Арсланова м.а., андрюшкина о.н., лушникова н.а.

Арсланова М.А., Андрюшкина О.Н., Лушникова Н.А.,

История: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов-бакалавров к занятиям

ФГБОУ ВПО «Курганская

государственная сельскохозяйственная

академия имени Т.С. Мальцева», 2012

Л 75

Арсланова М.А., Андрюшкина О.Н., Лушникова Н.А., Тимохин Е. А. История: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов- бакалавров к занятиям. – Курган. КГСХА, 2012.

Методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений (третьего поколения) и требованиями обязательного минимума уровня подготовки бакалавров по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии и истории (протокол № от г.).

© ФГБОУ ВПО «Курганская

государственная сельскохозяйственная

академия имени Т.С. Мальцева», 2012

ВВЕДЕНИЕ

В Курганской государственной сельскохозяйственной академии на изучение курса «История» отводится один семестр, при этом особенностью изучения истории является более глубокое рассмотрение тем, входящих в базовое содержание, и в увеличении доли самостоятельной работы студентов.

Свою главную задачу авторский коллектив видит, прежде всего, в том, чтобы дать студентам необходимый объем систематизированных знаний по истории, сформировать у студентов целостную картину мира, проследив исторический путь России в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом, расширить базовые представления, полученные в средней общеобразовательной школе. Предполагается сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, что позволит сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Эти задачи и обусловили структуру методических указаний.

Методические указания включают 17 тем, составленных по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных знаний и умений в общеобразовательной школе. В каждой теме для изучения предложены задания для самостоятельной работы (вопросы для самоконтроля), тематика докладов, сообщений и рекомендуемая литература. Вопросы для самостоятельной работы могут использоваться для тематической (по мере изучения материала) и итоговой проверки знаний студентов.

При составлении методических указаний был предусмотрен различный уровень сложности вопросов для самоконтроля с учетом разного уровня подготовленности студентов. Контрольные задания нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов, закрепление знаний путем усвоения причинно-следственных связей исторических явлений, особенностей их протекания в различные исторические эпохи.

В пособии также указаны темы контрольных работ для заочников, которые могут изменяться и дополняться.

Успешному усвоению истории будут способствовать:

Ø внимательное прослушивание и конспектирование лекций;

Ø тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе;

Ø просмотр и анализ статей по изучаемой теме в периодической печати;

Ø обязательное посещение семинарских занятий и активное участие в них;

Ø написание доклада (контрольной работы) по теме, имеющий проблемный, дискуссионный характер.

В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен:

Знать и понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию отечественной и всемирной истории; современные версии и трактовки основных тенденций развития и важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные понятия и даты.

Уметь: анализировать историческую информацию; различать в информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов; сопоставлять и анализировать деятельность персонажей, повлиявших на процессы исторического развития; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, доклада, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в целях: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, как гражданина России.

Темы докладов и сообщений

1. Методы и источники изучения истории.

2. Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

3. В.О. Ключевский – историограф, источниковед, наш современник!?

Рекомендуемая литература

Основная

1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. Пособие для студентов. – М.: Логос,
1995. – 144 с.

2. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекции /Сост. А.А. Радугин.
– М.: Центр, 2010. – 352 с.

3. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Т.1: Курс русской истории.-М.:,1988.
– Лекция 3, 4.

4. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Интерпракс,
1994. – 608 с.

6. Соловьев С.М. Сочинения в 18 томах. – М.: Мысль, 1988. – 797 с. – Кн.1. – Т.1-2. – Гл.1.

7. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – 736 с.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с.

Дополнительная

1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в.: Учебник. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды периодизации истории первобытного общества используются в науке? Каковы их основные критерии?

2. Назовите основные этапы антропогенеза.

3. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее последствия?

4. Чем скотоводческая цивилизация отличается от земледельческой?

5. Каковы последствия внедрения металла в производство?

6. С чем связана та огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества?

7. Каковы характерные черты полиса?

8. Какие достижения можно считать самым значительным вкладом древних греков в сокровищницу мировой культуры?

Темы докладов и сообщений

1. Культурное наследие Античности.

