Источники изучения исторической науки
Основные закономерности исторической науки
Задачи изучения истории
Начало третьего тысячелетия современной человеческой цивилизации характеризуется особой остротой ощущения угрозы глобальных катастроф,нависших над нашей планетой: ядерной,экологической,энергетической и др.Можно ли предот-вратить крах, найти выход из сложившихся условий? Над этим ломают головы политики и ученые, спорят все земляне.
Отсюда вытекает возрастающий во всем мире интерес к гу-манитарным наукам, пытавшимся прояснить понимание чело-века и его места в истории, возможности влиять на социальную действительность и условия, обеспечивающие эффективность и плодотворность этого влияния. Не взывает сомнения, что пред-посылкой такого понимания является исторический подход, так как только в исторической ретроспективе возможно действительно всестороннее и глубокое познание человека.
Становление исторической науки
Становление исторической науки шло длительным и сложным путем. С. Ф. Платонов в начале XX в. в «Лекциях по русской истории » отмечал три этапа в ее раз-
История как наука
витии: 1) древность — начало XVII в. ; 2) XVII — XVIII вв.;3) с начала XIX в.На первом этане история определялась как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах,на втором—история призвана была отображать не все факты прошлой жизни человечества,а лишь основ-ные,обнаруживающие ее общий смысл,но при этом она не была самостоятельной наукой,а обращалась в прислужницу философии,на третьем —стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческого общества3.
Возникают сразу вопросы: а почему же тогда греческий ученый Геродот (485-425 до н.э.) был назван «отцом истории»? Неужели С.Ф. Платонов не учитывал в своих рассуждениях, например,«Всеобщую историю» в 40 книгах Полибия (205- 125 до н. э.) ? Ответить на эти вопросы можно,если учитывать, что данная периодизация истории и содержание трудов историков были обусловлены картиной мира в тот или иной период истории; уровнем развития естественнонаучных знаний; изменением методологических основ познания. Историки прошли длительный путь в изучении прошлого, последовательно руководствуясь при этом принципами прагматизма, провиденциализма (божественный характер истории),рационализма,панлогизма, позитивизма.
Длительное время периодизация самой истории имела своеобразную форму. Один из теоретиков Христианской церкви А.Августин (354-430) в книге «О раде Божьем» определил следующие периоды: 1)от Адама до потопа; 2) от потопа до Авраама; 3)от Авраама до царя Давида; 4) от Давида до Вавилонского пленения; 5) от Вавилонского пленения до Р.X. (рождества Христова); 6) от Р.X. до грядущего второго пришествия и полного торжества града Божьего4. Вполне реально воспринималось то, что Адам жил 930 лет, его внук Ной - 950 лет, из них 350 - после потопа. «Повесть
3 См.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 39.
4 См.: Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М.,1993. С. 55.
Введение
временных лет» отмечала, что сын Ноя Иафет стал родоначальником северных народов и славяне были его потомками. Точно так же реально было и то, что к 1492 г. ожидали второе пришествие Христа.
В начале XX в. закончился период в развитии исторической науки,когда один автор брался за исследование всеобщей истории,истории страны в целом.В отечественной исторической науке таковыми были В. Ключевский, П. Милюков, М. Покровский, А. Корнилов, С. Платонов. В исторической науке начали развиваться отдельные ее отрасли, произошло «дробление» тем исследований, появилась узкая специализация историков.
Эти процессы во многом определялись развитием методологических основ исторической науки и историографии.
Историография и исторические школы
Историография (общая и частная) — это специальная отрасль исторической науки, которая отражает процесс формирования и развития исторических знаний. Историографы отвечают на ряд вопросов: кто, когда, как и какую проблему исследовал, к каким выводам пришел? Историограф может поставить под сомнение результаты исследований, обозначить проблемы, требующие исследования.
Каждый человек в определенной мере при изучении курса истории является историографом. Важно, чтобы его мнение было обосновано.Объективность исторического знания услов-на,ибо зависит от человека с его социальной ориентирован-ностью, мировоззрением, уровнем знаний. Каждое поколение историков пишет свою историю. Это зависит от используемых при ее изучении источников(материальные, письменные, изобразительные, фоно- и фотодокументы), от подходов к исследованию и поставленных вопросов, ответы на которые требует день сегодняшний. Объективность исторического знания проявляется в единстве субъекта познания, методов и источников, которыми пользуется изучающий историю.
