В Монгольской империи при Угедее была проведена перепись населения, закончено строительство столицы Каракорума. В империи была организована почтовая служба (ям).
План изучения нового материала:
1. Рождение Монгольской империи.
2. Чингисхан. Завоевания монголов.
3. Трагедия на Калке.
4. Походы Батыя на Русь.
Во вводном слове учитель описывает основные задачи урока (см. выше).
1. Характеризуя время и условия возникновения Монгольской державы, учитель обращает внимание учащихся на следующие существенные моменты. Во-первых, монголы были кочевниками-скотоводами. Во-вторых, XI—XII вв. были благоприятными для монголов. Так как было много влажных лет и увеличились территории пастбищ, то, как отмечают ученые, следствием стало умножение стад — главного богатства кочевых племен. Произошел своеобразный демографический взрыв. С наступлением засушливых лет большое количество населения стало нуждаться в новых территориях, где можно было бы пасти скот. Это было жизненно важно, иначе им грозила голодная смерть. В-третьих, во второй половине XII в. у монгольских племен шло отмирание родоплеменных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества становилась отдельная семья, зарождались феодальные отношения и государственность.
Характеризируя нравы и обычаи монгольских племен, учитель может воспользоваться приведенными ниже цитатами.
«Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо, с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались», — писал в XIII в. итальянец Плано Карпинини, посланник папы римского.
Матвей Парижский в Великой хронике отмечал: «...племя человеческое... и бесчеловечное... люди бесчеловечные и диким животным подобные... словно чума, обрушились на человечество... словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли... со стремительностью молнии... А головы у них слишком большие и совсем не соразмерные туловищам. Питаются сырым мясом, также и человеческим. Они отличные лучники. Через реки они переправляются в любом месте на переносных, сделанных из кожи лодках. Они сильны телом, коренасты, безбожны, безжалостны. Язык их неведом... Они владеют множеством стад, вьючного скота и коней. Дабы не обращаться в бегство, они хорошо защищены доспехами спереди».
Китайский автор Чжао-Хун писал: «Татары не щадят даже десятки тысяч человек. Когда городские стены бывают проломаны, татары убивают всех не разбирая: старых и малых, красивых и безобразных, бедных и богатых, сопротивляющихся и покорных и, как правило, без всякой пощады».
Проводя сравнительный анализ процессов возникновения государства у славян и монголов, учащиеся совместно с учителем заполняют следующую таблицу:
Вопросы для сравнения | Древнерусское государство | Монгольское государство |
Время возникновения | VIII—IХ вв. | Вторая половина XII в. |
Основное занятие | Пашенное земледелие | Скотоводство |
Органы власти (политическое устройство) | Вече, князь, Боярская дума | Хан, курултай |
Форма правления | Раннефеодальная монархия с элементами демократии | Раннефеодальная, военизированная монархия |
По окончании работы учащиеся должны сделать вывод о том, что процессы эти имели много общих черт, однако Монгольское государство отставало от Руси в своем развитии на четыре столетия. Основу хозяйства монголов составляло кочевое скотоводство, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Монголы постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах, иначе им грозила голодная смерть. Эти факты объясняют военизированный характер власти.
Учитель подчеркивает, что создание империи проводилось под руководством политического и военного гения Чингисхана и его соратников. В стране было введено надежное административное деление территорий и управление ими. На всей территории империи начал действовать единый свод законов — Великая Яса (Джасак), сформулированный Чингисханом. Монгольская армия была хорошо обучена, имела отлаженную систему управления. Военные кампании проводились на основе точных сведений разведки и тщательной подготовки войска. За короткое время держава была покрыта сетью сухопутных дорог с ямщицкими станциями, постоялыми дворами и пунктами питания. По всей стране шло строительство городов, в том числе из кирпича и камня.