2. Происхождение государства и права.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

Дополнительная

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Интерпракс,
1994. – 608 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите особенности политического развития Европы в раннее Средневековье.

2. В чем заключаются особенности европейского феодализма? Как соотносятся понятия «Средневековье» и «феодализм»?

3. Какие факторы обусловили своеобразие византийской истории?

4. Что обеспечило превращение ислама в мировую религию?

5. Охарактеризуйте роль церкви в Средние века.

6. Назовите основные черты европейской культуры в Средние века.

7. Чем был вызван кризис средневекового мира в XIVв.?

8. Укажите условные хронологические рамки эпохи Средневековья на Востоке. Назовите специфические черты политического строя средневековых обществ Китая, Индии и Японии.

Темы докладов и сообщений

1. Социально- политическое и экономическое развитие Европы в Средние века.

2. Культура и искусство средневековой Европы.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

Дополнительная

Темы докладов и сообщений

1. Влияние христианизации на формирование менталитета русского народа.

2. Древняя Русь и ее соседи.

3. Полководцы Древней Руси.

4. Культура и быт Киевской Руси.

5. Общее и особенное в политическом развитии русских земель в XII – начале XIII вв.

6. А. Невский – политик и полководец.

7. Дискуссии о влиянии татаро-монгольского ига на политическое и культурное развитие Руси.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1989. – 383 с.

2. Никольский Н.М. История русской церкви. – М.: Беларусь, 1990. – 541 с.

3. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 351 с.

4. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

5. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 334 с.

6. Великий князь Александр Невский. – СПб.: Лениздат, 1992. – 318 с.

Дополнительная

1. Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь. Рюриковичи. Иллюстрированный исторический словарь. – М.: Познавательная книга плюс, 2000. – 672 с.

2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1993. – 781 с.

2. Дегтярев А. Я., Дубов И. В. Начало Отечества: Исторические очерки. – М.: Сов. Россия, 1990.

3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М.: Высш. школа, 1990. – 432 с.

4. Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси. – М.: Молодая гвардия,
1985. – 575 с.

5. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: Рассвет, 1992. – 192 с.

6. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. – М.: Мысль, 1989.

7. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. – М.: Педагогика, 1987. – 128 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими причинами была обусловлена победа Москвы в борьбе за общерусское политическое лидерство?

2. Назовите основные этапы образования единого российского государства. Периодам правления каких государей соответствовали эти этапы? Определите сходные черты и особенности процесса образования единого государства в России и Западной Европе?

3. Новгород развивался в традициях европейской цивилизации. Почему же эта тенденция оказалась подавленной?

4. Кто из великих князей ликвидировал у новгородцев республиканский строй?

5. Почему развитие феодального землевладения в XI - XII вв. привело к раздробленности, а в XIII в. способствовало сплочению русских земель в единое государство?

6. Какую роль сыграла Русская Православная Церковь в возвышении Москвы? Благодаря чему стал известен митрополит Феогност?

7. Почему московское боярство со времен Ивана Калиты отличалось особой преданностью своим князьям?

8. Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории, хотя она не привела к освобождению русских земель из-под ордынского ига?

9. Ряд историков считает, что в ходе династической войны второй четверти XV в. русское государство совершало важный исторический выбор. Согласны ли Вы с этим? В чем он заключался?

10. Каковы оказались результаты деятельности московских князей от Ивана I Калиты до Ивана III?

11. Какое политическое значение имел брак Ивана III с Софьей Палеолог?

12. В чем заключается историческое значение «стояния на Угре»?

Темы докладов и сообщений

1. Центры объединения Руси: проблема лидерства.

2. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством.

3. Культура в XIII-XV вв.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Борисов Н.С. Иван III. – М.: Молодая гвардия, 2000. – 644 с.

2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 344 с.

3. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

Дополнительная

1. Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь. Рюриковичи. Иллюстрированный исторический словарь. – М.: Познавательная книга плюс, 2000. – 672 с.

2. Буганов В.И. Куликовская битва. – М.: Педагогика, 1980. – 112 с.

3. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней.
– М.: Грантъ, 2000. – 296 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите хронологические рамки эпохи «Нового времени». Каково происхождение этого понятия?

2. Какие изменения в экономике Европы произошли на рубеже XV – XVI вв.

