Сравнение формационного и цивилизационного
подходов к анализу общественного развития
Подход | Достоинства (по мнению сторонников) | Недостатки (по мнению критиков) |
Формационный | Он позволяет: – увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; – представить историю человеческого общества как единый процесс; – установить определенные закономерности исторического развития общества; – предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран | – многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; – большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; – последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; – недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов |
Цивилизационный | – позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; – ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); –ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека | – при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; – создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; – сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества |
| | Причины | | |
| | | | |
Всемирная общность людей, целостность современного мира противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми | | Активно-преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания |
| | | | |
| Глобальные проблемы (от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации | |
| | | | |
| | | | |
интерсоциальные проблемы | | проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы | | проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества |
| | | | |
| | | | |
предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов; предотвращение отсталости развивающихся стран | | обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьем, продовольствием, энергией); предотвращение загрязнения окружающей среды | | преодоление отрицательных воздействий НТР; демографическая проблема; проблема здоровья человека и др. |
| | | | |
| | | | |
| Общие черты | |
| | | | |
| | | | |
затрагивают жизнедеятельность всего человечества | | проявляются как объективный фактор развития общества | | настоятельно требуют решения |
| | | | |
| | | | |
| предполагают международное сотрудничество различных стран | | от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации | |
| | | | | | | | | | |
| Главные (приоритетные) глобальные проблемы | |
| | |
проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны | | преодоление отсталости развивающихся стран |
| | |
экологическая | | демографическая |
| | |
энергетическая | | сырьевая |
| | |
продовольственная | | использования Мирового океана |
| | |
| мирового освоения космоса | |
| | | | | | |
| Основные направления разрешения глобальных проблем | |
| | |
Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах | | Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень |
| | |
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем | | Наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений |
| | |
Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмене информаций | | Четкая международная система прогнозирования |
| | | | |
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
| Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни | |
| | | | |
| | | | |
Технологический | | Деятельностный | | Ценностный |
Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества | | Культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность | | Культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей |
| | | | | | |
Культура (от лат. возделывание, обрабатывание) | |
| | | | | |
| | | | | |
| в широком смысле слова | | в узком смысле слова | | |
| | | | | |
| исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей | | процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности | |
| | | | | |
| | | | | |
| материальная культура | | духовная культура | | |
| | | | | |
| | | | | |
связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека | | совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению | |
| | | | | |
| | Функции | | | |
| | | | | |
познавательная – | целостное представление о народе, стране, эпохе | |
оценочная – | отбор ценностей, обогащение традиций | |
регулятивная – (нормативная) | система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) | |
информативная – | передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений | |
коммуникативная – | способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение | |
социализации – | усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию | |
| | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Формы и разновидности культуры
русская; украинская; французская и др. | | | | национальная – мировая; светская – религиозная; западная – восточная |
Культура |
|
| | | | |
| | | | |
| | | | |
элитарная | | народная | | массовая |
| | | | |
| | | | |
создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами | | создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) | | концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры |
| | | | |
| субкультура | | контркультура | |
| | | | |
| | | | |
| часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная) | | направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества | |
| | | | |
| | | | | | | | |
| Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах | | |
| | | | | | | | | |
| предмет искусства | | форма бытия искусства | | |
| человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях | | художественное произведение | | |
| |
| | | | | | | | | |
| | | виды искусства | | | | |
| | | | | | | | | |
| архитектура (зодчество) | | | | театр | | |
| | | | | | | | | |
| живопись | | | | цирк | | |
| | | | | | | | | |
| скульптура | | | | балет | | |
| | | | | | | | | |
| декоративно-прикладное искусство | | | | кино | | |
| | | | | | | | | |
| литература | | | | фотоискусство | | |
| | | | | | | | | |
| музыка | | | | эстрада | | |
| | | | | | | | | |
| | | специфика искусства как формы художественного познания | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
образное и наглядное | | специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.) | | большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта | |
| |
| |
| Функции искусства | |
| | | | | | |
| | | | | | |
общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества | | утешительно-компенсаторная – восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности |
| | | | | | |
художественно-концептуальная – свойство искусства анализировать состояние окружающего мира | | предвосхищения – способность искусства предвосхищать будущее |
| | | | | | |
воспитательная – роль искусства в формировании личности, чувств и мыслей людей | | внушающая – воздействие искусства на подсознание людей, на человеческую психику |
| | | | | | |
эстетическая – способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека | | гедонистическая – показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие |
| | | | | | |
| познавательно-эвристическая – отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке | |
| | | | | | |
Религии современного мира | | Ранние религии | |
– родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день – национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.); | | – магия (колдовство); – тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику; – фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами; – анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы | |
| |
– мировые религии | |
| |
христианство (I в. н.э. в Палестине) | буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии) | ислам (VIII в. н.э. в Аравии) | |
| |
| | | | | | | |
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного (слово "религия" производно от латинского religio "благочестие, набожность, святыня") | |
| | | | | | | |
| | Основные функции | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
мировоззренческая | | регулятивная | | терапевтическая | | культуротранслирующая | |
Любая религия есть определенное мировоззрение, т.е. взгляд на мир как единое целое. Обладая мировоззрением, человек осознает свое предназначение и место в мира | | Религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность | | Религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования | | Религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению | |
| | | | | | | |
| коммуникативная | | интегрирующая | | легитимизирующая | |
| "Богообщение" – высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом | | религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания | | религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы с т.з. высшего требования – максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним | |
| | | | | | | | | | | | | |
| Наука | | |
| | | | | |
| | | | | |
как особая система знаний | | как особый вид деятельности | | как особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ) | |
| |
| |
система научных исследований | |
| |
опытно-конструкторские изыскания и др. | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Виды | | Общекультурные характеристики | |
– естественные – гуманитарные; – фундаментальные – прикладные и т.д. | | – рациональность; – критичность; – индивидуальность; – коммуникабельность | |
| | | | | |
| | функции | | | |
| | | | | |
| | | | | |
культурно-мировоззренческая | | познавательно-объяснительная | | прогностическая | |
| | | | | |
Формирует мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры | | Наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований | | Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами и т.п. | |
Наши рекомендации