История как наука
Историография свидетельствует о наличии многих истори-ческих школ, которые предполагали и предполагают много-вариантность в изучении как мировой, так и отечественной ис-тории. У нас нет возможности давать ей детальную характерис-тику в соответствии с вышеупомянутыми этапами становления истории как науки и существующей периодизацией мировой истории - древность,Средние века (середина I тыс.-середина XVII в.),Новое (середина XVII в. — XIX в.) и Новейшее (с начала XX в.)время.Остановимся лишь на наиболее характерных особенностях историографии.
Заслуга историков древности-в описании исторических яв-лений,создании основ данной науки,формировании источниковой базы,которой и до сей поры пользуются исследователи. Имена Геродота,Фукиди-да,Полибия,Плутарха и других мыслителей остаются с нами и сегодня.
Период Средневековья дал имена хронистов, историков, деятельность и содержание работ которых обусловливались господством Церкви. Позднее Средневековье,периоды Рене-ссанса и Реформации изменили мировоззрение людей в европейских странах.Появились и новая периодизация мирового процесса,и новое отношение к человеку как действующему лицу истории. В тот период сформировался европейский тип цивилизационного развития.
Век Просвещения под влиянием развития в странах Евро-пы науки и техники,радикальных изменений в образе жизни людей поставил перед учеными проблему смысла и законов развития общества. Родилась философия истории (Вольтер, Гердер). В научный оборот было введено понятие «цивилизация» (Руссо,Фергюсон).При этом она в основном рассматривалась как закономерный этап в становлении и развитии человеческого общества вслед за периодами дикости и варварства. Европейские историки придерживались,таким образом,идеи линейности и стадиальности в развитии общества (Гегель). Отсчет времени в данном случае дало христианство.
В начале XVIII в. итальянец Вико на примере истории античного мира выдвинул идею локальной циви-
Введение
лизации, в основе которой он видел особые культуры различных народов.
В России XVIII в. на смену летописанию, хронографам, описаниям жизни великих князей и царей пришли труды А. Манкиева («Ядро Российской истории»: В 7 т.), В. Татищева («История Российская с самых древних времен»: В 7 т.), М. Ломоносова («Древняя Российская история»; «Краткий Россий-ский летописец»),князя М. Щербатова («История Российская от древнейших времен»).Главное в содержании истории страны авторы связывали с ролью царской самодержавной власти, которая, по их мнению,придавала развитию российского об-щества поступательный характер.Авторы отмечали отличие российского общества от западного.
В XIX в. завершилось формирование теории евро-поцентричного цивилизационного развития истории,которая предполагала исследование социально-политических отношений и государственных структур власти (Гизо), рассматривала социокультурную сферу общества (Спенсер, Бокль) в европейских странах как наивысшее достижение цивилизационного развития Таким образом, термин «цивилизация» стал применяться к объяснению уровня развития общества. Все, что не европейское, означало «нецивилизованное».Одна ко такое объяснение чаще использовали политики. Историки же сделали следующий шаг в освоении прошлого благодаря бурному развитию демографии, археологии, лингвистики.
XIX столетие характерно появлением формационно-стади-альной теории исторического процесса (К.Маркс,Ф. Энгельс). Как экономист,Маркс выделял архаическую (первобытную), эконо-мическую(частновладельческие отношения,товарное производст-во) и коммунистическую (постэкономическую) формации. Характеризуя способы производства и их смену,основопо-ложники марксизма акцентировали внимание на борьбе классов как движущей силе истории.Они анализировали явления европейских и практически не исследовали природ восточных обществ,оставаясь при этом европейцами и по отношению к России.
История как наука
Российская историческая наука XIX в. обогатилась трудами Н.Карамзина («История государства Российского»), первого российского медиевиста (историка Средних веков) Т. Грановского, исследованиями М.Погодина.Господствующее положение в среде историков заняла во второй половине XIX в. государственная (юридическая) школа. В ее становление и развитие внесли огромный вклад К.Кавелин,А.Сергеевич,С. Соловьев,Б.Чичерин,П.Милюков и др.Представители этой шко-лы полагали и соответственно исследовали отечественную ис-торию,исходя из надсоциального характера государства в Рос-сии,рассматривая борьбу родового и государственного начал в сознании русского народа,отдавая приоритет государственным структурам власти в определении направленности развития в экономической,социальной,духовной и других сферах жизни российского общества.
Представители радикального демократического направления в общественно-политическом движении страны - А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский— в 1840—1850-х гг. выдвинули идею активной роли народных масс в истории.Тема роли личности и народа в истории была продолжена идеологами либерального народничества в 1870-1880-х гг.(П.Лавров,Н. Михайловский, С.Степняк-Кравчинский).В унисон с «государственниками» они говорили об особой роли личностей в истории России.