3. Назовите основные причины Реформации.

4. Что такое Контрреформация?

5. Почему в Европе XVI – XVIII вв. произошли буржуазные революции?

6. В чем заключается сущность абсолютизма и каковы предпосылки его формирования?

7. В чем заключались сила и слабость китайской империи в XVI – XVIII вв.?

8. Каковы были основные формы и методы обогащения европейских стран на первом этапе колонизации Востока?

9. Что такое промышленный переворот и каковы были особенности его протекания в странах Запада?

10. К каким крупнейшим социальным изменениям привел промышленный переворот?

Темы докладов и сообщений

1. Проблемы периодизации истории Нового времени.

2. Культура Европы в XVI – XVIII вв.

Рекомендуемая литература

Основная

Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

Дополнительная

Вопросы для самоконтроля

1. При Иване IV была такая формула при принятии законов и других важных государственных решений: «Царь указал, а бояре приговорили». Имел ли царь неограниченную власть?

2. Что такое «Избранная рада», каков ее состав? В чьих интересах проводились реформы Избранной рады?

3. Какие альтернативы реформирования страны существовали в середине 50-х гг. XVI в.? Какая из них победила и почему?

4. Какие политические цели преследовал Иван IV при учреждении опричнины?

5. Иван IV в период опричнины отменил право князей продавать, менять и отдавать в приданое свои вотчины. Земли феодалов, не оставивших завещание, переходили в государеву казну. Он запретил большие вклады земли в монастыри. Зная цели опричнины, как вы объясните эти меры?

6. Назовите важнейшие итоги и последствия опричнины.

7. Можно ли отметить какие-либо положительные результаты правления Ивана Грозного для экономики России?

8. Какие территориальные потери понесла Россия в результате Ливонской войны? Какие земли вошли в состав российского государства в годы правления Ивана IV?

9. Объясните, почему события конца XVI – начала XVII вв. в России получили название «Смута»?

10. Чем была вызвана Смута в России? Каковы были ее последствия?

11. Почему в начале XVII в. стало возможным появление самозванцев?

12. Кого из правителей, побывавших на российском престоле в 1598 – 1613 гг., можно назвать легитимным монархом?

Темы докладов и сообщений

1. Внешняя политика России в XVI в.

2. Русская православная церковь в XVI в.

3. Присоединение Западной Сибири. Ермак Тимофеевич.

4. Культура России в XVI в.

5. Кризис власти и специфика ее организации в 1605 – 1612 гг. Проблема самозванчества.

6. Роль внешнего фактора в национальном кризисе начала XVII в.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 334 с.

2. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина? // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - нач. XX вв. – М.: Политиздат, 1991. – 447 с.

3. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М.: Наука, 1975. – 246 с.

5. Флоря Б.Н. Иван Грозный. – М.: Молодая гвардия, 1999. – 403 с.

6. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - нач.XX вв. – М.: Политиздат, 1991. – 447 с.

7. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. – М.: Мысль, 1988. – 283 с.

8.

Дополнительная

1. Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь. Рюриковичи. Иллюстрированный исторический словарь. – М.: Познавательная книга плюс, 2000. – 672 с.

2. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в.: Учебник. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.

3. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: Рассвет, 1992. – 192 с.

4. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – СПб.: Наука, 1997.- 429 с.

5. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней.
– М.: Грантъ, 2000. – 296 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Что нового в экономическом развитии России появилось в XVII в.? В чем Вы видите причины этого?

2. Определите характерные особенности мануфактуры в России по сравнению с Западной Европой.

3. Какие изменения произошли в социальном строе России в XVII в.? Объясните их причины. Почему XVII век получил название «бунташного века»? О каких явлениях социально-экономического развития это свидетельствует?

4. Назовите основные черты, которые характеризуют абсолютизм в России в XVII в.

5. Какие основные внешнеполитические задачи стояли перед Россией в XVII в.? Какие из них удалось решить?

6. Многие исследователи отмечают, что причиной раскола церкви при Алексее Михайловиче послужило несовершенство обрядов и текстов богослужения. Если это так, то почему ни раньше XVII в., ни позже в России из-за обряда и текста не поднималось такого шумного спора и не бывало раскола? В чем причина и сущность раскола?