Заранее подготовленный учащийся может дополнить сведения учащихся об армии монголов. Монгольские воины были вероломны, часто прибегали к обманным маневрам и разным уловкам. О монголах говорили: «Они имеют мужество льва, хитрость лисицы, хищность волка, боевой жар петуха». Основной силой завоевателей была конница: она налетала как вихрь и сминала строй противника. Вся жизнь монголов была подготовкой к ведению войны. Воины должны были служить с 14 до 70 лет. Их с детства учили сидеть в седле, владеть луком, копьем, топором и саблей. Копья были снабжены крюками, которыми цепляли и стаскивали противника с седла. Монгольское войско использовало многовековой опыт кочевых племен. Оно делилось на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), было очень сильным, хорошо вооруженным и дисциплинированным, беспрекословно подчинялось воле полководца-хана. Если струсивший воин бежал с поля боя, казнили весь десяток; если бежал десяток, казнили всю сотню.
2. Характеризуя личность Чингисхана, можно привести следующие данные. Чингисхан был великим завоевателем, мечтавшим покорить мир. Он всю жизнь воевал и умер на войне (во время похода против Тангутского государства в 1227 г.). В 1884 г. русский путешественник Григорий Потанин посетил в Эджен-хоро юрту над гробницей Чингисхана. Здесь же Потанин записал старинную монгольскую легенду о будущем воскресении великого правителя: «Чингисхан не умер, а только спит, хотя и считается умершим. Лежит он в серебряном гробу под стенами деревянного сруба, и каждый вечер служители ставят ему жареного барана, а к утру он его съедает. Со дня смерти прошло 650 лет, а до воскресения осталось 300 лет (легенда записана в 1884 году). Сам Чингисхан определил время своего „второго пришествия"...»
Далее учащимся предлагается составить портрет Чингисхана как исторического деятеля и сравнить его как правителя с одним из правителей Руси или Западной Европы периода складывания государства. Для составления исторической характеристики учащиеся могут воспользоваться имеющейся у них памяткой.
3. Рассмотрение вопроса о завоевательных походах Чингисхана рассматривается с помощью конспекта
Работа с документом
Описание битвы на Калке в Галицко-Волынской летописи
В год 6732 (1223). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них — Юрий Кончакович — не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете».
...Шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.
...Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары дошли до Новгорода Святополкова. Русские же, не ведая об их лживости, вышли навстречу им с крестами и были все перебиты.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация прежних знаний
- Фронтальная беседа по теме «Монгольское нашествие на Русь»
Изучение нового материала.
Вторжение с северо-запада.
Учитель напоминаем, что в XIII в. врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение, были монголо-татары. Но они не были единственным врагом. На западе существовал еще один опасный враг. Представить Русь того времени можно было в облике пахаря. Стоит он, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника - с востока и с запада - устремились на него. Один на приземистой лошади, со щитом из тяжелой кожи, с натянутым луком и каленой стрелой, другой - с тяжелым копьем, одетый в рыцарские доспели. Труднейшие обстоятельства. В них решалось - быть или не быть. Какой же враг наступал с запада?
Невская битва.
После объявления темы урока перед учащимися ставятся проблемные задания: почему после неудачной борьбы с монголо-татарами русские сумели победить рыцарей? Докажите, что Александр Невский был достоин прозвания Невский.
Ледовое побоище.
Учитель рассказывает о причинах вторжения крестоносцев, о борьбе северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII в., используя карту и схему. По ходу изучения нового материала раскрываются следующие понятия.
Основные понятия:
Экспансия - захват чужой территории, а также расширение сферы влияния экономическими методами.
Агрессия - вооруженное нападение одного или нескольких государств на другую страну или несколько стран с целью захвата территории, ресурсов, порабощения населения.
Орден - объединение, организация с определенным уставом. Орден меченосцев - организация крестоносцев с целью похода в Прибалтику и на Русь.
Возрождение Руси.
Работая с текстом учебника, учащиеся заполняют таблицу:
Организационный момент.
Актуализация прежних знаний
- Выполнение заданий в формате ЕГЭ (на местах)
- Исторические портреты: Александр Невский, Чингисхан (у доски)
Изучение нового материала.
- Новую тему учитель начинает с вступительного слова. Учащиеся делают записи в тетрадях.
В XIV-XV в. после феодальной раздробленности на Руси наступает период формирования единого Российского государства.Организатором объединения русских земель стало