Н. Данилевский, К. Леонтьев и другие российские ученые разработали теорию культурно-исторических типов развития народов в мире. Особенно отчетливо она была представлена в работе Н. Данилевского «Россия и Европа» (1869).
На рубеже XIX — XX вв. все большее количество российских ученых ориентировалось на исследование природных, политических, экономических, социальных, этнических, духовных и иных факторов в истории страны. В. Ключевский (1841 - 1911) разработал теорию факторов, определявших характер истории России, ее народа. В «Курсе русской истории» Ключевский изложил свои взгляды историка на методологию исторического анализа, источниковедение и терминологию
Введение
исторической науки. Он отмечал, что «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах»5.
Значительным явлением в исторической науке стало направление, которое чаще именуется «школой анналов», утвердившееся в 20 —30-х гг. прошлого столетия во Франции. Оно связано с М. Блоком, Л. Февром, а в 1950— 1970-х гг. — с Ф. Броделем и др. и характерно исследованием исторических явлений непременно с анализом духовной жизни общества, его ментальности.
В первые десятилетия XX в. продолжалась разработка проблем цивилизационного подхода к истории. О. Шпенглер рассматривал историю человечества в виде многих — рождающихся и умирающих — культур. А. Тойнби, исследуя в 1930— 1950-х гг. культуры народов мира, выдвинул концепцию круговорота локальных цивилизаций в их совокупности.
В советский период отечественной истории на историческую науку значительное влияние оказывала официальная государственная идеология (особенно в 1920 — 1940-х гг.). Главным подходом к изучению истории стал формационный подход, так называемая «пятичленка»: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Весь исторический процесс рассматривался как восхождение человеческого общества к самой прогрессивной формации — коммунистической. Классовый подход также был непременным атрибутом исторических исследований.
Вместе с тем историческая наука продолжала совершенство-ваться через создание научных учреждений,формирование новых направлений исследований, подготовку кадров.Развивались истори-ография, источниковедение.Совершенствовались методы исследо-вания, в том числе и диалектико-материалистический (марксист-ский).Получил право на применение к изучению истории структур-но-системный подход.Несмотря на все перипетии борьбы на идеологическом фронте, значи-
5 Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. I. С. 34.
История как наука
тельный вклад в развитие отечественной истории внесли М. Покровский, Е. Тарле, Н. Рубинштейн, Б. Греков, И. Минц, М. Нечкина, Б. Рыбаков, Л. Черепнин, А. Зимин, 15. Янин, К. Тарновский, П. Волобуев и др. Для науки остаются ценными изданные в 1940— 1950-х гг. «Очерки истории СССР», в 1960 — 1970-х гг. — многотомные «История СССР», «Историческая энциклопедия», «Всемирная история» и многие другие труды.
В 1990-х гг. в отечественной исторической науке стало боль-ше внимания уделяться социокультурному, цивилизационному подходу к изучению истории (А.Гуревич,Л.Васильев,Л. Семени-кова, К. Хвостова и др.), который позволяет показать собственно жизнь нолей в различных сферах их общественных отношении, что отнюдь не сводит на нет значение формационного подхода к историческому прошлому. Так, известный российский ученый А. Гуревич с конца 1980-х гг. (истаивает позицию, согласно которой на современном этапе историческая наука-это антропологическая ориентированная история, в центре внимания ее находится человек во всех его проявлениях.
Источники изучения отечественной истории
Источники изучения отечественной истории весьма обширны и сложны. Их удельный вес неодинаков, поскольку жизнь и деятельность Российского государства, а следовательно, и его истории неотделимы от разносторонней деятельности и истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и общественных движений.
Важнейшими источниками отечественной истории являются летописи. Самые ранние летописи появились еще в XI — XII вв. Наиболее значимая из них «Повесть временных лет», написанная в XII в. Среди других наиболее важных источников средневековой отечественной истории необходимо отметить такие, как «Судебник» 1497 г., «Соборное уложение» 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты.
Что же касается отечественной истории с XVIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное коли-
Введение
чество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и движений, появившиеся в процессе их деятельности и ныне хранящиеся в центральных и местных государственных архивах страны; законодательные акты, произведения и мемуары выдающихся деятелей Отечества, периодическая печать, документы и материалы музеев, кинофотодокументы. Значительная группа различных документальных материалов, отражающих внешнеполитическую деятельность государства, хранится за рубежом. Там же находятся источники по истории эмиграции во все времена отечественной истории. К источникам изучения российской истории относятся и памятники материаль-ной культуры,языка,письменности,обычаи,обряды и т. д.