7. Кто такие «старообрядцы»? В чем истоки их конфликта с властями светскими и духовными? Как повлияло это движение на русскую культуру XVII в. и последующего периода?

8. Чем было вызвано проведение реформ Петра I: реальными потребностями России или стремлениями царя преобразовать страну по западноевропейскому образцу?

9. Что такое «империя»? Когда Россия стала империей?

10. В чем Вы видите единство и противоречия целей и методов петровских преобразований? Почему личность и деятельность Петра I вызывают диаметрально противоположные оценки русских историков?

11. В каких сферах жизни общества реформы Петра I оказались наиболее результативными?

12. Назовите российских императоров 1725–1762 гг. В чем заключались причины многочисленных дворцовых переворотов? Кто был главной движущей силой переворотов?

13. Какое явление получило название «бироновщина»?

14. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли во второй половине XVIII в.?

15. Что понимается под термином «политика просвещенного абсолютизма»? Только ли к России он применим? Какие мероприятия в России при правлении Екатерины II относятся к политике «просвещенного абсолютизма»? Имели ли они успех?

16. В чем историческая роль крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева?

17. В чем суть «восточного вопроса» во внешней политике России второй половины XVIII в.?

18. Царствование Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства. А, по Вашему мнению, так ли это?

19. Чем можно объяснить изменения во внешней и внутренней политике России в царствование Павла I?

Темы докладов и сообщений

  1. Установление крепостного права в России.
  2. Степан Разин в истории России: бунтовщик или революционер?
  3. Колонизация русскими людьми Зауралья.
  4. Русско-турецкие войны XVIII в.
  5. Крестьянская война Е. Пугачева.
  6. Итальянский и Швейцарский походы Суворова

Рекомендуемая литература

Основная

1. Борисов Н.С. Церковные деятели Средневековой Руси. XIII – XVII вв. – М.: МГУ,
1988. – 230 с.

2. Никольский Н.М. История русской церкви. – М.: Беларусь, 1990. – 541 с.

3. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

Дополнительная

1. Анисимов Е.В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-XX вв. – М., 1991.

2. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. – СПб.: Норинт, 1998. – 416 с.

3. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. – М.: Сварог и К°, 2000. – 800 с.

4. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М.: Наука, 1989. – 192 с.

5. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в.: Учебник – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.

6. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого.– М.: Международ. отношения, 1990.– 448 с.

7. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.

8. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – СПб: Наука, 1997. – 429 с.

9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Интерпракс,
1994. – 608 с.

10. Чистяков А.С. История Петра Великого. – М.: Буклет, 1992. – 526 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие национальные государства образовались в Европе в XIX в.? Как проходил процесс их становления?

2. В чем заключаются предпосылки и последствия революции и реформ Мэйдзи в Японии?

3. Охарактеризуйте динамику международных отношений стран Запада в XIX в. В чем заключаются причины столкновения интересов ведущих стран мира и формирования, противостоящих друг другу военно-политических блоков?

Темы докладов и сообщений

1. Колониальный раздел мира.

2. Дипломатия в конце XIX в.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

Дополнительная

1.

Вопросы для самоконтроля

1. Подумайте, был ли Александр I сторонником конституционного правления? Кто не был готов к реформам: Александр I или Россия? Обоснуйте свой ответ.

2. Разработка М.М.Сперанским проектов социально-политических преобразований совершалась тайно, народ об этом ничего не знал. Это не давало передовой части общества возможности выступить активно в поддержку реформ и защиту реформатора, и это облегчало задачу противников преобразований. Почему царское правительство даже не стремилось обнародовать свои проекты, ведь оно получило бы огромную поддержку от передовой интеллигенции, да и, возможно, от большей части населения России?

3. Некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра I на два периода. Подтвердите или опровергните суждение историков о том, что, начиная именно с 1814 г., Александр I стал проводить консервативную политику.

4. Объясните содержание понятия «аракчеевщина».

5. Каковы истоки русско-французских противоречий начала XIX в.? Урегулировал ли Тильзитский мирный договор 1807 г. эти противоречия? Если нет, то почему?

6. Кто является победителем в Бородинском сражении? Ответ обоснуйте.

7. Что такое «священный союз»?

8. Кого современники и историки называли декабристами?

9. Известно, что в рядах декабристов не было единства. Об этом свидетельствует образование различных обществ, необъединенных между собой, а также существование различных проектов преобразования государственного устройства. Чем были вызваны разногласия в рядах декабристов: несогласием в целях, тактике, личными антипатиями?

10. Составьте сравнительную таблицу: «Конституция» Н.М.Муравьева и «Русская правда» П.И.Пестеля.

11. В чем причины поражения движения декабристов?

12. Какое влияние на русское общество оказало движение декабристов?

13. Какие мероприятия во время царствования Николая I связаны с именами Сперанского, Канкрина, Киселева?

14. Назовите даты событий, являющихся вехами в истории решения крестьянского вопроса в России в первой половине ХIХ в.

15. Раскройте характер и значение Крымской войны.

16. Что общего и особенного во взглядах западников, славянофилов и революционных демократов?

Темы докладов и сообщений

1. Герои Отечественной войны 1812 г.

2. Декабристы в Кургане.

3. Реформа П.Киселева.

4. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Архангельский А.Н. Александр Первый. – М.: Вагриус, 2000. – 575 с.

2. Иосифова Б. Декабристы. – М.: Прогресс, 1989. – 576 с.

3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. – М.: Высш. школа, 1993. – 446 с.

4. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

5. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. – М.: Высш. школа, 2000. – 304 с.

6. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. – М.: Высш. школа, 1999. – 431 с.

Дополнительная

1. Марней Л.П. Министерская реформа 1802 – 1811 гг. в оценках современников // Вестник МГУ. Серия 8. История. – 2000. – №1.

2. Мирзоев Е.Б. «Записка» Карамзина и проекты М.М. Сперанского: два взгляда на российское самодержавие // Вестник МГУ. Серия 8. История. – 2001. – №1.

3. Нечипоренко Д.В. Истоки Священного Союза // Вестник МГУ. Серия 8. История.–2000.– №5.

4. Отечественная история. Энциклопедия. В 5-ти т. – Т. 2. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1996. – 656 с.

5. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Интерпракс,
1994. – 608 с.

6. Шахотина Л.В. Политика России на Северо-Западном Кавказе в 30-60-е гг. XIX в. // Вестник МГУ. Серия 8. История. – 2000. – №3.

7. Шевченко М.М. Понятие «теория официальной народности» и изучение внутренней политики Николая I // Вестник МГУ. Серия 8. История. – 2002. – №4.

Вопросы для самоконтроля

1. Экономика России накануне отмены крепостного права характеризуется сосуществованием двух типов хозяйства – помещичьего и крестьянского. Каковы были перспективы развития обоих типов хозяйства накануне отмены крепостного права?

2. Известно, что по вопросу отмены крепостного права предлагались разные проекты. Особое значение имела «Записка об освобождении крестьян», автором которой был К.Д. Кавелин. Он считал, что России нужны мирные успехи, а не насильственное решение вопроса о крепостном праве, поэтому, можно и нужно пренебречь правом помещиков на личность крестьянина, но нельзя забывать об их праве на труд и, главное, на землю». Освобождение крестьян предлагалось провести только при вознаграждении помещиков. Кто и как в данном случае должен был вознаградить помещиков? Как при этом учитывались интересы крестьян?

3. Что такое «отработки», «выкупные платежи»?

4. В чем Вы видите причины неудовлетворенности реформой 1861 г. помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей?

5. В чем Вы видите причины, побудившие Александра II принять земскую реформу? Чего ожидали от нее консерваторы, либералы, революционеры? Чьи ожидания она оправдала?

6. Завершенная в 1864 г. судебная реформа являлась, по общему признанию, наиболее успешной из «Великих реформ» и единственная дожила до конца царского режима без существенных изменений. Главным результатом реформы стало формирование бессословного, гласного, состязательного, независимого от администрации суда. Однако и после реформы в суде оставались черты сословности. Объясните, почему?

7. На кого опирался Александр II при проведении Великих реформ?

8. Как Вы считаете, можно ли назвать реформы 60-70-х гг. шагом по пути к представительному строю и правовому государству?

9. В 1877 г. крестьяне были собственниками более 6% всех частных земель, а в начале ХХ в. – более 15%. Дворянство в период 1877-1905 гг. продало около 20 млн. десятин земли. В то же время цена на землю выросла в 6-10 раз. В чем причина роста частного крестьянского и уменьшения дворянского землевладения?

10. Во второй половине ХIХ в. помещичье хозяйство испытывает кризис. Почему, несмотря на льготные для помещиков условия выкупа, дворяне-землевладельцы не стремились перейти на новые, капиталистические методы хозяйствования? Какой смысл вкладывается в это понятие? Каков был характер этого явления: агрономический или социальный?

11. Кого в России называли разночинцами?

12. В чем причины подъема революционного движения в пореформенной России?

13. Сравните идеологию народничества и марксизма. На какие социальные слои делается ставка, какие конечные результаты ожидаются?

14. Для формирования общественной мысли и общественных движений необходимы определенные условия, в том числе и социальные. Какие изменения произошли в социальном устройстве России во второй половине ХIХ в. и как они способствовали формированию тех или иных общественных направлений?

Темы докладов и сообщений

1. Проведение крестьянской реформы в Южном Зауралье.

2. Государственные деятели эпохи Великих реформ.

3. Террор в России во второй половине XIX в.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Захарова Л.Г. Россия на переломе (самодержавие и реформы 1861 – 1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Политиздат, 1991. – 447 с.

2. История Курганской области (1861 – 1917). В 7-ми тт. – Т. 2. – Курган: КГУ 1996. – 487 с.

3. История Курганской области. Управление Южного Зауралья в досоветский период.
В 7 т. – Т. 7. – Курган: Зауралье, 2001. – 471 с.

4. Корнилов А.А. Курс истории России XIX век. – М.: Высш. школа, 1993. – 446 с.

5. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М.: Политиздат, 1991. – 302 с.

6. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

7. Троицкий Н.А. Безумство храбрых: Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866 – 1882. – М.: Мысль, 1978. – 335 с.

8. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. – М.: Высш. школа, 1999. – 431 с.

9. Федоров В.А. История России. 1861 – 1917. – М.: Высш. школа, 2000. – 384 с.

Дополнительная

1. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX – начало XX в.: Учебник. – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.

2. Савельев В.Г., Кислицин В.А. Буржуазные преобразования и общественно-политическое движение // История Курганской области (1861 – 1917). Т.2. – Курган: КГУ, 1996. – 487 с.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Интерпракс,
1994. – 608 с.

Раздел IV. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Тенденции и основные события Новейшей истории; основные события, связанные с историческим развитием России и Советского Союза в ХХ веке; тенденции исторического развития основных стран Запада и Востока в Новейшее время; трудности становления постсоветской России и основные события ее развития.

Тема 13. Мир в 1918 – 1939 годах.

Вопросы

1. Формирование Версальско-Вашингтонской системы. Послевоенное развитие стран Западной Европы и США.

2. Мировой экономический кризис и «Великая депрессия». Различные пути преодоления кризиса.

3. Восток в 1918-1939 гг.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите условия Версальского договора 1919 г.

2. Как и почему сформировалась Версальско-Вашингтонская система международных отношений?

3. Докажите, что в 1923-1929 гг. была достигнута стабилизация во всех областях жизни Западной Европы и США.

4. Определите сущность и характерные черты кризиса 1929-1933 гг.

5. Назовите основные положения «кейнсианства». Как эту теорию использовали политические деятели стран Запада?

6. Какие направления включала политика «нового курса» Ф. Рузвельта?

7. Назовите причины прихода к власти в Германии национал-социалистической партии во главе с Гитлером.

8. Какие реформы кемалистов в Турции способствовали преодолению отсталости страны?

9. Какие идеи лежали в основе доктрины Махатма Ганди и как они способствовали достижению Индией независимости?

10. На каких два доминиона разделилась Индия к 1947 г.?

11. Каким был внешнеполитический курс Японии в 30-е гг. XX в.

Темы докладов и сообщений

Рекомендуемая литература

Основная

1. Самыгин, П.С. История для бакалавров: Учебник / П.С. Самыгин и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

Дополнительная

1. Блок А. Собрание сочинений. – Т.5. Записные книжки. – М.: Художественная литература, 1965. – 408 с.

2. Бунин И. Окаянные дни. – М.: Современник, 1990. – 255 с.

3. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.

4. Горинов М.М., Цакунов С.В. 20-е годы: становление и развитие новой экономической политики // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. – М., 1991

5. Горинов М.М., Дошенко Е.Н. 30-е годы // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. – М., 1991.

6.

7. Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. – М.: Советский писатель, 1990. – 430 с.

8. Грациани А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917-1933: Очерк. – М.: РОССПЭН, 2001. – 96 с.

9. Деникин А.И. Очерки русской смуты. – В 2-х кн. – М.: Наука, 1991. – 626 с.

10. Декреты Советской власти. – Л.: Госполитиздат, 1977. – 626 с.

11. Милюков П.Н. Воспоминания. – В 2 т. – М.: Современник, 1990.

12. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа. / Под ред. П.В. Волобуева. – М.: Политиздат, 1991. – 240 с.

13. Октябрь в Сибири. Хроника событий (март 1917 г. – май 1918 г. – Новосибирск: Наука, 1987. – 320 с.

14. Октябрьская революция. Вопросы и ответы. – М.: Политиздат, 1987. – 480 с.

15. Политическая история России в партиях и лицах. – М.: ТЕРРА, 1994. – 304 с.

16. Поляков Ю.А., Дмитренко В.А., Щербань Н.В. Новая экономическая политика: Разработка и осуществление. – М.: Политиздат, 1982. – 240 с.

17. Поцелуев В.А. История России ХХ столетия. – М.: Владос, 1997. – 512 с.

18. Рид Дж. Десять дней, которые потрясли мир. – М.: Художественная литература,
1987. – 352 с.

19. Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов. – М.: Политиздат, 1991. – 461 с.

20. Режим личной власти Сталина: к истории формирования / Под. ред. Ю.С. Кукушкина. – М.: МГУ, 1989. – 160 с.

21. Рогалина Н.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути. – М.: МГУ, 1989. – 224 с.

22. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931-1941.–М.: Высш. школа, 1992.–303с.

23. Суханов Н.И. Записки о революции: в 3-х. – М.: Политиздат, 1991-1993.

24. Троцкий Л.Моя жизнь. – М.: Панорама, 1991. – 624 с.

25. Шульгин В.В. Дни. 1920. – М.: Современник, 1989. – 559 с.

26. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. – Смоленск: Русич, 2001. – 496 с.

Темы докладов и сообщений

1. Гражданская война: ход боевых действий.

2. Красный и белый террор.

  1. Противоречия НЭПа (успехи и провалы).
  2. Внутрипартийная оппозиция: альтернатива или тупик развития?
  3. Коллективизация и раскулачивание на Урале.
  4. СССР и гражданская война в Испании (1936 – 1939 гг.).
  5. Советско-финская война 1939 – 1940 гг.: агрессия или пограничный инцидент

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «политика умиротворения агрессора», какие мероприятия она в себя включала, кем и против кого проводилась?

2. Какими причинами можно объяснить крупные военные успехи Германии и Японии в начальной фазе второй мировой войны?

3. Какие события получили в истории название «странная война»? Почему?

4. В чем причины поражения РККА в начальный период Великой Отечественной войны?

5. Что означает термин «коренной перелом»? С какими сражениями Великой Отечественной войны он связан?

6. Каковы роль и значение партизанского движения в годы Великой Отечественной войны?

7. Какие внешнеполитические последствия повлек за собой разгром немецко-фашистских войск на Курской дуге?

8. Как прореагировал Уинстон Черчилль, узнав о нападении Германии на СССР?

9. Что такое ленд-лиз и какова его роль в победе СССР над Германией?

10. Когда и где проводились встречи глав государств - союзников в годы второй мировой войны? Какие решения были на них приняты?

11. Какие проекты послевоенного устройства мира выдвигались «большой тройкой»?

12. Что такое «второй фронт»? Обладали ли США и Великобритания достаточными материальными и людскими ресурсами для его открытия ранее 1944 г.?

13. В чем причины вступления СССР в войну против Японии?

14. Какова динамика выпуска военной техники в СССР, Германии, США, Великобритани

Наши рекомендации